Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я люблю поговорить




 

(Развитие речи детей на втором году жизни)

 

Развитие речи — одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки разви­тия речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Не забывайте об этом мамы и папы! Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше чем в последующем. Судите сами. К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8—10 слов, в 2 года — 300—400 слов, а в 3 года — 1000 слов! Поистине гигантские скачки. Безусловно) могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обла­дает своим темпом развития, он неповторим.

Ребенку предстоит за несколько лет овладеть всеми формами родного языка, научиться произносить все его звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, научиться правильно объединять слова в предложения.

Второй год жизни является решающим в развитии речи де­тей. В этот период значительно совершенствуется понимание ре­чи ребенком и главноепоявляется самостоятельная речь. Как много надо сделать родителям, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить! Для этого необходимо знать основные особенно­сти, задачи и средства развития речи детей.

Каковы же основные особенности и направления в развитии речи на втором году жизни?

На первом этапе (примерно до полутора лет) главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, как малыш уже за­поминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Заметим: если де­ти своевременно не овладеют пониманием речи, то может наблю­даться отставание не только в развитии их самостоятельной речи, но и психическом развитии в целом.

Говоря о понимании речи ребенком, следует подчеркнуть, что связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, однако она может оказаться не­прочной. Например, малыш хорошо знает предмет (куклу, миш­ку), но, если этот предмет находится среди многих других, он мо­жет ошибиться, когда мы просим принести его. Это родителям на­до учесть и как можно чаще показывать данный предмет среди других и давать точное его название.

Ошибку ребенок может допустить и потому, что у него недоста­точно развито слуховое восприятие звуков. Особенно если назва­ния предметов созвучны (миска —мишка). К концу второго года жизни слуховое и зрительное восприятие совершенствуется и ре­бенок уже вряд ли перепутает предметы, сходные по внешнему ви­ду или имеющие похожие названия.

О понимании ребенком вашей речи говорит его так называе­мая двигательная реакция.

К примеру, вы просите малыша: «Покажи, где петушок. Дай мне петушка». Ребенок смотрит на петушка, а подает, например, мишку. Что это значит? Ребенок не понял вас? Нет, он понял все правильно, но у него недостаточно сформирован «двигательный ответ».

Не пугайтесь — к концу второго года жизни комплексные отве­ты (слово в сочетании с жестом или действием) у малыша приоб­ретают большую четкость. Для того чтобы ребенок верно понимал название предметов, действий, он должен больше общаться с пред­метом — не просто рассматривать, а, если можно, держать в ру­ках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначе­ние признаков предмета: «Какой круглый мячик, большой мячик, красный, красивый. Давай покатаем мячик, вот так, вот так (дей­ствия с мячиком). Ой, укатился мячик, принеси мне красный мя­чик». В этом возрасте важно учить ребенка выполнять поручения. Почаще обращайтесь к нему с просьбами: «Принеси куклу Катю», «Подай ложечку (шапочку)» и т. д. Но при этом родителям следу­ет помнить, что новые действия малыш выполняет только в том случае, если слово сочетается с показом действия. Чем чаще вы будете этим заниматься с ребенком, тем быстрее он начнет пони­мать ваши слова и раньше сам заговорит.

Используйте активнее разные режимные моменты: кормление, одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно по­казать, назвать, причем ненавязчиво для малыша. «Сейчас наде­нем на головку шапочку, красивую шапочку. Где головка у Са­шеньки? Покажи. А где шапочка? Дай мне шапочку, наденем ша­почку...» Если ребенок делает это — значит, он начинает понимать вас, а может, даже произносит какие-то звуки: «на», «те» и т. д. «Сейчас будем кушать суп, суп вкусный. Саша любит суп? Скажи: «Да». Где ложка у нас? Покажи ложку, возьми ее, скажи: «Дай, дай...» Так же называем другие блюда, предлагаем ребенку ска­зать «спасибо» (хотя бы покачать головой).

Подчеркиваем, что в разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом: машина, собака, автобус и т. д.

Разговаривать с малышом рекомендуем в любой удобный мо­мент. На кухне мама готовит обед, ребенок рядом. Это прекрасный момент поговорить: «Мама будет готовить суп, вкусный суп. Наш мальчик (девочка) любит суп? Скажи: «Да, да». Смотри, что дела­ет мама: картошку режет — «чик-чик». Покажи ручкой, как мама режет картошку. Молодец, помощник мой хороший». Можно ис­пользовать моменты уборки квартиры, стирки. Сколько новых: слов малыш услышит, «увидит» их значение, а это основа для бу­дущей активной речи. Очень многое для развития речи и обога­щения знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объекта­ми, транспортом. Гуляя с малышом на улице, поговорите с ним, покажите, назовите то, что видит ребенок. «Посмотри, собачка бежит (или сидит). Какая собачка? Маленькая (большая), черная, лохматая. Покажи собачку». Любой момент неожиданности вызы­вает у ребенка повышенный интерес. Пробежала кошка, проехала машина. Обратите внимание ребенка: «Смотри, машина поехала.

Покажи пальчиком, где машина... уехала машина, помаши ручкой-«До свидания, до свидания». Скажи: «Ту-ту». Подул ветерок, сне­жок посыпался на шубку, шапку: «Ой, какой снежок красивый" белый. Где снежок? На шапочке. Покажи. Вот снежок, снежок бе­лый». Подошли к играющим детям. «Вот девочка, покажи девочку. Девочку зовут Ира, а тебя как зовут? Саша. А это кто? Мальчик. Какая красивая машина у мальчика, попроси машину: «Дай, дай машину». Спасибо. Покачай головкой». Такие наблюдения и раз­говоры направлены на развитие у ребенка понимания слов-назва­ний и слов-действий. Чуть позже он будет использовать эти слова в своей самостоятельной речи.

Подобные наблюдения следует проводить как можно чаще, но важно не переусердствовать при этом. Постоянные вопросы, разго­вор могут утомить ребенка, все будет зависеть от его самочувст­вия, желания в данный момент общаться.

Что еще следует знать родителям?

На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобще­ния — мысленного выделения общего в предметах и явлениях дей­ствительности и основанного на этом мысленного объединения предметов, то есть ребенок начинает соотносить слово не только с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предме­ты данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме (например, на вопрос: «Где стол? А еще где стол?» — малыш может показать и свой маленький, и большой обеденный, и письменный стол). Дети могут узнавать увиденные ранее предметы на картинках, в книжках. Конечно, овладевая обобщением, на первых порах (особенно до 1 года 6 месяцев) они делают немало ошибок: не могут выделить существенные призна­ки предметов, ориентируются в основном на несущественные, слу­чайные — цвет, детали, форму и т. п. Так, упрощенным словом «пу» ребенок может назвать не только пуговицу, но и отверстие в туфле, родинку и еще что-либо похожее. На вопросы: «Где уточ­ка? А еще где уточка?» — показывает не двух уток разного цвета, а красную утку и красный чайник, похожие по цвету и форме. По­степенно ребенок научится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь.

Показывая малышу игрушки или какие-нибудь другие предме­ты, точно называйте их, характеризуйте их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз. («Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собака большая, черная. Собачки бегают или спят. Это большой, пушистый белый мишка, он рычит, а этот мишка маленький, желтый, он пищит: «пи-пи»...)

Очень хорошо, когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть малыш чаще с ними иг­рает, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а вы в это время назовите правильно его действия, признаки пред­метов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть.

Итак, одно из направлений формирования речи у детей дан­ного возрастаразвитие понимания речи взрослых. При этом совершенствуется важнейшая функция — функция обозначения, зачатки которой мы отмечали еще на первом году жизни. К 1 году 6 месяцам ребенок может:

· выделять и обозначать себя, других людей, различные пред­меты, то есть знает свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, средств передвижения, животных;

· выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза, уши, рот), а также животных (игрушек). Ес­ли и не называет, то все показывает;

· понимать слова, обозначающие действия, совершаемые в бы­ту (ложись спать, садись, будем одеваться, пойдем гулять и т. д.), а также действия с игрушками и другими предметами (сними, надень, открой, закрой и т. д.);

· понимать элементарный сюжет (когда ему рассказывают и показывают сказку, используя игрушечных животных).

Короче говоря, достижения ребенка довольно высоки. Но мы хотим предупредить родителей о том, что возраст от 10 месяцев до полутора лет является критическим периодом в развитии дет­ской речи. Расширение сферы жизнедеятельности ребенка создает возможность стрессовых ситуаций. Помните, что любой, даже са­мый, казалось бы, незначительный, стресс (например, малыш ис­пугался лающей собаки) может стать причиной некоторой задерж­ки развития детской речи. Поэтому надо делать все возможное, чтобы исключить из жизни ребенка стрессовые ситуации.

Знание особенностей понимания речи детьми помогает решать следующую очень важную задачу на втором году жизниразви­тие самостоятельной речи. Предпосылки ее закладываются на первом году. Напоминаем, что подготовительные элементы в раз­витии звуковой стороны речи — это лепет и подражание звукам и словам. Лепет — это доречевое средство общения и способ выра­жения эмоционального состояния. Подражание выступает как своеобразная форма общения между взрослым и ребенком а как механизм развития его речи.

Если своевременно (на первом году) развивать у детей лепет и подражание, то на втором году эта деятельность становится очень интенсивной. Звуковая игра, в которую включаются также и слова, начинает заполнять все время бодрствования ребенка. В фонетическом отношении слова, конечно, еще несовер­шенны: ребенок может пропускать звуки (тряпка — тяпка, игруш­ка — игушка, чебурашка — бубашка), заменять один звук другим (конфета — кикета, колени — акенки, апельсины — асинки и т. д.). Мало того, овладевая произношением слова, малыш, особенно до 1 года 6 месяцев, может долгое время произносить его по-разно­му, то более, то менее совершенно. Например, в полтора года один ребенок вместо «яблоко» произносил то «я-я», то «ябку», то «ябо-ко» и только к двум годам стал это слово произносить правильно.

Подобные особенности произношения на втором году жизни считаются физиологическими, поскольку в основе их лежит несовершенство речевого аппарата и слуха.

При всем несовершенстве своей речи маленький ребенок ухит­ряется использовать ее для выражения своих желаний, для дости­жения своих целей. Как это ему удается? Во-первых, одно и то же слово ребенок употребляет для обозначения самых разнородных вещей, имеющих в развитой речи различные названия, как бы обобщает их (например, словом «киска», «киса» может называть и кошку, и пушистую шапку; «дн-ди» — звенящую игрушку и лож­ку и т. п.). Во-вторых, на помощь слову малыш привлекает мими­ку, жесты, гримасы, крики. Подкрепленное таким образом слово в состоянии теперь выразить его просьбу, требование, мысль. Одно слово заменяет целое предложение или даже несколько предложе­ний. Так, например, слово «ти-ти» может означать: «Дай часы», «Вот часы», «Часы идут»; слово «моко» — «Дай молока», «Я пью молоко» и т. д. Ребенка пока могут понять только взрослые люди, причем самые близкие. Период, когда вследствие крайней ограни­ченности словаря одно слово заменяет целое предложение, длится несколько месяцев. И это нормальное явление.

Здесь очень существенны индивидуальные различия. Некото­рые малыши уже в полтора года очень активны в речевых прояв­лениях, а некоторые и к двум годам мало говорят. Исследование таких детей показало, что если у них нормальный слух и есть по­нимание чужой речи, то с формированием и созреванием речевых центров активная речь появляется к 1,5—2 годам, реже — в более поздние сроки.

Во втором полугодии ребенок:

· совершенствуется в понимании речи. От 1 года 6 месяцев до 2 лет он уже может различать возраст и пол окружающих лю­дей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.);

· знает и показывает не только предметы, но и их части, раз­личает размеры (большой — маленький), цвета (красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов («Из чашки начинает понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги». Это очень важно для регуляции поведения ребенка;

· понимает и может выполнять несложные поручения из двух-трех действий («Сядь на стульчик и посмотри книжечку»);

· может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

В этот период быстро начинает формироваться самостоя­тельная речь ребенка. Малыш в общении со взрослыми в основ­ном употребляет слова, подкрепляя их жестами и мимикой. Он усиленно подражает старшим: легкие слова произносит полно­стью, в трудных словах — отдельные слоги (Чебурашка — бубашка, стул — тул и т. п.). Как же быть родителям в таких случаях?

Что делать? Прежде всего помнить: как ни забавна речь маленько­го ребенка, ей не следует подражать в общении с ним, иначе вели­ка вероятность, что речевое развитие малыша задержится. Хотя бытуют разные мнения. Некоторые родители считают, что подстраивание под детскую речь («Ты хочешь бибику?», «Я тебе дам ко-ко») упрощает понимание речи взрослого. Но вот другой жиз­ненный пример. Гуляя с ребенком, мама говорит: «Вот ав-ав побе­жала». И ребенок спокойно отвечает: «Не ав-ав, а собачка» (а ему еще и двух лет нет). Как говорится, комментарии излишни. Итак, надо не подстраиваться под детскую речь, а, напротив, чаще по­вторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению: «скажи», «повтори». Конечно, при этом необ­ходим педагогический и родительский такт. Известный знаток дет­ской речи К. И. Чуковский не раз писал, что если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стес­нять малышей в свободном выражении их чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый вред. Топорные методы здесь не годятся, излишняя ретивость ока­жется только вредна, и хорошие результаты могут быть достигну­ты лишь теми родителями, которые будут действовать исподволь, в меру, не слишком навязчиво, почти незаметно.

Речевое развитие детей, конечно, не сводится только к форми­рованию правильного произношения и обогащению словаря. С те­чением времени речь ребенка становится все более связной, то есть начинается овладение грамматическим строем предложе­ния. В его речи появляются двусловные предложения, а к концу второго года — предложения из 3—4 слов, вопросительные и вос­клицательные. Хотя слов-вопросов в детской речи еще нет (или они очень редки), вопрос выражается интонацией. В конце второго года жизни дети начинают изменять слова в числе, роде и падеже: «Мама, дай обуську (подушку)», «Дед Амоз кикетю (конфету) принес».

Более высокий уровень понимания речи взрослых и овладения самостоятельной речью дает детям возможность делать элементар­ные обобщения. Они могут обозначать одним словом предметы с одинаковыми признаками или назначением (игрушки, посуда).

К двум годам ребенок много говорит и может обращаться по собственной инициативе к взрослым по самым разнообразным по­водам:

– о своей деятельности (при определенном затруднении про­сит помочь поднять игрушку, покачать куклу);

– при желании отдать или передать предмет;

– с просьбой дать что-либо;

– для того, чтобы привлечь внимание взрослых к окружающе­му (пробежала кошка, едет машина);

– для того, чтобы сообщить о своем состоянии, о случившемся с ним (отнял игрушку другой ребенок, испачкал руки).

Такие инициативные словесные обращения ребенка к взросл крайне важны в становлении его активной речи, и их надо поощ' рять. При этом следите, чтобы облегченные слова в речи ребенка сменялись обычными, приучайте его выражать желания и просьбы словами и короткими фразами. Нужно развивать у малыша по­требность в речевом общении, чаще побуждать его к высказывани­ям: «Скажи то-то», «Что это?», «Кто это?» Часто можно услышать от расстроенных родителей: «Мой (моя) все понимает, но не гово­рит». Не огорчайтесь, это бывает у многих нормально развиваю­щихся в физическом и нервно-психическом отношении детей, осо­бенно на втором году жизни.

Однако последите за собой — не вдаетесь ли вы в крайность: ловите каждое желание малыша и по его малейшему требованию, жесту тут же исполняете? В такой ситуации ребенок может долго не заговорить — ведь его и без слов понимают. Разумнее побуж­дать малыша выразить свое желание словами и только после этого выполнять его. Можно даже сделать вид, что вы не понимаете, че­го он хочет. Такое поведение обострит потребность в речевом об­щении. Но затем желание ребенка обязательно надо выполнить, иначе он может замкнуться, тем более если такое невнимание взрослого повторится не один раз.

Кроме того, помните, что все занятия с ребенком, где действует кисть его руки и пальцы (рисование, игры с кубиками, с различ­ными мелкими игрушками и т. п.), способствуют, как доказали ученые, развитию речевых центров мозга. Эффективны также спе­циальные упражнения и массаж кисти н пальцев руки.

Для развития речи очень важно проводить специальные игры и упражнения. Рекомендуем ряд игр, в которые может поиграть с ребенком в семье любой взрослый.

«Показ игрушек» (животные, куклы, машинки и др.). Цель: вызвать у ребенка потребность в обращении («Дай Катю», «Дай собачку (ав-ав)», «Дай машину (ду­ду)»), а также развивать его активный словарь.

Количество предметов увеличивается постепенно (от одного до 4—5, в зависи­мости от возраста ребенка). Игрушки расставляют в разных местах комнаты, но так, чтобы ребенок мог их достать и принести вам. В зависимости от уровня разви­тия речи вашего малыша задание может быть разное: просто найти игрушку по ва­шему предложению; принести и обязательно назвать («Что это? Что ты принес?»); сказать, какая игрушка (большая, маленькая, красивая); попросить отнести на мес­то, спросить, что он отнес. Или еще вариант: вы берете все игрушки и предлагаете ребенку попросить себе любую из них, побуждаете к обращению («Скажи: «Дай Ля­лю», «Дай зайку»), отдаете игрушку и говорите: «Возьми Лялю», «Возьми зайку». Следите, чтобы малыш произносил не только упрощенное слово-название, но и полное, особенно после полутора лет. Игру можно проводить в разных вариантах (прятать игрушки, показывать, снова прятать и все время стимулировать речь ре­бенка вопросами: «Кто это?», «Кто убежал?», «Куда спрятался зайка? Давай поищем вместе»).

«Волшебный мешочек». В этой игре при той же цели больше внимания уделяется звукоподражанию. Для этого в мешочек (яркую, красивую сумочку, пакетик) кладете игрушки — животных (кошку «мяу-мяу», собаку «ав-ав», гуся «га-га», уточку «кря-кря» и др.). Можно заинтриговать ребенка — спрятать мешочек, вне­запно найти, «с трудом» открывать: «Что же здесь в мешочке? Что принесла тетя (дядя или мишка)?» Можно придумать многое, что заинтересует ребенка. Вы лучше знаете своего малыша. Постарайтесь как можно больше активизировать его речь: «Скажи, как кричит киска (лает собачка). Повтори, давай вместе скажем» (не­сколько раз повторить). Но и здесь должна быть мера — если ребенок не хочет, не принуждайте, повторите игру в следующий раз, когда он будет больше к этому расположен.

Варианты игры могут быть разные. Один из них: убираете всех животных в мешочек и предлагаете малышу попросить любую игрушку: «Скажи: «Дай Петю — ку-ка-реку», «Дай утю — кря-кря» и т. д. По такому же типу проводится игра «Кто в домике живет?», когда игрушки не в мешочке, а в домике (можно домик построить из кубиков, стульев). Вы имитируете голосом звуки животных и спраши­ваете; «Кто так кричит? Возьми кису, покажи, как она мяукает» и т. д. Во все игры вам, конечно, придется активно включаться, стараться вызвать речевые реакции ре­бенка, чаще вместе с ним произносить слова и повторять их не один раз.

Игры с куклой. Их может быть несколько: «Укладывание куклы спать», «Корм­ление куклы», (Пойдем с куклой Катей гулять). Их цель: научить простейшим действиям с куклой — заворачивать ее, баюкать, кормить, одевать, произносить слова: «Ляля», «спи», «бай-бай», «на», «каша», «здравствуй», «кушай», «пойдем гу­лять» и др. Конечно, в один день проводится одна какая-то игра. Например, ваши действия и слова в игре «Укладывание куклы слать». Вы садитесь с ребенком за стол, ставите кукольную кроватку с постельными принадлежностями, показываете и называете каждый предмет: «Смотри, Сашенька, это кроватка, вот подушка, одея­ло, простынка, а это стул». Показываете куклу: «Ляля хочет спать. Иди, Ляля, спать в кроватку. Я сейчас раздену Лялю». Снимаете с куклы одежду, кладете ее на стульчик, укладываете куклу, покрываете одеялом, баюкаете, приговариваете вместе с ребенком: «Баю-бай, спи. Ляля, спи». Предложите поместить рядом еще ка­кие-нибудь игрушки (куколку или зайчика) к обязательно побаюкайте их: «Скажи: «Баю-бай, Ляля, спи, спи». Эта игра не только вызывает речевую активность ребенка, но и упражняет его в умении самому последовательно раздеваться, укла-

В игре «Кормление куклы» ваши действия и слова будут примерно такими: ста­вите на стол кукольную мебель, сажаете за стол куклу. Свои действия сопровожда­ете словами: «Я поставлю стол и стул, посажу Лялю и дам Лоле кашу. Вот тарелка, вот ложка. На, Ляля, кушай, Ляля, кашу,— подносите лохку ко рту куклы несколь­ко раз.— На, Ляля, кушай. Ляля, кашу. Ах, какая вкусная каша! Ляля съела кашу. Вытри ротик, Ляля. Возьми салфетку». Предлагаете ребенку покормить куклу: «На ложку. Скажи: «На, Ляля, кушай (ам-ам) кашу». Такие же игры можно провести с петушком, собачкой, мышкой и другими игрушками.

Рассматривание картинок. Цель этого занятия в привлечении внимания ребен­ка к изображению, в том, чтобы вызвать слуховое сосредоточение на словах взрос­лого и связать изображение со словом. Картинки могут быть разные. Сначала надо использовать изображение одного и обязательно хорошо знакомого по виду и слову объекта (кошка, собака, птичка и др.). Картинки должны быть яркие, четкие. Игра проводится так. Вы показываете картинку, спрашиваете, что нарисовано на ней, на­зываете объект вместе с ребенком, просите повторить название (два-три раза). Потом прячете картинки по очереди, спрашиваете: «Кто убежал, кого нет?» Находите картинку, просите назвать, кто это, как он (она) кричит и т. д. Постепенно, особенно после 1 года 6 месяцев, можно предлагать дли рассматривания по две картинки а уже к 2 годам — несколько.

В таких упражнениях вы учите ребенка искать и находить название изображе­ния, узнавать его, показывать картинку в ответ на вопрос «где то-то?», отвечать действием на слово «дай», подражать звукам животных.

После полутора лет можно показывать картинки с изображением действий. И цель здесь будет другая: понимать наряду со словами-обозначениями предме­тов слова-обозначения действия (спит, ест) и качеств (большой, маленький, сер­дитый), побуждать говорить предложениями из двух-трех слов, переходить от облнгченных слов к полным.

Конечно, такие занятия с ребенком проводятся регулярно, и взрослые должны быть терпеливы, эмоциональны. Помните, лю­бая ваша отрицательная реакция (в голосе, жесте) сразу же ска­жется на его настроении, а значит, и результаты будут соответ­ствующие.

Очень хорошо, если вы в общении с ребенком будете использо­вать образцы русского народного слова: песенки, потешки, стихи. Это замечательное средство развития речи детей, о чем неодно­кратно писал великий русский педагог К. Д. Ушинский.

Все ваши усилия обязательно увенчаются успехом: к двум го­дам малыш будет общаться с вами с помощью слова, пусть еще и плохо произносимого. На всех взрослых в семье теперь ложится большая ответственность: не допускать в общении с малышом вольностей, которые нередко встречаются в разговоре взрослых между собой. Ведь ребенок копирует речь взрослых, и часто вы мо­жете услышать от него ваши излюбленные обороты речи и выра­жения, повторяемые с теми же интонациями. Бывает, это умиляет родителей. К сожалению, такое умиление может позднее для ре­бенка обернуться неприятностями. Не забывайте об этом!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.