Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для меня важно, как организован мой день




(Общие требования к режиму дня)

 

Одним из условий успешного развития ребенка является проду­манный распорядок дня, который способствует нормальному функ­ционированию внутренних органов и физиологических систем ор­ганизма, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние ребенка, предохраняет его нервную систему от переутомления и тем самым создает благоприятные условия для здоровья и развития. Режим соответствует ритмам и темпам жизнедеятельности организма.

Ребенок, который живет по режиму, всегда выгодно отличается от ребенка «безрежимного». В первом случае малыш более урав­новешен, активен, у него преобладают положительные эмоции. Во втором — он часто капризничает, менее активен. Ребенка, живу­щего по режиму, легче воспитывать. Ведь организм, привыкнув к определенному ритму, сам в соответствующее время требует пи­щи, отдыха, активности. Взрослому достаточно посмотреть на ча­сы, чтобы понять, почему изменилось поведение малыша. В более старшем возрасте режим дисциплинирует ребенка, делает его бо­лее самостоятельным, активным.

С какого же времени надо приучать ребенка к режиму и как это делать? С первых дней после рождения устанавливается только режим питания. Возможность установления режима сна и бодрствования появляется только на втором месяце, так как первое время у ребенка нет четкого ритма сна и бодрствования. Он засыпает в разное время дня и ночи, различна и длительность каждого отрезка сна. Бодрствование тоже бывает то короче, то длиннее. Такое неупорядоченное поведение может длиться доволь­но долго. Но если мама будет кормить ребенка в определенное время, то он начинает сам просыпаться ко времени кормления.

После кормления у ребенка возникает спокойное бодрствова­ние. Отрезки бодрствования по мере роста малыша становятся бо­лее длительными, а сон короче и глубже. Примерно к 2,5—3 меся­цам определяются четкие границы между этими состояниями, если для этого создаются определенные условия. На втором месяце под влиянием естественных различий, имеющихся днем и ночью в окружающей среде, формируется суточный режим сна и бодрство­вания. Ребенок начинает спать больше в ночное время, а бодрство­вать днем. Для образования ритма дневного сна и бодрствования естественных условий нет. Поэтому днем бодрствование сменяется сном многократно и в разное время. При этом периоды сна и бодр­ствования могут быть слишком длинными или очень короткими. Для своевременного образования ритма бодрствования и сна не­обходимо создавать определенные условия.

В часы, установленные для сна, условия должны быть благо­приятные для засыпания и глубокого сна, а в часы бодрствова­ния — условия» активизирующие бодрое состояние. Иногда у ре­бенка первых месяцев жизни день превращается в ночь, а ночь — в день. Это неестественно для ребенка и сущий ад для родителей. Иногда мама радуется, что ребенок покушал и тут же заснул у груди. Такое можно допускать только в период новорожденности, а на втором-третьем месяце жизни уже необходимо все сделать так, чтобы после кормления ребенок активно бодрствовал.

На первом году жизни очень важна правильная последователь­ность удовлетворения потребностей ребенка. Ее установил профес­сор Н. М. Щелованов, основоположник педагогики раннего детст­ва. Активное, эмоциональное состояние во время бодрствования в первые месяцы во многом зависит от удовлетворения потребнос­тей в пище и сне. С голодным, усталым ребенком трудно общать­ся, трудно занять его игрушкой. Поэтому в первые месяцы режим надо строить так, чтобы после кормления ребенок бодрствовал, а спал после активного бодрствования. Во время крепкого сна ре­бенок не чувствует голода, который обычно наступает через 2,5-3 часа после кормления. Выспавшегося ребенка кормят обычно в момент наивысшего пищевого возбуждения, поэтому он активно, с аппетитом ест. Приняв пищу, малыш ведет себя активно во вре­мя бодрствования, так как в этот момент его нервная система на­ходится в оптимальном состоянии. Наигравшись и не успев еще проголодаться, ребенок быстро засыпает. Если его после кормле­ния сразу укладывать спать, то он просыпается уже проголодав­шимся и бодрствование его проходит в период голодного возбуж­дения. Мы уже отмечали, что в таком состоянии ребенка трудно чем-либо занять и бодрствование протекает менее активно, а зна­чит, оно бесполезно для его развития. Такая последовательность: сон — кормление — бодрствование сохраняется до 9—10 месяцев. В связи с развитием нервной системы, усилением ориентировочной реакции голодное возбуждение несколько затормаживается. Появ­ляется возможность кормить не сразу после пробуждения, а через 30—40 минут. Поэтому указанная выше последовательность в пе­риод от 9—10 месяцев до полутора лет сохраняется лишь частич­но. Начиная с полутора лет она полностью меняется.

На протяжении первого года режим меняется четыре раза. На 2-м году — два раза, на 3-м году не меняется. При составлении ре­жима дня надо учесть возраст ребенка, уровень развития, здоровье. Ослабленные дети обычно живут по режиму дня более младших детей. Режим должен обеспечить необходимое суточное количество сна, кормления и бодрствования.

Разумеется, можно сдвигать часы ночного сна, пробуждения в зависимости от уклада семьи. Однако нельзя нарушать длитель­ность промежутков между кормлениями, сном, увеличивать или сокращать бодрствование, раньше времени переводить малыша на меньшее количество дневного сна. Конечно, каждая мама в зависимости от поведения ребенка может немного раньше покормить его, если он проснулся раньше времени и беспокоится, или порань­ше уложить спать. Но это не должно стать системой, иначе ребе­нок не привыкнет к установленному ритму. Недопустимо кормить ребенка ночью. Ну а что делать, если он проснулся и беспокоится? Посмотрите, сухой ли он, дайте ему попить несладкой водички, ла­сково погладьте его, но не разговаривайте, не разгуливайте, и ре­бенок уснет. Необходимо помнить, что часы бодрствования вклю­чают и гигиенические процедуры, занятия с ребенком, прогулки. Их вы можете планировать с учетом режима вашей семьи. Иногда они в зависимости от потребности, от поведения ребенка, от пого­ды могут меняться в последовательности, но только внутри часов бодрствования. Например, если на улице тепло и у вас есть время погулять с ребенком, воспользуйтесь этой возможностью, а заня­тия проведите в следующий отрезок бодрствования, а можете, на­оборот, провести сон на воздухе, а бодрствование — в помещении.

Дети раннего возраста отличаются повышенной чувствительно­стью даже к небольшим нарушениям в удовлетворении их органи­ческих потребностей. Это объясняется недостаточным развитием функций коры головного мозга. Бели ребенок недоспал, утомился или ему холодно, жарко, то, как правило, у него меняется настрое­ние, поведение. Малыш не понимает своего состояния и не может сообщить о нем словами. Но постарайтесь понять его сами и устра­нить причину такого поведения.

Выше мы отмечали, что режим имеет воспитательное значение. Ребенок привыкает к определенному порядку, положительно отно­сится к требованиям взрослого. Но чтобы это было так, надо всег­да предлагать ребенку спать, есть, играть в то время, когда у него появилась потребность в этом, что возможно только при правиль­ном режиме и четком его соблюдении. И еще золотое правило: ни­когда не торопите ребенка. Ваш малыш в силу своих особенностей не в состоянии быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например с игры на сон или еду. Помогите ему, дайте за несколько минут установку на ожидаемое событие. Вот ваш ма­лыш играет с машиной, а по времени надо обедать. Как поступает большинство родителей? Берут ребенка за руку, ведут к столу, в лучшем случае сопровождают свои действия словами: «Пойдем, Сережа, обедать!» Л малыш, как правило, начинает сопротивлять­ся. В чем дело? Может, он не проголодался? Да нет! Просто вы разрушили его предыдущую деятельность. Совсем по-иному он по­ведет себя, если вы его за несколько минут до начала кормления спокойно предупредите: «Сереженька, скоро будем обедать, по­ставь свою машину в гараж, помой руки и приходи к столу». Дети обычно с удовольствием включаются в такую игру и с аппетитом едят.

Ваш ребенок будет более положительно относиться к приему пи­щи, укладыванию спать, к туалету, если будет активным участни­ком этих процессов. Научился годовалый малыш держать ложку, пытается поддеть ею пищу — дайте ему эту возможность. Не беда что ложка с кашей не всегда попадает в рот, но активные действия ребенка поддерживают интерес к еде, способствуют развитию дви­жений и самостоятельности.

Вся жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Постарайтесь все это использовать для развития, воспитания вашего малыша. Обговаривайте все дейст­вия свои и ребенка, называйте свойства предметов, явлений, фор­мируйте нужные привычки, навыки. Даже во время еды ребенок может узнать новые слова, свойства пищи (кисель кислый, слад­кий; каша горячая, вкусная и т. п.).

Никогда не фиксируйте внимание ребенка на неправильных поступках, а учите, как надо делать правильно. Малыш берет пи­щу из тарелки руками. Как должны поступить родители? Ни в ко­ем случае не читать нравоучений, а просто дать ребенку в руки ложку и сказать спокойно: «Ешь кашку ложкой».

Итак, вы заранее познакомились с основными условиями успешного развития ребенка. Но вот ребенок родился... каким он приходит в наш мир? Как он развивается?

 

Глава III. Гуленька

(Воспитание и развитие ребенка первого года жизни)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.