Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и субкультура бедности




Нищие и обездоленные. Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездоленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство - это крестьянское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т. е. обиженными обществом, но приближенными к богу. После революции 191 7 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда. В Европе ХVI в., пока государство не взяло на себя заботу о благосостоянии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, попавший в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милостыни нищим считалась очищением от грехов. В XIX в. один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав его по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, нищие даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни и немочь.

Но чувства уважения и сострадания постепенно уходили в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попрошайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось преступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В некоторых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бродяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.

Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность – основной источник так называемых неблагополучных детей.

Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие надежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность -это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в не престижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дискомфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбления становятся обычным делом.

В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы расширить свой кругозор. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь им в учебе. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом, то на свет появляется неполноценное потомство.

В этих условиях формируется особый образ жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали список черт, определяющих бедность:

- экономическая и социальная зависимость;

- отсутствие четких моделей ролевого поведения;

-девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;

- отчуждение и политическая пассивность;

- отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;

- повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы);

- доминирующее положение женщины в семье;

- ранний секс;

- преклонение перед физической силой.

Социологи пришли также к заключению, что эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а лишь его части - тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие «андеркласс». Он описывает категорию людей, которые попали на «социальное дно», опустились, спились, потеряли связи с родными и семьей (бездомные, хронические алкоголики).

С переходом человечества к высшему государственному устройству социальное, экономическое и политическое неравенство усилилось, приобрело законную силу и получило институциональную форму.

Социальное неравенство означает присутствие классов и сословий, деление людей на бедных и богатых.

Экономическое неравенство означает разное отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту труда (пище), разные доходы и богатство.

Политическое неравенство означает деление общества на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, обладающих властью и безвластных.

Таким образом, ключевым моментом политического неравенства выступает понятие власти, которая важна потому, что, установив глубинную природу власти, можно обнаружить источники и механизм политического неравенства, его возникновения и воспроизводства.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

· Является ли социальное неравенство атрибутом социальной жизни? Почему?

· Можно ли преодолеть неравенство?

· Сравните три признака экономического неравенства - доход, богатство и заработную плату. Каким образом с их помощью можно выразить различия в уровне жизни населения?

· Характеризуя структуру античного общества, Платон выделил три класса (вспомните их). А какие классы в российском обществе можете выделить вы? Охарактеризуйте их.

· Во времена Аристотеля и Платона высший класс был наделен огромными привилегиями, он постоянно злоупотреблял своей властью. А как происходит сегодня? На ваш взгляд, что-нибудь изменилось в закономерностях развития человеческого общества за две споловиной тысячи лет?

· Вопрос о частной собственности поднимался в истории социальной мысли неоднократно. Многие мыслители считали ее источником неравенства и социального зла, предлагая упразднить ее. А что вы думаете по этому поводу? Улучшатся взаимоотношения между людьми, если частную собственность заменить общественной? Аргументируйте свою точку зрения.

· Как вы понимаете мысль Ф. Тенниса о том, что сословия основаны на общине, а классы — на обществе. Аргументируйте свой ответ. Обратитесь к работам Ф. Тенниса.

· Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник доярка, менеджер, кассир, учитель, водитель, врач, парламентарий юрист, токарь, продавец, сторож.

· Определите, к какому классу общества вы принадлежите - к высшему, среднему или низшему?

· Предложите способы, систему социальных мероприятий, при помощи которых можно ликвидировать абсолютную бедность, отно­сительную бедность.

· В каких случаях при описании относительной бедности можно пользоваться сравнением материального положения своей социальной группы (а) с положением другой социальной группы, (б) с положе­нием своей социальной группы в прошлом?

· Сравните черты образа жизни богатых в России и в Америке. Что у них общего и чем они различаются?

· По мнению некоторых ученых, люди беднеют не из-за промыш­ленной отсталости страны, а из-за чрезмерного угнетения их государст­вом. Государство, подавляющее инициативу, уничтожает средний класс. А там, где нет мощного среднего класса, поляризация на бедных и богатых сильнее. Как бы вы прокомментировали эту точку зрения?

· Каковы, на ваш взгляд, перспективы «новых русских» и «новых бедных» в третьем тысячелетии?

· Т. Мальтус считал: бедность - следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо, считает он, отменить государственные субсидии, а заботу о бедных всецело возложить на частные благотворительные фонды. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России? Дж. С. Милль считал ограничение рождаемости лучшим средством борьбы с нищетой. Каково ваше мнение на этот счет?

· Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатых, тем больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, следовательно, меньше бедных и нуждающихся. А как думаете вы? обоснуйте свою точку зрения.

· Раскройте проблемы нищенства в дореволюционной и современной России. Расскажите о нем как об особой субкультуре.

· Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтоб выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива?

· Среди социологов XIX века бытовала и такая точка зрения. Бедность не только зло, но и благо. Она — необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество нацию, расу, группу от наименее приспособленных. А какова ваша точка зрения? Обоснуйте ее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.