Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложные предложения с разными видами связи




§ 89. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Части сложного предложения, состоящего из несколь­ких предложений, могут соединяться различными видами связи, например:

1) Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в ок­но, и ветер дул, печально воя. (П.) Это сложное предложе­ние состоит из двух частей: первая часть его является пред­ложением простым, вторая — сложносочинённым. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью:

2) По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане. (Пауст.) Первая часть этого сложного предложения является сложноподчинённым предложени­ем. Оно соединено со второй частью (простым предложени­ем) бессоюзной связью:

r[l'_L47^:.::)j: t 1-

3) Стадо диких уток со свистом промчалось над на­
ми, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко
от нас.
(Т.) Первая часть этого сложного предложе­
ния — предложение простое, вторая часть — предложение
сложноподчинённое. Первая и вторая части соединены со­
чинительной связью (при помощи союза и):

[ L ц[[ L (как...). В сложных предложениях с сочинительной и подчини­тельной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но, например: С вёсел капали голубые капли, и, когда они падали в море, на мес­те их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пят­нышко. (М. Г.) Ср.: С вёсел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

[ ], ц, (когда...), [_]j. [ ], и \(когда...), [ то... ].


481. Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схе­
мы предложений.

1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; по­мириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей за­носчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (Т.) 2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца. (Л. Т.) 3) Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички, захватывая её, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значи­тельно отяжелило экипаж; к тому же почва была глини­стая и цепка необыкновенно. (Г.) 4) Зима начала хозяйни­чать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, ес­ли разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам та­кой же прекрасной, как лето. (Пауст.)

482. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­
ясните пунктуацию при сочетании союзов. Составьте схемы
1—4-го предложений.

1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпили-на он вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) У Ивана Никифоровича напротив того шаровары в таких широких складках что если бы раздуть их то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями. (Г.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо при­глядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы за­курить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отго­няя болыпих лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.) 5) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жиз-


ни не делает этого с другими то единственно потому что на­деется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть. (Добр.) 6) Ей попробовали рассказать что гово­рил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал. (Л. Т.) 7) Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.)

483. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Со­
ставьте схемы 2-го и 6-го предложений.

1) Все молились о снеге как летом о дожде и вот нако­нец пошли косички по небу мороз начал сдавать померкла ясность синего неба потянул западный ветер и пухлая бе­лая туча незаметно надвигаясь заволокла со всех сторон го­ризонт. 2) Как будто сделав своё дело ветер опять утих и благодатный снег начал прямо медленно большими клочья­ми опускаться на землю. 3) Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки которые сна­чала порхая и кружась опускались на землю. 4) Снег на­чал идти с деревенского раннего обеда шёл беспрестанно час от часу гуще и сильнее. 5) Я всегда любил смотреть на тихое падение или ощущение снега. 6) Чтобы вполне на­сладиться этой картиной я вышел в поле и чудное зрелище представилось глазам моим всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока будто небе­са разверзлись рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной. 7) На­ступали длинные зимние сумерки падающий снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю.

(С. Аксаков)

484. Спишите, расставляя знаки препинания. Какие типы речи
представлены в этом тексте? Укажите их признаки.

За всю дорогу до самой ст..ницы Абинской Григорию за­помнилось только одно беспросветной тёмной ночью оч­нулся он от ре..кого пронизывающего (на)сквозь холода. Григорий услышал издавн.. знакомый согласный р..тмиче-


ский перезвяк подогна..ого (казачий) снаряжения глухое и то(же) согласное чмоканье по гряз., множества конских ко­пыт. Прошло (не)болыпе двух сотен а топот всё ещё звучал по обочине дорог., шёл вероятно полк. И вдруг впереди над пр..тихшей степью как птица взлетел мужестве,.ый груб..ватый голос запевалы Ой как на речке было братцы на Камышинке на славных степях, на саратовских...

Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших на пово..ках казаков утихли понукания и тыс.чный обоз двигался в глубок., чутк.. молчани.. лишь стук колёс да чавканье месящих грязь конских копыт слышались в те минуты когда запевала старательно выговаривая выводил печальные слова. Над чёрной степью жила и властвовала одна старая пережившая века песня.

Песенники обогнав обоз уехали далеко. Но ещё долго в оч..рова..ом молчани.. двигался обоз и на повозках н.. слы­шалось н.. говора н.. окрика на уставших лошадей.

И ещё как сквозь сон помнил Григорий очнулся он в тёплой комнат... (По М. Шолохову)

485. Прочитайте текст. Проанализируйте имеющиеся в тексте сложные предложения с разными видами связи. В каких пред­ложениях сочетаются союзная и бессоюзная связь, в каких разные виды союзной — сочинение и подчинение? Какой тип речи представлен в таких разнообразных по структуре предложе­ниях?

Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвости­ками, и на каждом зелёном клювике висит большая про­зрачная светлая капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или особенным воспоминательным запахом черёмухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрно-лаковы-ми, и ел их горстями прямо с косточками.

Вечер тёплый, и такая тишина, что ждёшь чего-то на­пряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой тиши­не. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. И так, если


с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аро­мат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.

Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в тёмной тесноте кустарников, капли свети­лись, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в тёмном лесу.

Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведо­мому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью. (М. Пришвин)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.