Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мой день упорядочен




 

(Режим дня на первом году жизни)

 

Говоря о развитии ребенка первого года жизни, мы все время подчеркивали, что важнейшим условием его своевременного раз­вития является эмоциональное общение. Другое важное усло­вие — это упорядоченная жизнедеятельность ребенка. Все процес­сы: еда, сон, бодрствование с разнообразным его содержанием, из которых и состоит жизнь малыша, должны протекать не как захо­телось взрослому, а физиологично, в соответствии с биологически­ми ритмами организма ребенка. Этому способствует режим.

О значении и общих требованиях к распорядку дня вы узнали из главы II, § 4.

А сейчас познакомьтесь, как примерно можно распределить время кормления, сна и бодрствования малыша.

Режим ребенка в возрасте от 1 до 2,5—3 месяцев

Кормление: 6.00, 9.00, 12.00, 15.00, 18.00, 21.00, 24.00.

Бодрствование: 6.00—7.00, 9.00—10.00, 12.00—13.00, 15.00— 16.00, 18.00— 19.00.

Сон: 7.00—9.00, 10.00—12.00, 13.00—15.00, 16.00—18.00.

Ночной сон: 19.00—6.00.

Купание ребенка можно проводить в 18 ч 30 мин или 20 ч 30 мин. Ночной перерыв в кормлении должен быть не менее 6 ча­сов. Кормить нужно или в 24 часа и 6 часов утра или в 21 час а в 3 часа ночи, но часы не должны меняться.

Режим от 2,5—3 до 5—6 месяцев

Кормление: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00, 23.30. Бодрствование: 6.00—7.30, 9.30—11.00, 13.00—14.30, 16.30-18.00, 15.30 — 20.30.

Сон: 7.30—9.30, Н.00—13.00, 14.30—16.30, 18.00—19.30.

Ночной сон: 20.30—6.00.

Купать ребенка лучше всего в 19 ч 30 мин перед кормлением.

Режим от 5—6 до 9—10 месяцев

Кормление: 6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00.

Бодрствование: 6.00-8.00, 10.00—12.00, 18.00-20.00.

Сон: 20.00—6.00.

Купание: в 19 ч 30 мин перед ночным сном.

Режим от 9—10 месяцев до 1 года

Кормление: 7.00, 11.30, 16.30, 19.15.

Бодрствование: 6.30—9.00, 11.30—14.30, 16.30—19.30.

Сон: 9.00—11.30, 14.30—16.30.

Распределение кормления, бодрствования и сна в течение су­ток см. в таблице 1.

Кашка сладенька

К концу первого месяца у малыша уже сложился ритм корм­леная. С месяца он принимает, кроме грудного молока, фруктовые и овощные соки (с 5 капель до 50 г к концу 5-го месяца).

С 2 месяцев можно давать ребенку тертое яблоко. Сначала по­ловину чайной ложки в день, к концу полугодия — до 2 столовых ложек.

На 45-м месяце следует вводить прикорм, так как материн­ского молока становится недостаточно. В качестве прикорма дают малышу овощное пюре. Начинать надо с 4—5 чайных ложек и в те­чение недели довести его количество до 180—200 г.

На 5— 6-м месяце можно начинать давать каши. Первый раз дают 2—3 ложки не очень густой каши, постепенно порцию дово­дят до 120—150 г на одно кормление.

На 7-м месяце в рацион питания ребенка вводят мясные буль­оны, начиная с 5—6 г, а затем до 30—50 г.

На 8-м месяце можно предложить малышу мясо в виде пюре.

Число кормлений грудью сокращается к 8 месяцам до трех раз в сутки, к 9 месяцам — до двух, к 11 — до одного раза в сутки. Около года ребенка отнимают от груди. Иногда дети отказываются от нового блюда, но, как правило, это бывает в том случае, если родители дают его сразу в большом количестве и после того, как ребенок получил грудное молоко. Бели малыш отказывается от но­вого вида пищи, не спешите и ни в коем случае не кормите его на­сильно. Повторите попытку в следующий раз. Но если и много­кратные попытки оказываются безуспешными, посоветуйтесь с врачом, возможно, он заменит это блюдо чем-то равноценным.

Очень важно своевременно научить ребенка жевать. С 8 меся­цев давайте ему во время кормления кусочек хлеба, сухарь. Посте­пенно приучайте ребенка к непротертым овощам, фруктам, давая их кусочками. После года малыш может есть самостоятельно гу­стую пищу.

Поза ребенка во время кормления с возрастом меняется.

В первые месяцы младенец лежит у мамы перед грудью.

Таблица 1.

Распределение кормления, бодрствования и сна в течение суток

 

Возраст Кормление Бодрствование Сон
кол-во раз перерывы между кормлениями, ч максимальное, длительность, ч кол-во перио­дов дневной, ч ночной, ч всего в сутки, ч
От 1 до 2,5—3 мес     1 — 1,5   2—1,5   18—17,5
От 2,5-3 до 5-6 мес   3,5 1,5-2   2-1,5 10—11 17—16,5
От 5-6 до 9-10 мес     2-2,5   2-1,5 10-11 16,5-15,5
От 9—10 мес. до 1 года 5—4 4,5—3 2,5-3,5   первый – 2,5 второй — 2 10—11 15,5-14,5
От 1 года до 1 года 6 мес.   4,5-3 3,5-4   первый ‒ 2,5-2, второй — 1,5-1 10—11 14,5 ‒13,5
От 1 года 6 мес. до 2 лет   4,5 - 3 5-3,5     10—11 13,5-13
От 2 до 3 лет   4,5—3 5,5-6,5   2,5—2 10— 11 12,5-12

 

В полгода полусидит на коленях мамы.

В 8—10 месяцев сидит на высоком специальном стуле, который придвигается к столу.

После года ребенок может сидеть за специальным столом для кормления.

Чем раньше ребенок начнет есть самостоятельно, тем лучше. Постепенно приучайте малыша:

– в 56 месяцев есть с ложки;

– в 78 месяцев пить из чашки, придерживая ее руками, дер­жать корочку хлеба, жевать ее;

– в 10 месяцев держать чашку двумя руками;

в 12 месяцев пытаться самостоятельно действовать ложкой.

С первых дней приучайте ребенка к опрятности. Перед каж­дым приемом пищи не забывайте вымыть ему руки. Следите, что­бы на столе всегда было чисто.

Хвалите малыша за все самостоятельные действия: «Какой мо­лодец! Сам из чашки пьет (сам ложкой кашу ест)!» Помните, что действия ребенка еще очень несовершенны, и поэтому он может облиться молоком, испачкаться кашей. Вытрите его спокойно сал­феткой, не дожидаясь конца кормления, но ни в коем случае не го­ворите раздраженным голосом: «Грязнуля! Разве так можно!» Ре­бенок может испугаться: ему непонятно, почему любящая мама может с ним так разговаривать.

Помогайте ему и наберитесь терпения: с каждым разом он все лучше будет справляться с чашкой, ложкой. Порицание же может вызвать неуверенность, страх и затормозить развитие самостоя­тельности.

Приучать ребенка к опрятности важно уже на первом году жизни. Нередко родители жалуются, что ребенок даже на втором году не хочет садиться на горшок. Причиной могут быть непра­вильные действия взрослых. Чтобы этого не случилось, надо знать следующее.

Приучать ребенка к горшку рекомендуется на первом году, с того дня, когда он научился хорошо сидеть. Заранее покажите гор­шок малышу, позаботьтесь, чтобы он был чистым, сухим и теп­лым, чтобы не вызвать у малышки неприятных ощущений. Первое время при этой процедуре всегда находитесь рядом с ребенком, со­провождая его действия соответствующими словами. Не держите долго малыша на горшке. Высаживание должно длиться не более 3—4 минут. Постарайтесь, чтобы ребенка ничто не отвлекало. В случае положительного результата не забудьте похвалить его: «Вот какой Алешенька молодец, все сделал в горшочек. А шта­нишки у Алешеньки сухие!» Старайтесь ребенка высаживать на горшок только тогда, когда у него в этом есть потребность. Сигна­лом для этого может быть беспокойное поведение малыша (затор­маживает действия, напрягается, сучит ножками, озирается беспо­койно и т. п.). Обязательно высаживайте ребенка перед сном, пе­ред прогулкой, после сна, если он проснулся сухим. Никогда не

Сажайте ребенка на горшок, если он все уже сделал в штанишки. Не высаживайте на горшок ночью, если он спит спокойно. Если вы заметили, что ночью малыш возится, беспокоится, то его необхо­димо поднять.

При правильном воспитании к концу второго года и на третьем году ребенок начинает проситься на горшок, но этот навык еще неустойчив и требует от родителей постоянного подкрепления, на­поминания. Ребенок даже в три года, заигравшись, может все сде­лать в штанишки. Не ругайте его за это. А вот если он сам попро­сился, сел на горшок, обязательно похвалите его. Это очень важно для малыша.

 

Спи, малышка, баю-бай. (Сон ребенка от 1 месяца до 1 года)

 

Физическое и эмоциональное состояние малыша во многом за­висит от того, выспался он или нет. Если ребенок хорошо выспал­ся, он весел, активен, с аппетитом ест. Но стоит ему недоспать, как он становится возбудимым, капризным или вялым, в каждом возрастном периоде взрослые должны обеспечить ребенку доста­точный по длительности полноценный сон (таблица 1). Как обес­печить полноценный сон? Прежде всего, необходимо знать, что он складывается из двух фаз: глубокий сон и неглубокий. Эти фазы, или периоды, глубокого и неглубокого сна постоянно чередуются, сменяя одна другую. Чем характеризуется фаза глубокого сна? Ре­бенок лежит спокойно, не шевелясь, веки его плотно сомкнуты, лицо спокойное, дыхание ровное и глубокое. Эта фаза очень по­лезна в физиологическом отношении, так как центральная нерв­ная система в этот период наиболее заторможена, организм ребен­ка расслаблен, деятельность различных систем замедлена, жизнен­ные силы восстанавливаются особенно интенсивно. Но проходит 10—15 минут и малыш начинает двигаться, кряхтеть, иногда вскрикивает, дыхание становится неровным, учащенным, глаза мо­гут быть полуоткрытыми — это фаза неглубокого сна. Со време­нем продолжительность глубокого сна возрастает с 10—15 до 45 минут, а неглубокого — соответственно сокращается. Если ро­дители знают, что сон ребенка протекает волнообразно, то они не примут фазу неглубокого сна за период пробуждения. Но, к сожа­лению, очень часто родители, решив, что ребенок проснулся, берут его на руки, разговаривают с ним, проявляя при этом недоволь­ство, что он мало спал. И ребенок действительно просыпается. Если это многократно повторяется, то он привыкает систематиче­ски недосыпать, что отрицательно сказывается на его поведении, а главное, здоровье.

Никогда не спешите поднимать ребенка, не тормошите его, да­же если действительно наступило пробуждение. Пусть он спокой­но перейдет от сна к бодрствованию, ведь вы тоже не вскакиваете с постели сразу после пробуждения.

Переход от бодрствования ко сну тоже должен быть постепен­ным. Создайте перед сном спокойную обстановку, не возбуждайте ребенка громким смехом, играми. Общение с малышом перед сном должно быть успокаивающим, нежным. Это требование следует со­блюдать как на первом году его жизни, так и в последующем.

Старайтесь укладывать ребенка в определенное режимом вре­мя. Привыкнув к этому, малыш будет быстрее засыпать, сон его станет глубоким. Но иногда родители бывают излишне педантич­ны и укладывают ребенка «минута в минуту», не считаясь с его интересами и настроением. Такой педантизм со стороны взрослых, как правило, вызывает у ребенка негативную реакцию. Ничего страшного не случится, если вы дадите заигравшемуся малышу лишних пять минут для того, чтобы он перестроился. Ребенка, овладевшего самостоятельными действиями, полезно приобщать к подготовке ко сну. Пусть он примет посильное участие в туалете, попытается самостоятельно снять с себя одежду, сам или с вашей помощью заберется в кроватку. Все это поможет ему быстрее уснуть.

А как относиться к укачиванию, колыбельным песенкам? Ведь для чего-то народ придумал эти способы усыпления младенца. Бу­дет хорошо, если вы иногда споете своему малышу колыбельную, ласково погладите его по головке, но не возводите все эти приемы в культ, особенно в первые месяцы жизни младенца. Ребенок бы­стро привыкает к укачиванию и, конечно, в дальнейшем станет требовать этого постоянно, а вы не всегда сможете располагать временем. Пустышка хорошо успокаивает возбудимых детей. Если ваш малыш не может без нее обойтись, постарайтесь давать ее только перед сном, но не приучайте пользоваться ею во время бодр­ствования.

Ребенок уснул. Теперь ваша задача — оберегать его сон. В комнате, в которой спит ваш малыш, должно быть тихо, элект­рический свет приглушен. Разумеется, вы не забыли и проветрить комнату. Иногда родители, организуя сон ребенка, впадают в крайность: или создают «стерильные» условия и добиваются абсо­лютной тишины и темноты, или, наоборот, считают, что ребенок должен привыкать спать в шумном помещении, при включенном телевизоре, при свете. И то и другое плохо. В первом случае ребе­нок привыкает спать в абсолютной тишине и темноте. Но сумеете ли вы всегда создать такие условия? Во втором случае сон ребенка будет неполноценным, и это отрицательно скажется на его нерв­ной системе. Так надо ли рисковать здоровьем ребенка в угоду своим прихотям?

Дневной сон лучше всего проводить на воздухе, причем в лю­бое время года. Свежий воздух является хорошим снотворным средством и в то же время закаливает малыша. Постарайтесь ле­том укладывать ребенка в тени, а зимой — на безветренной сторо­не. Часто перед родителями встает вопрос; надо ли будить ребенка для кормления? Если наступило время кормления, а ваш младенец крепко спит, не нарушайте его сон. Разбуженный малыш каприз­ничает, плохо ест и может опять заснуть, не съев свою норму.

2—3-летние дети иногда отказываются спать днем, и родители, идя у них на поводу, разрешают им этого не делать. Всегда помни­те, что нервная система ребенка не только раннего, но и дошколь­ного возраста нуждается в отдыхе в течение дня, и этот отдых обеспечивается полноценным сном. Почему же дети не хотят спать днем? Обычно это сигнал того, что бодрствование ребенка органи­зовано неправильно: мало впечатлений, недостаточна двигатель­ная активность, отсутствует прогулка.

 

Вот проснулись, потянулись. (Бодрствование ребенка от 1 ме­сяца до 1 года)

 

Мы уже отмечали, что сон и бодрствование — два сопряженных состояния, которые зависят друг от друга: активное бодрствова­ние — глубокий сон. И наоборот. Глубокий и достаточный по дли­тельности сон — активное бодрствование. С первых дней жизни вашего ребенка постарайтесь создать благоприятные условия для его бодрствования, которые обеспечат малышу активность и свое­временное физическое и нервно-психическое развитие.

Время бодрствования должно быть заполнено. Выше мы пред­ложили вам разнообразные игры в каждом возрастном периоде для развития действий с предметами, движений и речи ребенка. Кроме того, во время бодрствования проводится закаливание и гимнастика.

Где должен бодрствовать ребенок?

В первые 23 месяца жизни малыш еще не умеет передвигать­ся, поэтому его вполне устроит кроватка. С 3 месяцев полезно на время бодрствования убирать из кроватки постель и матрац, заме­няя их специальной доской, поверх которой кладут байковое одея­ло и клеенку.

Когда вашему малышу исполнится 5—6 месяцев, ему потребу­ется манеж. Месяцев с 78 ребенок нуждается в большем про­странстве, и манеж его уже не устраивает. С этого времени значи­тельную часть бодрствования он будет проводить на полу, учась ползать. Отгородите часть комнаты стульями, креслом, диваном. Они не позволят малышу уйти из отгороженного пространства и в то же время будут служить опорой, когда он будет учиться вста­вать. Если пол не очень теплый, положите коврик, старое одеяло. Позаботьтесь, чтобы рядом с малышом не было опасных пред­метов.

Конечно, вы догадываетесь, что одного пространства мало, что­бы ребенок активно бодрствовал. Ему нужны игрушки, с которы­ми он будет действовать.

От рождения до 4—5 месяцев малыш учится выделять предмет, игрушку из окружающего пространства. Ему нужны крупные, до­статочно яркие, непестрые, выделяющиеся на фоне других вещей игрушки. Лучше, если их сначала покажет ребенку взрослый. Ин­терес к игрушке, эмоциональная привязанность к ней возникают легче и быстрее, если ее показывает самый близкий человек — мама. Позже и сама игрушка становится притягательной для малы­ша, так как первые впечатления были получены на фоне улыбки, ласкового разговора родного человека.

В возрасте 4—5 месяцев игрушка попадает в руки ребенка, он начинает приобщаться к ней, исследовать ее особенности. Ему нужны всевозможные удобные для захватывания, удерживания, ощупывания игрушки разной расцветки, из разных материалов, с разной поверхностью и т. д.

В возрасте S—9 месяцев для ребенка игрушка выступает как средство получения особого результата, эффекта: шума, звона, треска. Не забудьте приобрести для малыша матрешку, пирамид­ку, кубы-вкладыши и т. п.

К концу года, когда ребенок делает первые шаги, можно ку­пить устойчивую каталку на четырех колесах, с высоким бортом, держась за который он будет толкать игрушку вперед. Удобно для развития движений надувное бревно: через него малыш перепол­зает, пытается перешагнуть, двигает его, приподнимает, садится на него.

С раннего возраста внимание ребенка привлекают машинки, куклы, зверюшки. Он с удовольствием играет с петушком, кото­рый весело кукарекает, гладит мягкого котенка, катает машину. Позднее малыш старается покормить котенка из миски, уложить спать куклу. Эти игрушки не должны быть большими, самый удоб­ный размер их 15—25 см. Более крупные игрушки в этом возрасте нежелательны: иногда дети их боятся. Не рекомендуется давать маленькому ребенку игрушечных животных из меха. Лучше поль­зоваться мягконабивными игрушками из гладкой или махровой ткани.

Для игр в воде во время купания хороши пластмассовые и ре­зиновые рыбки, уточки, лодочки.

Детям нужны и музыкальные игрушки. Они с удовольствием прислушиваются к песне взрослого, к простой мелодии, исполняе­мой на металлофоне, дудочке, свирели, к ритмическим звукам буб­на. С интересом наблюдают малыши за юлой и волчком.

Пластмассовые и резиновые игрушки, с которыми играет малыш, надо ежедневно мыть, мягкие — периодически стирать и чистить. Хранить их лучше в специальном ящике или кор­зине.

 

Я мороза не боюсь. (Закаливание малыша первого года жизни)

 

«Ребенок без конца болеет,— жалуется мать,— а я ведь его всегда в тепле держу». Бедная женщина и не подозревает, что ре­бенок потому и болеет, что всегда находится в тепле.

Да, к сожалению, эту ошибку очень часто допускают родители. А ведь разумное воспитание немыслимо без закаливания. Закален­ный ребенок меньше болеет, у него лучше аппетит, крепче сон, гармоничнее физическое развитие. Польза закаливания хорошо из­вестна.

Но, увы, не хватает родителям решительности, организованно­сти, времени на закаливание. Удивительно было бы, если бы мама забыла или отложила кормление ребенка на завтра, а вот закали­вание откладывается на завтра, послезавтра... Слов нет, много у мамы забот. Дорогие папы, помогите решить эту важную пробле­му. Ведь в ваших руках здоровье ребенка.

Мы уже говорили о том, что в утробе матери развитие малыша шло при относительно постоянной температуре окружающей сре­ды. Но вот малыш родился и очутился в среде, температура кото­рой колеблется, и уж в любом случае она значительно ниже преж­ней. Теперь ему самому приходится поддерживать постоянную температуру собственного тела. По сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус мышц рук, ног, шеи, туловища малыша. Напряжение мускулатуры способствует выработке тепла. Чем заметнее снижается температура окружаю­щей среды, тем выше напряжение мышц ребенка. Но если вы будете с первых дней его существования создавать тепличные условия, кутать, держать в помещении, где слишком жарко, то у младенца не будет тренироваться механизм терморегуляции, по­этому и тонус мышц будет снижаться.

Достаточно в течение нескольких дней подержать ребенка в комнате с температурой выше 20 °С, с пересушенным обогрева­тельными приборами воздухом, чтобы все защитные силы организ­ма, мобилизованные в момент рождения, выключились, не найдя применения. В этом случае достаточно чуть заметного сквозняка, мимолетного контакта с больным, малейшего охлаждения, чтобы ребенок заболел.

Поддержание тонуса мышцэто пока единственный способ тренировки.

На данном этапе такая тренировка является обязательной, ес­ли вы хотите сохранить здоровье своего малыша.

Итак, начинать закаливание нужно с первых дней жизни ре­бенка. Но как закаливать? Ни о каких сложных методах закалива­ния здесь речь не пойдет. Все очень просто и доступно всем мамам и папам. Прежде всего не бойтесь при пеленании, переодевании оставлять ребенка на некоторое время голеньким. Такие воздуш­ные ванны для малыша — и закаливание, и гимнастика для мышц. Купание, которое начинают родители, как только заживет пупови­на младенца,— тоже отличное средство закаливания. Наконец, не­обходимы прогулки на свежем воздухе. Бели ваш малыш родился летом, теплой весной или теплой осенью, то прогулки можно на­чать буквально на другой день после возвращения из роддома. Но как быть, если ребенок родился зимой? И в этом случае надо не­пременно гулять.

Выходить с малышом в первые месяцы следует при температу­ре не ниже минус 10 °С. Проследите перед прогулкой, в каком со­стоянии нос ребенка. Обязательно очистите его от слизи и не за­крывайте рот и нос простынкой или шарфом. Ведь в этом случае ребенок будет дышать влажным воздухом, а это вредно и не толь­ко не убережет его от охлаждения, но и может привести к заболе­ванию. Не надо бояться прохладного воздуха. Проходя через чи­стые носовые пути, он успевает согреться, прежде чем попадет в легкие. Кроме того, прохладный воздух способствует лучшему сну, аппетиту, самочувствию ребенка. Если температура воздуха минус 10 °С, то первая прогулка должна занять не более 10 минут, посте­пенно увеличивайте время прогулки до 1 —1,5 часа в зависимости от состояния и поведения ребенка. Место для прогулки нужно выбрать вдали от автотрассы.

Как видим, повседневная жизнь предоставляет большие воз­можности для закаливания вашего малыша. Однако существуют и специальные процедуры закаливания: обливание, обтирание и т. д.

Приступать к закаливанию можно в любое время года.

При этом следует придерживаться следующих правил:

1. Проводите закаливание систематически. Без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

2. Резко не увеличивайте продолжительность и силу закалива­ющих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

3. Не начинайте закаливающие процедуры, если ребенок болен.

4. Проводя процедуру, старайтесь вызвать у малыша положи­тельные эмоции.

5. Никогда не проводите закаливающие процедуры с плачу­щим ребенком. Постарайтесь его перед этим успокоить.

6. Сопровождайте свои действия ласковыми словами. Даже если малыш не понимает слов, он обязательно уловит вашу инто­нацию. Все действия, проводимые с ребенком, должны быть плав­ными, мягкими, ласковыми.

Итак, вы усвоили все правила, а теперь безотлагательно при­ступайте к закаливанию. Начиная со второго месяца можно применять обтирания. Эта процедура несложна, но требует внима­ния, как и весь уход за ребенком. Сшейте мягкую рукавичку из махровой ткани, смочите ее в теплой воде (зимой температура должна быть 36°С, летом 32°С), слегка отожмите и обтирайте малы­шу руки от кончиков пальцев до плеч. Затем осторожно промокни­те их полотенцем, но не растирайте, так как это снижает закали­вающий эффект. Через 3 дня обтирайте не только руки, но и грудь, еще через три — живот, затем — спинку, ноги до паха, яго­дицы. А через 3 дня полного обтирания начните через каждые 5— 6 дней снижать температуру воды на 1°, доведя ее до 27 °С, то есть близкой к температуре кожи на открытых участках тела.

С 9 месяцев можно начинать общие обливания. Ребенка сажа­ют или ставят в таз и обливают из ковша, лейки, ведерка в следу­ющем порядке: спину, грудь, живот, плечи, руки. Начальная тем­пература воды для обливания: летом 35 °С, зимой 36—37 °С, снижать ее надо постепенно на 1°, летом — через 2—3 дня, а зимой ‒ через 5—6 дней и довести до 28 °С летом и 30 °С зимой.

После года набор процедур можно постепенно расширить, а са-I1H процедуры немного видоизменить. Полезно дополнить водные процедуры контрастным обливанием ножек малыша. Для этого приготовьте два кувшина с водой: в одном вода теплая, 35—36°, в другом — прохладная 33—34 °С. Облейте его голени и ступни сначала теплой, а затем прохладной водой, вытрите и наденьте но­ски или колготки. Каждые 3—5 дней делайте воду во втором кув­шине на 1° прохладнее и доведите до 16—18 "С. После I года 6 месяцев можно вместо обливания ставить ребенка под душ, но при этом имейте в виду, что душ действует возбуждающе, поэтому его не рекомендуется принимать перед сном.

Как бы тщательно вы ни проводили закаливающие процедуры, одних их будет недостаточно, чтобы повысить защитные силы ор­ганизма малыша. Необходимо, чтобы он регулярно гулял и был одет по сезону.

Мы познакомили вас с основными традиционными методами закаливания, которые проверены веками и научно обоснованы. Ра­зумеется, вы слышали и о так называемых экстремальных методах (купание в проруби, хождение босиком по снегу, обливание ледя­ной водой и т. п.). Как относиться к ним?

Большинство педиатров отрицают использование этих методов в раннем и дошкольном возрасте. Предельные холодовые нагрузки могут перенапрягать все системы детского организма и его защит­ные силы. Даже если ребенок внешне справляется с такой нагруз­кой, то не без потерь, которые становятся очевидными, увы, гораз­до позднее. В первую очередь страдают нервная система и почки. В любом случае, если вам очень хочется закаливать ребенка таки­ми методами, обязательно посоветуйтесь с опытным педиатром.

 

По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым. (Гимнастика ребенка первого года жизни)

 

Заботиться о силе, ловкости, выносливости вашего малыша на­до с первых дней его жизни. И в этом помогут массаж и гимнасти­ка. Напомним вам, дорогие папы (мы ведь уже договорились, что именно вы возьмете на себя эти обязанности), какое значение име­ют массаж и гимнастика. Прежде всего, они улучшают физическое и психическое развитие ребенка, способствуют формированию мо­торных навыков, улучшают обмен веществ. Наблюдения показали, что дети, с которыми начиная с полутора месяцев систематически занимаются гимнастикой, отличаются красивой осанкой, хорошей координацией движений, быстротой двигательной реакции, лов­костью в играх и бытовых действиях. В раннем возрасте они не болеют рахитом.

Итак, папы, не ленитесь заниматься с ребенком, не упускайте драгоценного времени, а наградой за ваш труд будет здоровый крепыш. Упражнения делайте на столе, покрытом байковым одеялом и сверху простынкой. Комнату предварительно проветрите и подождите, пока температура не поднимется до 20 °С. Ваши руки должны быть чистыми и теплыми. Не забудьте снять часы, кольца. Необходимо и ребенка подготовить к предстоящей процедуре. По­говорите с ним, не бойтесь говорить слова, которые он еще не по­нимает, например: «Пойдем, Алешенька, делать гимнастику», «Алешенька вырастет сильным, ловким, здоровым». При этом ла­сково улыбайтесь. Постепенно малыш установит связь между вашими словами и теми действиями, которые вы выполняете, и бу­дет положительно относиться к ним. Во время массажа и гимна­стики постоянно поддерживайте эмоциональный контакт с ребен­ком, следите за его поведением, при малейшем изменении его настроения в худшую сторону прекратите занятие. Продолжитель­ность занятия с малышом в первое полугодие первого года жизни в среднем должна быть 5—6 минут, во втором полугодии первого года — до 10—12 минут. До 3—4 месяцев у детей наблюдается фи­зиологическая гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних ко­нечностей, поэтому в этот период можно использовать самые про­стые приемы массажа — поглаживание и растирание (легкое). После 4 месяцев можно включать поглаживание, растирание, раз­минание, легкое поколачивание, чередуя массаж с гимнастикой. Каждое упражнение можно повторять сначала 2 раза, постепенно в течение недели доводя до 6—8 раз.

Массаж и гимнастика для ребенка 1,5—3 месяцев

1.Массаж рук.

2.Массаж ног.

3.Выкладывание на живот.

4.Массаж спины.

5.Массаж живота.

6.Массаж стоп.

7.Выкладывание на живот.

8.Рефлекторное ползание.

В такой последовательности вы будете проводить массаж до трех месяцев. Как это надо делать? Руки массируете от кисти к плечу, ноги — от стопы к бедру, обходя коленную чашечку и избе­гая толчков в области коленного сустава. Массируя руку, придер­живайте ее за кисть; массируя йогу, возьмите ее в свою ладонь. В положении на животе ручки ребенка должны находиться над грудью, голова слегка приподнята. Массируя спину, поглаживайте ее от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, от головы к ягоди­цам — ладонью. Поскольку в этом возрасте положение на животе еще неустойчивое, поглаживайте одной рукой, другой поддержи­вайте ребенка за ноги. Массаж живота надо проводить круговыми движениями ладони по ходу часовой стрелки, не надавливая на об­ласть печени (правое подреберье) и не задевая половых органов (у мальчиков). Стопы удобно поглаживать большими пальцами рук, обхватив остальными четырьмя.

Выполняя упражнение 7, положите ребенка на правый бок. Ле­вой рукой придерживайте его таз, а большим и указательным пальцами правой легко проведите вдоль позвоночника, от крестца к шее. Ребенок при этом прогибает спину.

Последнее упражнение делайте из исходного положения на жи­воте. Прикоснувшись ладонью к ступням ребенка, побудите его от­толкнуться от вашей руки и как бы проползти чуть-чуть вперед.

Массаж и гимнастика для ребенка 3—4 месяцев

1.Скрещивание рук на груди.

2.Массаж рук.

3.Массаж ног.

4.Поворот на живот.
5. Массаж спины

6.Массаж живота.

7.Массаж стоп.

8.Сгибание и разгибание рук вместе и попеременно.

9.Поворот на живот.

Выполняя упражнение 1, вложите ваши большие пальцы в ла­дони ребенка и, придерживая его руки за кисти, отводите их в сто­роны. Снова сводите, перекрещивая на груди так, чтобы сверху оказывалась то правая, то левая рука. Упражнения 2 и 3 начните с поглаживания, затем перейдите к растиранию (круговыми дви­жениями ладоней в том же направлении) и закончите снова погла­живанием. Выполняя упражнение 4, побудите ребенка к повороту на живот, придерживая левую руку, согнутую в локте, и плавно поворачивая его таз влево. Такой же поворот сделайте вправо. Ру­ки должны быть у ребенка под грудью. Стопы скачала поглажи­вайте, затем растирайте круговыми движениями больших пальцев рук и затем снова поглаживайте.

Массаж и гимнастика для ребенка 4—6 месяцев

1.Скрещивание рук на груди.

2.Массаж ног.

3.«Скользящие шаги».

4.Поворот на живот.

5.Массаж спины.

6.«Парение» на животе.

7.Массаж живота.

8.Массаж стоп.

9.Сгибание и разгибание рук.

10. Сгибание и разгибание ног.

Многие упражнения вам уже знакомы. Л вот упражнения 3, 6, 9, 10 — новые.

Упражнение 3 делают из положения на спине. Сгибая ноги ре­бенка в коленях, попеременно слегка прижимайте их к ягоди­цам — столы при этом как бы скользят по столу.

«Парением» называется упражнение, при котором ребенок секунду-две лежит на весу на ваших руках с поднятой головой и на­пряженными мышцами спины. Для этого подведите обе ладони под его живот до соприкосновения мизинцев так, чтобы большие паль­цы легли по бокам. Держа ребенка таким образом, слегка припод­нимите его над столом. Сгибать и разгибать руки и ноги надо по­переменно (одну сгибать, другую выпрямлять).

Массаж и гимнастика для ребенка б—9 месяцев

1.Скрещивание или сгибание и разгибание рук.

2.«Скользящие» шаги.

3.Поворот на живот вправо.

4.Массаж живота.

5.Присаживание.

6.Полукруговые движения руками.

7.Поднимание вверх выпрямленных ног.

8.Поворот на живот влево.

Наиболее сложное упражнение этого комплекса — присажива-ние. Делать его надо плавно, спокойно. Ребенку, лежащему на спине, дайте обхватить большие пальцы ваших рук и легким потя­гиванием побуждайте его сесть, а затем лечь. Для начала выпол­ните упражнение один раз, постепенно доведя количество повто­ров до четырех.

Массаж и гимнастика для ребенка 10—14 месяцев

1.Сгибание и разгибание рук.

2.«Скользящие» шаги.

3.Повороты на живот в ту или другую сторону.

4.Массаж спины.

5.Из положения на животе, поддерживая ребенка за руки, помочь ему привстать сначала на колени, а затем встать на ножки.

6.Наклоны и выпрямление туловища.

7.Массаж живота.

8.Поднимание выпрямленных ног.

9.Напряженное выгибание.

10.Присаживание.

11.Круговые движения руками.

Упражнение 1 проводите сидя, а позже — стоя, если ребенок уже хорошо сидит и стоит без поддержки. Повороты на живот (упражнение 6) малыш уже должен делать самостоятельно по ва­шей просьбе. Он охотнее повернется, если справа и слева вы поло­жите игрушки.

Упражнение 8 можно немного усложнить, предложив ребенку достать стопами до палочки, которую вы держите над ним.

Упражнение 9 выполняется сидя у вас на коленях. Ребенок до­стает игрушки, лежащие рядом на стуле.

Упражнение 10 делается из положения лежа на спине. Предла­гайте малышу сесть самостоятельно, если не получается — помогите ему, придерживая его колени. Упражнение повторите не больше двух раз.

Занимаясь с ребенком, будьте внимательны. Не оставляйте его без присмотра. Делайте массаж и гимнастику ежедневно я по воз­можности в одно и то же время.

Вот и прожит самый радостный и самый трудный первый год. Подведем итоги... Какими мы стали? Изменения произошли во всем: в общении, в познании, в движениях, в эмоциональной сфере и т. д.

Главные приобретения:

· в основном отрегулировались главные функции организма (пищевая, дыхательная и др.), и малыш в основном приспособился к окружающей среде;

· ребенок все лучше понимает вас и начинает произносить первые слова;

· у вас установился с ним близкий контакт. У малыша появилась потребность в общении с вами, и он все чаще является инициатором этого общения. Он уже по разному умеет общаться с вами: не только через улыбку, мимику, жест, но и с по­мощью слов. Он призывает вас к сотрудничеству в своих действиях с предметами;

· ваш кроха стал более умелым: он не только манипулирует предметами, обсле­дует их, но и способен к некоторым более сложным действиям: собирает пирамид­ку, открывает и закрывает коробки и т. п. С вашей помощью пытается правильно действовать с предметами (ложкой есть платок надевать на голову и т. п.);

· малыш запоминает все большее количество предметов и соответствующих
слов, он начинает размышлять (Что это такое? Что с этим можно делать? и т. д.);

· становится более внимательным: дольше сосредоточивается на предметах, действи­ях, речи взрослых.

Однако при всех общих приобретениях отчетливо проявляются индивидуальные особенности: один подвижен, другой медлителен; один ярко проявляет свои чувства, другой более сдержан; один легко и быстро переходит от одного вида деятельности к другому (от игры к кормлению, например), а другому для этого нужно вре­мя и т. п. Различия наблюдаются и в темпах познания окружаю­щего, развития речи, движений: один уже легко и координирован­ие ходит, другой пока еще неуклюж; один произносит 10 упрощен­ных слов, а другой — 5 и т. д.

Не сравнивайте своего малыша с другими, а наблюдайте за тем, чтобы он не останавливался в своем развитии, отличался все новыми и новыми приобретениями в сравнении с самим собой.

 

 

Глава IV. Я сам

(Воспитание и развитие ребенка второго-третьего года жизни)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.