Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этноконфессиональный фактор религиозного экстремизма




 

Народы современной России стали свидетелями проявления вражды и религиозной и этнической почве. Для многонациональной и


поликонфессиональной России экстремизм, паразитирующий на религиозных или этнических основаниях, особенно опасен. За последние десять лет мы могли убедиться, что межконфессиональный мир, мирное межэтническое взаимодействие, баланс между традицией и инновацией, в том числе в социокультурной среде, являются важными факторами сохранения российского государства. Попытки искусственного конструирования этнического или конфессионального ландшафта России на уровне отдельных субъектов Федерации уже приводили к конфликтам.

Этноконфессиональный экстремизм - сложное явление, поскольку в нем сочетаются три больших понятия: конфессия, этнос и экстремизм. Первое понятие обозначает принадлежность к определенное религиозной традиции, второе может рассматриваться как межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием. Термины «этнос» и «конфессия», несомненно, наполнены позитивным содержанием, в то время как термин «экстремизм», несмотря на отсутствие согласованного его определения, рассматривается как феномен с негативным содержанием. Теоретическое и практическое значение приобретает проблема выявления причин и факторов, порождающих или благоприятствующих использование этнических и конфессиональных составляющих для обоснования экстремисткой деятельности.

В последнее время национальные и религиозные факторы активно используются в экстремизме, обосновывая экстремистские заявления и действия защитой этноса и конфессиональных ценностей от принудительного навязывания секулярных ценностей и западного образа жизни. Положительно оценивая принятие Закона РСФСР от 26 апреля 1991-го года №1107 "О реабилитации репрессированных народов" (с изменениями от 1 июля 1993-го года), следует в то же время обратить внимание на односторонность его реализации. В нем основной акцент делается на осуждение политики произвола и беззакония, практиковавшейся на государственном уровне по отношению к этим народам; она являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. В тексте закона справедливо говорилось и о том, что формирование правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей. Трагические последствия репрессий, говорится далее, до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов. В северокавказских республиках, народы которых подверглись репрессиям, трагические страницы истории этих народов преимущественно рассматривались в политико-юридической плоскости. Гипертрофированный критический пафос затемнял, отодвигал в сторону насущную необходимость позитивного преодоления страшных репрессий. Вместо налаживания экономики, культурного строительства, приобщения этносов к уровню современного образования в массовое сознание вбрасывались реваншистские настроения, составным компонентом которых становится сепаратизм, агрессивное противостояние центру. Эмоционально насыщенное описание драматических страниц в истории конкретного этноса в досоветский и советский периоды с последующим подробным объяснением экономической и культурной отсталости, вызванной многовековыми притеснениями, находит отклик у части населения. Постоянное внушение представлений о трагической судьбе этноса ввергает людей в депрессивное состояние, выход из которого видится в экстремистской идеологии и экстремистских действиях.

По истечении почти двух десятилетий со времени принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов» ситуация заметно изменилась. По мнению исследователей, среди причин, порождаюших этноконфессиональные конфликты на Северном Кавказе, на первый план сегодня выступают социально-экономическая отсталость, безработица, разрыв между местными правящими элитами и остальным обществом. Более общим стимулирующим


фактором рассматриваемого явления является неспособность федеральных властей выработать и реализовать эффективную стратегию модернизации. Осознание неспособности вывести ситуацию из тупика с помощью одного лишь вливания внушительных финансовых средств сопровождается появлением авантюрных предложений типа переселения избыточного северокавказского населения в другие регионы России. Столь же утопичными представляются и надежды решить социально- экономические проблемы, сбить накал этноконфессиональных противоречий путем «разбавления» коренного населения Северного Кавказа русскими.

Другим существенным фактором, стимулирующим

этноконфессиональной экстремизм, являются последствия двух чеченских войн, жертвами которых стали десятки тысяч убитых, около двухсот тысяч раненых, потерявших родителей и кров. Физические, материальные и нравственные страдания передаются подрастающим поколениям, существенно влияют на мировоззрение, воздействуют на стагнацию и воспроизводство этноконфессионального экстремизма.

 

Глава II.

Задачи и технологии антитеррористической деятельности.

 

1. Борьба с терроризмом в политике российского государства и правовые основы противодействия терроризму.

 

В конце ХХ-го - начале ХХ1-го веков значительно возросла степень опасности террористических вызовов. Терроризм превратился в фактор, представляющий серьезную угрозу как национальной безопасности отдельных государств, так и международной безопасности в целом. Главными задачами террористов становятся осуществление масштабных разрушений, сопровождающихся как можно большим количеством человеческих жертв, создание атмосферы напряженности и страха в обществе и оказание тем самым давления на органы государственной власти и местного самоуправления с целью принятия нужных террористам решений.

В Российской Федерации терроризм стал также инструментом негативного воздействия на основы конституционного строя страны и нарушения ее территориальной целостности. Это со всей очевидностью показали события в Северо-Кавказском регионе, инспирированные международными террористическими организациями и политическими кругами ряда зарубежных стран.

Эскалация террористической угрозы обусловила необходимость принятия в 2006-м году комплекса адекватных контрмер и создания принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму и создания механизма реализации Федерального закона от 6 марта 2006-го года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006-го года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет, а для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Комитета образован Федеральный оперативный штаб.

В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Национального антитеррористического комитета (далее - Комитет, НАК) и Федерального оперативного штаба (далее - Штаб, ФОШ) в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации создан аппарат Комитета.

В субъектах Российской Федерации образованы и приступили к работе в новом правовом формате антитеррористические комиссии (далее - АТК), которые возглавили высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, созданы оперативные штабы, руководителями которых определены начальники территориальных органов безопасности17.

На первом заседании Комитета был рассмотрен и утвержден План первоочередных мероприятий федеральных органов исполнительной власти по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006-го года № 116 «О мерах по противодействию терроризму». В соответствии с данным планом в рамках реализации пунктов 12 и 16 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» председателем Комитета утверждены:

- 10 мая 2006-го года - положения о ФОШ, оперативных штабах в субъектах Российской Федерации и их аппаратах;

Кроме Чеченской Республики, где в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» руководителем оперативного штаба является заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время в связи со стабилизацией обстановки порядок проведения контртеррористических операций в данной республике приводится в соответствие с практикой, принятой в других субъектах Российской Федерации.


- 7 июля 2006-го года - Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и регламент ее работы.

Во исполнение пункта 9 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» решением оперативных штабов в каждом субъекте Российской Федерации назначены должностные лица подразделений органа Федеральной службы безопасности (или органа внутренних дел), ответственные за проведение первоочередных мероприятий по пресечению террористических актов на территории муниципальных образований, подготовлены соответствующие планы совместных действий. В ходе планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов сформирована группировка сил и средств, привлекаемых Федеральным оперативным штабом к проведению контртеррористической операции; разработан единый порядок приведения их в готовность к немедленному реагированию на террористические угрозы; для развертывания ФОШ введен единый сигнал оповещения, правом объявления которого наделены руководитель ФОШ и его заместители.

В дальнейшем были приняты межведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации и проведения контртеррористических операций, порядок привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в проведении контртеррористических операций и минимизации последствий террористических актов, а также вопросы организации и проведения соответствующих учений.

В целом, в 2006-2009-м годах совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму Национальный антитеррористический комитет уделял особое внимание, в результате чего следует констатировать, что нормативно-правовая база, закрепляющая узловые элементы


общегосударственной системы противодействия терроризму, в Российской Федерации создана.

Принципиально новыми чертами созданной системы, позволяющими говорить о ее качественном превосходстве над существовавшей ранее, являются следующие:

- наделение необходимым объемом компетенции Председателя Национального антитеррористического комитета;

- создание двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов) на постоянной, а не временной основе, что позволило четко разделить функции профилактики и борьбы с терроризмом;

- строгое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, а также руководителями федеральных органов исполнительной власти;

- возложение персональной ответственности за результаты работы на соответствующих руководителей (в сфере профилактики терроризма — на глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с терроризмом — на руководителей территориальных органов безопасности);

- создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на системную основу.

В настоящее время нормотворческая работа направлена главным образом на совершенствование и детализацию отдельных правовых институтов и осуществляется по следующим основным направлениям:

- выработка предложений и участие в разработке новых правовых инструментов в интересах совершенствования государственной политики в области противодействия терроризму в целях повышения эффективности государственного управления и организационных основ в данной области, а также функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму;


- обеспечение антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, объектов транспортной инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей;

- финансирование деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму и антитеррористических мероприятий в субъектах Российской Федерации;

- противодействие финансированию терроризма;

- приведение ведомственной нормативно-правовой базы в сфере борьбы с терроризмом в соответствие с федеральной;

- регламентация отдельных аспектов проведения контртеррористических операций;

- социальная реабилитация лиц, участвующих в борьбе с терроризмом или пострадавших в результате террористического акта.

Говоря о принятых за прошедшие годы нормативных правовых актах, необходимо, прежде всего, отметить, что Россия стала первой страной, ратифицировавшей Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма. В связи с этим внесены коррективы в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях их приведения в полное соответствие с нормами, предусмотренными данной Конвенцией и другими международными правовыми документами. Так, Федеральным законом от 27 июля 2006-го года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» внесены направленные на дальнейшее развитие общегосударственной системы противодействия терроризму изменения в пятнадцать действующих законов, в том числе в четыре кодекса - Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый и Кодекс об административных правонарушениях.


Кроме того, указанный Федеральный закон внес коррективы в Федеральный закон от 6 октября 1999-го года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003-го года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, что дало законодательную основу субъектам Российской Федерации планировать и осуществлять мероприятия по противодействию терроризму.

Несомненной новизной рассматриваемого Федерального закона является дополнение Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации положениями о конфискации имущества в качестве «иной меры уголовно-правового характера». В данном случае конфискация имущества как «иная мера уголовно-правового характера» не является наказанием и применяется лишь в отношении имущества, полученного в результате совершения преступления. Механизм конфискации заключается в том, что имущество, изъятое в результате совершения преступления у определенных физических или юридических лиц, подлежит возвращению потерпевшим (законным владельцам); имущество, полученное в результате совершения преступлений, в которых нет конкретного потерпевшего, изымается в доход государства.

Кроме того, изменены формулировки статей 205 («Террористический акт») и 2051 («Содействие террористической деятельности») УК России, а также введена новая статья 2052 («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»). В целях реализации положений Федерального закона «О противодействии терроризму» принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации,


в том числе по таким важным вопросам, как определение компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму; социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом; порядок возмещения лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества; выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и т.д.

Особо хотелось бы отметить принятое Правительством Российской Федерации постановление от 6 июня 2007-го года № 352, которым утверждены три положения, регламентирующие порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции. Указанным постановлением детально регламентирован порядок привлечения Вооруженных Сил к проведению контртеррористических операций.

12 февраля 2008-го года на заседании Национального антитеррористического комитета одобрена и внесена на утверждение Президенту Российской Федерации Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая создает системную основу для дальнейшего совершенствования деятельности органов государственной власти всех уровней по противодействию терроризму, а также для привлечения к этой работе различных общественных институтов.


Структурно Концепция включает в себя разделы, содержащие характеристику современного терроризма, тенденций и причин его распространения, определение субъектов, объектов, целей, средств террористической деятельности и способов ее осуществления, описание общегосударственной системы противодействия терроризму (ее субъектов, правовой основы, содержания деятельности по противодействию терроризму, всех видов ресурсного обеспечения противодействия терроризму), а также постулаты в отношении международного сотрудничества в данной области.

Важно подчеркнуть, что Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации определяет не только цель и задачи, но также направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что данная Концепция впервые определяет такие понятия, как «общегосударственная система противодействия терроризму», «субъекты террористической деятельности», «способы террористической деятельности» и т.д., фиксирует основные внутренние и внешние факторы, обуславливающие возникновение и распространение терроризма, объекты террористической деятельности, средства террористической деятельности, а также раскрывает содержание деятельности по противодействию терроризму (профилактики терроризма, борьбы с терроризмом, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма), в том числе вопросы финансирования такой деятельности.

18 Профессиональное толкование — это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответственными юридическими вопросами. (См.: Нерсесянц В.С. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2001. С. 232).

Основной задачей данного документа должно стать профессиональное толкование18 положений законодательства о противодействии терроризму, на основании которого среди всех государственных органов и лиц, участвующих в противодействии терроризму, должно сформироваться единообразное понимание соответствующей проблематики. В 2008-м году Национальным антитеррористическим комитетом совместно с Минфином России подготовлено разъяснение о порядке финансирования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, которое направлено руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и главам муниципальных образований.

В данном письме разъяснены также основные направления деятельности субъектов Российской Федерации (на территории муниципального образования) по реализации определенных законодателем полномочий в области профилактики терроризма:

- усиление антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей и объектов жизнеобеспечения, находящихся в собственности или в ведении субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- организация и проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на вскрытие сущности и разъяснения общественной опасности терроризма, оказание позитивного воздействия на граждан с целью формирования у них неприятия идеологии терроризма, обучение населения формам и методам предупреждения террористических угроз, порядку действий при их возникновении;

- проведение антитеррористических учений, направленных на отработку взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении мер по противодействию терроризму, в том числе по минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Значительная работа по совершенствованию нормативной правовой базы ведется не только на уровне совершенствования общегосударственной системы


противодействия терроризму в целом, но и по отдельным направлениям противодействия терроризму.

В качестве примера можно привести работу по совершенствованию деятельности и укреплению взаимодействия правоохранительных органов по предупреждению террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

В этой области к настоящему времени на федеральном уровне нормативно решен вопрос об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления). На межведомственном уровне урегулированы вопросы:

- ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

- порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Федеральными органами исполнительной власти при участии аппарата Национального антитеррористического комитета разработаны проекты нормативных правовых актов, касающиеся:

- требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;


- порядка аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- определения отдельных маршрутов перевозки железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом, при осуществлении которых формируются автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах.

В соответствии с решением заседания Комитета по вопросу «Об антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта Российской Федерации» федеральными органами исполнительной власти разработан Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанный Перечень планируется использовать при проведении оценки уязвимости и дальнейшей разработке субъектами транспортной инфраструктуры планов обеспечения безопасности объектов железнодорожного и других видов транспорта и транспортных средств.

В ходе реализации решений заседания Комитета по вопросу «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению использования средств авиации общего назначения в террористических целях и мерах по совершенствованию государственного регулирования в этой области» на законодательном уровне урегулированы вопросы:

- государственной регистрации гражданских воздушных судов;

- подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации Российской Федерации.

Ведется работа по утверждению Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры Минтрансом России при координирующей роли


НАК проведена оценка уязвимости и категорирование 335 критически важных судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС) по степени их потенциальной опасности. На основании утвержденных отчетов об оценке уязвимости и присвоенных категорий разработаны и утверждены планы обеспечения безопасности указанных СГТС.

В октябре 2007-го года на заседании Комитета был рассмотрен вопрос о создании системы контроля за передвижением автотранспортных средств на территории Российской Федерации с использованием аппаратно-программных комплексов их идентификации по государственным регистрационным знакам. Подобная работа ведется по всем конкретным направлениям противодействия терроризму, в том числе в отношении объектов критической инфраструктуры; складов оружия и боеприпасов; закрытых административно-территориальных образований и т.д.

Накопленный опыт профилактических антитеррористических мероприятий, а также результаты анализа деятельности по предотвращению возможных террористических актов на объектах повышенной опасности и в местах массового пребывания людей дают основания ставить вопрос о необходимости совершенствования системы реагирования на угрозы террористического характера, в том числе в части оповещения населения.

Президентом Российской Федерации поддержано предложение Национального антитеррористического комитета о законодательном закреплении уровней террористической опасности в России или в отдельных ее субъектах.

В этой связи разработан проект Концепции государственной системы реагирования на террористические угрозы, который рассмотрен и одобрен на заседании Комитета в апреле 2007-го года. В соответствии с Концепцией для каждого уровня террористической опасности предусматриваются соответствующие режимы деятельности подразделений федеральных органов исполнительной власти, включающие административно-режимные,


оперативно-розыскные и иные мероприятия, реализуемые через установленный порядок функционирования оперативных штабов во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями. Новые меры и временные ограничения прав и свобод граждан при объявлении уровней террористической опасности в условиях угрозы совершения террористических актов не устанавливаются, а установленный законодательством Российской Федерации порядок введения соответствующих мер и временных ограничений, а также порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти при объявлении уровней террористической опасности не изменяется. В Концепции сформулированы основания, при которых объявляется тот или иной уровень террористической опасности; определен круг должностных лиц, уполномоченных принимать такие решения.

В целях определения уровневой системы ситуационного реагирования на угрозы совершения террористических актов подготовлены проекты федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и указа Президента Российской Федерации «Об уровнях террористической опасности и порядке их объявления».

Важнейшей новеллой принятой российским государством концепции противодействия терроризму, воплощенной в Федеральном законе «О противодействии терроризму» и Указе Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму», стало включение в состав определения понятия «терроризм» термина «идеология насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма.

Включение в определение понятия «терроризм» понятия «идеология насилия» - важный шаг и с точки зрения формирования общей, принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму. Новый Федеральный закон «О противодействии терроризму» и соответствующий Указ


Президента Российской Федерации, на основании которого сформирован и функционирует Национальный антитеррористический комитет, создали правовую основу, позволяющую объединить три основополагающих направления антитеррористической деятельности:

- профилактику или предупреждение терроризма (через деятельность созданных в каждом регионе России антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов государственной власти, бизнес-сообщества и общественных объединений);

- непосредственную борьбу с терроризмом (через деятельность Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, имеющих необходимые силы и средства взаимодействующих структур);

- минимизацию и (или) ликвидацию последствий террористических актов (путем задействования всех сил и средств, которые Федеральный закон санкционирует использовать в этих целях).

Принципиально важно отметить, что в качестве одной из наиболее приоритетных задач, стоящих перед НАК, является противодействие распространению идеологии терроризма.

Международный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы решения данной проблемы могут лишь временно локализовать конкретную угрозу совершения террористических актов. Но в целом такие угрозы будут сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевые звенья этой системы - идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, каналы распространения указанной идеологии, а также лица, подпадающие под ее влияние.

Надо признать, что на государственном уровне противодействие идеологии терроризма и экстремизма осуществляется в нашей стране еще не столь эффективно, как того требует современная обстановка.


На заседании Федерального оперативного штаба в марте 2008-го года было отмечено, что бандподполье не снижает активности и по рекрутированию в свои ряды новых членов, в частности в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, прежде всего за счет молодежи, недовольной сложной социально-экономической ситуацией и подвергшейся целенаправленной идеологической обработке на основе идей религиозного экстремизма.

В сложившейся обстановке важным условием повышения эффективности противодействия идеологии терроризма и экстремизма является разработка комплексной программы, включающей не только правоохранительный, но и политический, социальный, идеологический, пропагандистский, информационный и другие аспекты; принятие мер по устранению социальных условий, способствующих распространению идеологии насилия в любой ее форме, выработке у общества устойчивого и осознанного неприятия экстремизма и терроризма, а также привлечение населения к участию в противодействии терроризму.

Для достижения данной цели полагаем целесообразным осуществлять деятельность по следующим основным направлениям:

- формирование (совершенствование) механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от идеологии терроризма и экстремизма;

- совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей использование возможностей органов государственной власти, правоохранительных органов и спецслужб, общественных организаций, ученых, специалистов в области религиозных отношений, образования, культуры и искусства, СМИ, бизнес-сообщества в осуществлении деятельности на данном направлении;

- формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма;


- проведение комплекса информационно-пропагандистских антитеррористических мероприятий.

В рамках противодействия терроризму в Российской Федерации особое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи, нацеленности на неприятие ею идеологии насилия, религиозной и национальной нетерпимости. С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и институтов гражданского общества проведены: общероссийская информационно-пропагандистская акция в форме телемарафона «Скажи террору — НЕТ!»; первая Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма»; передвижная выставка «Терроризм — главная угроза человечеству»; специальная программа «Кинематографисты мира против терроризма», реализованная в рамках международного кинофестиваля «Золотой Витязь»; региональный молодежный антитеррористический фестиваль в ЮФО «Мир Кавказу».

В 2006-2009-м годах последовательно развивалось международное антитеррористическое сотрудничество с зарубежными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

В целях укрепления международного антитеррористического сотрудничества и повышения эффективности нормативно-правового регулирования в данной сфере Федеральным законом от 24 июля 2007-го года №201-ФЗ ратифицирована Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения от 1 марта 1991-го года, в результате чего Российская Федерация стала первым в мире государством, ратифицировавшим все 13 универсальных антитеррористических конвенций ООН.

В декабре 2007-го года на заседании Национального антитеррористического комитета утвержден комплекс дополнительных мер, направленных на противодействие терроризму в Российской Федерации в


рамках реализации требований Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества в августе 2008-го года на саммите ШОС подписано Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами-членами

ШОС.

В ходе реализации российско-американской Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма на заседании Комитета приняты решения, направленные на совершенствование на национальном уровне мер противодействия ядерному терроризму. Принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих антитеррористическую защиту объектов атомно-энергетического комплекса, продолжается работа по созданию системы инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Укрепляется антитеррористическое сотрудничество в формате Содружества Независимых Государств (СНГ). В октябре 2007-го года на заседании Совета глав государств-участников СНГ в г. Душанбе подписан Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, а также принята Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008­2010-й годы. В настоящее время в Российской Федерации осуществляются внутригосударственные процедуры по подготовке данного Договора к ратификации.

Представители Российской Федерации принимают участие в деятельности Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ. В рамках указанной комиссии ведется работа по сближению национальных законодательств стран СНГ, в том числе в области противодействия


терроризму, разрабатываются модельные законы и рекомендации, проводится обмен мнениями между экспертами.

По мнению Национального антитеррористического комитета, в рамках данного формата необходимо шире обсуждать и внедрять в теорию и практику новые подходы к правовому регулированию контртеррористической деятельности. В частности полагаем, что необходимо постепенно отказываться от употребления в качестве обобщающего термина понятия «борьба с терроризмом» и переходить к более широкому понятию - «противодействие терроризму», поскольку de facto расширившееся содержание контртеррористической деятельности во избежание двойного толкования требует соответствующего изменения не только содержания, но и названия.

В заключении необходимо отметить, что основные усилия Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба в последнее время сосредоточены на реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности противодействия террористическим вызовам и угрозам, том числе по:

- профилактике террористических угроз и дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;

- борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ как основных средств совершения диверсионно-террористических актов и мерах по совершенствованию системы контроля за их хранением, транспортировкой и расходованием на предприятиях и в организациях;

- выявлению, предупреждению и пресечению угроз терроризма в непосредственных местах функционирования специальных объектов (пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации) и их окружении;

- пресечению международного наркотрафика как источника финансирования терроризма.


Кроме того, планируется осуществить разработку эффективного механизма сбора и обработки информации, а также системы реагирования на возможные угрозы совершения террористических актов в период подготовки и проведения саммита Международной организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012-м году в г. Владивостоке, Универсиады 2013-го года в г. Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014-го года в г. Сочи.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что в Российской Федерации проводится большая работа по совершенствованию правового регулирования в области противодействия терроризму. По общему мнению экспертов, важнейшее место в данной работе занимает НАК как координатор деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также вновь созданных координирующих органов: оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.

 

Профилактика терроризма на Северном Кавказе.

 

Преодолевая сложный современный период социально-политической неустойчивости, северокавказский регион медленно идет по пути развития различных компонентов политической жизни.

В результате федеративной реформы выстраивания «вертикали власти» (2000-й год) в отношении регионов и региональной власти были осуществлены, помимо официально декларируемых, ряд серьезных изменений. В том числе: ослабление политической зависимости Кремля от региональных лидеров; усиление экономической зависимости региональных лидеров от федеральной власти и близких к ней финансово-промышленных группировок. Некоторыми аналитиками отмечалось, что федеральная реформа 2000-го года де-факто во многом отвечала интересам олигархических финансово-промышленных группировок, по сути она и была инициирована ими.

Для Северного Кавказа в условиях глубоко укоренившейся коррупции исключение региональных лидеров как фактора влияния на кадровую политику в силовых (правоохранительных) и фискальных структурах (регионального уровня) стало почти драматичной. Ситуация складывалась таким образом, что региональная власть постепенно лишалась возможности влиять на принятие некоторых ключевых решений, касающихся своих субъектов, а также участия в решении вопросов федерального уровня, что по сути значительно снижало их долю ответственности, уровень политической компетентности. Установление контроля над региональными лидерами еще не означало контроля над регионом.

Северокавказский регион - это совокупность краев и субъектов с достаточно сложными характеристиками в социокультурном, экономическом и политическом отношении, к которым следует добавить резко усилившееся в постсоветский период геополитическое значение региона. Известно, что политическая жизнь региона всегда отличалась от центральных областей или традиционно развитых районов РФ тем, что уровень политического культуры здесь заметно ниже. Это обусловлено несколькими причинами исторического, культурного и даже геополитического характера.

Если в Центре президентская власть функционирует с максимальными возможностями, жестко контролируя все ветви власти, то в регионе положение несколько иное. В общих чертах северокавказская политическая субкультура обусловлена историческим опытом, сформировавшим оригинальные образцы ориентаций в отношении политической системы, ее институтов, отдельных участников, личностей, политического процесса, а также в отношении самих себя. Всегда важно понять и определить - как и где видит себя тот или иной народ в контексте политической системы государства. Любая политическая субкультура включает в себя значительный элемент доминирующей в обществе политической культуры (в данном случае, российской) и специфические (локальные, этнические) особенности, отличающие данную субкультуру.

Исторический и социокультурный опыт существования народов Кавказа определяет характер их политической субкультуры, связанный с представлениями и убеждениями, установками, чувствами и оценками, устойчиво владеющими массовым сознанием и определяющими политическое сознание. Это не всегда «позитивные» ориентации и модели, не редки и «негативные», которые детерминированы кризисными явлениями различного характера.

Последствия распада советской системы, сложный транзитивный период существования современной России обусловили актуализацию местных форм этнокультурной жизни, этноконфессиональной идентичности. В контексте данных процессов нередко происходит и возрождение архаичных пластов культуры, которые так или иначе несут «позитивную» компенсаторную функцию. Дезадаптированное социальное поведение может быть связано с «вторжением» новых политических идеологий, моделей поведения, не связанных с традиционными ценностями и предлагающими конструкты новой идентичности, основанные также на религиозных учениях и политических концепциях.

Одним из условий, обеспечивающих социальную стабильность, является сохранение и развитие этнических культур в условиях транзитивности и глобализующегося мира. Необходимо формировать устойчивые социокультурные и образовательные институты, развивать коммуникативные связи и многое другое, что за последние десятилетия на Кавказе было подвергнуто разрушению.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.