КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Я начинаю вас узнавать, я умею гулить, я действую с игрушкой
(Воспитание и развитие ребенка с 2,5—3 до 5—6 месяцев)
Вот и еще одну ступеньку роста преодолел ваш малыш, В этот период у него постепенно появляется способность к различению раздражителей внешней среды. Особенно ярко она выражается в избирательном отношении ко взрослым. В три месяца ребенок уже узнает своих маму, папу, а шестимесячный ребенок различает близких и чужих, по-разному на них реагирует. При виде знакомого лица малыш радуется, а при виде чужого человека хмурится, иногда плачет. Он реагирует на ласковый и строгий голос родителей, узнает голос мамы, папы. Услышав из прихожей голос пришедшего с работы отца, он всем телом тянется в ту сторону, пытается приподняться. Папе нужно назвать его в этот момент по имени. Родители общаются с малышом не только тогда, когда он их видит. Мама делает домашние дела и ласково разговаривает с ребенком, как бы перекликается с ним. Малыш не видит маму, но положительно реагирует на ее голос, улыбается, радостно двигается, издает звуки. Продолжается развитие зрительных и слуховых реакций ребенка. Постарайтесь подобрать ему игрушки разного цвета, величины, формы. Для показа, помимо игрушек, можно использовать любые разнообразные по свойствам предметы: объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие. Подносите к ним ребенка, давайте ему их рассматривать, обязательно при этом называйте предметы. К 3 — 4 месяцам у ребенка развивается координация движений руки. Радуясь чему-либо, он обычно выпрямляет руки. В процессе таких движений у него укрепляются мышцы-разгибатели, появляется возможность дотрагиваться до предметов, игрушек, своей одежды. То, что ребенок случайно прикасается к предметам, разглядывает их, прислушивается к издаваемым ими звукам, способствует более полному их познанию.
Понаблюдайте за малышом: увидел игрушку, сосредоточил на ней взгляд, потянулся к ней рукой, но промахнулся. Не так-то легко точно направить руку, взять то, что увидел глаз, В три месяца у крохи начинает развиваться согласованная работа руки и глаза. Если вы не упустите этот момент в воспитании ребенка, в дальнейшем он будет легко осваивать любые практические действия. Задумайтесь — не случайно появились поговорки: «Не тем концом руки вставлены» или наоборот: «Все в руках горит». А все начинается в три месяца. Поэтому в период с 3 до 6 месяцев надо помочь развитию у ребенка зрительно-двигательной координации: · согласованного движения глаза и руки; · умения схватывать предметы разной величины и формы. Общаясь с малышом, мы теперь предлагаем ему игрушки» побуждая его к их захватыванию. Поэтому игрушки должны быть удобными. Если для развития зрительного сосредоточения подвешивались яркие шары, то для захвата они не годятся. Лучше использовать кольца, погремушки с ручкой. Не пытайтесь быстрее вложить в руку ребенка игрушку. Проявите терпение, вызывайте интерес к ней. Пусть малыш сам протянет руки и попытается взять ее. Это первые активные действия его рук. Как только ребенок сделает попытку взять игрушку, выразив свое желание раскрытием ладошки и направлением руки в сторону предмета, приблизьте ее к ладони малыша, позволяя захватить предмет. Конечно, ребенок еще не может долго удерживать предметы, он выпускает их из рук. Ваша задача — взять снова игрушку и повторить все с начала несколько раз, закрепляя и совершенствуя действие. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие. Меняйте предметы: берите сначала более удобные, а затем менее удобные для захватывания.
Если малыш начал активно направлять руку к предмету и схватывать любую предложенную вами игрушку, считайте, что вы справились с еще одной задачей и можно приступать к выполнению следующей. А следующая задача взрослого — помочь ребенку с 3—3,5 месяца приспособить движение руки к величине схватываемого предмета. В этом вам пригодятся большие и маленькие кольца от деревянной пирамидки диаметром 4,5—5 см <не меньше, чтобы малыш их не проглотил н не засунул в ухо или нос!). Подойдут и другие предметы, разные по величине и цвету. Положите малыша на живот и поместите перед ним яркие кольца на расстоянии вытянутой руки Предоставьте ему возможность брать их по одному, то большое, то маленькое, приспосабливая руку к захватыванию, удержанию и манипулированию предметом. Не забывайте похвалить малыша, погладить, взять на руки по окончании игры. А во время игры разговаривайте с ним. Будем надеяться, что приспособление руки к величине схватываемого предмета прошло удачно. В 3,5—4 месяца пора начать приспосабливаться к форме предмета. Для этого в предыдущую игру-упражнение внесите изменение. Перед лежащим на животе ребенком положите несколько знакомых ему предметов (колечки) и незнакомый (кубик) на некотором расстояний друг от друга, чтобы малыш переводил взгляд с одного на другой Важно, чтобы ребенок, знакомясь с предметами, активно обследовал ик руками Предметы разной формы предполагают соответствующие способы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти руки, различные комбинации пальцев для удержания и обследования и т. д. Такие игры обычно в 3—4 дня помогают ребенку опытным путем выработать наиболее рациональные и удобные движения рук и пальцев. С 4,5—5 месяцев малышу предлагают предметы прямоугольной и треугольной формы с размерами сторон 3 и 4,5 см, толщиной 1,5 см. Эти предметы можно взять из набора строительного материала: прямоугольные бруски, «кирпичики», треугольные призмы, «крыши». Можно самим изготовить «кирпичики», набив поролоном или ватой и обшив яркой тканью (или обклеив яркой плотной бумагой) коробочки из-под зубной пасты, духов и т. п. Положите перед лежащим на животе ребенком один «кирпичик». После того как малыш возьмет его, положите еще один. Скорее всего, он сразу оставит первый и возьмет второй. Тогда положите третий. Затем через день-два добавьте во время таких занятий к трем «кирпичикам» одну призму, а потом еще две призмы (примерно в течение 3—4 дней). Поддерживайте интерес крохи к предметам новой формы ласковыми словами, улыбкой.
Продолжайте обогащать зрительные впечатления малыша: привлекайте его внимание к ярким предметам в комнате (например, жостовскому или хохломскому подносу, вазе и т. п.). Интерес к этим красивым вещам у малыша не угаснет 3—4 недели. Предметы такого характера располагайте то вертикально, то горизонтально у самой освещенной стены комнаты. Помните, уважаемые родители: что бы вы ни делали с малышом, все ваши действия происходят в процессе общения. Не забывайте, что уже с трех месяцев кроха все активнее проявляет свое желание общаться с вами. Ваша задача — удовлетворить это желание малыша, выражая разными действиями любовь к нему. Такие действия присущи любящей матери (и отцу, и другим близким). Напомним их: · поглаживание, похлопывание; перебирание пальчиков; · движения его ручками, ножками; тормошение и поцелуи в животик, в ладошки, в пятку, другие прикосновения, сопровождаемые нежным приговарнванием всех вариантов его ласковых имен, и т. п.; · разговор с ласковой интонацией. Например: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Тимочка хороший! Тимочка пригожий. Ждите от своего крохи ответа в виде разных звуков. Обязательно дождитесь от него вокализаций и повторите их для него; · действия и разговоры сопровождайте улыбкой, А если ребенок первый улыбнулся вам, обязательно поддержите такую «инициативу» и ответьте ему тем же. Если кроха развеселился и засмеялся, смейтесь вместе с ним; · не забывайте смотреть в глазки своего малыша, ловите его взгляд, старайтесь продлить этот момент и непременно с улыбкой. Все это средства эмоционального общения с младенцем. Тем самым вы уже закладываете фундамент будущего взаимопонимания.
Итак, к 6 месяцам у ребенка развита зрительно-двигательная координация и рука приспособлена к величине и форме схватываемого предмета. С помощью восприятия разных предметов обогатились его зрительные ощущения. В 6 месяцев малыш обычно начинает удерживать в каждой руке по игрушке, может перекладывать их из одной руки в другую. С появлением предметных действий возникает новая форма общения — ситуативно-деловое общение (с 6 месяцев): малыш начинает стремиться к сотрудничеству со взрослым в конкретной ситуации; пытается вовлечь его в манипуляции, игры с предметами. В центре сотрудничества находится предмет и действие с ним. Ваша роль при этом не должна сводиться только к тому, что вы поднимаете и подаете ему предмет. Малышу этого мало. Ему важна совместная деятельность с вами. В этой деятельности взрослый является для него как бы зеркалом, в котором ребенок видит отношение к себе, внимание к себе, одобрение своих действий. Это придает уверенность действиям малыша, развивает эмоциональные реакции на одобрение взрослого, что в дальнейшем подготавливает такое важное личностное новообразование, как гордость за свои достижения. Возникновение первых действий с игрушкой влияет на формирование некоторых общих движений. Как только ребенок научился брать игрушки, их больше не нужно подвешивать в кроватке, просто положите их сбоку от него. Это будет вызывать у малыша потребность в переворачивании сначала на бок, потом на живот и обратно. Все эти движения очень полезны. Ведь ребенок, научившись переворачиваться, свободно и самостоятельно может изменить позу. В то же время эти движения готовят его к ползанию. Продолжаем развивать упор ног. Держим ребенка под мышки и делаем движения «подтанцовывания». Малыши любят эти упражнения, они вызывают у них много радости и в то же время способствуют укреплению ног. Можно делать эти движения, держа ребенка на коленях. Всегда сопровождайте свои действия улыбкой, словами или пением. Как же развивается речь малыша в этот период? Мы уже говорили, что к 3 месяцам ребенок начинает гулить (произносить отдельные звуки). Теперь гуление занимает уже значительную часть бодрствования. К 5 — 6 месяцам появляется новая очень важная особенность в развитии речи ребенка — он начинает произносить не отдельные звуки, а звукосочетания: «ба-а», «па-а», «ма-а». Таким образом звуки приобретают характер элементов слова. Ребенок вступает в период лепета (лепечет, как мы говорим). По сравнению с гулением это более сложный вид упражнения речи. Эти первичные проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер и выражают его внутреннее состояние. Причем и гуление и лепет — показатель положительных эмоций (ребенок ведь может и кричать — это отрицательные эмоции). Младенец не только гулит или лепечет, но и оживленно жестикулирует, мимирует («делает гримасы»). Приходится только поражаться тому упорству, с которым он упражняет свой речевой аппарат: он способен иногда в течение получаса издавать одни и те же звуки, повторяя их сотни раз. Если понаблюдать за ребенком, то можно заметить, что такие голосовые упражнения появляются у него только во время радостного возбуждения. Имейте в виду, уважаемые взрослые: дети страдающие, голодные, оставленные в одиночестве, не гулят и не лепечут. Спокойное, радостное самочувствие ребенка — основное условие для развития его языка. Общение, внутренняя душевная связь между малышом и мамой являются основным условием развития его речи. Орган слуха при этом играет первостепенную роль. Ребенок жадно ловит звуки, раздающиеся вокруг него, прислушивается к ним и стремится им подражать, И главная роль, ни с чем не сравнимая по своему значению, принадлежит, конечно, человеческому голосу. Знакомый голос мамы, папы сразу привлекает внимание ребенка, радует, успокаивает его. Найдите время для общения с ребенком, не оставляйте его надолго в одиночестве. Поддержите его «разговоры», позанимайтесь с ним. Играя с малышом, чаще повторяйте издаваемые им звуки, дайте новые, более сложные образцы их, и ребенок обязательно будет вам подражать. Произносите звуки с разной интонацией, громче, тише; воздействуйте на ребенка не только голосом, но и своими движениями, мимикой (спойте песенку, похлопайте ладошками, поиграйте пальцами, покачайте головой и т. д.). Малыш будет непременно внимательно вас слушать, следить за движениями губ, пытаться подражать. При этом он улыбается, гулит, лепечет, выбирая из большого количества слов, произносимых взрослыми, те, которые составляют круг его возможностей, пытается их произносить (по-своему, конечно). Но здесь важно помнить следующее: для того чтобы звуки ребенком воспринимались и различались, чтобы они оказывали влияние на развитие его слуха, слуховой наблюдательности и языка, необходима тишина, спокойная обстановка. Если громко говорит радио, включены магнитофон, телевизор, ребенок просто не будет слышать ни слов взрослого, ни самого себя. В лучшем случае он лежит молча, а скорее всего, начинает плакать. Итак, к 5—6 месяцам при вашем старании и активном участии ребенок не только гулит, но и начинает лепетать. Продолжаем развивать у маленького ребенка восприятие музыки. Пусть песенок будет немного (2—4), но пойте их малышу ежедневно. Вы доставите крохе большое удовольствие, если напевая веселую песенку» возьмете его руки в свои и будете хлопать ими или возьмете его ножки и будете сгибать и разгибать их. Врачи советуют делать такую зарядку с ребенком под ритмичную, жизнерадостную песню мамы, возможно, грамзапись. Отмечается, что кроха делает зарядку в таком случае с особым удовольствием. Музыка постепенно входит в жизнь ребенка. Он уже начинает затихать и выжидательно смотрит на дудочку в руках у мамы. Веселая музыка побуждает малыша к активности: это и эмоциональные возгласы, и двигательные реакции. Когда малыш начинает прислушиваться к музыке, можно с ним поиграть. Вот он лежит в кроватке. Вы поете или играете на детском музыкальном инструменте (дудочке, металлофоне). Увидев, что ребенок прислушивается к музыке, повернул голову в вашу сторону, тихо переходите на другую сторону кроватки и опять пойте или играйте. Такая эмоциональная игра займет 2—3 минуты. Имейте в виду, что яркость и разнообразие музыкальных впечатлений у ребенка достигается не обилием разнообразных мелодий, а различными тембрами звучания одной и той же. Исполнение определенной мелодии на различных детских музыкальных инструментах повышает устойчивость слухового внимания младенца. Использование музыки в течение дня должно регулироваться чувством меры и чередоваться с абсолютной тишиной в комнате. Для занятий с малышом желательно иметь дудочки, металлофон, колокольчик, детские аккордеон, цитру, гусли. Необходимы также проигрыватель, магнитофон с записью колыбельных, плясовых песен, классической музыки. К 5—6 месяцам малыш может · дифференцировать (различать) голоса близких и чужих, строгий и ласковый голос, активно гулить, начинает лепетать; · не хаотично наталкиваться на предмет, а плавно приближать к нему руки, брать и удерживать его, находясь в любом положении, перекладывать предмет из одной руки в другую; · переворачиваться на бок, на живот, на спину, хорошо упираться ножканк, выпрямляя их, отталкиваться от твердой поверхности, немного стоять (при поддержке под мышки); · сосредоточиваться на пении мамы (20—30 с); · оживляться во время совместных действий с мамой пол ее пение или под музыку; · проявлять привязанность к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность то внимании и любви. Чаще всего это мать. Привязанность проявляется в том, что кроха наиболее интенсивно выражает свою радость, увидев маму, услышав ее голос; · проявлять избирательность в отношении ко взрослым: эмоционально-положительно откликается на ласковый голос или приближение к нему близкого человека; пытается вовлечь его взглядом, вокализациями в совместную с ним радость по поводу, например, игрушки, которую он сам достал, взял. И совсем по-другому ведет себя при приближении чужого человека: настораживается, затихает, не участвует в совместном восприятии игрушки, предмета; · делать попытки вовлечь близкого взрослого в манипуляции с предметами, что говорит о зарождении новой формы общения — ситуативно-деловой.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |