Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Омонимы и их употребление




Воетволк — воетбуря. 5) Гладитьбельё — гладитьво­ лосы. 6) Подошватуфель — подошвагоры. 7) Светлая аудитория— внимательная аудитория. 8) Работана про­ изводстве — сдать работу.9) Читать Чехова— произведе­ ния Чехова. 10) Штыквинтовки — отряд в тысячу шты­ ков.


31. Прочитайте. Определите значения выделенных слов. Какие
из них употреблены в прямом, какие — в переносном значении?
Спишите. Объясните правописание.

1) Г..рит восток з..рёю новой. 2) Бывало, он ещё в по-стеле: к нему записочки несут. Что? Приглашенья? В са­мом деле, три дома на вечер зовут. 3) Бр..нил Гомера, Фео-крита; за(то) читал Адама Смита и был глубокий эконом.

4) Края Москвы, края родные, где на з..ре цветущих лет
часы беспечности я тратил золотые, (не)зная горестей и
бед. 5) Пылай, камин, в моей пустынной келье. 6) Вся де­
ревня
бежит к нему навстречу, все его приветно поздравля­
ют. 7) Он... выигрывал беспрестанно, и загребал себе золо­
то,
и клал ассигнации в карман. 8) Но, торжеством победы
полны, ещё кипели злобно волны. 9) Шубы и плащи мель­
кали мимо величавого швейцара.

(А. Пушкин)

32. Прочитайте. Укажите, в каких целях используются много­
значные слова. Спишите, расставляя недостающие знаки препи­
нания. Объясните их употребление.

1) Называю её [повесть] великою потому что она в са­мом деле выходит великою т. е. большою и длинною. (Ч.)

2) С этой историей случилась история нам рассказал её приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. (Г.)

3) В небе вон луна такая молодая, что её без спутников и выпускать рискованно. (Маяк.) 4) Я пошёл на базар и стал предъявлять местным жителям фотографию с лермонтов­ского рисунка. Очень скоро я достиг значительных резуль­татов: превратил базар в настоящий базар. (И. Андр.)

5) Маяковский ваши стихи (не)волнуют (не)греют
(не)зар..жают. — Мои стихи (не)море (не)печка и (не)чума.
(Л. Кассиль)

§ 6. ТРОПЫ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

На употреблении слова не в прямом, а в переносном зна­чении основаны многие стилистические приёмы, придаю­щие яркость и выразительность нашей речи. Эти приёмы называются тропами (от греч. tropos — поворот, оборот речи).


Тропы начали изучать в глубокой древности. Основные их типы были выделены уже в античных риториках. Это метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет.

Метафора (от греч. metaphora — перенос) — переос­мысление значения слова на основе сходства явлений или их признаков. Ср.: медведь (название животного) — мед­ведь (неуклюжий человек). Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Не случайно её часто называют сокращённым сравнением; ср.: волосы, как коп­накопна волос.

Разновидностью метафоры является олицетворение. Это стилистический приём, с помощью которого неодушевлён­ные предметы, явления природы, отвлечённые понятия предстают в образе человека или другого живого существа, например: Улыбнулась солнцу сонная земля. (Ее.)

Олицетворение может выражаться не только метафорой, но и сравнением, например: А тайная боль разлуки засто­нала белою чайкой... (Ахм.); А солнышко, словно кошка, тянет клубок к себе. (Ее.)

Олицетворением является и обращение к неодушевлён­ному адресату, которому в результате приписывается спо­собность участвовать в диалоге: Ах, поля мои, борозды ми­лые, хороши вы в печали своей! (Ее.)

Метонимия (от греч. metonymia — переименование) — переосмысление значения слова на основе смежности поня­тий, их связи, например: А Петербург неугомонный уж ба­рабаном пробуждён (П.) — в основе тропа — связь между местом и людьми, которые в нём находятся; Не то на се­ребрена золоте едал (Гр.) — связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен.

Синекдоха (от греч. synekdoche — соподразумевание) — троп, в основе которого замена названия целого названием какой-либо его части или наоборот. Это переосмысление значения слова по количественному признаку, например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Л.); Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. (С. Орлов)

Особое место среди тропов занимает эпитет.

Эпитет (от греч. epitheton — приложенное, прибавлен­ное) — троп, выступающий в предложении в роли опреде­ления или обстоятельства образа действия. Это образное


определение, придающее речи выразительность: Тихие до­лины полны свежей мглой. (Л.); Лениво и бездумно... сто­ят подоблачные дубы. (Г.). Эпитетом может быть метафора или метонимия, ср.: Вся комната янтарным блеском оза­рена. (П.); Гремят раскаты молодые (Тютч.) — метафори­ческий эпитет; Идёт-гудёт зелёный шум (Н.) — метони­мический эпитет.

Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какое-ли­бо явление, признак или действие с целью усиления впе­чатления, например: Хлестаков... .На столе... ар­бузв семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по ули­цам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров. (Г.)

33. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Найдите тропы, укажите их тип.

1) Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый ок..ан. (П.) 2) Шум увеличивается; по всем лестницам раздаётся беготня. Бегут армяки, полу­шубки, чепцы, немецкие долгополые кафтаны купцов, тре­угольные шляпы и... шинели всех родов... (Г.) 3) Там, где кончалась тропинка, далеко (в)низу у песча..ого побережья лениво пенились и нежно мурлыкали (н..)высокие вол­ны. (Ч.) 4) Поднялся (в)друг весь псарний двор... (В)мину-ту псарня стала адом. (Кр.) 5) Скрипка издёргалась, упра­шивая, и вдруг разр..велась так (по)детски. (Маяк.) 6) И-.олит Матвеевич провёл щёткой по коротко остри -же..ым алюминиевым волосам. (И. и П.) 7) Раздалось ме­та..ическое кряканье и клёкот мотора. (И. и П.) 8) В лам­пах как(будто) прибавили свету, и (в)друг... заплясали оба зала, а за ними заплясала и в..ранда. (Булг.) 9) Первый лёд. Это в первый раз. Первый лёд телефо..ых фраз. (Возн.) 10) (Черно)глазых белых берёз жёлт и зелен речной откос. (Сок.) 11) Осенний дождь, двойник мой серый, долдонил в уши свой рассказ. (А. Тарковский)

34. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей». Ка­
кие выразительные средства языка в нём использует поэт? Опре­
делите их роль в тексте. Сопоставьте выразительные языковые
средства в первой и второй частях стихотворения. Чем они разли­
чаются?


Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней. И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей...

35. Прочитайте текст В. Рождественского. Определите тип ре­чи и тему текста. Озаглавьте текст. Продолжите ряд сравне­ний своими примерами. Составьте схему первого предложе­ния текста. Определите тип сказуемого в выделенном предло­жении.

Когда мы замечаем сходство между двумя явлениями или предметами, у нас возникает законное желание срав­нить их. Нередко такое сравнение помогает нам лучше по­нять то и другое явление. Поэтам очень часто приходится иметь дело с таким приёмом, как сравнение, для того что­бы пояснить свою мысль. И конечно, сравнение должно быть образным, картинным. Как правило, мало понятное или непривычное сравнивается с более понятным. Но, ра­зумеется, никак нельзя делать наоборот...

В нашей классической поэзии мы найдём много интерес­ных и художественно ярких сравнений. Приведём здесь не­которые из них.

Нева металась, как больной В своей постели беспокойной.

(А. Пушкин)


Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится.

(А. Пушкин)

И гор зубчатые хребты Причудливые, как мечты.

(М. Лермонтов)

Как молоком облитые, Стоят сады вишнёвые.

(Н. Некрасов)

36. Прочитайте. Найдите сравнения. Укажите их синтаксиче­
скую роль и способ выражения. Назовите признак, на основании
которого одно явление сравнивается с другими. Какие сравнения
представляются вам особенно яркими и меткими? Объясните от­
сутствие тире во 2-м и 4-м предложениях.

1) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (П.) 2) Семь лет словно семь ослепительных дней. (Ахм.) 3) Лежал закат костром багровым. (Ахм.) 4) Заря как пожар на снегу. (Ее.) 5) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Рубц.) 6) Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит. (Н.) 7) Пыхтит вокзал, как самовар на кухне. (Ма­як.) 8) Сыплются листья дождём золотым. (Бун.) 9) И как пламя, рдеют алые цветы. (Бун.) 10) Луна плывёт, как круглый щит давно убитого героя. (Гум.) 11) Рогатым копьём ударила молния. (М. Семёнова)

37. Учёные расходятся в оценке сравнения. Одни относят это вы­разительное средство языка к тропам, другие нет. Выскажите свою точку зрения. Подготовьте небольшой текст-рассуждение на тему «Можно ли считать сравнение тропом?».

38. Прочитайте текст. Определите стиль, к которому он относит­ся, и тип речи. Какие выразительные средства языка использует автор? Какие тропы сближают жизнь человека и жизнь природы? Спишите, раскрывая скобки и вставляя недостающие знаки пре­пинания.

Я шёл лесом затоптанным побитым пошарпанным, в... петлях троп и дорог.


(В)переди, чуть выдавшаяся к дороге, стояла (некруп­ная коленом изогнутая (чёрно)пегая берёза вся прошитая солнцем трепещущая от тепла и лёгкого, освежающего ду­новения происходящего в кроне...

Я приостановился приложил ладонь к корявинам ствола и услышал горькой струёй сквозящую печаль — так может пахнуть только увядающее дерево и (не)слухом (не)зрени-ем, а каким(то) во мне ещё (не)отжившим ощущением при­роды уловил (не)слышное движение заметил искрой светя­щийся, парящий в воздухе берёзовый листок.

Медленно, (не)охотно и в то(же) время торжественно па­дал он цепляясь за ветки за изветренную кожу за отломан­ные сучки братски приникая ко встречным листьям. (В. Астафьев)

Омонимами (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя, название) называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: лавка1 (ска­мья) — лавка2 (магазин); кормовой1 (находящийся на кор­ме) — кормовой2 (служащий для корма); заставить1 (за­городить, занять чем-либо пространство) — заставить2 (принудить).

Омонимы нередко используются в художественной ли­тературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможно­сти для игры слов, построенной на столкновении их раз­личных лексических значений, например:

Слово звучит Сёлам, и школам,

Над разбуженным краем: И сельсовету.

Свет добываем! И всему свету\

Свет добываем! И всему ceemyl

(А. Твардовский)

В речи значения омонимов обычно легко разграничива­ются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказыва­ний может возникнуть нежелательная омонимия, двузнач-

2 — В. Ф. Греков SS


ность, мешающая быстрому восприятию смысла, напри­мер: Экскурсанты прослушали объяснения руководи­теля группы (слушали они руководителя внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежела­тельной омонимии допускать не следует.

39. Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите,
относятся они к явлениям многозначности или омонимии.

1) Заводской клуб — клуб дыма. 2) Затопить печь — затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток.

4) Вид моря — открытка с видом на море — вид глагола.

5) Трубит горн — пылает горн. 6) Серебряный подстакан­ник — серебряный иней. 7) Противотанковая мина — грустная мина. 8) Бархатное платье — бархатный голос. 9) Железнодорожный мост — воздушный мост.

40. Прочитайте. Укажите, на чём построена игра слов в следую­
щих примерах.

1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать пред­лог, чтоб не учить предлоги? (Н. Матвеева) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют гла­за, а при словах «прилагательное» и «придаточное» учени­ки с надеждой смотрят на будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поел.)

41. Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использо­
вании многозначных слов и омонимов. Внесите необходимые ис­
правления и спишите.

1) Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микро­районе. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Чацкий замечает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных». 5) При цити­ровании стихов в сочинениях допускаются некоторые не­точности. 6) Результаты контрольных работ, проведённых в разных городах, были отличные. 7) Из-за рассеянно­сти шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 8) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, до­пущенные при эксперименте. 9) Как известно, чтение Го­голя никого из его современников не оставляло равно­душным.


42. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тек­сте. Спишите, расставляя знаки препинания.

(Пол)часа для занятого человека то(же) время и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть при­хваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомил­ся Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (не)охотой очевидно он считал себя крайним. (А. Крон)

§ 8. УПОТРЕБЛЕНИЕ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ

I. Синонимы — это слова, различные по звучанию и на­писанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лек­сическое значение, например: кавалерияконница; боль­шойогромный, громадный; боятьсяробеть, стра­шиться; жаразной.

Обычно каждый из синонимов имеет особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов. Так, сино­нимы красный, алый, багряный, багровый обозначают раз­ные оттенки одного цвета. Наиболее точно понятие о таком цвете выражено в слове красный, обозначающем «имеющий цвет крови», например: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке. (П.) Слово алый значит «ярко-крас­ный»: Полились сперва алые, потом красные, золотые по­токи молодого, горячего света. (Т.) Слово багряный имеет значение «густо-красный»: Роняет лес багряный свой убор. (П.) Багровый — это «густо-красный со слабым сине­ватым или лиловым оттенком»: Дубровский затрепеталбледное лицо покрылось багровым румянцем. (П.)

Некоторые синонимы, называя одно и то же понятие (предмет, действие, признак) и имея одинаковое лекси­ческое значение, различаются своей экспрессивной1 окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, степенью употребительности. Сравним, например, слова глаза, очи, зенки. Все они обозначают орган зрения и явля­ются синонимами. При этом слово глаза служит простым названием данного понятия, не несёт никакой дополни-

1 Экспрессивный (от лат. expressio — выражение) — содержа­щий выражение чувств, настроений, положительную или отрицательную оценку обозначаемых явлений.


2*



тельной экспрессивной окраски, широко употребительно как в разговорной, так и в книжной речи, например: И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз. (П.) Слово очи, обозначая глаза, одновременно имеет окраску некоторой торжественности, оно употребляется преимуще­ственно в поэтических произведениях, например: Где ж вы, где ж вы, очи карие, где ж ты, мой родимый край! (Исак.) Наоборот, слово зенки имеет оттенок крайней рез­кости, грубости, употребляется в устной, ненормированной речи, например: Старая хозяйка... говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». (М. Г.)

Многие синонимы отличаются друг от друга одно­временно как оттенками лексического значения, так и экспрессивной окрашенностью и стилистической закреплён­ностью, например: жаловаться («высказывать обиду, огор­чение», общелитературное) — ныть («надоедливо, назойли­во жаловаться», разговорное); изучать («заниматься», об­щелитературное) — штудировать («тщательно изучать», книжное).

Наконец, есть небольшая группа таких синонимов, ко­торые имеют одинаковое лексическое значение и не отли­чаются друг от друга ни экспрессивной окрашенностью, ни стилистической закреплённостью (полные синонимы), на­пример: термометрградусник, языкознаниеязыко­ведение, осьминогспрут.

Богатство синонимов в русском языке даёт возможность пишущим избегать однообразия речи, устранять в ней не­оправданные повторения одинаковых слов. Синонимы слу­жат также для уточнения мысли, для усиления вырази­тельности речи, являются одним из средств экспрессивной оценки, например: 1) Послышался отчаянный лай собак. Так они лают обыкновенно на почтальонов... И дейст­вительно, взглянув в окно, я увидел письмоносца. (Кор.); 2) Сияло солнце... блестела трава в бриллиантах дож­дя, и золотом сверкала река. (Т.); 3) Вронский был в выс­шей степени бережлив и расчетлив на хозяйственные мелочи. (Л. Т.)

П. Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: другвраг, горя­чийхолодный, убеждатьразубеждать.


Антонимы используются как яркое изобразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста, например: 1) Радость ползёт улиткой, у го­ря бешеный бег. (Маяк.); 2) Ласточка день начинает, а соловей кончает. (Поел.); 3) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. (А. В.); 4) Я хотел бы окать и умереть в Париже, если б не бы­ло такой землиМосква! (Маяк.)

43. Прочитайте и укажите значение выделенных синонимов. Ка­
кие из синонимов различаются лексическим значением, какие —
экспрессивной окрашенностью? Назовите полные синонимы.

1.1) В эту минуту презрение заглушило во мне все чув­ства ненависти и гнева. 2) Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. 3) «Ты лжёшь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве. — Ты лжёшь самым бесстыдным образом!»

(А. Пушкин)

П. 1) И знают все на свете страны, все острова, матери­ки: сроднились воды океана и Волги-матушки реки. (Твард.) 2) Спортсмены всех континентов участвовали в Олимпийских играх. (Газ.)

III. 1) Лунёв медленно пошёл по широкой аллее, вды­хая глубоко душистый запах лип. (М. Г.) 2) Прибой набро­сал на камни пахучей морской травы. (М. Г.)

IV. 1) Беседа Анны Сергеевны с Базаровым продолжа­лась недолго. (Т.) 2) Восемь дней сраженье длилось. (П.)

3) В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои.
(П.)

V. 1) Маша улыбнулась, её лицо оживилось. (Т.)
2) Детский лик царевича был ясен. (П.) 3) Из лавок высо­
вываются сонные физиономии. (Ч.) 4) Саня полусидел на
столе, рисуя рожи. (Кав.)

44. Спишите, подбирая к каждому выделенному слову сино­
нимы.

I. 1) Слушать интересный рассказ. 2) Беседовать с веж­ливым молодым человеком. 3) Узнать подлинную правду.

4) Услышать неистовый крик. 5) Обладать незаурядным
умом. 6) Показать недюжинные способности. 7) Писать
витиеватым слогом. 8) Иметь своенравный характер.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.