Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности высшей нервной деятельности ребенка




 

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окру­жающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможе­ние — активный процесс, приводящий х задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. Торможение неразрывно связано с процессом возбуждения н является как бы регулятором активности всех органов и систем организма. Нервную систему ха­рактеризует такое свойство, как подвижность. Оно выражается в способности быстро реагировать иа изменение окружающей среды.

Взаимодействие организма с окружающей средой осуществля­ется с помощью безусловных (врожденных) и условных (при­обретенных) рефлексов. По принципу условных рефлексов форми­руются поведенческие реакции. Условные рефлексы могут быть выработаны как на непосредственные раздражители действитель­ности (запах, звук, вид и т. д.) — первая сигнальная система, так и на слова, заменяющие непосредственные раздражители,— вто­рая сигнальная система.

Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих оши­бок в воспитании малыша. Какие же это особенности?

1. Условные рефлексы возникают у детей сравнительно быст­ро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а сле­довательно, умения, привычки, усвоенные правила поведения да­же к трем годам не являются достаточно устойчивыми, И если их не подкреплять, они легко разрушаются. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что форми­рование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитываю­щих его,

2. Высшая нервная деятельность детей раннего возраста харак­теризуется неуравновешенностью двух основных нервных процес­сов. Процессы возбуждения преобладают над процессами тормо­жения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться от нежелаемого действия. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторе­ний, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно сто­ять около мамы и ждать, когда она обсудит все проблемы со встре­тившейся приятельницей). Малыш крутится, вертится, а от мамы идут распоряжения, которые он выполнить не может: «Да постой ты спокойно! Не крутись!» Однако в раннем возрасте ребенок дол­жен научиться понимать значение слов «надо», «нельзя» и соответ­ствующим образом вести себя.

Начинать формировать тормозные условные рефлексы, задер­живающие деятельность ребенка на слово «нельзя», следует уже в конце первого года жизни. Слово «нельзя» должно обязательно сопровождаться прекращением деятельности малыша. Вот он тя­нется к ножу, который лежит на столе, а мама говорит «нельзя» и убирает нож, заменяя его безопасным предметом. В данном слу­чае мама использует метод отвлечения. Но этим методом можно пользоваться только на первом году жизни. На втором-третьем го­ду необходимо разъяснять малышу, почему нельзя брать тот или иной предмет, почему надо прекратить действия. «Алешенька, нож брать нельзя. Он острый. Можешь порезаться, будет больно», «Ирочка, играй, пожалуйста, потише, не кричи так громко: бабуш­ка отдыхает»,— говорит мама. У детей второго, а тем более треть­его года жизни можно выработать значительное число тормоз­ных условных рефлексов. Но делать это следует очень осторожно. Нельзя бесконечно запрещать ребенку, прерывать его деятель­ность; «Не бегай, не кричи, положи на место» и т. д. Такие запре­ты могут привести к срыву нервной системы: ребенок в этом случае бывает излишне возбудимым или, наоборот, пассивным, вя­лым. Это отрицательно может сказаться на развитии его личности: его активности, самостоятельности, любознательности.

Итак, формировать тормозные рефлексы следует начинать в раннем возрасте, но делать это надо осторожно и постепенно. А. С Макаренко отмечал, что найти должную меру между актив­ностью и запретами — значит решить главный вопрос воспитания, то есть воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдержи­вать вредные желания.

3. К особенностям высшей нервной деятельности детей отно­сится сравнительно слабая подвижность нервных процессов. Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. По­этому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: «Немедленно убирай игрушки и оде­вайся!» Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ребенок мог подготовиться и постепенно, без­болезненно перейти к ней. Например; «Ирочка, скоро будем обе­дать. Убирай игрушки. Уложи куколку спать. Вот молодец. А те­перь собери кубики в коробку».

4. При правильном воспитании у детей раннего возраста пре­обладает бодрое активное поведение. Они подвижны, много улыба­ются, что соответствует оптимальному состоянию возбудимости их нервной системы. Но надо иметь в виду, что в раннем возрасте со­стояние возбудимости нервной системы неустойчиво. Оптимальное состояние может даже от незначительных причин переходить в фазу повышенной или пониженной возбудимости. Поведение ре­бенка в этом случае резко нарушается. Малыш может или громко кричать, отказываться выполнять привычные для него действия, капризничать, или» наоборот, становится вялым, безразличным ко всему окружающему. Повышение или понижение возбудимости наблюдается у детей сравнительно часто. Однако это нельзя при­знать естественным для данного возрастного периода. Изменение возбудимости чаще всего является результатом ошибок воспита­ния (нарушение режима, непосильные требования к ребенку, ча­стые запреты и т. д. Родители должны знать, что уравновешен­ ное поведение детей может меняться и вследствие болезни, непол­ного удовлетворения их органических потребностей, воздействия неприятных физических раздражителей. Понаблюдайте за малы­шом, постарайтесь своевременно понять причины изменения пове­дения ребенка и устранить их. Помните, что повышенное или по­ниженное возбуждение нервной системы, а, следовательно, неурав­новешенное поведение вашего малыша отрицательно сказываются не только на его здоровье, но и на развитии.

Итак, вы познакомились с основными особенностями нервной системы ребенка. Постарайтесь их учитывать при воспитании, и малыш будет расти здоровым, уравновешенным, веселым. А его развитие будет соответствовать возрастным нормам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.