Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение и употребление деепричастий




To

ПРИЧАСТИЕ § 51. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

 

 

 

Глаголы Коли­чество форм Действительные причастия Страдательные причастия
настоящего времени (от основы настоящего времени) прошедшего вре­мени (от основы прошедшего времени) настоящего вре­мени (от основы настоящего времени) прошедшего времени (от основы прошедшего времени)
Переходные глаголы несовершенного вида решать хранить нести колоть читать 3, реже 4 решающ ий хранящий несущий колющий читающий решавший хранивший нёсший коловший читавший решаемый хранимый несомый Нет читаемый Нет Нет Нет колотый читанный
Переходные глаголы совершенного вида решить расколоть   Нет Нет реши вш-ий расколовший Нет Нет решённый расколотый

£ Продолжение

 

 

Глаголы Коли­чество форм Действительные причастия Страдательные причастия
настоящего времени (от основы настоящего времени) прошедшего вре­мени (от основы прошедшего времени) настоящего вре­мени (от основы настоящего времени) прошедшего времени (от основы прошедшего времени)
Непереходные глаголы несовершенного вида решаться сидеть дремать   решающийся сидящий дремлющий решавшийся сиде-вш-ий дремавший Нет Нет Нет Нет Нет Нет
Непереходные глаголы совершенного вида решиться расколоться задремать   Нет Нет Нет решившийся расколовшийся задремавший Нет Нет Нет Нет Нет Нет

Примечание. У некоторых глаголов на -сти действительные причастия прошедшего времени образу­ются от основы настоящего (будущего) времени, например: вестиведут, ведший; зацвестизацве­тут, зацветший.


302. От данных глаголов образуйте и запишите возможные фор­
мы причастий.

Желать, бросать, бросить, рисовать, нарисовать, побе­дить, увязать, строить, построить, бороться, толкнуть, мыть, видеть.

303. Спишите, согласуя причастия с нужными по смыслу суще­
ствительными. Окончания причастий проверяйте подстановкой
вопросов.

Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем; беседовать о (строящийся) в городе стадионе; про­бираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу; думать о (разыгравшийся) на дворе метели; рассказывать о (про­мчавшийся) над городом урагане; разговаривать с (возвра­тившийся) из похода туристом; наблюдать за (взбираю­щийся) на вершину горы альпинистами; обрадоваться (вер­нувшийся) из командировки брату.

304. Спишите, согласуя причастия с определяемыми существи­
тельными. Сделайте морфологический разбор выделенных при­
частий.

I. 1) Кружа над головой (мерцающий, взвизгиваю­
щий) шашку, Прокофий сбежал с крыльца. (Шол.) 2) Су­
женными глазами он [Телегин] глядел на воду, (вогну­
тый, пенящийся) дорогой (выбегавший) из-под парохода.
(А. Н. Т.) 3) Нет доверия более простого и (обогащаю­
щий), чем доверие к поэзии. (Берг.) 4) Много раз обма­
нывались мы, стараясь разглядеть на (приближавший­
ся) берегу признаки человеческой жизни. (С.-М.) 5) На­
конец самый зоркий из нас увидел (терявшийся) на
фоне каменного берега тоненькую стрелочку радиомач­
ты. (С.-М.) 6) Расцвеченный по-праздничному пёстры­
ми флагами, (надувавшийся) на ходу, ледокол входил в
бухту. (С.-М.)

II. 1) Узкая, длинная коса походила на огромную
башню, (упавший) с берега в море. 2) Тучи покрыли его
ровным тяжёлым пологом, (опустившийся) над во­
дой. 3) Пустынное море смеялось, играя (отражён­
ный) солнцем. 4) Маленькие игривые волны, (рождае­
мый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.
5) Тишина в степи содрогается от глухого грохота по-


7 — В. Ф. Греков



езда, (идущий) к одинокой станции, (окружённый) тьмой. 6) В шорохе, (окружавший) нас, я услышал голос с берега.

(Из произведений М. Горького)

305. Спишите, согласуя причастия с существительными.

1) Каменщики,... дом, работают быстро и уверенно. — Вновь... здания красивы и удобны (строящий, строящий­ся). 2) Несколько классов были переведены во вновь... шко­лу. — Мы поблагодарили женщину,... нам дверь (открыв­ший, открывшийся). 3) Мать беседовала с... её ребёнка врачом. — Доктор подробно рассказал о... у него больном (лечивший, лечившийся). 4) Пассажиры спешили на... поезд. — Дежурный по станции,... поезд, дал сигнал (от­правляющий, отправляющийся). 5) Девочка,... ребёнка, чуть не перевернула санки. — Ребёнок,... в санках, весело смеялся (катавший, катавшийся). 6) Публика спешила на... легкоатлетические соревнования. — Спортсмены,... соревнование, готовились к старту (открывающий, откры­вающийся). 7) Путешественники с тревогой следили за... дождём. — Северный ветер,... мороз, постепенно стих (усиливавший, усиливавшийся).

306. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные опре­
деления. Чем они выражены? Спишите, расставляя недостающие
знаки препинания; объясните их употребление. Сделайте морфо­
логический разбор выделенных слов.

1) Закованные в гранит волны моря подавлены громад­ными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о бор­та судов. 2) По осыпанным известью доскам лесов обняв­ших красную громаду строившегося дома бойко полза­ют фигурки каменщиков. 3) Его [Челкаша] кипучая нервная натура жадная на впечатления никогда (не) пресы­щалась созерцанием этой тёмной широты бескрайной сво­бодной и мощной. 4) Длинный костлявый немного суту­лый он медленно шагал по камням... Его бурые усы густые и длинные то и дело вздрагивали. 5) Уставший от волне­ния я крепко заснул на полатях. 6) Тучи походили на вол­ны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребта­ми и на пропасти из которых вырваны эти волны и на заро-


ждавшиеся валы ещё (не) покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева,

(Из произведений М. Горького)

307. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте мор­фемный состав выделенных слов.

1) В Мещёрском крае можно увид..ть сосновые боры где так торжеств..но и тихо что бубе..чик заблудившейся коро­вы слыш..н очень далеко почти за километр. (Пауст.) 2) Егорушк.. нехотя глядел вперёд на лилов..ю даль и ему начинало казат(?)ся что мельница машущая крыльями пр..ближает(?)ся. (Ч.)

§52. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ

1. В действительных причастиях настоящего
времени пишутся суффиксы:

а) -ущ-, -тощ-, если причастие образовано от глагола

I спряжения, например: идущий (идти, идут), рисующий
(рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);

б) -ащ-, -ящ-9 если причастие образовано от глагола

II спряжения, например: кричащий (кричать, кричат),
летящий (лететь, летят), строящийся (строиться, стро­
ятся).

2. В страдательных причастиях настоящего
времени пишутся суффиксы:

а) -ем-, если причастие образовано от глагола I спряже­
ния, например: исполняемый (исполнять, исполняют), ри­
суемый
(рисовать, рисуют);

б) -им-, если причастие образовано от глагола II спря­
жения, например: хранимый (хранить, хранят), слыши­
мый
(слышать, слышат).

Примечание. В книжной речи используются немногочислен­ные страдательные причастия настоящего времени с суффиксом -ом-, образованные от глаголов I спряжения, например: вес тиведутведомый.

3. В страдательных причастиях прошедшего времени
перед нн пишется а или я, если в неопределённой форме
глагола перед -тъ стоит а или я, например: задержать


7*



задержанный, обстрелятьобстрелянный. Если в не­определённой форме глагола перед -тъ стоит и или е, в страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется е9 например: просмотретьпросмотренный, за­стрелитьзастреленный.

(О правописании нн и н в страдательных причастиях прошедшего времени см. § 53.)

308. Спишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указы­
вая в скобках неопределённую форму, спряжение и форму 3-го

лица множественного числа того глагола, от которого данное при­частие образовано.

Образец. Клокочущий поток.Клокочущий (кло­котать, I спр., клокочут) поток. Красящийся мате­риал.Красящийся (краситься, II спр., красятся) мате­риал.

Тяжело дыш..щий человек, мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, плещущиеся в воде ребятишки, кле..щий коробочку мальчик, значащееся по списку коли­чество, бор..щийся с бурей экипаж, храбро сражающийся полк, хлопоч.-щая у печки хозяйка, расстилающаяся степь, стро..щееся здание, кол..щий дрова юноша, пряч..щийся ребёнок, трепещущая рыба, готовящийся к зачётам студент, дремл..щий старик, слышащийся издали гудок, стелющийся туман, ла..щая собака, спе..щий вино­град.

309. Спишите. Объясните правописание суффиксов причастий.

1) Природа жажд..щих степей его в день гнева породи­ла. (П.) 2) Шквал зарылся в зыбучей поверхности океана, окатив мостик хлещ..щими брызгами. (Нов.-Пр.) 3) Луна и звёзды исчезали перед блеском этого чудного, дыш..щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 4) Глядя на весёлого спутника, на его румяное, пыш..щее здоровьем лицо, даже незнакомые люди невольно улыбаются. (С.-М.) 5) Внутри у меня всё дрожало от клокочущего смеха. 6) Поблёскивали лужицы от та..щего снега. (Н. О.) 7) В (полу)свете далеко видна черне..щая окрест мёртвая земля. (Бун.) 8) Встречая кол..щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровя­ми. (М. Г.) 9) Печорин — человек решительный, алч..щий тревог и бурь. (Бел.) 10) Поэт, для которого всё сооб-


ща..мое редактором являлось новостью, внимательно слу­шал Михаила Александровича. (Булг.)

310. От глаголов неопределённой формы образуйте форму 3-го
лица множественного числа настоящего времени и страдательные
причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы.
С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составь­
те словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, ре­дактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забы­вать, рекомендовать, изменять.

311. От глаголов неопределённой формы образуйте и запишите
форму прошедшего времени единственного числа мужского рода
и страдательное причастие прошедшего времени. Обозначьте в
них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных
глаголов, составьте словосочетания.

Образец. Зажечьзажёг, зажжённый, зажжённый огонь.

Опустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, за­стрелить, расстрелять, погасить, замешать, замесить, раз­весить, развешать, купить, бросить, увенчать, обещать, по­разить, обстрелять, подстрелить, затеять, раскроить, вы­смеять, посеять, склеить, обвешать, обвесить, утешить.

312. Спишите. К каждому выделенному причастию в скобках
укажите неопределённую форму того глагола, от которого оно об­
разовано.

1) Тесто хорошо замепь.но. Он был замеш..н в неприят­ную историю. 2) Стены комнаты были окле..ны светлыми обоями. 3) Потер..иная книга нашлась. 4) Замеченные во­время ошибки удалось быстро исправить. 5) На засе..нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 6) Работа была окончена своевременно. 7) Бельё было бы­стро высуш-.но ветром. 8) Лекция прослуш..на с глубоким вниманием.

313. Спишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с суще­
ствительными. Укажите устно, какие причастия действительные
и какие страдательные.

1) Школьный драматический кружок,... артистом го­родского театра, готовит новую постановку. — Артист,


... школьным драматическим кружком, тщательно разъяс­няет роль каждому участнику спектакля (руководя­щий, руководимый). 2) Учащиеся... большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опы­те в школьную стенгазету. — Большая работа,... школь­никами, была подробно описана в стенгазете (проде­лавший, проделанный). 3) Девушка,... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё. — Новая книга,... девушкой, была написана ярко и увлека­тельно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор,... инженером, имеет большую ценность. — Инженер,... новый прибор, получил премию (изобретший, изобре­тённый). 5) Ветер,... облака, не утихал ни на мину­ту. — Облака,... ветром, быстро неслись по небу (гоня­щий, гонимый).

314. Спишите. Страдательные причастия подчеркните одной чер­
той, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую
форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните
правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл-.мые вет­ром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыпь.щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пе­щера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремл..щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно яр­ким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Добываемый уголь льётся непрерывным пото­ком, грохоч..щим водопадом валится в трюмы приставше­го к пристани корабля. (С.-М.) 9) Время от времени впе­реди на полотне появлялся маш..щий флажком свя­зист. (А. Н. Т.) 10) Внезапно раздался топот скач..щей ло­шади. (Т.)

315. Спишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к
которым они относятся, — двумя. Сделайте морфологический
разбор причастий из первых трёх предложений. Найдите в тексте
тропы, определите их типы.


В белой пустыне

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) сне­гом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, подн..маюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст..гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалив­шийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, осве­щает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль, вглядываюсь в (зыбл..щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движется желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк.. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бе­гает шлюпка, (нагруженный) для устойчивости ящ..ками с винтовочными п..тронами. Хозяева (стро..щийся) стан­ции по очеред.. сменяются на руле. (По И. Соколову-Ми-китову)

§ 53. КРАТКИЕ И ПОЛНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

В полных страдательных причастиях прошедшего вре­мени пишется два н, а в кратких — одно н: решитьре­шённаярешена, сделатьсделаннаясделана, ку­питькупленнаякуплена, читатьчитаннаячитана.

316. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного чис­ла), запишите, расставьте ударение; н и нн в причастиях под­черкните.

1) Организоватьорганизованныйорганизованорганизованаорганизованоорганизованы; основать, приковать, изжевать.

2) Внестивнесённыйвнесёнвнесенавнесе­новнесены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3) Возложитьвозложенныйвозложенвозложе­навозложеновозложены; восстановить, добавить, до­пилить, заучить, обстричь, предусмотреть.


317. Спишите. Определите, каким членом предложения являет­ся каждое причастие.

В «Онегине» все части органически сочлене..ы, в из-бра..ой рамке романа своего Пушкин исчерпал всю свою идею, и поэтому в нём ни одной части нельзя ни изменить, ни заменить. «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вложе..ых в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходи­мостью; но как они суть только отдельные случаи из жиз­ни хотя и одного и того же человека, то могли б быть за­мене..ы другими, ибо вместо приключения в крепости с Бэ­лой или в Тамани могли б быть подобные же и в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же ге­рое. Но тем не менее основная мысль автора даёт им един­ство, и общность их впечатления поразительна. (В. Бе­линский)

§ 54. ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ

В прилагательных, образованных от глаголов, может писаться как н, так и нн. Пишется нн:

а) в прилагательных, образованных от страдательных
причастий на -ованный, -ёванный, например: организован­
ный, электрифицированный, балованный, корчёванный
и
т. д. (но: кованый, жёваный),

б) в прилагательных, образованных от глаголов с при­
ставками, например: поношенный (костюм), подержанные
(книги), растерянный (вид), умеренный (климат), от­
влечённое
(изложение), доверенное (лицо), отчаянный,
окаянный
и т. д.

Исключения: смышлёный (мальчик), названый (брат), посажёный (отец), а также существительное приданое;

в) в немногих прилагательных, образованных от бес­
приставочных глаголов несовершенного вида (иногда с
приставкой не-), например: желанный, священный, неслы­
ханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невидан­
ный
и др.


Одно н пишется в прилагательных, образованных от бес­приставочных глаголов несовершенного вида, например: бе-шеный, жареный, копчёный, кошеный (луг), писаный (пи­саная красавица), ломаный (ломаная линия), краденый, ме­шаный, сеяный (сеяная мука), правленый (текст), мощёный (тротуар), кованый (сундук), топлёный (топлёное масло), тканый (тканая скатерть), непрошеный (гость), мороженое (мясо), а также существительное мороженое.

Эти бесприставочные прилагательные надо отличать от сходных с ними причастий, которые пишутся с двумя н. Такие причастия имеют при себе зависимые слова: ранен­ный (пулей), правленный (мною текст), писанные (людьми законы) и т. д.

Примечания: 1. Приставка не- на написание н или нн не влияет, например: званые гостинезваные гости; кипячёная воданекипячёная вода, вскипячённая воданевски пяченная вода.

2. Существительные на -ник, -ниц-а, образованные от глаголь­ных прилагательных с одним или двумя н или от страдательных причастий, соответственно пишутся с одним или двумя н, напри­мер: путаныйпутаникпутаница; учёныйученикученица; но: воспитанныйвоспитанник; посланныйпо­сланник.

О правописании н или нн в прилагательных, образован­ных не от глаголов, говорилось выше (см. § 44). 318. I. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.

Ране..ый боец — изране..ый солдат; сея..ая мука — по-сея..ое зерно; кипячё..ая вода — вскипячё..ое молоко; кра­шеный пол — покраше..ый забор; коше..ый или неко­ше..ый клевер — скоше..ая трава; стреля..ый воробей — подстреле..ая птица; пуга..ая ворона — испуга..ая лошадь; гашё..ая или негашё..ая известь — погаше..ый костёр; тка..ая скатерть — вытка..ый ковёр; жжё..ый кофе — со-жжё..ое письмо; копчё..ая колбаса — закопчё..ые сте­ны; балова..ый ребёнок — избалова..ое дитя — девочка избалова..а родителями; кова..ый меч — некова..ое желе­зо — скова..ые движения; стриже..ый мальчик — стри­женые под польку волосы — остриже..ая голова; дистиллирова..ая вода, линова..ая тетрадь, асфальтиро-ва..ая улица.


II. От данных слов образуйте существительные при помощи суф­фикса -ик или -иц-а и подчеркните н или нн. Составьте с ними словосочетания (устно).

Воспитанный, варёный, масленый, посланный.

319. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.

I. 1) День был серый и ветре..ый. Кругом пусты..ые жнивья и пашни. (А. Н. Т.) 2) В небольшом, оклее..ом бе­лым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля..ой краской, на блестящем, краше..ом полу у стены стояли две китайские вазы. (А. Н. Т.) 3) На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновес.ые брёвна, опре-делё..ые на вековое стояние... Всё было пригн..но плотно и как следует. (Г.) 4) С отчая..ым криком Никита кинул­ся на пол. (А. Н. Т.) 5) Смышлё..ый мальчишка понра­вился матросу. (Н. О.) 6) В сенях встретила его [Дубров­ского] няня и с плачем обняла своего воспита..ика. (П.) 7) Что такое станцио..ый смотритель? Сущий муче..ик четырнадцатого класса. (П.) 8) Зала и гости..ая были тем­ны. (П.)

И. 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в ма-за..ой хате. (А. Н. Т.) 2) Алексей развернул тряпочку, вы­нул вороне..ые часы. (А. Н. Т.) 3) Его нечёса..ые волосы ниспадали на глаза целой волной. (Ф. Ш.) 4) В доме были высокие комнаты с выбеле..ыми стенами и некрашеными полами. 5) Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смеша..ому с хвоей. (Ф. Ш.) 6) Свеча была погашена. (Кор.) 7) Степь была пусты..а, ужасающе тиха. (Шол.)

320. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препина­
ния. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Иногда я заст..вал его [Карла Ивановича] и в такие м..нуты когда он не читал; очки спускались ниже на боль­шом орли..ом носу голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особе..ым выражением а губы грус(?)но улыба­лись. В комн..те тихо; только слышно его равномерное ды­хание и бой часов с егерем. На другой стене в..сели ланд­карты все почти изорва..ые но искусно подкле..ые рукою Карла Ивановича. На третьей стене в середине которой бы­ла дверь вниз с одной стороны в..сели две линейки: одна


изреза..ая, наша, другая нове..кая, собстве..ая, употреб­ляемая им более для поощрения чем для линования, с дру­гой — чёрная доска.

В середине комнаты стоял стол покрытый оборв..ой чёр­ной клеёнкой из-под которой во многих местах виднелись края изреза..ые перочи..ыми ножами. Кругом стола бы­ло несколько некраш..ых но от долгого употребления зала-кирова..ых т..буретов. Последняя стена была зан..та тре­мя окошками. Вот какой был вид из них прямо под окна­ми дорога на которой каждая выб..ина каждый камеш..к каждая колея давно зн..комы и милы мне; за дорогой — стриже..ая липовая ал..ея из-за которой кое-где виднеется плетёный ч..стокол; через аллею вид..н и луг. (По Л. Тол­стому)

321. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­ки препинания, раскрывая скобки. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

Князь Андрей в этот безветре..ый августовский вечер лежал облокотившись на руку в разлома..ом сара.. де-ревн.. на краю которой расположился его полк. В отвер­стие слома..ой стены он гл..дел на шедш.. вдоль по забору полосу сорок,.(летних) берёз с обрубле..ыми нижними суч(?)ями на в..дневшуюся (в)низу ветр..ую мельницу на ещё (не)скош..ое овся..ое поле на густой кустарник по ко­торому ра..т..лались многочисле..ые дымы костров и на (не)болыпую но извил., стую реч..нку протекавшую (не)под..лёку.

Как (не, ни)т..жела теперь к..залась князю Андрею его жизнь он так(же) как и накануне сражения семь лет тому назад (в)продолжени.. всего дня чу(?)ств..вал себя взволно-ва..ым и раздр..жё..ым.

Приказания на завтра отда..ы и получе..ы им и (в)те-чени.. этого вечера он (не, ни)кому (не)был нужен. Он знал что завтрашнее сражение должно быть самым страш-ным изо всех в которых он уч..ств..вал и которые бы­ли в его жизн.. и мысль о возможности смерти в пер­вый раз отч..тл..во пронеслась в его сознани... (По Л. Тол­стому)


§ ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Образование деепричастий

 

Несовершенный вид Совершенный вид
читатьчитаютчита-} у я рисоватьрисуютрису- [ кричатькричаткрич- 1 слышатьслышатслыш- | прочитатьпрочиталпрочита- закрытьзакры-лзакры-. испечьиспёкиспёк-засохнутьзасохзасох-заперетьзаперзапер- в(или) • ши
1. Деепричастия образуются от основы неопределённой формы глаголов, у кото­ рых в основе настоящего времени суф­ фикс -ва- выпадает: узнаватьузна­ вая, вставатьвставая, издаватьиздавая, 2. От глагола быть образуется дееприча­ стие будучи. 3. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов на -чь (стричь), -ну- (пахнуть, гнуть), от глаголов бе­ жать, писать, вязать, ехать, ждать, лгать, шить и некоторых других 1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы бу­ дущего простого времени некоторых глаголов посредством суф­ фикса -а или -я: прочтутпрочтя, увид-ятувидя. Иногда употребляются обе формы: принестипринёсшипринеся; отметитьсяотметившисьотметясь. 2. У глаголов с основой на д и т деепричастия образуются или от основы простого будущего временихпри помощи суффикса -я: приобрести/^— приобретутприобретя; привестиприве­ дутприведя, или от основы прошедшего времени при помо­ щи суффикса >вшц (д и т в таком случае выпадают): сестьселсевши

1. Деепричастие несовершенного вида обозначает
незаконченное добавочное действие, одновременное с дей­
ствием, выраженным глаголом-сказуемым: Поезд замед­
лял ход, подходя к станции,

Деепричастие совершенного вида обозначает доба­вочное действие, предшествовавшее действию, выраженно­му глаголом-сказуемым: Поднявшись на гору, мы увиде­ли изумительную панораму.

2. В личных предложениях деепричастия относятся к
глаголу-сказуемому и обозначают добавочное действие под­
лежащего: Волны шумят, ударяясь о скалы (глагол и дее­
причастие обозначают действия подлежащего: волны шу­
мят, ударяются о скалы). Поэтому неправильно построено,
например, такое предложение: Найдя лодку, радость охва­
тила туристов.
Поскольку деепричастие обозначает доба­
вочное действие подлежащего, то получается бессмыслица
(«нашла лодку радость»). Это предложение следовало по­
строить так: Найдя лодку, туристы обрадовались или Ко­
гда туристы нашли лодку, они обрадовались.

Примечание. Иногда деепричастие может относиться к второ­степенным членам предложения, выраженным неопределённой формой глагола или причастием, например: 1) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперёд, то и дело по­дёргивая и почёсывая бороду. (Т.) 2) Кучер, спавший, опер­шись на локоть, начал пятить лошадей. (Гонч.)

3. В безличных предложениях деепричастие может
употребляться только тогда, когда оно указывает на дейст­
вие того же лица, что и сказуемое, например: 1) Возвра­
щаясь
домой, надо было переезжать Подкумок вброд. (Л.)
(= нам надо было возвращаться домой и нам же нужно бы­
ло переезжать Подкумок). 2) Изучая иностранный язык,
необходимо много читать
(= тот, кто изучает иностран­
ный язык, должен и много читать). 3) Не любя, невоз­
можно понять жизни.
(М. Г.) (= тому, кто не любит жиз­
ни, невозможно и понять её).

322. I. Образуйте и запишите деепричастия несовершенного ви­да. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть,


признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать,

стрекотать, мёрзнуть, волноваться.

П. Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида.

Вынести, развеять, развить, обессилеть, обессилить, сбе­речь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встре­тить, унести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.

323. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоеди­
ните одно из двух указанных предложений. Объясните, почему
вами выбран тот или другой вариант.

1) Дойдя до реки,... а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Плывя в лодке,... а) множест­во птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 3) Заметив со всех сторон лодки и людей,... а) стадо диких коз броси­лось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас. 4) Со­бираясь в поход,... а) ребята тщательно продумали все де­тали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5) Подъезжая к станции,... а) пассажиры забеспокоились
и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 6) Наби­
рая скорость,... а) поезд быстро приближался к горному
перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных
столбов.

324. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания, раскрывая скобки. Подчеркните обособленные
обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

1) Пр..слушавшись таинстве..ый посетитель вошёл в комнату. 2) Почему(то) испытывая доверие к (не)из-вес(?)ному Иван первоначально зап..наясь и робея а потом осм..лев начал ра..каз..вать вчерашн.. историю на Патри­арших прудах. 3) Пов..нуясь жестам человека в ка-пюш..не один из палачей взял копьё. 4) (Н..)добившись толку в коми..и.. добросовес(?)ный Василий Степанович^) решил побывать в филиале её помещавшемся в Ваганьков­ском переулке. 5) Проснувшись Маргарита (не)заплакала как это бывало часто потому(что) проснулась с пред­чувствием что сегодня наконец что(то) произойдёт.

6) (Н..)(о)чём (н..)размышляя Маргарита торопливо побе­
жала из Александровского сада вон. 7) Ск..льзнув к треть-


ему этажу Маргарита загл..нула в крайн.. окно завеш..ое лёгонькой тёмной шторкой.

(М. Булгаков)

325. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите обо­
собленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и дее­
причастными оборотами. Найдите историзмы, определите их
роль в тексте.

Напротив Сигурда вдруг рухнул снег обн..жив чёрную пустоту откуда п..хнуло звери..ым жаром и огромная мед-веж(?)я голова появилась в проёме. Секунду зверь пр..нюх..вался дёргая чёрным носом потом подобрался и взревев начал (не)спешно подн..мат(?)ся (на)дыбы. Сигурд отбросил собол(?)ю шапоч(?)ку оставшись в кольчужном наголовье выхват..л меч(?) и в тот момент когда зверь выпр..милея подняв лапы бросился вперёд в его об(?)ятья (с)разбега вс.див меч(?) по рукоять. Медведь взревел об­лапал ю..оп1у всей тушей. Сигурд устоял на ногах с силой оттолкнув зверя по кольчуге бе..ильно проскрипели когти. (Б. Васильев)

326. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в построе­
нии деепричастных оборотов. Спишите предложения, исправ­
ляя их.

1) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Реви­зор». 2) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персо­нажей. 3) Посмотрев такую постановку, сразу напрашива­ется вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничто­жено фашистами, лишив население крова. 6) Войдя в ко­чегарку, нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Пете стало весело.

327. Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится
этот текст, определите его стилистическую принадлежность.
Составьте план текста. Спишите 2-ю часть, расставляя недостаю­
щие знаки препинания. Постройте схему выделенного предло­
жения.

I. Творческий проц..с вещь неизмеримо более сложная нежели умение стандартно пользоват(?)ся так называемы­ми правилами стихосложения...


Здесь я хотел(бы) привести один пример. Я сошлюсь на известное стихотворение Некрасова «(Не)сжатая полоса». Как вы помн..те содержание его таково: наступила поздняя осень а в поле всё ещё стоит (не)сжатая крестьянская поло­са. (Не)сжата она потому что её хозяин надорвался на рабо­те и тяжко заболел.

Я изложил это событие довольно точно но в моей пе­редач.. оно всё же (не)производит ровно (ни)какого впечатления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.