Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я начинаю вас узнавать, я умею гулить, я действую с игрушкой




 

(Воспитание и развитие ребенка с 2,5—3 до 5—6 месяцев)

 

Вот и еще одну ступеньку роста преодолел ваш малыш, В этот период у него постепенно появляется способность к различению раздражителей внешней среды. Особенно ярко она выражается в избирательном отношении ко взрослым.

В три месяца ребенок уже узнает своих маму, папу, а шес­тимесячный ребенок различает близких и чужих, по-разному на них реагирует. При виде знакомого лица малыш радуется, а при виде чужого человека хмурится, иногда плачет. Он реагирует на ласковый и строгий голос родителей, узнает голос мамы, папы. Услышав из прихожей голос пришедшего с работы отца, он всем телом тянется в ту сторону, пытается приподняться. Папе нужно назвать его в этот момент по имени. Родители общаются с малы­шом не только тогда, когда он их видит. Мама делает домашние дела и ласково разговаривает с ребенком, как бы перекликается с ним. Малыш не видит маму, но положительно реагирует на ее голос, улыбается, радостно двигается, издает звуки.

Продолжается развитие зрительных и слуховых реакций ребен­ка. Постарайтесь подобрать ему игрушки разного цвета, величи­ны, формы. Для показа, помимо игрушек, можно использовать лю­бые разнообразные по свойствам предметы: объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие. Подносите к ним ребенка, давайте ему их рассматривать, обязательно при этом называйте предметы.

К 34 месяцам у ребенка развивается координация движений руки. Радуясь чему-либо, он обычно выпрямляет руки. В процессе таких движений у него укрепляются мышцы-разгибатели, появля­ется возможность дотрагиваться до предметов, игрушек, своей одежды. То, что ребенок случайно прикасается к предметам, раз­глядывает их, прислушивается к издаваемым ими звукам, способ­ствует более полному их познанию.

Понаблюдайте за малышом: увидел игрушку, сосредоточил на ней взгляд, потянулся к ней рукой, но промахнулся. Не так-то лег­ко точно направить руку, взять то, что увидел глаз, В три месяца у крохи начинает развиваться согласованная работа руки и глаза. Если вы не упустите этот момент в воспитании ребенка, в даль­нейшем он будет легко осваивать любые практические действия. Задумайтесь — не случайно появились поговорки: «Не тем концом руки вставлены» или наоборот: «Все в руках горит». А все начина­ется в три месяца.

Поэтому в период с 3 до 6 месяцев надо помочь развитию у ре­бенка зрительно-двигательной координации:

· согласованного движения глаза и руки;

· умения схватывать предметы разной величины и формы.

Общаясь с малышом, мы теперь предлагаем ему игрушки» по­буждая его к их захватыванию. Поэтому игрушки должны быть удобными. Если для развития зрительного сосредоточения подве­шивались яркие шары, то для захвата они не годятся. Лучше ис­пользовать кольца, погремушки с ручкой. Не пытайтесь быстрее вложить в руку ребенка игрушку. Проявите терпение, вызывайте интерес к ней. Пусть малыш сам протянет руки и попытается взять ее. Это первые активные действия его рук.

Как только ребенок сделает попытку взять игрушку, выразив свое желание раскрытием ладошки и направлением руки в сторо­ну предмета, приблизьте ее к ладони малыша, позволяя захватить предмет. Конечно, ребенок еще не может долго удерживать пред­меты, он выпускает их из рук. Ваша задача — взять снова игрушку и повторить все с начала несколько раз, закрепляя и совершенст­вуя действие.

Слегка потяните игрушку к себе, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие. Меняйте предметы: берите сначала более удоб­ные, а затем менее удобные для захватывания.

Если малыш начал активно направлять руку к предмету и схватывать любую предложенную вами игрушку, считайте, что вы справились с еще одной задачей и можно приступать к выполне­нию следующей.

А следующая задача взрослого — помочь ребенку с 3—3,5 ме­сяца приспособить движение руки к величине схватываемого предмета. В этом вам пригодятся большие и маленькие кольца от деревянной пирамидки диаметром 4,5—5 см <не меньше, чтобы ма­лыш их не проглотил н не засунул в ухо или нос!). Подойдут и другие предметы, разные по величине и цвету.

Положите малыша на живот и поместите перед ним яркие кольца на расстоя­нии вытянутой руки Предоставьте ему возможность брать их по одному, то боль­шое, то маленькое, приспосабливая руку к захватыванию, удержанию и манипули­рованию предметом.

Не забывайте похвалить малыша, погладить, взять на руки по окончании игры. А во время игры разговаривайте с ним.

Будем надеяться, что приспособление руки к величине схваты­ваемого предмета прошло удачно. В 3,5—4 месяца пора начать приспосабливаться к форме предмета.

Для этого в предыдущую игру-упражнение внесите изменение.

Перед лежащим на животе ребенком положите несколько знакомых ему пред­метов (колечки) и незнакомый (кубик) на некотором расстояний друг от друга, чтобы малыш переводил взгляд с одного на другой Важно, чтобы ребенок, знако­мясь с предметами, активно обследовал ик руками

Предметы разной формы предполагают соответствующие спо­собы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти ру­ки, различные комбинации пальцев для удержания и обследования и т. д. Такие игры обычно в 3—4 дня помогают ребенку опытным путем выработать наиболее рациональные и удобные движения рук и пальцев.

С 4,5—5 месяцев малышу предлагают предметы прямоуголь­ной и треугольной формы с размерами сторон 3 и 4,5 см, толщи­ной 1,5 см. Эти предметы можно взять из набора строительного материала: прямоугольные бруски, «кирпичики», треугольные призмы, «крыши». Можно самим изготовить «кирпичики», набив поролоном или ватой и обшив яркой тканью (или обклеив яркой плотной бумагой) коробочки из-под зубной пасты, духов и т. п. Положите перед лежащим на животе ребенком один «кирпи­чик». После того как малыш возьмет его, положите еще один. Скорее всего, он сразу оставит первый и возьмет второй. Тогда по­ложите третий. Затем через день-два добавьте во время таких заня­тий к трем «кирпичикам» одну призму, а потом еще две призмы (примерно в течение 3—4 дней). Поддерживайте интерес крохи к предметам новой формы ласковыми словами, улыбкой.

Продолжайте обогащать зрительные впечатления малыша: привлекайте его внимание к ярким предметам в комнате (напри­мер, жостовскому или хохломскому подносу, вазе и т. п.). Интерес к этим красивым вещам у малыша не угаснет 3—4 недели. Пред­меты такого характера располагайте то вертикально, то горизон­тально у самой освещенной стены комнаты.

Помните, уважаемые родители: что бы вы ни делали с малы­шом, все ваши действия происходят в процессе общения. Не забы­вайте, что уже с трех месяцев кроха все активнее проявляет свое желание общаться с вами. Ваша задача — удовлетворить это же­лание малыша, выражая разными действиями любовь к нему. Та­кие действия присущи любящей матери (и отцу, и другим близ­ким). Напомним их:

· поглаживание, похлопывание; перебирание пальчиков;

· движе­ния его ручками, ножками; тормошение и поцелуи в животик, в ладошки, в пятку, другие прикосновения, сопровождаемые нежным приговарнванием всех вариантов его ласковых имен, и т. п.;

· разговор с ласковой интонацией. Например: «Кто у нас хоро­ший? Кто у нас пригожий? Тимочка хороший! Тимочка пригожий. Ждите от своего крохи ответа в виде разных звуков. Обя­зательно дождитесь от него вокализаций и повторите их для него;

· действия и разговоры сопровождайте улыбкой, А если ребенок первый улыбнулся вам, обязательно поддержите такую «инициати­ву» и ответьте ему тем же. Если кроха развеселился и засмеялся, смейтесь вместе с ним;

· не забывайте смотреть в глазки своего малыша, ловите его взгляд, старайтесь продлить этот момент и непременно с улыбкой.

Все это средства эмоционального общения с младенцем. Тем самым вы уже закладываете фундамент будущего взаимопонимания.

Итак, к 6 месяцам у ребенка развита зрительно-двигатель­ная координация и рука приспособлена к величине и форме схва­тываемого предмета. С помощью восприятия разных предметов обогатились его зрительные ощущения. В 6 месяцев малыш обычно начинает удерживать в каждой руке по игрушке, может перекладывать их из одной руки в другую.

С появлением предметных действий возникает новая форма об­щения — ситуативно-деловое общение (с 6 месяцев): малыш начи­нает стремиться к сотрудничеству со взрослым в конкретной ситу­ации; пытается вовлечь его в манипуляции, игры с предметами.

В центре сотрудничества находится предмет и действие с ним. Ва­ша роль при этом не должна сводиться только к тому, что вы под­нимаете и подаете ему предмет. Малышу этого мало. Ему важна совместная деятельность с вами. В этой деятельности взрослый является для него как бы зеркалом, в котором ребенок видит от­ношение к себе, внимание к себе, одобрение своих действий. Это придает уверенность действиям малыша, развивает эмоциональ­ные реакции на одобрение взрослого, что в дальнейшем подготав­ливает такое важное личностное новообразование, как гордость за свои достижения.

Возникновение первых действий с игрушкой влияет на форми­рование некоторых общих движений. Как только ребенок научил­ся брать игрушки, их больше не нужно подвешивать в кроватке, просто положите их сбоку от него. Это будет вызывать у малы­ша потребность в переворачивании сначала на бок, потом на живот и обратно. Все эти движения очень полезны. Ведь ребенок, научившись переворачиваться, свободно и самостоятельно может изменить позу. В то же время эти движения готовят его к пол­занию.

Продолжаем развивать упор ног. Держим ребенка под мышки и делаем движения «подтанцовывания». Малыши любят эти упраж­нения, они вызывают у них много радости и в то же время способ­ствуют укреплению ног. Можно делать эти движения, держа ре­бенка на коленях. Всегда сопровождайте свои действия улыбкой, словами или пением.

Как же развивается речь малыша в этот период? Мы уже го­ворили, что к 3 месяцам ребенок начинает гулить (произносить отдельные звуки).

Теперь гуление занимает уже значительную часть бодрствова­ния. К 56 месяцам появляется новая очень важная особен­ность в развитии речи ребенка — он начинает произносить не от­дельные звуки, а звукосочетания: «ба-а», «па-а», «ма-а». Таким об­разом звуки приобретают характер элементов слова.

Ребенок вступает в период лепета (лепечет, как мы говорим). По сравнению с гулением это более сложный вид упражнения речи. Эти первичные проявления речи младенца носят эмоциональ­но-волевой характер и выражают его внутреннее состояние. При­чем и гуление и лепет — показатель положительных эмоций (ребенок ведь может и кричать — это отрицательные эмоции). Младенец не только гулит или лепечет, но и оживленно жестику­лирует, мимирует («делает гримасы»). Приходится только пора­жаться тому упорству, с которым он упражняет свой речевой аппа­рат: он способен иногда в течение получаса издавать одни и те же звуки, повторяя их сотни раз. Если понаблюдать за ребенком, то можно заметить, что такие голосовые упражнения появляются у него только во время радостного возбуждения. Имейте в виду, ува­жаемые взрослые: дети страдающие, голодные, оставленные в оди­ночестве, не гулят и не лепечут. Спокойное, радостное самочув­ствие ребенкаосновное условие для развития его языка.

Общение, внутренняя душевная связь между малышом и мамой являются основным условием развития его речи. Орган слуха при этом играет первостепенную роль. Ребенок жадно ловит звуки, раздающиеся вокруг него, прислушивается к ним и стремится им подражать, И главная роль, ни с чем не сравнимая по своему зна­чению, принадлежит, конечно, человеческому голосу. Знакомый голос мамы, папы сразу привлекает внимание ребенка, радует, ус­покаивает его. Найдите время для общения с ребенком, не остав­ляйте его надолго в одиночестве. Поддержите его «разговоры», по­занимайтесь с ним. Играя с малышом, чаще повторяйте издавае­мые им звуки, дайте новые, более сложные образцы их, и ребенок обязательно будет вам подражать. Произносите звуки с разной ин­тонацией, громче, тише; воздействуйте на ребенка не только голо­сом, но и своими движениями, мимикой (спойте песенку, похло­пайте ладошками, поиграйте пальцами, покачайте головой и т. д.). Малыш будет непременно внимательно вас слушать, следить за движениями губ, пытаться подражать. При этом он улыбается, гу­лит, лепечет, выбирая из большого количества слов, произноси­мых взрослыми, те, которые составляют круг его возможностей, пытается их произносить (по-своему, конечно). Но здесь важно помнить следующее: для того чтобы звуки ребенком воспринима­лись и различались, чтобы они оказывали влияние на развитие его слуха, слуховой наблюдательности и языка, необходима тишина, спокойная обстановка. Если громко говорит радио, включены маг­нитофон, телевизор, ребенок просто не будет слышать ни слов взрослого, ни самого себя. В лучшем случае он лежит молча, а скорее всего, начинает плакать.

Итак, к 5—6 месяцам при вашем старании и активном участии ребенок не только гулит, но и начинает лепетать.

Продолжаем развивать у маленького ребенка восприятие му­зыки.

Пусть песенок будет немного (2—4), но пойте их малышу еже­дневно.

Вы доставите крохе большое удовольствие, если напевая весе­лую песенку» возьмете его руки в свои и будете хлопать ими или возьмете его ножки и будете сгибать и разгибать их. Врачи совету­ют делать такую зарядку с ребенком под ритмичную, жизнерадост­ную песню мамы, возможно, грамзапись. Отмечается, что кроха делает зарядку в таком случае с особым удовольствием.

Музыка постепенно входит в жизнь ребенка. Он уже начинает затихать и выжидательно смотрит на дудочку в руках у мамы. Ве­селая музыка побуждает малыша к активности: это и эмоциональ­ные возгласы, и двигательные реакции.

Когда малыш начинает прислушиваться к музыке, можно с ним поиграть.

Вот он лежит в кроватке. Вы поете или играете на детском му­зыкальном инструменте (дудочке, металлофоне). Увидев, что ре­бенок прислушивается к музыке, повернул голову в вашу сторону, тихо переходите на другую сторону кроватки и опять пойте или иг­райте. Такая эмоциональная игра займет 2—3 минуты.

Имейте в виду, что яркость и разнообразие музыкальных впе­чатлений у ребенка достигается не обилием разнообразных мело­дий, а различными тембрами звучания одной и той же. Исполне­ние определенной мелодии на различных детских музыкальных инструментах повышает устойчивость слухового внимания мла­денца.

Использование музыки в течение дня должно регулироваться чувством меры и чередоваться с абсолютной тишиной в комнате.

Для занятий с малышом желательно иметь дудочки, металло­фон, колокольчик, детские аккордеон, цитру, гусли. Необходимы также проигрыватель, магнитофон с записью колыбельных, плясо­вых песен, классической музыки.

К 5—6 месяцам малыш может

· дифференцировать (различать) голоса близких и чужих, строгий и ласковый голос, активно гулить, начинает лепетать;

· не хаотично наталкиваться на предмет, а плавно приближать к нему руки, брать и удерживать его, находясь в любом положении, перекладывать предмет из одной руки в другую;

· переворачиваться на бок, на живот, на спину, хорошо упираться ножканк, вы­прямляя их, отталкиваться от твердой поверхности, немного стоять (при поддержке под мышки);

· сосредоточиваться на пении мамы (20—30 с);

· оживляться во время совместных действий с мамой пол ее пение или под му­зыку;

· проявлять привязанность к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность то внимании и любви. Чаще всего это мать. Привязанность прояв­ляется в том, что кроха наиболее интенсивно выражает свою радость, увидев маму, услышав ее голос;

· проявлять избирательность в отношении ко взрослым: эмоционально-положи­тельно откликается на ласковый голос или приближение к нему близкого человека; пытается вовлечь его взглядом, вокализациями в совместную с ним радость по по­воду, например, игрушки, которую он сам достал, взял. И совсем по-другому ведет себя при приближении чужого человека: настораживается, затихает, не участвует в совместном восприятии игрушки, предмета;

· делать попытки вовлечь близкого взрослого в манипуляции с предметами, что говорит о зарождении новой формы общения — ситуативно-деловой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.