Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности в раннем возрасте




Возраст детей Предпосылки развития личности
1 месяц Ответная активность на действия взрослых в виде улыбки
2—3 месяца Инициативная активность в виде комплекса оживления (улыбка, гуление, двигательная активность). Данная реакция — начало развития потребности ребенка в общении с окружающими
5-6 месяцев Появление ситуативно-делового общения (совместные со взрослыми игры с игрушками). Инициативная активность ребенка в предметно-опосредованном общении со взрослым (общая двигательная активность, голосовые реакции, улыбка, выбрасывает игрушки из манежа — все это призывы к общению). Удовлетворение от успехов в совместных со взрослым действиях, внешне выраженное в положительных эмоциях. Потребность а одобрении взрослого, выраженная положительными и отрицательными эмоциями (в зависимости от удовлетворения). Избирательное отношение к взрослым: положительный эмоциональный отклик на близких людей и настороженность или избегание общения с чужими людьми
6—9—10 месяцев Более активный и разнообразный отклик на действие взрослого и более инициативное общение с ним: подражает (смех, лепет); подползает навстречу взрослому, протягивает руки; огорчается при неодобрении его действий; плачет, призывно кричит, если взрослый не подходит к нему или уходит, ползет вслед за уходящим; указывает на игрушки, протягивает их взрослому, призывая к общению. Более четко проявляется эмоциональная привязанность к близким людям, доверие к ним
10—12 месяцев Начало отделения себя от взрослого и попытки действовать с предметами самостоятельно. Проявление радости при успехе в действиях с ними, огорчения при неудачах я запретах к действию. Появление некоторого противопоставления себя взрослым, стремления к самостоятельности, слободе. (Первое противопоставление себя взрослому — кризис первого года жизни.) Проявление радости при приходе взрослых и детей, которые играют с ним; инициативное общение (протягивает другому ребенку игрушку, сопровождает это смехом, лепетом). Играет (поиск — прятание)
2—3-й год Более четкое оформление интереса к активному взаимодействию с ребенком, взрослым или старшими детьми. Острая потребность в одобрении своих действий со стороны взрослых. Одобрение и похвала вызывают чувство гордости. При неудаче возникает чувство огорчения, стыда. Наряду с предметной, появляются разные виды деятельности, и все более отчетливо проявляется самостоятельность в них. Под влиянием оценки взрослого возникает самооценка, во недифференцированная: взрослый оценивает успехи в действиях, а ребенок относит ее к себе в целом («Я хороший» или «Я плохой»). Изменение отношения ребенка к взрослому: оформляется позиция «Я сам», в то же время взрослый — образец для подражания. Начало кризиса 3-го года жизни

 

Примечание. Показатели развития личности, данные по месяцам и годам, не исчезают в каждом последующем периоде. Они становятся более яркими, содержа­тельными и сосуществуют с новообразованиями очередного периода. Все отмечен­ные проявления — предпосылки развития таких личностных качеств, как актив­ность, инициативность, самостоятельность, более сложных чувств симпатии и эмпа-тии (отзывчивости), любви и т. п. Кризисные периоды выявляют становление самосознания ребенка, осознание им своего «Я».

 

 

Литература

 

Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду.— М.: Просвещение, 1968.

Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец.— М., 1991.

Аксарина И. М. Воспитание детей раннего возраста.— М.: Про­свещение, 1981.

Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возра­ста.—М-: Просвещение, 1967.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возра­сте.—М., 1968.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования лич­ности в детстве.— М., 1990.

Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад.— М.: Про­свещение, 1983.

Введение в психологию/Под ред. А. В. Петровского.— М., 1997.

Внешняя среда и психическое развитие ребенка/Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинако-вой.— М.: Педагогика, 1984.

Воспитание детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Н. Н. Ав­деева, Л. Н. Галигузова и др.-— М.: Просвещение: Учебная литера­тура, 1996.

Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе «Кроха»/Под ред. Г. Г. Григорьевой.— Н. Новгород, 1997.

Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорож­ца, Т. А. Марковой.— М.: Педагогика, 1976.

Воспитание и обучение детей раннего возраста/Под ред. Л. Н. Павловой.— М.: Просвещение, 1986.

Воспитание и развитие детей раннего возраста/Под ред. Г. М. Ляминой.— М.: Просвещение, 1981.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— М., 1984.

Гадигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет.— М.: Просвещение, 1992.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи детей 2—4 лет (млад­шая разновозрастная группа).— М.: Просвещение, 1993.

Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности.— М.: Просвещение, 1995.

Григорьева Г- Г. Изобразительная деятельность дошкольни­ка.—М., 1997.

Григорьева Г. Г. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности // О воспитании ребенка в семье.— Горький, 1979.

Губерт К. Д., Рысс М. Г. Массаж и гимнастика для малышей.— М-, 1983.

Детский сад и семья/Под ред. Т. А. Марковой.— М., 1981.

Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей/Под ред. В. А. Доскина и М. Н. Рахмановой.— М., 1993.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: По­собие для воспитателей детских садов/Под ред. С. Л. Новосело­вой.— М.: Просвещение, 1977.

Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие до­школьника.— М.: Просвещение, 1984.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.— М.: Педагогика, 1986.

Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей.— М.: Про­свещение, 198$.

Игра дошкольника/Под ред. С. Н. Новоселовой.— М.: Просве­щение, 1988.

Кабанов А. А., Габовская Л. П. Анатомия, физиология и гигие­на детей дошкольного возраста.— М., 1989.

Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники.— М.: Просвеще­ние, 1971.

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить.— М.: Советская Рос­сия, 1973.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М., 1990.

Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.— М.: АО' «Столетие», 1994.

Костина Э. П., Комиссарова Л. Н. Наглядные средства в музы­кальном воспитании дошкольников.— М.: Просвещение, 1986.

Костина Э. П. Примерное планирование музыкального воспи­тания в детском саду// Дошкольное воспитание.— 1989.— № 8; 1990.—№ 1.

Кочетова Н. П. Обучение действиям с мячом детей раннего возраста/УСовершенствование дошкольного воспитания и пробле­мы НОТ/Под ред. Л. Н. Павловой,— Саранск: Наука, 1988.

Кочетова Н. П. Физическое воспитание дошкольников в семье//О воспитании ребенка в семье.— Горький, 1979.

Кроха: Программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи.— Н. Новгород, 1996.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1975.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.—М., 1983.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.— М.: Просвеще­ние, 1986.

Лиштван 3. В. Конструирование.— М.: Просвещение, 1981.

Морфофункциональное созревание основных физиологиче­ских систем организма детей дошкольного возраста/Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой.— М-, 1983.

Мухина В. С. Детская психология.— М., 1985.

Немое Р. С. Психология.— М.: Просвещение, 1995.

Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе.— М.: Но­вая школа, 1993.

Николаева С. Н., Терентьева Е. Ф. Экологическое воспитание дошкольников.— Н. Новгород, 1992.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология.— М.: Роспедагентство, 1996.

Общение ребенка в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репи-' ной, Р. Б. Стеркиной.— М., 1990.

О воспитании ребенка в семье: В помощь педагогическому все­обучу родителей/Под ред. Г. В. Груба.— Горький, 1979.

Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагнос­тики нервно-психического развития детей раннего возраста.— М-, 1996.

Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет.— М.: Просвещение, 1970.

Петровский В. А. Личность в психологии,— Ростов-на-Дону, 1996.

Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.— М.: Просвещение, 1986.

Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша.— М.: Просве­щение, 1996.

Психология воспитания/Под ред. В. А. Петровского.— М., 1995.

Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет/Под ред. Н. М. Щелованова.— М., 1969.

Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной,— М-, 1974.

Развитяе речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Со-хина,— М-: Просвещение, 1979.

Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста.— М., 1963.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— М.: Пе­дагогика, 1989.

Сакулина И. П. Рисование в дошкольном детстве.— М.: Про­свещение, 1965.

Сергеева Д. В. Воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.— М.: Просвещение, 1987.

Сергеева Д. В. Совместный труд ребенка со взрослым/'Дош-кольное воспитание.— 1983,— № 1.

Сеченов И. М. Избранные произведения.— М.: Учпедгиз, 1953.

Слита И. Б. Роль семьи в воспитании культуры речи ребен­ка-дошкольника//О воспитании ребенка в семье.— Горький, 1979.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности.— М., 1995.

Терентьева Е. Ф. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой/'О воспитании ре­бенка в семье.— Горький, 1979.

Терентьева Е. Ф. Экологическое воспитание дошкольников/' Региональная программа непрерывного экологического образова­ния/Под ред. И. Е. Курова.— Н. Новгород, 1992.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Р. А. Курбатовой, П. Н. Поддьякова.— М., 1984.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей.— М.: Просвещение, 1981.

Умственное воспитание дошкольников/Под ред. П. Н. Под­дьякова.— М.: Педагогика, 1972.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие.— М., 1996.

Фельдштейн Д. И. Психология становления личности.— М., 1994.

Физиология высшей нервной деятельности ребенка/Под ред. 3. И. Коларовой,—М., 1968.

Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.— М.: Учпедгиз, 1956.

Фонарев А. М., Теплюк С. Предпосылки трудового воспита­ния //Дошкольное воспитание.— 1983.— № 11.

Фонарев А. М. Ребенок и среда.— М., 1974.

Чиркова Т. И. Общение взрослых с детьми раннего воз­раста II Современные проблемы воспитания и развития детей ран­него возраста.— Н. Новгород, 1992.

Шишкина В. А. Движения + движения.— М., 1992.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды.— М-, 1995.

Юрко Г. П., Спирина В. П„ Сорочек Р. Г., Уварова 3. С. Физи­ческое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1978.

Оглавление

 

Уважаемые мамы и папы! Бабушки н дедушки! Старшие сестренки и братишки! (Г. Г. Григорьева)

Слово к педагогам, которые будут читать эту книгу (Г. Г. Григорьева)

 

Глава I. Мы ждем тебя, малыш!

1. Я уже живу (Развитие и воспитание ребенка до рождение) (Н. П. Кочетова)

2.Слово к отцу (Д. В. Сергеева)

3.Готовимся к встрече малыша (Н. П. Кочетова)

Глава II. Как я буду расти и развиваться (Особенности и условия развития ребенка раннего возраста)

1. Вот какой крепыш я буду {Особенности физического развития ребенка до трех лет) (Н. П. Кочетова)

2. Хочу стать Человеком. Хочу вырасти Личностью! (Общие вопросы развития личности) (Г. Г. Григорьева)

3. Только так из человека выйдет Человек! (Г. Г. Григорьева)

4. Для меня важно, как организован мой день (Общие требования к режиму дня) (И. П. Кочетова)

Глава III. Гуленька (Воспитание и развитие ребенка первого года жизни)

1. Я пришел в этот мир (Особенности ребенка первого года жизни) (Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева)

2. Как я развиваюсь в первый месяц жизни (Г. Г. Григорьева, И. П. Кочетова, Д. В. Сергеева)

3. Я учусь смотреть и видеть, слушать и слышать (Воспитание и раз­витие ребенка от 1 до 3 месяцев) (Г. Г. Григорьева, И. П. Кочетова, Д. В. Сергеева, Г. В. Груба, Э. П. Костина).

4. Я начинаю вас узнавать, я умею гулить, я действую с игрушкой (Воспитание и развитие ребенка с 2,5—3 до 5—6 месяцев) (Г. Г. Гри­горьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева, Г. В. Груба, Э. П. Костина)

5. Я учусь ползать, я начинаю понимать вас (Воспитание и развитие ребенка от 5—6 до 9—10 месяцев) (Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева, Г. В. Груба, Э. П. Костина)

6. Ура-а-а! Я хожу и говорю! (Воспитание и развитие ребенка от 9—10 до 12 месяцев) (Г. Г. Григорьева, И. П. Кочетова, Д. В. Сер­геева, Г. В. Груба, Э. П. Костика).......

7. Мой день упорядочен (Режим дня на первом году жизни) (Г. Г. Григорьева, И. П. Кочетова, Д, В. Сергеева)

Глава IV. Я сам (Воспитание и развитие ребенка второго-третьего го­да жизни)

1. Вот и стали мы на год взрослей (Особенности воспитания и разви­тия ребенка на втором-третьем году жизни) (Г. Г. Григорьева, Я. П. Кочетова)

2. Мой день (Режим дня) (Н. Я. Кочетова)

3. Я продолжаю учиться действовать с предметами (Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева)

4. Пробую есть сан (Кормление ребенка на втором году жизни) (Н. Я. Кочетова, Д. В. Сергеева)

5. Умываюсь и ем сам! (Кормление ребенка на третьем году жизни) (Д. В. Сергеева)

6. Я одеваюсь сам (Д. В, Сергеева)

7. Я начинаю трудиться вместе с мамой и папой (Д. В. Сергеева)

8. Я с удовольствием играю (Е. В. Зворыгина)

9. Мне надо много двигаться (Развитие движений детей на втором-третьем году жизни) (Я. П. Кочетова)

10. Я люблю поговорить (Развитие речи детей на втором году жизни) (Г. В. Груба)

11. Меня понимают все (Развитие речи детей на третьем году жизни) (Г. В. Груба)

12. Взял я в руки карандашик... (Изобразительная деятельность ре­бенка на втором году жизни) (Г. Г. Григорьева)

13. Как живу я и расту е стране Акварелни (Изобразительная дея­тельность детей от двух до трех лет) (Г. Г. Григорьева)

14. Покажите мне спектакль (Домашний театр) (О. И, Степанова)

16. Как прекрасен этот мир! (Начало экологического воспитания) (Е. Ф. Терентьева)

17. Собираюсь в детский сад (Я. Я. Кочетова)

18. В какой семье я расту и как меня воспитывают (Типы семенного воспитания) (О. К. Магомедова)...

Приложение (Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, О. К. Магомедова)

Литература

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.