Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Только так из человечка выйдет Человек!




 

В психологии утверждается, что корни, истоки развития лично­сти уходят в раннее детство человека. Начинается становление личности с момента рождения, хотя и на уровне предпосылок ее развития. Условием развития личности, как отмечалось выше, яв­ляется наличие социального окружения, общения с людьми и со­вместной деятельности с ними.

Как же происходит развитие деятельности, общения и появление первых личностных образований у ребенка?

Новорожденный ребенок — беспомощное существо, полностью зависящее от нас, взрослых. Врожденные органические потребно­сти ребенок не может удовлетворить без взрослого. Криком, пла­чем или спокойным поведением он постоянно сигнализирует нам о своем состоянии.

Спокойное или жизнерадостное состояние ребенка во время бодрствования, глубокий н своевременный сон, нормальные пока­затели физического развития свидетельствуют об удовлетворении взрослыми его физиологических потребностей.

Однако малыш от рождения нуждается не только в физиологи­ческом комфорте, но и психологическом. То есть малыш испыты­вает потребность во внимании, ласке, любви взрослых, в первую очередь матери. Все больше данных свидетельствует о том, что с первых минут появления на свет ребенок нуждается в близости матери. Первое не отсроченное кормление, приложение его к ма­теринской груди благотворно действует на последующее не только физическое, но и психическое развитие малыша и является хоро­шей основой дальнейшего развивающего взаимодействия матери и ребенка. С первых дней жизни ребенок нуждается в ласковом, спокойном обращении с ним. Оно проявляется в первую очередь в физическом контакте (прикосновении, поглаживании, ритмич­ном похлопывании и т. п.). Ласковый разговор с малышом, улыбки взрослого, физический контакт — все эти способы воздействия на ребенка как бы заранее предвосхищают, программируют подобный же человеческий отклик малыша на общение. Такое опережаю­щее воздействие взрослого крайне необходимо малышу с первых минут появления его на свет.

Согласитесь, что потребность во внимании, ласке сохраняется у человека на всю жизнь.

Ласковое отношение к ребенку — условие формирования поло­жительного отношения его к людям с первых недель жизни. Ма­лыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это является основой его последующей активности.

Итак, вы начинаете общаться с крохой с момента появления его на свет. Однако он не сразу начинает общаться с вами. Но уже в течение первого месяца жизни (период новорождеиности) ребе­нок выделяет из окружающего его мира лицо человека, ваше ли­цо. Сначала сосредоточение на лице матери, затем улыбка. Улыбка может появиться рано, на первом месяце, но она не обращена к человеку, никому не адресована и называется физиологической. К концу первого месяца жизни младенец начинает улыбаться взрослому. Улыбку, обращенную к взрослому в ответ на его воз­действие, психологи расценивают как первую социальную реак­цию ребенка. Это своеобразное сообщение взрослому, что он испы­тывает удовольствие от его присутствия и действии.

Что может быть прекраснее этой первой улыбки, первой дет­ской радости, первого чувства любви к вам! Хотите пережить эту радость взаимного общения? Тогда не оставляйте своего малыша одного надолго, разговаривайте с ним, улыбайтесь, поглаживайте, пойте песни, читайте стихи ‒ любите своего ребенка.

Вам кажется, что малыш вас не понимает? Конечно, ваш кроха не понимает, что вы ему говорите, но он очень хорошо чувствует ваше отношение к нему. Ласковый голос, улыбка, поглаживание, ритмичное постукивание вызывают у малютки чувство безопасно­сти, защищенности, эмоциональное благополучие. На этой осиове появляется потом доверие к взрослому, оформляется потребность в общении.

Таким образом, общаясь с малышом, важно заметить и поддер­жать эту первую социальную реакцию ребенка на взрослого — улыбку.

Если в первые недели жизни общение взрослого с ребенком — преимущественно в физических контактах, соприкосновении, то уже в конце первого месяца роль физического соприкосновения становится не главной, а фоном других способов общения — с по­мощью мимики, вокализаций.

Все эти способы входят в структуру непосредственно-эмоцио­нального (Л. С. Выготский), ситуативно-личностного общения (М. И. Лисина), в которое включается малыш в первые шесть ме­сяцев жизни. В процессе такого общения и зарождаются первые социальные контакты ребенка.

Улыбка, появляющаяся в конце первого месяца,— это хотя и социальная, но еще не инициативная реакция ребенка, а ответная (реактивная).

Примерно к трем месяцам (4—8 недель) появляется более сложная ярко выраженная реакция ребенка на взрослого, в кото­рой сочетается улыбка, гуление, сосредоточение на лице взрослого и быстрые интенсивные движения ручками и ножками (вскидыва­ние ручек, перебирание ножками) — это так называемый комп­лекс оживления.

В выводах психолога М. И. Лисиной и ее сотрудников отмече­но, что появление у ребенка улыбки — это социальный контакт со взрослым, «а оформление комплекса оживления... знаменует нача­ло их общения с окружающими» (Лисина М. И. Проблемы онтоге­неза общения.— М., 1986.— С 258). Итак, младенец сам устанав­ливает контакт с вами, и конечно же первой здесь будет мама.

В последующих исследованиях в отечественной психологии данную реакцию определяют как одно из первых «предличностных образований» младенческого возраста, существенный показатель его нормального социального развития.

Следовательно, взрослым людям нужно помнить об этом и своим общением с малышом создавать условия для появления такой реакции. Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина и дру­гое призывали взрослых больше общаться с младенцами, так как это повышает их общий эмоциональный тонус, способствует раз­витию всех функций, дети становятся активнее, подвижнее, веселее.

Вспомните ваш диалог с малышом. «Мы сейчас пойдем гулять. Мы встретим папу. Мы купаемся» и т. п. Вы говорите слово «мы», несмотря на то что ребенок не выполняет эти действия сам. Важ­но, что вы рядом, вместе с ним, вы едины. Эту ситуацию единства младенца с матерью психологи называют ситуацией «Пра мы».

Личностные проявления характеризуются инициативной актив­ностью ребенка, то есть действиями, возникающими по его ини­циативе. Ребенок постепенно от реактивных, ответных способов действия переходит к активным, направленным на привлечение внимания взрослых и удержания их около себя-

По данным психологов, оказывается, что инициативную актив­ность малыша можно стимулировать. Замечено: когда взрослый активен в общении с ребенком, малыш удовлетворен этим и отве­чает на такое общение улыбкой, гулением, активными движения­ми и т. п. Если малыш привык к такому общению, почувствовал вкус к вниманию и ласке взрослого и уже испытывает потребность в этом, то взрослый может быть иногда и менее активен. Напри­мер, он появляется в поле зрения малыша, но не разговаривает, не улыбается. Тогда ребенок, не удовлетворенный наличным общени­ем, становится более активным: улыбка — более живая, движе­ния — более интенсивные, гуление — более громкое. То есть ваш малыш проявляет инициативу и активно призывает вас к общению (при условии, что он привык к общению с вами, ждет его, но не дождался вашей активности). Как видите, у крохи уже начинает проявляться ценнейшее качество, характеризующее личность,— инициативность. Вам важно осознать это и всемерно стимулиро­вать в общении проявление инициативной активности ребенка, ft не только ответной (реактивной).

Итак, с появлением комплекса оживления ваш малыш подрос, кончился период новорожденности, наступила новая стадия разви­тия— стадия младенчества (до года).

Общение продолжается, но оно стало взаимным и получило на­звание «непосредственно-эмоциональное». В центре внимания взрослого, матери — ребенок, а ребенок, выделив вас из окружаю­щего его мира, впервые пытается воздействовать на вас: у него по­являются выразительные эмоциональные голосовые звуки, обра­щенные к взрослому: призыв, хныканье. Малыш как бы сообщает, что вы ему нужны сейчас, он вам доверяет, он хочет общаться с вами.

Ваше общение с малышом на положительном эмоциональном фоне стало для него самоценным, И сейчас, и в последующие го­ды оно является условием его физического и психического здо­ровья, хорошего эмоционального состояния.

Ученые определили, что на протяжении всего первого года жизни крохи непосредственно-эмоциональное общение — ведущий вид деятельности.

Ведущим называется такой вид деятельности, который опреде­ляет наибольшие успехи в развитии человека.[2] В процессе такой деятельности происходят наиболее существенные сдвиги, измене­ния в психическом, личностном развитии малыша.

Поэтому дефицит общения, особенно в этот период сказыва­ется отрицательно на развитии ребенка. Доказано, что отрыв ребенка от матери в первые годы его жизни негативно влияет на развитие эмоциональной, познавательной сферы, речи, вызывает в целом задержку психического развития. В последующие периоды жизни человека это может быть одной из причин его повышенной тревожности, неуверенности в себе, замкнутости, агрессивности и других негативных проявлений. Поэтому не бойтесь избаловать ребенка излишним общением. Оно не бывает излишним, но меня­ется его содержание, характер.

В чем это проявляется?

В первом полугодии в центре внимания малыша вы, близкий человек. Его привлекает ваш голос, улыбка, он следит за передви­жением предметов» которые вы ему показываете, сосредоточивает­ся на звуках. Малыш пытается привлечь ваше внимание голосом: гукает, гулит, лепечет, В главе «Гуленька» мы подробно рассказы­ваем о содержании такого общения с ребенком. Оно называется «ситуативно-личностное», в нем реализуется отношение «ребе­нок — взрослый». Во втором полугодии меняется характер об­щения с малышом. Вы по-прежнему ему интересны, выглав­ный мотив общения, но постепенно ему становится интересным мир предметов, которые его окружают. Поэтому и общение со взрослым несколько меняется, оно возникает по поводу предметов. Это происходит не сразу. Вот малыш, благодаря вам, научился со­средоточивать взгляд на предметах (погремушках), ручка его раз­жалась (она была сжата в кулачок). Теперь, увидев заинтересо­вавший его предмет, малыш тянется к нему и пытается схватить, сначала безуспешно, а потом все более точно направляя руку. Процесс хватания предмета, как отмечают психологи, имеет огромное значение для психического развития ребенка. Научив­шись схватывать предметы, малыш может более свободно манипу­лировать ими, исследуя их. Вы общаетесь с ребенком, играя вместе с ним игрушками (волчок, погремушки и пр.).

Изменение характера общения сопряжено с появлением у де­тей предметных действий — манипуляций. Эти действия еще доорудийные, то есть ребенок не действует с предметами в соответст­вии с их функциями, назначением (он их ощупывает, бросает, бе­рет в рот и т. п.)- Позднее, как отмечают ученые, появляются элементарные результативные действия (передвигает предметы — игрушки, выбрасывает из манежа), к концу года действия все бо­лее соответствуют назначению предмета и становятся более разно­образными и совершенными (нанизывает, вкладывает, открывает и т. п.). Ваш малыш занят интересным для него делом.

Совместные предметные действия опосредуют процесс обще­ния. Взрослый подает малышу игрушки, придвигает их, сам с ни­ми действует (погремушкой гремит, взявшись за ручку; шарики складывает в коробку и т. п.). Он демонстрирует ребенку эти дей­ствия с предметами, выполняет их вместе с малышом. Такое обще­ние получило название «ситуативно-деловое». При этом взрослый по-прежнему остается в центре внимания малыша, ребенок по-прежнему жаждет обратить на себя внимание (выбрасывает из кроватки игрушки, чтобы взрослый подал ему, и снова бросает и т. п.). Он как бы втягивает взрослого в совместные игры, исполь­зуя целый ряд инициативных действий (улыбку, вокализации, дви­жения, позы, предметные действия). Малыш ждет при этом одоб­рения и ответных действий. Вашему крохе сейчас важно, чтобы вы не только присутствовали при его делах, но участвовали в них, хвалили его за успехи, помогали, когда ему трудно. Постепенно обогащаются и способы общения ребенка с вами. По-прежнему, то радуясь, то огорчаясь, малыш мимикой и голосом как бы объясня­ет вам, удовлетворяет ли его общение с вами. Эмоциональные реакции при этом не только яркие, но и все более разнообразные. В зависимости от успешности общения он выражает удовольствие, радость, огорчение, обиду и т. п.

Итак, во втором полугодии общение ребенка и взрослого стано­вится предметно-опосредованным, то есть на смену отношению «ребенок — взрослый» приходит отношение «ребенок — пред­мет — взрослый».

Личностный контакт со взрослым влияет на успешность освое­ния ребенком предметных действий. Если взрослый персонально обращается к ребенку, одобряет желательные действия, то есть удовлетворяет потребность во внимании и одобрении, это влияет на успешность совершенствования предметных действий, а значит, и на общее психическое развитие.

При таком общении постепенно дифференцируется отношение ребенка к взрослому. Оно зависит от того, как проявляет себя Взрослый в совместных предметных действиях. Малыш радуется взрослому, который с ним интересно играет, стремится продлить общение с ним.

На основе совместных предметных действий, общения форми­руется дифференцированное отношение к «своим» и «чужим». «Свои» вызывают комплекс оживления, «чужие» — реакцию тор­можения, избегания. Однако когда чужие появляются в присутствии родных, ребенок более спокоен и даже заинтересован новым лицом. Предпочтения, привязанности к некоторым родным людям у малыша появляются рано. Так, ребенок (девочка) в 5 месяцев, находясь дома в основном в окружении матери и бабушки, вече­ром с удовольствием общается с дедушкой, который играет с ней часто и интересно. Находясь на руках у дедушки, она отворачива­ется от подошедшей бабушки, как всегда ласково с ней разговари­вающей и улыбающейся. Бабушка зашла с другой стороны, чтобы опять видеть лицо внучки, и продолжает общаться с ней, малышка опять отвернулась. Наконец, не выдержав настойчивой инициати­вы бабушки и не имея других средств продемонстрировать отказ от общения, она уткнулась лицом в плечо деда. Через некоторое время, оставшись одна, она с радостью реагировала на появление бабушки. Очевидно, потребность ребенка в смене впечатлений, в относительной новизне общения с близкими людьми и вызывает реакцию предпочтения, своеобразного выбора ребенком более ин­тересного в данной ситуации партнера по общению.

Таким образом, восприятие ребенком взрослых становится более дифференцированным, у него складываются устойчивые образы взрослых.

В ситуативно-деловом общении ребенок неожиданно открывает для себя эффективный способ общения с людьми — указательный жест.

Вот ваш малыш увидел какую-то игрушку, потянулась ручка, а достать не может. Рука застыла в движении, но вы заметили это движение и поняли, что ему надо. Наконец привлекательная иг­рушка у него в руках, малыш доволен. Так повторяется несколько раз. Вы, взрослые, понимаете движение ребенка, его желание, вы придаете смысл этому движению руки как указанию для вас. По­степенно и ребенок начинает улавливать связь между его движе­нием и вашим ответным действием на него. Так, движение, на­правленное на предмет, превращается в жест-указание для других. Это приглашение вас к «сотрудничеству». Возможности вашего об­щения с ребенком при этом расширяются.

Ребенок во втором полугодии жизни по-прежнему нуждается в ласке, внимании и одобрении взрослого. Малыш не только оце­нивает другого человека и по-разному реагирует на людей, но и выясняет отношение взрослого к себе.

Известный психолог М. И. Лисина, создавшая научную школу по исследованию проблем развития личности ребенка в раннем возрасте, глубоко изучавшая вопросы общения детей раннего возраста, заметила, что потребность человека (ребенка) в общении есть и потребность в оценке, которую он сам получает в которую сам дает окружающим.

Внимание, ласковое отношение взрослого к ребенку, одобрение его достижений в овладении предметными действиями (манипулятивными и некоторыми орудийными) вызывает у него не только состояние эмоционального комфорта, чувства доверив к взрослому, безопасности, но и чувства собственной значимости для взрос­лых. Все это — условия становления у ребенка образа себя, осо­знания своего «Я», без этого невозможно развитие личности.

Проявления предпосылок становления образа себя обнаружи­ваются у детей рано. Так, наблюдения психологов за детьми в опытах с зеркалом показали, как малыш в 2—3 месяца начинает замечать свое отражение в зеркале, радуется ему. К 6 месяцам он пытается активно исследовать отражение (трогает ручками и т. п.)- После 6 месяцев пытается действовать перед зеркалом и соотносить отражение с действиями. Малыш как бы делает для се­бя открытие, действуя с этим необычным предметом. К концу года, уже зная особенности зеркала, ребенок может разглядывать себя, варьировать мимику и т, п. А на втором году жизни действия ма­лыша перед зеркалом («ряжение») — одна из любимых игр. В дей­ствиях с зеркалом как бы отражается постепенно нарастающий интерес ребенка к себе, своей внешности, возможностям действо­вать.

Итак, к концу года ребенок осваивает предметно-манипулятивные и начинает осваивать некоторые орудийные действия, у него появляются первые слова, он начинает ходить, это рас­ширяет возможности познания. Общение со взрослыми все бо­лее опосредуется действиями с предметами. Хотя появляются от­дельные простейшие слова, однако способы общения в основном невербальные (мимика, жесты, звуки и т. п.).

Общение к концу года становится все более богатым по содер­жанию, разнообразным по способам и все более развивающим ре­бенка. Малыш постепенно отделяется от вас Ситуация «Пра мы» уже не единственная в общении. Ребенок становится все более ак­тивным, инициативным и в общении, и в действиях с предметами. Расширяются его физические возможности (ползает, начинает хо­дить, действия с предметами все более уверенные и разнообраз­ные). Все это вызывает у ребенка стремление к более активному освоению пространства, предметов, его заполняющих. Именно в этот период взрослым хочется все убрать с его дороги, подвесить на недосягаемую высоту, закрыть на ключ и т. д. Нам хочется оградить привычный нам мир вещей от разрушения, ребенка — от травм. За ним нужен, как говорится, глаз да глаз. Малыш на­стойчив, он требует свободы, а мы его ограничиваем... По мне­нию некоторых психологов, к концу первого года жизни у детей в ответ на наши запреты и замечания появляется еще большая на­стойчивость в действиях, некоторое противопоставление себя взрослым. При этом психологи используют термин «кризис перво­го года жизни».

Подробнее об этом явлении вы прочтете в главе «Гуленька». А сейчас ограничимся одним пожеланием: радуйтесь тому, что ваш малыш становится все более активным, инициативным и пытается отстаивать свое право на проявление этих качеств. В вашем ребенке зарождается личность, помогите ему. А как это сделать, вы также прочтете в упомянутой главе.

Так заканчивается младенческий возраст, первый год жизни малыша» в течение которого появляется и развивается, изменяется деятельность общения, появляются предпосылки развития лично­сти, первые предличностные образования.

Наступает ранний возрастс года до трех лепи

В раннем возрасте в связи с началом ходьбы изменяется отно­шение ребенка к миру, В младенчестве малыша интересовали сна­чала только вы и общение с вами через предметы. Постепенно до­минирующий интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Постепенно развивается новая дея­тельность — предметная.

Познание предметов и усвоение способов действия с ними и есть содержание предметной деятельности, которая отчетливо про­является и формируется после первого года жизни, в раннем воз­расте (с 1—3 лет) и становится ведущей. Но способы употребле­ния этих предметов придумывали люди многих поколений, и они ребенку неизвестны.

Кто же раскроет ребенку эти способы действия, употребления предметов? Конечно же вы, родители, он по-прежнему нуждается в вас. Без вас малыш опять беспомощен. Поэтому предметная де­ятельностьэто деятельность, совместная со взрослым, и она немыслима без общения ребенка и взрослого. Однако общение здесь не главное для ребенка, для него главное — предмет, и пото­му эта деятельность предметная. Общение как бы оформляет пред­метную деятельность, становится фоном, средством передачи взрослым и присвоения ребенком опыта использования предметов.

Малыш не сразу осваивает способы употребления предметов. Сначала — предметные действия, совместные со взрослыми, затем ребенок выполняет их по подражанию, постепенно они становятся более самостоятельными. О последовательности их развития и способах формирования прочитайте внимательно в последующих главах нашей книги.

При освоении предметно-орудийных действий во взаимодействии со взрослым постепенно изменяются отношения между ребенком и взрослым, «Свои» взрослый стимулирует предметные действия, с «чу­жим» малыш не хочет взаимодействовать, однако «чужой» может вы­звать интерес к себе активной, интересной игрой с ребенком.

Ребенок больше нуждается в активном, а не пассивном взрос­лом* Он выражает большой интерес, радость при встрече, пред­почитает в качестве партнера того взрослого, который с ним часто и интересно играет. Поэтому малыш охотно общается со старшими детьми, если они с ним играют в привлекательиые для него игры. На основе совместной предметной деятельности у ре­бенка возникает привязанность к отдельным взрослым, чаще всего к матери.

Отношение ребенка к взрослому меняется. Взрослый для него не только партнер, но и образец для подражания. В то же время ребенок еще более нуждается в благожелательной оценке своих действий со стороны взрослых. Он радуется успеху, огорчается при неудачах. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи — чув­ство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать в зави­симости от успеха или неуспеха в деятельности. Поэтому взрос­лым крайне важно быть внимательными к тому, что делает ма­лыш, к его действиям, поддерживать ребенка, хвалить, помогать при неудачах. Необходимо дифференцировать общее положитель­ное отношение к малышу («Ты хороший...») с оценкой конкретных действий («Молодец, убрал игрушку на место, на полочку…). Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовым помочь ему, показать, что беды не случилось, можно все исправить. Благодаря этому растет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Все это влияет на успешность освоения предметной деятельности, а именно: инициа­тиву, активность в действиях и более быстрое их освоение. Следо­вательно, более успешно идет психическое, личностное развитие малыша.

Итак, предметная деятельность становится ведущей в ран­нем возрасте. Общение, пронизывая ее, сохраняется и как само­стоятельный вид деятельности. Благодаря развитию речи общение становится более интенсивным и все более богатым и разно­образным.

Таким образом, в преддошкольном возрасте сначала общение (в младенчестве), а затем предметная деятельность (в раннем воз­расте) являются ведущими видами деятельности. В раннем возра­сте зарождаются и другие виды деятельности, В них также идет психическое, личностное развитие ребенка.

Постепенно к трем годам малыш становится более умелым и самостоятельным. Он умеет пользоваться многими предметами (ложкой, чашкой, карандашами, игрушками н т. д.), он научился одеваться, надевать на себя многие вещи и т. п. Вследствие этого малыш все чаще стремится действовать как взрослый: готовить обед, стирать, гладить и т. п. К трем годам он все настойчивее за­являет: «Я сам». Малыш как бы отделяет себя от вас, начинает противопоставлять себя взрослым, все чаще повторяя: «Я сам» — эта позиция ребенка есть главное личностное новообразование данного возраста. Ребенок начинает стремиться к активному и достаточно самостоятельному участию в жизни взрослых. Конеч­но, при всей его «самости» малыш не может, не умеет еще очень и очень многого. Возникает противоречие между его стремлением к самостоятельности и ограниченными возможностями, обусловлен­ными сложностью, недоступностью освоения многих предметов, окружающих его. Наступает кризис трех лет жизни крохи. В это время у вас могут появиться трудности в общении с малышом.

Что же делать? Пойдите навстречу вашему ребенку, призна­вайте и поощряйте его «Я сам» — так заявляет о себе зарождаю­щаяся личность.

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка быть активным и самостоятельным. Каким образом? Там, где это возможно, взрос­лый не делает за малыша то, что он может сам, не запрещает осваивать предметный мир, если это не вредит здоровью ребенка и здравому смыслу. Позволяйте ему все, что он может делать сам, а в остальном — помогайте. Однако малыш не все может сам (сти­рать, варить суп и т. п.). Ваш ребенок и тут может найти выход: он начинает играть в то, что очень хочется делать, но пока недо­ступно. Поэтому в таком возрасте (с года до трех лет) появляется игра. Сначала это сюжетно-отобразительная, а затем сюжетно-ролевая игра, то есть малыш берет на себя роль (например, «Я как будто мама»).

В этих играх малыш с помощью игровых действий, игрушек воспроизводит заинтересовавшие его в реальной жизни ситуации, действия.

Помогите малышу: дайте ему игрушки, «бросовый» игровой ма­териал, играйте вместе с ним. Покажите ему, как можно «как буд­то» варить обед, вести машину и т. п. Так вы поможете вашему ре­бенку удовлетворить потребность в познании вас, вашего мира взрослых, жить с вами одной жизнью, соучаствовать в ней. А за­одно понаблюдайте за играми своих малышей, и вы узнаете, о чем думает ваш ребенок, что его волнует, интересует, чем он живет. В каких-то играх вы непременно узнаете и себя. Вы увидите, как растет и развивается ваш малыш в этой деятельности. Если же вы, взрослые, неразумно ограничиваете возросшую самостоятельность ребенка, это вызывает его негативное поведение. Поэтому некото­рые ученые считают кризисом не закономерно возникающее противоречие, которое,по сути.позитивно и движет развитие, а са­мо негативное поведение ребенка, спровоцированное нашим негра­мотным поведением.

Короче говоря, бурных кризисных реакций ребенка можно из­бежать. Однако взрослые должны быть готовы к ним, а значит, знать проявления кризиса.

Выдающийся психолог, ученый с мировым именем Л- С- Выгот­ский выделил четыре симптома этого кризиса: 1 — негативизм; 2 — строптивость; 3 — упрямство; 4 — своеволие.

Первый симптом — негативизм — это такие проявления в по­ведении ребенка, когда он не хочет что-то делать только потому, что это предложено взрослым, то есть это реакция не на само дей­ствие, а на взрослого. Одна мама приводит такой случай: на рука­ве платья ее девочки оказалась пушинка из подушки, а этот ребе­нок боялся пушинок. Мама, проходя мимо, сняла пушинку и бро­сила на пол. В ответ девочка наклонилась, отыскала ее на полу и положила на прежнее место — на рукав. Все произошло молча, без слов и капризов. То есть при негативизме выступает на первый план социальное отношение ребенка к другому чело­веку. Ребенок действует при этом нередко наперекор своему же­ланию.

С негативизмом тесно связан другой симптом — упрямство — реакция, когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал.

Строптивость, в отличие от негативизма, безлична, направлена против норм поведения, навязываемых ребенку.

Своеволие — стремление к самостоятельности, выраженное в реакции «Я сам».

Л. С. Выготский отмечал, что все симптомы кризиса выявляют перестройку позиции ребенка в обществе взрослых, и потому это ключевой момент в «рождении личности». Идет перестройка мотивационной сферы, перестройка самосоздания. И потому, как два года назад, порадуйтесь растущей личности.

Известный психолог Г. М. Бреслав предполагает, что можно говорить о двух вариантах становления личности: а) революцион­ная, бурная и кратковременная перестройка мотивационной сферы и самосознания; б) постепенная, эволюционная перестройка.

Исследователем замечено, что у детей, посещающих детский сад, чаще встречается второй вариант перестройки. Если вы ра­зумно подойдете к своему малышу, революции может не быть.

Таким образом, в процессе становления предметной деятельно­сти, на фоне усложняющегося по содержанию и по способам обще­ния со взрослыми ребенок достигает нового уровня личностного развития. Осознание себя и стремление реализовать собственное «Я» есть процесс перестройки отношения ребенка к миру, измене­ние позиции малыша в обществе окружающих его людей.

Возросшая самостоятельность ребенка и его потребность актив­ного участия в жизни взрослых ограничены объективной слож­ностью предметного мира и отношений между взрослыми. Эти факторы вызывают у детей потребность понять мир взрослых, их действия и отношения. Поэтому на смену одному виду ведущей деятельности — предметной приходит другой вид — игра, в кото­рой и реализуется эта потребность. Игра — ведущий вид деятель­ности, но уже в дошкольном возрасте.

В раннем возрасте зарождаются разные виды человеческой де­ятельности: изобразительная, музыкальная, театрализованная, конструктивная и даже трудовая. Их появление и развитие ребен­ка в них также немыслимы без общения с вами. В каждом виде кроются большие возможности для развития ребенка.

Однако эти возможности могут быть и не реализованы, если деятельность будет стихийной. В главах «Гуленька» и «Я сам» мы расскажем вам с учетом возраста детей и специфики разных видов деятельности, что, когда, как и почему надо делать, чтобы ваш ма­лыш развивался полноценно.

Безусловно, в данной книге мы знакомим вас с общими прин­ципиальными позициями воспитания ребенка, развития его лично­сти. Полезно прислушаться к ним. Однако каждый малыш уника-лея, семейная жизнь сложна и многообразна, поэтому рецептов на все случаи нет. Вам придется приложить много усилий, проявить великое терпение и педагогическое творчество, если хотите, чтобы ваше дитя стало личностью, нужной людям, помнящей и любящей вас, способной воплотиться затем в своих детях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.