Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буквы ы — и после ц




 

| Пишется ы Пишется и
\ В корнях слов-исключений: цыган,! цыпочки, цыплёнок, цыц и образо­ванных от них слов; 1 в окончаниях: огурц\ы\, бледноли- | в суффиксе -ын: сестрицын В остальных случаях: циферблат, цирк, ака­ция

143. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значе­
ние выделенных слов.

Ин..ц..атива, классицизм, делегация, акционер, ли­сиц..н, агитац..я, декл..рац..я, антиц..клон, бледнолиц.,й, газификация, ц..ремония, интелл..генц..я, ц..пенеть, мо­дернизация, оптимизация, канцелярия, ц..вилизац..я, операция, ц..низм, прецедент, исц..лить, Синиц.. н, ко­эффициент, провинц..альный, эск..лац..я, коллекция, Птиц..н, лиц..мер, эксплуатация, ин..ц..алы, демократи­зация, ц..нзура, кристалл..зац..я, проц..дить, инцидент, циркуляр, плоскогубц.., ц..линдр, ц..рюльник, процеду­ра, комп..нсац..я, д..сс..миляц..я, принципиальность, ц..плята, взять под уздц.., расцеловаться, дисциплина, оц..пенеть, щипц.., рец..див, нац..я, цикличность, рац..он, ауд..енц..я, грациозный, сц..пление, социология, целеб­ный, энцеклопедия, тр..диц..я, рез..денц..я, спец..алист, рест..враЦеЯ, информаЦеЯ.

144. Спишите, вставляя пропущенные буквы; объясните графи­
чески выбор орфограммы в корне.

Образец: облегчитьлёгкий, разбирать, станция, авантюра (слов.).

ОбНеЖившиеся склоны; погл..щена чтением фентасти-ки; ранние сумерки; бл..стящие льды; осв..тить пр..блему; осозн..вать сложность вопроса; удачное звукоподр..жание; разр..дить..тмосферу; прес.кать попытки; св..щенный долг; ст..сняться своей неловкости; своевременное пок..яние; привлекательный п..лисадник; обл..чать поро­ки; искреннее изв..нение; полезное времяпрепров..ждение; точное летоисЧеСление; стреЖайший запрет; пор..ждать полем..ку; подл..иное мастерство; огл..шать список; не-


прик-.сновенный запас; прич..нять боль; з..ря разгорается; л..пестки причудливых растений; мерцающий свет; широкий ди..п..зон; прекрасный к..мпл..мент; далёкий к..нт..нент; оригинальное реп1ение проблемы;..раторское искусство; проскл..нять прилагательное; выж..гать рису­нок; изменить положение; прос.ка зар..стает; выступать в ц..рке; ц..плята выр..сли; семена прор.хли; бл..ста­ет частотой; избирать д..л..гатов к..нф..ренц..и; лест­ное сравнение; ненужная бл..готв..рительность; зонт пром..кает; обм..кнуть кисть в краску; подмочивший свою р..путац..ю; пл..вучий дом отдыха; использовал ц..та-ту; просветительская работа; увлечение архитек­турой; стр..дать от зноя; обнаружить автогр..ф поэта; во­зобновление движения; вп..ч..тление от прочитан­ного; зал.. вается жаворонок; ок.. заться ев.. дете л ем; заменить в л..вушку; воплощение зам..сла; истинное насл..ждение; прид..вать зн..чение; обн..ружить д..фект; новое разоч..рование; ум..ротВорённый взгляд; страшное пор..жение.

145. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скоб­ки, расставляя недостающие знаки препинания. Прочитай­те текст, озаглавьте его. Какие типы речи сочетаются в тексте? Составьте схемы выделенных предложений. Выпишите из тек­ста по два слова: 1) без окончания; 2) с нулевым окончанием. Укажите, к какой части речи они относятся. Подберите синони­мы к слову засверкать. Найдите в тексте градацию. Какова её роль?

Путешественники проб..рались сквозь зар..сли напол­ненные криками птиц и шелестом их крыльев. Тьма р..де-ла и (в)дали начали вырисовываться (не)ясные очертания скалистых гор. Небо быстро бл..днело звёзды тускнели тая­ли на глазах и исчезали.

о.Это была ш..рокая д..лина поросшая высокой розовой травой. Линию г..ризонта закрывала тёмная тр..да леса. Он т..нулся в сторону скал и т..рялся где(то) в предгорьях. Справа д..лина постепенно пон..жалась и (по)видимому за­канчивалась обрывом над рекой. (От)туда отч.. тл иво доносились ш..рох и плеск воды. Однако разгл..деть что происходит там (в)низу было (не)возможно за обрывом огромным м..хнатым облаком в..сел туман.


Но вот небо над далёкими горами покраснело накаля­ясь всё ярче и ярче и стало наконец б..гровым. Вершины гор внезапно ослепительно засверкали и на д..лину от гор упали длинные тени. И в свете разгорающегося дня путе­шественники вдруг увидели: всё что р.-стёт на этой пл..не-те удивительно розового цвета. Зачарованные они молча смотрели по сторонам. (По В. Губареву)

146. Какие из приведённых ниже эпитетов, взятых из «Словаря
эпитетов русского языка» К. Горбачевича, Е. Хабло, можно ис­
пользовать в сочетании со словом небо, говоря 1) о цвете, нали­
чии или форме облаков; 2) о наличии или отсутствии солнца;
3) о впечатлении, психологическом восприятии? Какие эпитеты
к данному слову можно было бы использовать в тексте упражне­
ния 145?

Предрассветное, блёклое, безмятежное, тихое, ласковое, тоскливое, дымное, мглисто-багровое, предутреннее, таин­ственное, огненное, румяное, пурпурное, притихшее.

147. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие зна­
ки препинания. Найдите в тексте градацию. С какой целью её ис­
пользует автор? Подберите синонимы к слову нестерпимый (мо­
роз), расположив их в порядке усиления признака.

Над ровным полем аэродрома св..стит ветер. Он взм..тает сухую п..лену снега швыряет в лицо к..лючую пыль обжига­ет глаза нестерпимым морозом не д..ёт вздохнуть. Металл если к..снуться его без п..рчаток мгновенно прил..пает к рукам. Но у самолётов в т..мноте к..пошатся люди...

Ветер пошевеливает на земле самолеты насквозь прони­зывает тело кожа сл..зает с пальцев обожженная стылым металлом; небо уже бл..днеет вялым зимним рассветом а техники упрямо продолжают готовить машины: ветер раз­гонит облака и погода несомненно станет лётной. (Л. Со­болев)

148. Спишите. К выделенным словам подберите синонимы.

1) Слава Кутузова неразрывно соединена со славою Рос­сии. (П.) 2) Благосл..ви, поэт... В т..ши парнасской сени я с треп..том скл..нил пред музами колени. (П.) 3) Я стал писать охотничьи рассказы, прославляющие радость жиз­ни. (Пришв.) 4) Гиацинты изд..вали в маленькой комнат­ке сильный зап..х. (Гонч.) 5) Очарование сна ещё не рас-


сеялось. (Пол.) 6) Мартьянов с.дел неподвижно, как изв..яние. (М. Г.) 7) Спичка дог..рала, обж..гая пальцы Якова Лукича. (Шол.) 8) Бл..стели отлакированные росой рельсы. (Шол.) 9) Аппарат мчался по касательной против вр.-щения Земли. (А. Н. Т.) 10) Рощин на ск..ку соск..чил с с.дла. (А. Н. Т.) 11) Из-за деревьев в..днелась светлая крыша оранжереи и из-под оврага поднимался р..стущий туман. (Л. Т.) 12) Никита, отщ..пнув сухими и очень бе­лыми пальцами мякиш хлеба, м..кал его в мёд и, не тор..пясь, ж..вал. (М. Г.) 13) По р..внине быстро разлива­лась тьма, погл..щая очертания. (Кор.)

149. Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится этот текст. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Пе­рескажите текст, используя форму изложения от 3-го лица.

Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком ма­тери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как благотворный дождь падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увлекавшиеся поэзиею обязаны непосредственным влиянием на наше эстетиче­ское образование.

Ч,.тал лекцию Давыдов профессор истории русской ли­тературы. «Вот вам т..ория искусства, — сказал Уваров обращаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, — а вот и самоё искусство», — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно за­ранее приг..тов ленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовскии. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу пе­решёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригласил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессо­ров. Не умею выразить как вел..ко было наше наслажде­ние видеть и слышать нашего кумира.

Я не припомню всех подробностей состязания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древне­русского эпоса. (И. Гончаров)


§ 24. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

150. Используя таблицу, вспомните правило написания со­гласных в корне.

Виды орфограмм-согласных в корне

 

Сомнительные согласные Непроизносимые проверяемые согласные Непроверяемые согласные
Чтобы не ошибиться в написании со­мнительной или непроизносимой со­гласной, надо подобрать родственное слово, в котором эта согласная стоит перед гласной или согласными л, м, н, р: приставкаприставить, низ­кийнизок, пробкапробочка; местныйместо, надкостницакость Если проверочное сло­во нельзя подобрать, написание звонкой или глухой согласной устанавливается по орфографическому словарю: чувство­вать, группа, преце­дент

Следует различать:


блеснуть, проблески косный (отсталый), косность, коснеть, косноязычный, за­коснелый

ровесник (от «одинаковый по годам, по вёснам») свиснуть (свисать) шествовать (шедший, шёл) яства (от ясти — есть)


блестеть, блёстки костный (мозг), костная (ткань)

сверстник (от «верста», «одинаковый по возрасту») свистнуть (свист) шефствовать (быть шефом) явственно (явный)


151. Распределите слова по видам орфограмм-согласных в них.

Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Прелес(?)ный, хлес(?)нуть, извес(?)ный, хрус(?)нуть, со-вес(?)но, опас(?)ный, радос(?)ный, ше(?)ствие, наез(?)ник, трос(?)ник, крепос(?)ной, доблес(?)ный, грус(?)ный, влас(?)ный, поверхнос(?)ный, пристрас(?)ный, пас(?)би-ще, ус(?)ный, гиган(?)ский, лес(?)ница, окрес(?)ный, учас(?)ник, поз(?)ний, мя..кий, у..кий, про..ьба, моти.., ше..ский (концерт), дилетан(?)ский, ужас(?)но, без­молвствовать.


152. Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем по­
рядке: с сомнительной согласной в корне, непроизносимой прове­
ряемой, непроверяемой. Вставьте пропущенные буквы.

1) Мы шли по вя..кому песку прилива к хижинам, ко­торые видели под деревьями. (Гонч.) 2) Трудно выдумать печальнее мес(?)ность. (Гонч.) 3) Ше(?)ствие направлялось по улице столицы к королевскому дворцу. (Проск.) 4) Чу(?)ствую, как многотонная гиган(?)ская сигара устре­милась ввысь. (Г. Титов) 5) Мох мя..ко пружинит под но­гами. (Абр.) 6) Самолёт вздрагивает от ре..ких толчков. (И. Ефремов) 7) Девять из десяти учас(?)ников скачки прибыли на поезде к месту соревнования. 8) И за стенами чу(?)ствовалась та же неподвижность. (Т.) 9) Сле..ка ны­ряя по мя.жим волнам, плыла наша быстрая ло..ка. (Т.) 10) Вдруг внизу я(?)ственно скрипнула дверь, послыша­лись уверенные шаги. (В. Пикуль) 11) С утра до вечера по окрес(?)ным долинам и холмам пехота и конница отраба­тывала совмес(?)ные манёвры. (Б. Акун.) 12) Он ела..ко потянулся, и сразу стало радос(?)но, праз(?)нично, весело. (Б. Акун.)

153. Прочитайте- Расскажите, как этимология помогает объяс­
нить написание выделенных слов. К каким словарям нужно обра­
титься, чтобы получить информацию об истории слова? Составьте
с выделенными словами предложения и запишите их.

Из биографии слов...

Присутствоватьпри + суть (быть) + ств + ова (ть). (В чем суть вопроса?)

Залихватскийза + лихо (слишком) + хватать; бук­вально «сверх меры хватающий».

Наперсникна + перси (грудь) + ник; буквально «тот, кого держат около груди, пестуют как младенца».

Напёрстокна + перст (палец) + ок.

154. Выпишите выделенные слова, объясняя графически вы­бор пропущенной буквы.

Образец: страстныйстрасть.

1) Она вставала только затем, чтобы в..леть подать к..кое-нибудь новое я(?)тво. (Т.) 2) И ше(?)ствуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уз(?)цы мужичок. (Н.) 3) Я пос(?)лал себе на диване и стал раздаваться. (Ч.)


4) И человека человек послал к анчару влас(?)ным взгля­дом. (П.) 5) Здра(?)ствуй, племя младое, незнакомое. (П.) 6) Всё безмол(?)ствует, кроме ветра. (Григ.) 7) Рано чу(?)ства в нём остыли. (П.) 8) В области иску..тва, в твор­честве сер(?)ца русский народ обнаружил изумительную си­лу. (М. Г.) 9) Когда в России появились театры, из негра­мотных крепос(?)ных народ выдв..нул величайших теат­ральных актёров. (Мих.) 10) Сборная команда школы уча..вовала в кроссе. 11) Победителей соревнований чество­вали все присутствующие. 12) Выпавший ночью снег по­крывал широкое пас(?)бище. (С.-М.) 13) Над баштанами не чу(?)ствовалось заботливого хозяйского глаза. (Ф.) 14) Ут­ра луч из-за усталых бледных туч бл..снул над тихою столи­цей. (П.) 15) Под подписью «Масленников» был сделан удивительно искус(?)ный большой и твёрдый росчерк. (Л. Т.) 16) Бабушка стала изредка принимать гостей, в особенно­сти детей — наших сверс(?)ников и сверс(?)ниц. (Л. Т.)

155. Спишите. Объясните написание слов, в которых были про­пущены буквы.

1) Никита свис(?)нул три раза. (А. Н. Т.) 2) Заросли сирени с двух сторон балконной лес(?)ницы пригнулись под снегом. (А. Н. Т.) 3) И вот одна, одна Татьяна! Увы! Подруга стольких лет, её голубка молодая, её наперс(?)ни-ца родная, судьбою вдаль занесена, с ней навсегда разлуче­на. (П.) 4) Снег сиял и хрустел. Щипало в носу, и слипа­лись рес(?)ницы (А. Н. Т.) 5) Всего в обозе было шестна­дцать саней. (А. Н. Т.) 6) Бездонное небо переливалось, словно по звёз(?)ной пыли шёл ветерок. Разос(?)лался све­тящимся туманом Млечный Путь. (А. Н. Т.) 7) Свирепеет мороз ненавис(?)ный. (Н.) 8) Река была в версте от дерев­ни, извилистая, с чудес(?)ными берегами. (Ч.) 9) По неж­ной дружбе, которую командир оказывал своему офицеру, Ростов чу(?)ствовал, что несчас(?)ная любовь старого гуса­ра к Наташе уча(?)ствовала в этом усилении дружбы. Дени­сов, видимо, старался как можно реже подвергать Ростова опас(?)ностям, берёг его и после дела особенно радос(?)но встречал его целым и невредимым. (Л. Т.) 10) Девочка бы­ла невесомой, почти бестелес(?)ной. (Гл.) 11) Ровес(?)ники годами, близкие родственники, они почти никогда не раз­лучались. (Т.)


§ 25. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

1. В корнях русских слов употребляются лишь двойные
согласные жж и се. Такие слова немногочисленны.

Буквы жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жуж­жать, можжевельник и образованных от них родственных словах, например: жужжание, можжевёловый. Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глаго­ла жечь (жгут), например: жжение, сожжение; жжёшь, жжёт, сожжёт.

Буквы ее пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; также в словах Россия, российский.

2. Двойные согласные пишутся во многих иноязыч­
ных словах, например: пресса, аннулировать, атте­
стат, апелляция.
Но среди иноязычных слов есть значи­
тельное число и таких, в которых двойные согласные не
пишутся, например: драма, карикатура, галерея, ресур­
сы.
Поэтому слова с двойными согласными надо запоми­
нать, а при сомнении обращаться к орфографическому сло­
варю.

156. Спишите. Объясните написание пропущенных букв.

1) Ж, жж или з, с: жу..ание пчёл, дро..ать от холода, со..ённые письма,..жать рожь,..жечь рукопись, тихо ви..жать, взять во..и, купить дро..и, подружиться в школе, заросли мо..евельника, изредка брю..жать, брьь.жет ис­крами, вы..енные склоны гор, дребезжащий голос, чуть бре..жить.

2) С или се: судьбы Ро..ии, рс.ийские просторы, род­ная Ру..ь.

157. Спишите данные слова. Запомните их написание (не пишите
в них двойных согласных!). Составьте словосочетания с этими
словами.

Галерея, коридор, десант, гуманизм, драма, имитация, привилегия, ресурс, агрегат, шофёр, карикатура, алюми­ний, дифирамб.

158. Спишите. В случае затруднений справляйтесь в словаре.

1) Л или лл: резиновый ба..он, интересная ба..ада, ту­беркулёзная баци..а, алюминиевая посуда, криста..иче-


ское состояние, кристальная форма, картинная га..ерея, дружный ксектив, некоторые привилегии, дисти..иро-ванная вода;

2) с или се: водный ба..ейн, а..истент профе..ора, сво­бодная диску..ия, всемирный конгре.., быстрый прогре.., воздушный де..ант, хорошие ре..оры, неистощимые ресур­сы;

3) м или мм: стойкий и..унитет, подробные ко..ента-рии, глубокая дра..а, и..итация кожи, правительственное кеюнике;

4) р или рр: огромная те..итория, застеклённая те..аса, остроумная ка..икатура, узкий ко..идор, су..огат кофе.

159. Спишите. Удвоенные согласные подчеркните.

1) Арина Петровна намеревалась буквально выполнить свою програ..у. (С.-Щ.) 2) Впереди у него [Степана] был только один ре..урс. (С.-Щ.) 3) Дом у Песоцкого был гро­мадный, с коло..ами. (Ч.) 4) Егор Семёнович и Таня сиде­ли на те..асе и пили чай. (Ч.) 5) Жук жу..ал. (П.) 6) Юно­ша выпустил во..и из рук. (Ф.) 7) После множества заво­ротов ту..ель окончился низкой, сводчатой пещерой. (А. Н. Т.) 8) Вверху неподалёку раздался резкий, ме­та..ический визг. (А. Н. Т.) 9) В ко..идоре слышались звонкие шаги. (А. Н. Т.) 10) Деревья сгру..провались в ка­ких-то чудовищ. (Гонч.) 11) Он представил Кириле Петро­вичу свои а..естаты. (П.) 12) Свет бесчисленных звёзд от­ражается в каждом криста..ике снегов. (С. М.) 13) Они [са­тирики] писали иногда пышные ди..рамбы златому веку. (Добр.) 14) Аудитория, где выступал ди..ертант, была пол­на. (Т. С.)

160. Спишите, расставляя знаки препинания. К выделенным
словам подберите синонимы.

Во время первой нашей поез..ки в Крым Горький рас­сказывал мне в темноте содержание своей пьесы [«На дне»] о которой он тогда ещё только мечтал. Теперь нам предстояло поставить и сыграть эту пьесу в новой значи­тельно углублённой редакции.

Рассказы Горького разожгли нас и нам зах..телось ви­деть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена экспедиция в которой участвовали многие арти-


сты театра игравшие в пьесе. Под предводительством писа­теля Гиляровского изучавшего жизнь б..сяков был устроен обход Хитрова рынка. В самом центре большой ночле..ки находился тамошний «ун.. верситет» с б.. сяцкой инт..л..генцией. Это был мозг Хитрова рынка состоявший из грамотных людей занимавшихся перепиской ролей для актёров и для театра. Экскурсия на Хитров рынок лучше чем всякие б..седы о пьесе или её анализ разбудила мою ф..нтазию и творческое чу(?)ство. Спектакль имел потря­сающий успех. (По К. Станиславскому)

161. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Со­ставьте схемы этих сложных предложений и подготовьте их уст­ный синтаксический разбор.

1) Чайковский утверждал что вдохновение это состоя­ние когда человек работает во всю свою силу а не кокетли­во помахивает рукой. (Пауст.) 2) Я всегда был уверен что в каждом человеке заложены задатки доброй воли и всё дело в том что(бы) вызвать их из глубины его сущест­ва. (Пауст.) 3) Понятие Родины это память обо всём что нам дорого в прошлом это дела и люди нынешних дней это родная земля со всем что растёт и дышит на ней. (В. Песков)

§ 26. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Во многих языках мира, в том числе и в русском, име­ются слова, в состав которых входят общие словообразова­тельные элементы, взятые преимущественно из древнегре­ческого и латинского языков. Эти слова относятся главным образом к области науки, техники и общественно-полити­ческой жизни (например, термометр, демократия и др.). Ниже приводятся наиболее распространённые международ­ные словообразовательные элементы, обратите внимание на их написание:

ави(а) (лат. avis — птица) — авиация, авиасвязь;

авт(о) (греч. autos — сам) — автограф, автомат;

агр(о) (греч. agros — поле) — агроном, агротехника;

акв (лат. aqua — вода) — аквариум, акваланг;

архе(о) (греч. archaios — древний) — археология;


архи (греч. arche — начало, главенство; сверх) — архи­важный;

ауди (лат. audire — слушать) — аудитория, аудиенция;

аэр(о) (греч. аёг — воздух) — аэровокзал;

баро (греч. baros — тяжесть) — барометр;

библио (греч. biblion — книга) — библиотека;

био (греч. bios — жизнь) — биография, биология;

ге(о) (греч. ge— земля) — география;

грамма (греч. gramma — запись, буква) — телеграмма;

граф (греч. grapho — пишу) — биограф;

гуман (лат. humanos — человечный) — гуманист;

дем (греч. demos — народ) — демократия;

дром (греч. dromos — бег, путь) — аэродром, велодром;

крат (греч. kratos — власть) — демократия;

косм (греч. kosmos — Вселенная) — космический, кос­монавт;

лабор (лат. labor — труд) — лаборатория, лаборант;

лог (греч. logos — слово, понятие, учение) — геология;

метр (греч. metron — мера) — метр;

микро (греч. mikros — малый) — микрометр, микро­фон;

моно (греч. monos — один) — монолог, монография;

навт (греч. nautes — мореплаватель) — аэронавт;

оним (греч. onyma — имя) — антоним;

пери (греч. peri — около, вокруг) — периферия;

поли (греч. poly — много) — поликлиника;

пре (лат. ргае — перед) — президиум, прелюдия;

прото (греч. protos — первый) — прототип;

псевдо (греч. pseudos — ложь) — псевдонаучный, псев­доним;

сан (лат. sanare — лечить, исцелять) — санаторий;

скоп (греч. скорее — смотрю) — микроскоп;

тека (греч. theke — вместилище, ящик) — картотека;

теле (греч. tele — далеко) — телевидение, телеграф;

терм (греч. therme — теплота) — термометр;

тип (греч. typos — отпечаток, образ) — типический, ти­пизация;

фил (греч. philos — друг, любящий) — библиофил, фи­лология;

фон (греч. phone — звук) — фонетика, телефон;


фот (греч. phos, photos — свет) — фотография; хрон (греч. chronos — время) — хронометр; циркул (лат. circulus — круг) — циркулировать; эпи (греч. epi — после, над) — эпицикл; эп(о) (греч. epos — слово, рассказ) — эпопея.

162. Прочитайте. Укажите лексические значения данных слов.
При затруднении обращайтесь к словарю иностранных слов. Со­
ставьте с каждым словом словосочетание и запишите их.

Автограф, акварель, барокамера, библиография, биб­лиофил, дискотека, космодром, монография, пол..клини­ка, президент, пер..скоп, пр..тотип, хронометр, фототеле­грамма, циркулировать, эпический.

163. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.

Человечный, человеколюбивый, или...; морское судно для перевозки самолётов, или...; пропаганда, направлен­ная против войны, или... пропаганда; зал, в котором чита­ют лекции, доклады, или...; специально оборудованное по­мещение для научных исследований, научных работ, или...; институт, имеющий отделения по различным тех­ническим специальностям, или... институт; обращенная к себе или к зрителям речь действующего лица, или...; вы­мышленное имя, которое принимают писатели, артисты, или...; измерение времени чего-либо, или....

Для справок: аудитория, лаборатория, антивоен­ный, политехнический, гуманный, монолог, хронометраж, авианосец, псевдоним.

164. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объ­
ясните их правописание.

1) Ауд..тория сыплет вопросы колючие. (Маяк.) 2) По­сле обеда Порфиша был призван на ауд..енцию к отцу. (С.-Щ.) 3) Снаряжение парашютиста было необычно: гидр..костюм, акв..ланг, ласты, нож. (Газ.) 4) На кафедру Ярцев не р..считывал и нигде не был даже л..борантом. (Ч.) 5) Самым нужным и самым важным считалось у него по ге..графии ч..рчение карт, а по истории — знание хрон..логии. (Ч.) 6) П..эзия Пушкина чужда всякой мон-.тонности. (Бел.) 7) К особенным свойствам его п..эзии пр..надлежит её способность развевать в людях ч-.ство изящного и ч..ство гуманности. (Бел.)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.