Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мне надо много двигаться




 

(Развитие движений детей на втором-третьем году жизни)

 

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психи­ческого развития является правильно организованная двигательная активность вашего ребенка. Часто родителей раздражает чрезмер­ная активность детей, их постоянное стремление куда-то забраться, что-то взять и т. д.

Дорогие папы и мамы, не спешите с запретами, помните, что движение является биологической потребностью растущего ор­ганизма. Невозможно представить, чтобы здоровый ребенок не стремился к движениям, деятельности. Как только малыш овладе­ет способами перемещения, научится ползать, а затем ходить, он постоянно пребывает в движении. Обратите внимание, что даже с предметами малыш действует на ходу, очень редко присаживаясь или останавливаясь. Не подавлять надо двигательную актив­ность, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении дви­гаться, быть активным, создавать условия для этого. Благодаря правильно организованной двигательной деятельности создаются благоприятные условия для обмена веществ, а это стимулирует развитие нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечно­сосудистой системы и органов дыхания, улучшает пищеварение. Правомерно выражение: «Движение — это жизнь». Именно движе­ние делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. По­степенно у него развивается сила, координация, его игровая и бы­товая деятельность становится более разнообразной, активной, са­мостоятельной.

Сколько же должен двигаться здоровый ребенок в тече­ние дня?

Исследования специалистов показывают, что объем и качество движений зависят от целого ряда факторов: возраста, пола ребен­ка, времени года, суток, индивидуальных особенностей, условий, в которых он живет. Дети 2—4 лет преодолевают за сутки прибли­зительно 2,5—3 км, а б—7 лет — 7—8 км и более. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Летом у детей потреб­ность в движении больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ. В течение суток потребность в движении также меняется. Так, наибольшая активность проявляется с 9 до 12 часов в первой половине дня и с 17 до 19 — во второй.

Двигательная активность зависит от индивидуальных осо­бенностей. Есть дети с повышенной двигательной активностью, со средней, умеренной и малой потребностью в движениях. Дети со средней двигательной активностью, как правило, не вызывают у родителей тревоги: они отличаются уравновешенным поведением, хорошо регулируют свою двигательную деятельность и практиче­ски не переутомляются. Ребенок со средней двигательной активно­стью бегает, ходит, прыгает столько, сколько может. Родители мо­гут не опасаться, что он перегрузится. Другое дело — дети с повышенной двигательной активностью. Они неуравновешенны, не мо­гут регулировать свою двигательную деятельность, не склеены к выполнению действий, требующих точности, координации, быст­ро утомляются. Детей с повышенной двигательной активностью необходимо вовремя переключать на другой вид деятельности.

Как же должны вести себя родители с такими детьми? Ни в ко­ем случае не прекращайте резко двигательную деятельность ребенка. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Если вы считаете, что ребенок устал от бега, предложите ему, например, поискать пропавшую игрушку. «Алешенька, ты не видел, куда спрятался от нас мишка? Помоги мне его найти». Малыш ходит, ползает, разыскивая игрушку, и ор­ганизм его постепенно приходит в равновесие. Л после этого пред­ложите послушать сказку о медведе. Детям с повышенной возбу­димостью необходимо периодически давать задания, требующие точности, координации движений. Например, предложите малышу пройти по узкой дорожке, прокатить мяч, попасть в цель (коробка, обруч, круг, нарисованный на земле, стене), взобраться до уста­новленного знака по лесенке и т. п. Не огорчайтесь, если точные движения не сразу будут получаться.

Малоактивные дети не склонны много бегать, куда-то залезать, предпочитают играть в песочнице, что, к сожалению, вполне устраивает многих пап и мам. Однако родители должны знать, что у малоподвижных детей медленнее формируются двигательные на­выки, необходимые ребенку в игре, в бытовой деятельности. Та­ким детям не хватает ловкости, выносливости, они избегают по­движных игр со сверстниками. Вес их значительно выше нормы, а это вредно для здоровья.

Как приучить малыша к активности, как сделать, чтобы он хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная дея­тельность родителей и ребенка. Предложите во время прогулки догнать вас или сами догоняйте ребенка, постепенно увеличивая расстояние бега. Пусть малыш попрыгает как зайчик или воробы­шек. А вы посчитайте, сколько раз он прыгнет. Обязательно по­хвалите его, даже если он не очень хорошо справился с заданием. Хорошо активизируют действия малышей различные игрушки, особенно мяч. Действия с мячом дают нужную нагрузку организму и в то же время не утомляют. Бросайте мяч, а ребенку предложите догонять его, потом пусть малыш сам бросает и догоняет мяч. По­степенно действия с мячом будут усложняться. Всегда радуйтесь успехам ребенка. Ваше положительное отношение к двигательной деятельности обязательно пробудит интерес к ней у малыша.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми вида­ми основных движений. Помогите ему в этом. Л для того чтобы ва­ша помощь была эффективной, познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движени­ям детей раннего возраста.

Ходьба. Дети начинают ходить к концу первого — началу вто­рого года жизни. На протяжении второго-третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода складывается стереотип ходьбы, то есть формируется походка. Для малыша, начи­нающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе.

Поэтому перед вами стоит задачаспособствовать разви­тию у ребенка этого основного движения:

1. Проходить без помощи взрослого сначала небольшое рас­стояние (1—2 м), постепенно доводя его до 200—500 м с неболь­шим отдыхом.

2. Ходить в определенном направлении (пойдем к кукле Кате, мишке и т. д.).

3. Поднимать ноги при ходьбе, стопы ставить параллельно. Для этого можно перешагивать через веревочки, кубики и т. п. (высота от 5—10 до 15—20 см), ходить по дорожке с нарисо­ванными параллельно следами.

4. Держать корпус прямо, не опускать голову.

Бег. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.

Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног несо­гласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бе­га очень небольшая. Малыш быстро устает.

Поэтому ваша задача — способствовать формированию у де­тей умения бегать:

1.Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.

2.Бегать в заданном направлении.

3.Менять направление при беге.

4.Правильно держать корпус.

Ползание, лазанье. Ползанием ребенок овладевает на первом году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни — переменным шагом. Однако надо иметь в виду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, а следова­тельно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родите­лей, так как к 5—5,5 года перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения.

Однако ваша задачасоздать условия для развития у малы­ша умения ползать:

1. Ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25— 30 см), пролезать в обруч, под стулом и т. д.

2. Лазать по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1—1,5 м).

3. Влезать на лестницу и слезать с нее.

Бросание и катание. На втором году ребенок начинает осваи­вать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей. Выполняя эти движе­ния, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бро­сок мяча тоже еще слабые. Ребенку трудно соразмерить силу бро­ска с расстоянием, и поэтому он не всегда попадает в цель.

Чему можно научить малыша?

1. Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокаты­вать в воротца, между кубиками, бросать в корзину, кукле Кате и т. п.).

2. Соразмерять силу броска с расстоянием (ребенку предлага­ют несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 м, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мы­шечных ощущений).

3. Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5—1,5 м). Бросать мяч взрослому.

4. Подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить.

5. Бросать мяч об пол и пытаться ловить.

Прыжки. Прыжковыми движениями малыш начинает овладе­вать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте, с продвижением вперед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с пред­метов. При прыжке малыш тяжело опускается на всю ступню, ко­лени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Перечисленные особенности прыжка делают его опасным для малыша: прыжок да­же с незначительной высоты может при неправильном приземле­нии привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма.

Поэтому нужно способствовать развитию у малыша следую­щих умений:

1. Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка»), постепенно отрываться от пола.

2. Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носка­ми. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях.

3. Подскакивать с продвижением вперед.

4. Перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстоя­ние между линиями 10, затем 20, 30 см), прыгать через ручеек, ка­навку и т. д.

5. Подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на вы­соте 10—15 см от поднятой руки ребенка.

6. Спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см.

Итак, вы теперь знаете, как развиваются основные движения малыша и какие задачи при этом стоят перед вами. Мы хотим вас предупредить о том, что перечисленные выше трудности в освое­нии движений сами по себе не исчезают. Некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни. Вам, наверное, приходи­лось видеть взрослых, которые косолапят, низко опускают голову, излишне размахивают руками при ходьбе, или подростков, двига­ющихся тяжело и неуклюже, неспособных преодолеть препятст­вие. Надеемся, что вы хотите видеть своего ребенка ловким, вы­носливым, с легкой походкой, красивыми движениями. А раз так, то не теряйте времени, приступайте к обучению вашего малыша этому искусству. И не забудьте о красоте собственных движений, ведь ребенок будет подражать вам.

Прежде всего создайте условия для развития движений. В распоряжении вашего ребенка должны быть разнообразные иг­рушки, пособия, стимулирующие двигательную активность: катал­ки, машины, разнообразные ящики и коробки, дорожки из кле­енки разной ширины, надувное бревно для перелезания, мячи раз­ных размеров и из разного материала (резиновые, тряпичные, надувные и т. д.), велосипед трехколесный, лыжи и т. д. (см. При­ложение). Движения требуют пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Максимально исполь­зуйте ближайшее природное окружение (полянки, дорожки, спор­тивные детские площадки). А сделав все это, предоставив в распо­ряжение ребенка пособия, игрушки, выделив место, не мешайте ему проявлять самостоятельность и активность, не спешите на по­мощь. Пусть малыш сам преодолевает препятствия.

Однако для совершенствования движений самостоятельной двигательной деятельности ребенка недостаточно. Необходимо проводить специальные занятия, подвижные игры, делать ут­реннюю гимнастику.

Какие же могут быть достижения в развитии движений у ваше­го малыша, если вы последовали нашим советам?

На втором году жизни малыш может:

Ходьба

· Ходить в определенном направлении со зрительными ориенти­рами.

· Ходить по ограниченной поверхности (по дорожке из клеен­ки, по доске, по нарисованной на земле или полу дорожке шири­ной 20—25 см).

· Подниматься и спускаться по наклонной доске (высота 10-15-18 см от пола).

· Перешагивать препятствия: веревку, палку, положенную на пол или землю, затем приподнятую на 5—10 см.

· Ходить по земле, подниматься на бугорки, горки, спускаться с них, перешагивать через небольшие канавки.

Лазанье

· Влезать на лесенку-стремянку высотой 1—1,5 м. Слезать с нее сначала приставным шагом, затем чередующимся.

· Пролезать в обруч, под веревку, под скамейку и т. д.

· Перелезать через бревно.

· Подниматься по лестнице, спускаться с нее.

Бросание

· Катать мяч, бросать вниз, вдаль, догонять его. Перекатывать мяч взрослому, прокатывать между предметами.

· Каждой рукой бросать маленький мячик в корзину (расстоя­ние 50—70 см).

· Бросать большой мяч вверх.

К трем годам ребенок может:

Ходьба

· Ходить, не шаркая ногами, выдерживать направление без зри­
тельных ориентиров.

· Ходить по ограниченной поверхности (ширина 15—20 см).

· Бегать в одном направлении, по кругу в течение 30—40 секунд.

· Кружиться на месте.

· Ходить по извилистому шнуру, уложенному на пол.

· Пробегать медленно до 80 м.

Лазанье, ползание

· Подползать под веревку (высота 25—30 см).

· Ходить на четвереньках по ограниченной поверхности (дорож­ке, скамейке шириной 20 см).

· Влезать на лестницу и слезать с нее.

· Влезать на табурет, стул и спускаться с него.

Бросание

· Бросать мяч взрослому, ловить брошенный мяч (расстояние 50—100 см).

· Бросать мяч в цель (расстояние 100—120 см),

· Бросать мяч вперед двумя руками снизу.

· Прокатывать мяч между предметами.

Прыжки

· Подпрыгивать на двух ногах на месте, с небольшим продвиже­нием вперед.

· Спрыгивать с предметов (высота 10—15 см).

· Прыгать с места на двух ногах как можно дальше.

· Перепрыгивать канавку, ручеек (15—20—25 см).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.259 сек.