Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы пошли гулять




А что там за окном?

 

У двухлетнего ребенка есть целый мир — «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает. Вид в окне — это удивительные открытия. Например, пошел первый снег. Малыш смотрит в на летящие снежинки. Удивительное явление природы вызывает у него восторг. Подойдите к ребенку и тоже посмотрите в окно. «Ах! Какая красота! — восклицает мама. ‒ Это снег. Он белый. Снежок кружится-кружится-кружится, летит-летит и тихо ложит­ся на землю, крыши домов, деревья. Очень красиво!»

Затем предложите ребенку посмотреть на полет снежинок из другого окна. «Интересно, а в другом окне мы увидим снежинки?.. И здесь снег летит-летит-летит, кружится-кружится. Снег белый-белый!» Не забудьте порадоваться, похвалить малыша, если он бу­дет повторять за вами ваши слова или сам заговорит о снеге.

Из окна можно наблюдать и за животными, их движениями. Например, за во­роной, сорокой или голубем. Вместе с ребенком рассматривайте, что они делают, комментируйте их поведение: «На крыше дома сидит птица. Это ворона. Она боль­шая, черная. Сидит и по сторонам глядит. А теперь, смотри, пошла по крыше; идет-идет и остановилась. Начала размахивать крыльями: хлоп-хлоп, полетела и громко раскричалась: кар-кар-кар) Улетела ворона». Затем предложите ребенку повторить некоторые ее движения. Как она летала и крыльями махала? «Хлоп-хлоп» (ребенок бегает по комнате, размахивая руками). Все это вызывает у малыша радость и же­лание увидеть птицу еще раз.

Интересными могут быть и наблюдения из окна за деревьями, ветки которых раскачиваются на ветру; за небом: как по нему бе­гут облака; за дождем: как на улице появляются лужи. («Идет дождь, мокро, гулять нельзя».) Обратите внимание на одежду лю­дей во время дождя — они идут в плащах.

 

 

Большинство изменений в мире природы человек может заме­тить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в не­посредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ре­бенка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, родители должны сознавать, что для их детей это начало путеше­ствия в большой, многообразный мир. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сен­сорный опыт ребенкаоснову для его интеллектуального раз­вития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве,

Проявления жизни природы в каждом сезоне очень разнообраз­ны, прекрасны и удивительны. Ваша задача — вызвать у своего малыша интерес к миру природных явлений. Чья вина в том, что из любопытнейших человечков в раннем детстве наши дети уже к концу дошкольного возраста нередко превращаются в равнодуш­ных людей? Взрослые вовремя не поддержали интерес, не научили видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. Помните, детей второго-третьего года жизни не следует загружать оби­лием информации. Обращайте внимание на отдельные, наиболее яркие явления, характерные для данного времени года. Малыши любят много раз возвращаться к одним и тем же объектам и явлениям, постепенно учатся замечать их изменения. Учите ре­бенка слушать, рассматривать, совершенствуйте его органы чувств. Знакомьте с цветом, формой, величиной объектов приро­ды. Представления о свойствах объектов природы (цвете, форме, размере и др.) — это изначальное содержание, которым олерирует ум ребенка. Не увлекайтесь обилием названий. Это бессмыслен­ная нагрузка мозга, памяти, ничего не дающая для подлинного развития. А вот если малыш, присев на корточки, внимательно следит за ползущей гусеницей — это важно! Это развивает его. Не торопите его, пусть у него составится свое впечатление.

Малыш познает мир, исследуя его и экспериментируя, делая для себя все новые и новые открытия. Дети — пытливые исследо­ватели окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы (рефлекс «Что такое?»). Через собственные действия с предметами природы маленький человечек познает их свойства:

– если намочить камешки, то они изменятся (заблестят);

– камни большие и маленькие, твердые, тяжелые;

– сухой песок рассыпается, его можно насыпать в ведерко;

– из сухого песка ничего нельзя построить;

– сырой песок мягкий, из него можно сделать пирожки;

– камешки тонут в воде, а кораблики, палочки, щепки не тонут, вода теплая (холодная), льется, течет, разливается, бывает чистой и грязной.

Таким образом, на третьем году жизни у детей расширяется интерес к тому, что происходит вокруг. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, ка­чества, действия с ними, связи и причины явлений природы. Взрослые, поддерживая детский интерес, ведут ребенка от зна­комства с природой к ее пониманию.

Манипулирование предметами природы, экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка (внешним оживлением, весельем, смехом, радостью, удив­лением, огорчением при неудачах). Такие реакции — это и первые проявления отношения к окружающим природным объектам и яв­лениям.

Что прежде всего интересно малышу на улице?

Погода! Её состояние и постоянное изменение. Тепло или хо­лодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер... Собираясь на прогулку, можно одеть куклу. При этом посоветуйтесь с ребенком, что лучше надеть на куклу, обратив внимание на то, как одет он сам.

Осенью по мере похолодания предложите малышу самому убедиться в этом — потрогать стену дома, скамейку и др. Хорошая погода — светит солнце, плохая — солнца не видно, на небе тучи. В дни, когда солнце то ярко светит, то тучи, интересно «поискать» солнышко. Спросите ребенка, почему или стало светлее. Понаблюдайте вместе, как солнце выходит из-за туч.

Смотрите почаще на небо. Какое оно огромное, высокое, как простор открывается вверху! А какое оно разное по цвету — голу бое, синее; облака, белые и темные, плывут по небу. Чудесная картина!

Можно взять на прогулку вертушки, ленточки, убедиться в на­личии ветра — сильного, слабого, теплого, холодного. Ребенок с удовольствием бегает и играет. В ветреную погоду можно посмот­реть, как ветер гонит засохшие листья, качает ветки деревьев. По­слушайте его песню: «У-у-у» — это ветер дует. Покажите несколь­ко раз, как от ветра качается все вокруг — не только деревья, но и белье на веревке, взлетают бумажки, хлопают окна.

Главное, чтобы у малыша накапливались эти впечатления — необходимый материал для будущих самостоятельных выводов.

Наблюдения за дождем интересны для детей всегда. Вместе прислушивайтесь, как он стучит по крыше и дорожкам: кап-кап-кап. На земле появились лужи в разных местах. «Скучная карти­на: тучи без конца, дождик так и льется, лужи у крыльца».

Наблюдая за явлениями и объектами природы, необходимо обо­значить их точным словом, назвать предмет, побудить ребенка на­звать увиденное. Очень важно сочетать наблюдения с разнообраз­ными играми.

При знакомстве с объектами неживой природы малышу важ­но предоставить максимум разумной свободы действий (взять предмет в руки, потрогать, погладить, покатать, нажать, по­играть).

Даже маленький ребенок может увидеть особенности разных времен года. Проявления природы в каждое время года разнооб­разны, прекрасны и удивительны.

Осень — «Унылая пора! очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса...» Время расцвечивания листьев и листопада — красивое и удивительное в жизни природы. Не забывайте полюбо­ваться красотой золотой осени. Сколько разных красок вокруг! Не торопитесь на огороде, в саду, около дома убирать листья...

Мама или педагог берет в руки большой красный кленовый лист. Помахивая им над головой, начинает кружиться. Малыш смотрит во все глаза. Спросите ребен­ка: «Что это? Да, это листик, листочек, листок. Молодец!» Мама ласково обнимает сына: «Я дарю его тебе». Вместе покружитесь с листьями в руках, походите и по­слушайте, как листья шуршат под ногами; посмотрите, откуда к нам слетаются ли­стья; поищите, кто прячется на земле под листьями; украсьте листьями свой уголек. В разную погоду наблюдайте, как с деревьев падают листья, разные по цвету, кра­сивые. «Посмотри, как листья летят с дерева, они легко кружатся и опускаются на землю». С детьми старше полутора лет рассмотрите окраску листьев (желтые, крас­ные, зеленые). Попросите ребенка принести листочек — большой, маленький, жел­тый, красный. Составьте букет из них. «Листик, листик, еще лист, и получится букет». Прочтите стихи:

Листопад, листопад Листья под ногой шуршат,

Листья желтые летят. Скоро голый будет сад.

Дайте задание малышу: собрать листья сначала одного цвета (только желтые), затем другого, рассмотреть их. Из собранных листьев можно вместе сделать шапоч­ки, юбочки, гирлянды, скалывая их черенками.

С похолоданием обратите внимание детей на то, что цветов на клумбе все меньше и меньше: «Им холодно, они завяли». В парке, около дома посмотрите, как изменились деревья. Все листочки упали на землю. Деревья стоят голые, без листьев. Понаблюдайте, как изменилось поведение птиц. Они собираются в стаи и улетают в теплые края. Остаются воробьи, голуби, вороны. В наблюдениях за любыми животными обращайте внимание прежде всего на их действия, движения. Так, наблюдая за птицами, поясните: «Сейчас насыплю зернышек и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотри, какие красивые птички прилетели и клюют. Что они делают сей­час? (Клюют.) Чем клюют? (Клювом.) Как? («Клю-клю».) А те­перь птички улетели. У них есть крылья». После этого можно вместе спеть песенку про птичку. Чтобы повысить эмоциональный тонус детей, удовлетворить их потребность в разнообразных ак­тивных движениях, проведите подвижные игры (птички летают, клюют).

Зима — это время холода и мороза, коротких дней и ослепи­тельного снега.

Идет снег. Он приносит тишину. Во время снегопада детям до двух лет показываем, как падает снег, он белый, очень красивый. Кругом белым-бело. С детьми третьего года жизни организуем на­блюдения за падающим снегом: снег легкий, он медленно опуска­ется на землю, ложится на дорожки, скамейки.

Белый снег пушистый И на землю тихо

В воздухе кружится Падает, ложится.

«Посмотри, где еще снег? На шубке, шапке, варежках». Рассмотрите с ребен­ком узорчатую снежинку на рукаве черной шубки. Сколько их падает? Много-мно­го-много! Белые, холодные. Как тихо кругом!

Снег пушистый, серебристый И снежинки, как пушинка,

Мягким стелется ковром, Вьются весело кругом.

Дайте возможность ребенку убедиться самому, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли — растаяли. А на земле они не тают и образуют много снега, снежный покров, сугробы, пыш­ные снежные шапки. Трехлетнего малыша можно спросить: поче­му на ладони снежинки тают, а на земле — нет? Предложите на­брать снег в тарелку. Как сделать, чтобы он растаял? Вынесем во­ду на улицу и посмотрим, что с ней будет. Предлагайте такие простейшие опыты несколько раз, чтобы ребенок понял, что это постоянные, закономерные явления.

В теплую погоду снег липкий, из него можно лепить снежки, сделать много разных построек (снеговика, теремок, берлогу для медведя и др.). «У меня в руке снежок, я слепила пирожок. «Обращайте внимание детей на то, что снег пушистый, сухой рассыпается (подбросьте его лопаткой вверх), из такого снега лепить нельзя. Малыш может принимать посильное участие в работе по уборке снега около дома («Я расчищаю дорожку от снега»). «Смотри,— говорит мама малышу и показывает на следы, ‒ что это? И тут, и тут... Это следы». Вместе ищут следы взрослого (большие) и ребенка (маленькие). «Это мои ножки протопали здесь дорожку»,— радостно сообщает Маша. С помощью следов вместе «рисуют» разнообразные рисунки. В другой раз отыскива­ют следы птички, собаки.

В зимнее время обратите внимание детей на деревья и кусты, которые стоят голые, без листьев. Дети отыскивают дерево, выде­ляют у него ствол, ветки (ствол один, веток много). Дети третьего года жизни начинают распознавать зеленую елочку и белостволь­ную березу, которые отчетливо выделяются на фоне белого снега. Проведите игры: «Раз, два, три... елку найди!», «Раз, два, три... к березе беги!».

В это холодное время года очень важно вместе с детьми позаботиться о птицах. Чтобы привлечь их, корм необходимо регулярно класть в одном и том же месте. Кормовой столик или кормушку расположите так, чтобы дети могли сами положить корм. Самое главное — заинтересовать ребенка и по возможности регулярно класть корм в кормушку. А затем помочь малышу наблюдать за птицами. «Ты заметил, ка­кие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковые? Что они делают? Посмотри, клюют ли птицы корм?* Рассмотрите внешний вид сороки, голубя, во­робья, синички. Сравните по величине: кто больше — воробей или голубь? Как они различаются по цвету оперения? Понаблюдайте с ребенком за поведением птиц и отметьте: одни храбрые, а другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны. По­смотрите, как птицы летают, как передвигаются по земле. Дети двух лет могут уже называть характерные действия птиц: клюют корм, летают, прыгают, ходят. Л за­тем сами начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения

Весна — особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени. Кругом царит оживление. Каждый день от­крывает малышам новое в удивительном мире пробуждающейся природы.

...У солнышка появились новые лучики-малыши, очень теплые. Подросли они и стали проситься у солнышка, чтобы оно выпустило их погулять на земле. Поду­мало солнышко и выпустило лучики. Разлетелись лучики-малыши в разные сторо­ны и к нам в гости заглянули. Протяни им свои ладошки. Чувствуешь, как лучики ласкают, пригревают твои ручки? Это они так здороваются с нами. Подставь им свои щечки, пусть теплые лучики погреют и их. Прочитайте: «Солнце, солнце, по­скорей землю и людей согрей!»

С солнечными лучиками приятно не только гулять, но и играть. Раз-два-три... и солнечные лучики превратились в солнечных зайчиков с помощью зеркальца. Теперь можно н побегать за зайчиками, попрыгать вместе с ними, потанцевать.

..Очень полюбили солнечные лучики сидеть на крыше дома. Сидят и смотрят вокруг. Везде тает сиег н текут ручейки. Это солнышко постаралось, оно растопило весь снег. «Как много воды! — сказали лучики.— Только кому она нужна, эта талая вода?» «Нам-нам-нам!» — закричали воробьи. Птички напились воды из лужицы, а затем с веселым шумом искупались в неё. «И нам! И нам! — закачали ветками деревья— Ручья разнесут талую воду к каждому дереву, кустику, цветочку и тра­винке И тогда мы все дружно зазеленеем и расцветем». «А вам нужна талая во­да?..» — спросили лучики у детей. «Нужна, нужна! — закричали в ответ дети.— Мы будем пускать по ручейкам наши лодочки». Спросите, что делает лодочка (лодочка

Весной пробуждается жизнь растений. В апреле найдите на ближайшем газоне яркую зеленую травку, полюбуйтесь вместе с ребенком нежной свежей зеленью. Спросите его, что это, какого цвета травка. Предложите осторожно погладить травинки. «Пои­щем вокруг,— говорит мама,— где еще выросла красивая зеленая травка?»

Стало солнце пригревать, И трава очнулась,

Землю мокрую ласкать, К солнцу потянулась.

После дождя на утренней прогулке предложите ребенку по­смотреть, как красиво стало на улице — чистые дорожки, черная земля и зеленая травка блестит. Солнышко улыбается, смеется.

Дождь покапал и прошел. Это очень хорошо

Солнце в целом свете. И большим, и детям.

***

«Ты трава ль моя, травинушка, Да все детушки, да все малые,

Ты трава моя шелковая, В зеленом саду гуляючи.

Да кто ж тебя, травку, притоптал?» — Бегая, играючи».
«Притоптали мена, травинушку.

После чтения этих стихов поясните детям, как надо беречь пер­вую зеленую травку. «Миша, правда, жалко травку? — спрашива­ет мама.— Когда травка зеленеет, вокруг красивее и воздух чище. По газонам бегать нельзя. А вот посмотри, здесь трава затоптана. А мы с тобой умеем ходить по дорожкам, не наступая на травку? Давай проверим и поучимся». Обратите внимание, как некрасиво выглядят газоны, которые пересекают протоптанные людьми до­рожки.

Интересно поискать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, позже — одуванчик. В яркий солнечный день вы вышли на прогул­ку и увидели много цветущих одуванчиков. «Ах, какой красивый луг] Посмотри, как много желтых цветов».

С детьми гретьего года жизни не только любуемся красотой растения, но и предлагаем им рассмотреть его. «Что у одуванчика самое красивое? Какого цвета цветок? «Носит одуванчик желтый сарафанчик...» Понюхай цветочек, пахнет или нет? А где у одуван­чика листья? Давай вместе поищем. Вот, оказывается, где листоч­ки, внизу у стебелька и лежат на земле. Большие они или малень­кие? Сколько их? Какого они цвета? Постоим и посмотрим: кто садится на цветочки? Чтобы желтая полянка оставалась красивой, как мы должны себя вести? Походим и посмотрим, где еще растут одуванчики...»

Прочитайте стихотворение:

Одуванчик золотой — Средь зеленой муравы

Цветик милый и простой. Прямо к солнышку лицом.

Он сидит среди травы,

После таких наблюдений предложите малышу нарисовать красивые желтые одуванчики. Через некоторое время понаблюдай­те с ним за тем, как изменились одуванчики, превратились в бе­лые пушистые шарики.

Носит одуванчик В беленькое платьице.

Желтый сарафанчик. Легкое, воздушное,

Подрастет, нарядится Ветерку послушное

Пусть ребенок подует на шарики и увидит, как пушинки оду­ванчика разлетаются во все стороны. Объясните, что из них выра­стут новые желтые одуванчики.

Постоянно приучайте детей бережно относиться к природе: не топтать траву, не рвать цветы.

Перед выходом на прогулку спросите ребенка, куда бы он хо­тел сегодня пойти погулять, что посмотреть. Спросите, где нахо­дится его любимое место, чем оно привлекает его, чем нравится.

Гуляя около дома, в парке, в саду, дети убеждаются в том, как быстро растет трава, появляется больше разных цветов, на всех деревьях много зеленых листьев. Ребенок второго года уже выде­ляет и узнает дерево среди окружающих предметов. Наблюдая за деревьями во все времена года, учите малыша выделять значимые признаки: высокое, у него один ствол, толстый (обхватить руками и узнать, какой он толстый), твердый на ощупь (потрогать). «По­смотри вверх, какое высокое дерево». Поиграйте с ребенком в прятки, прячась за дерево, в игру «Раз, два, три — к дереву беги!».

Как много деревьев!..

Береза — любимое наше дерево. Давайте посмотрим на него — какое оно красивое, как колышутся его веточки. Оно словно при­глашает нас подойти поближе. Как же называется это дерево? Да, это береза, березка. Она очень высокая, намного выше всех нас. Чтобы увидеть ее вершину, надо высоко поднять голову. А как мы узнаем, что это береза? У березы ствол с белой корой. Предложи­те малышу погладить, обнять, прижаться к нему ладошками, спи­ной, щекой. «Что ты чувствуешь?» У березы много красивых ве­ток, на них много-много листьев. Про березу говорят: «кудрявая». Можно нагнуть веточку, погладить листочки.

Приучайте детей бережно относиться к деревьям. Березу надо оберегать: не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать вет­ки, не срывать листья. Никогда сами при детях не срывайте листья с деревьев. Все это они узнают из многократных коротких наблю­дений, вызывающих радость, любование.

Береза, моя березонька, Листья зеленые,

береза моя белая. Под тобой, березонька,

Береза кудрявая! Трава шелковая.

На тебе, березонька,

В парке можно поискать «грустное» дерево, вызвать к нему со­чувствие, огорчение, объяснить ребенку, почему оно попало в бе­ду, чем люди могут ему помочь. Скажите малышу, что порезы на коре дерева подобны порезам на коже человека. Найдите «весе­лое» дерево, выясните, почему оно красивое, здоровое. Пусть ма­лыш выберет рядом с домом дерево, с которым бы хотел дружить. Затем можно нарисовать его и назвать, к примеру «Дерево для меня».

Прогулка весной в цветущий фруктовый сад — незабываемое событие, она вызывает у детей особый восторг и радость. Красота неописуемая! Белые, бело-розовые цветки вишен и яблонь, вели­колепный запах, жужжание пчел привлекают внимание малыша. Вместе с ним полюбуйтесь этой красотой. Рассмотрите цветочки, спросите, какого они цвета, сколько их на дереве (много, очень много). Понюхайте цветочки. Очень важно показать детям порха­ющих и сидящих на цветочках бабочек, летающих пчел, ползаю­щих жуков. Послушайте, какие звуки они издают.

С потеплением, ростом, цветением растений всюду появляется много разных насекомых. Малыши любят их, некоторых берут в руки, с интересом наблюдают за ними. Под руководством взросло­го учатся различать насекомых по внешнему виду, отличать яркие особенности (цвет, размеры), движения.

Жука можно посадить на руку и рассмотреть, что он делает (ползает). Малыш с любопытством следит за хуком, перебегающим дорожку, но вскоре отворачива­ется. Заметив это, произнесите вслух: «Интересно, куда же это так спешит жучок? Как он, такой маленький, переберется через бревно?» Эти слова побуждают ребен­ка снова обратить внимание на жука, понаблюдать за нкм подольше.

Весна — время прилета птиц. Обратите внимание ребенка на грачей — больших черных птиц: что они делают, как их много си­дит на дереве, как они громко кричат. Интересно заметить, как оживились воробушки: звонко чирикают, много летают, купаются в лужах.

В гнезде воробушки живут «Чирик-чик-чик, чнрик-чик-чик» —

И утром, только лишь встают. Так весело поют.

Не забудьте показать детям, как от состояния погоды зависит поведение животных. Необходимо во время прогулки создать атмосферу праздника, счастья. В последующие дни можно понаблю­дать и за другими птицами. Остановитесь, посмотрите, как они ле­тают, садятся на деревья, строят гнезда, ходят или прыгают по зем­ле. Сравните птиц: «Посмотри на воробья и грача, кто из них больше? Попрыгай, как воробушки». Поясните, что птицам тепло, они радуются весне. «Послушай, как поет птичка. Это для тебя она поет».

При встрече с лягушкой или жабой объясните, что бояться их не следует, они безобидны, нужны природе, их необходимо беречь. Малыш с интересом наблюдает за тем, как ловко лягушка скачет, прыгает, скрываясь в траве. Предложите ему по­казать, как лягушка скачет. Она хорошая, безобидная, не надо ее брать в руки, ей нужны травка и вода, а в руке человека ей будет жарко и неудобно.

Весна — исключительно важная пора для сельскохозяйствен­ных работ. Малышу следует показать труд людей, как они копают землю, сажают в рыхлую почву семена на огороде, в цветнике. Можно побудить его посадить на своем огороде лук, крупные семе­на (горох, бобы, фасоль), на клумбе — ноготки, настурции. А при последующем уходе за растениями стимулировать желание помочь вам. Давайте ребенку простые поручения: полить, собрать удален­ные сорняки, погрузить их в игрушечную большую машину и от­везти на определенное место.

Особое внимание обращаем на то, что все делается для того, чтобы семенам гороха, моркови и другим было хорошо расти (се­мена посадили в рыхлую, теплую землю, полили бороздки, чтобы семена дружно взошли). Потом вместе с ребенком наблюдаем, ка­кие появятся всходы, поливаем их водой, чтобы выросли большие красивые растения. Во время ухода за ними надо учить малыша бережно относиться к посевам и посадкам, не наступать на грядки, ходить только по дорожкам.

Летом дети много времени проводят на воздухе, среди пре­красной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гу­манного, правильного отношения ко всему живому. Лето — заме­чательная пора расцвета всей природы. Благодаря обилию тепла и света жизнь развивается в это время года во всей полноте, бур­но. Малышу важно показать многообразие красивых цветущих растений, приучать к бережному обращению с ними.

Гуляя с детьми в лесу, на лугу, можно познакомить с названия­ми некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик), рассмотреть их, найти у них листья, цветки, сравнить по окраске (белый, крас­ный, желтый). Сколько разных по цвету красивых цветов! Хорошо провести игру «Найди такой же цветок».

В лесу или парке следует вновь привлечь внимание к деревьям. Как их здесь много, какие они высокие! Найдите среди них знакомую березку, вызовите у ребен­ка чувство радости при встрече с неб. Как мы ее узнали? Сколько березок в лесу? (Очень много) Какие они красивые! На всех деревьях сочные зеленые листья. В лесу кругом разные деревья.

Одеты деревья, Кругом по траве

Одеты кусты, Запестрели цветы...

В лесу, в парке дети могут свободно двигаться, прятаться за де­ревья, аукаться, перекликаться. Учите их прислушиваться к окру­жающим звукам: «Марина, послушай, это для тебя поет птичка!», «Послушайте, как поет водичка свою песенку!».

Можно предложить ребенку выбрать среди деревьев друзей и как-нибудь назвать их (береза — подружка, елка — колючий ежик, дуб — добрый дедушка). Обратите внимание малышей, что в лесу тихо и прохладно.

Собирая на опушке леса шишки и желуди, у водоема камешки и ракушки, ребенок непосредственно знакомится с гладкой и ше­роховатой поверхностью предметов, ощущает их тяжесть, узнает особенности формы, величины, цвета. Очень нравятся детям загад­ки типа: «Отгадай, что я положу тебе в ладошки: камешек или же­лудь?»

Большую радость у малыша вызывает рассматривание клумбы с цветами, любование ею.

Рассматривая цветочную клумбу, очень важно вызвать у детей желание любоваться красивыми цветами. Пусть ребенок выберет один-два цветочка, которые особенно понравятся ему. Назовите их, спросите, какого они цвета, большие или маленькие, сколько их (один или много), понюхайте цветочки. Постоянно приучайте беречь цветы, не рвать их.

На летних прогулках в сад дети узнают, где растут яблоки, вишни, как их много на деревьях. Рассматривают плоды, сравни­вают их по величине, цвету, форме, вкусу.

Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Не следует разрешать это делать. В природе все меньше остается красивых насекомых, поэтому просто полюбуйтесь вместе с вашим малышом летающими разноцветными бабочками, стрекозами, жуками. Мож­но осторожно поместить насекомое в банку с веточкой или цвет­ком, внимательно рассмотреть, обратив внимание на то, как насе­комое ест, передвигается. После этого выпустить его на волю (вы­нуть веточку с сидящей бабочкой из банки и проследить, как она улетает).

В лесу интересно наблюдать за муравьями, как они тащат ело­вые иголки — это они строят свой дом (муравейник), не следует им мешать. Их работа нужна лесу. Пока для малыша достаточно отметить сам факт, а старшим детям объяснить, почему муравьи нужны лесу.

Где бы ни проводились прогулки летом, привлекайте внимание детей к жизни птиц. Их можно видеть везде: в воздухе, на земле, на деревьях. Продолжайте наблюдать не только за грачами, воро­бушками, но и покажите ласточек: как они быстро и красиво лета­ют, какие издают звуки, как садятся на деревья. Знакомя малышей с разными животными, можно давать задания на различение и за­поминание животных («Кто пришел? Кого не стало?»); группиров­ку животных в пары по признаку: взрослое животное — детеныш («Чей малыш? Помоги найти маму»); вычленение характерных для животного повадок («Кто что ест? Кто клюет, а кто лакает? Кто как кричит?»).

Так дети постепенно учатся понимать природу. Все растения и животные становятся их добрыми знакомыми, которым можно сказать: «Здравствуй! Как поживаешь? Я твой друг!»

Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость н наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе — нашем доме — вот благо­родная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием закладывай­те в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой-

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.