Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России




Художественный процесс 60—70-х годов отличался интенсивнос­тью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известны­ми общественно-политическими процессами, происходившими в, стране. Не зря это время называют политической и культурной «от­тепелью». На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воз­действие оказало и бурное развитие научно-технического прогрес­са, определившее многие социально-экономические процессы это­го периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в ху­дожественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Рас­путина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Во­лодина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в быто­вых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В 60—70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечест­венной войны в прозе и кинематографе. Художественные произве­дения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и собы­тия минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдель­но взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими вой­ну по личному опыту. Это прозаики — В; Астафьев, В. Быков, Г. Бак­ланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры — Г. Чухрай, С. Ростоцкий.

Подлинным явлением советской культуры стало рождение в.период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». Ее про­явление отнюдь не говорит о том, что существовали особые худо­жественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставля­ли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общече­ловеческих.

Писатели-«деревенщики» не только зафиксировали глубо­кие изменения в сознании; морали деревенского человека, но и по­казали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся из-

менения связи поколений, передачи духовного опыта старших по­колений младшим. Нарушение преемственности традиций приво­дило к вымиранию старых русских деревень с их веками складыва­ющимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни — понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечества», «род­ной земли», «семьи». Через осмысление понятия «дом» осуществ­лялась и глубокая связь поколений. Именно об этом с болью писал в своем романе «Дом» Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и по­вести В. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар».

Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60—70-е годы/Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, унич­тожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-тех­нического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не ска­заться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в лю­дях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм-панорама тех лет «У озера» кинорежиссера С. Герасимова.

Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рас­сказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Подлинным открытием театраль­ной культуры того времени явилось создание молодых театров сту­дий «Современник» и «Таганка». Заметным явлением художест­венной жизни тех лет явилась деятельность журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского.

В целом художественная культура «оттепели» сумела по­ставить перед советским обществом ряд насущных проблем и по­пыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

5. Советская культура 80-х годов XX века

Восьмидесятые годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи за­ставляет художников прибегать к таким формам художественно об­разного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, позна­комившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе, читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабаты­вали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации вось­мидесятых годов является возникновение мощного потока «воз­вращенной» художественной культуры. Эта культура осмысли-

валась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет.

Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социально-историчес­кое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции культура конца 80-х — начала 90-х годов напоминает начало XX века в рус­ской культуре. Отечественная культура как бы добирает несосто­явшийся естественный момент своего развития (спокойно прой­денный западноевропейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей, в стилевом выра­жении обозначилась движением от психологизма к публицистич­ности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетичес­ких ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. — М., 1994. Горький М. Несвоевременные мысли. — М., 1990.

История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. — М., 1993.

Ленин В. И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч. Т. 41.

Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр. соч. Т. 41. Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. — М., 1934. Тоталитаризм и культура // Вопросы литературы. — 1992. Вып. 1.

Глава 5. Охрана национального культурного наследия

1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия

2. Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия

3. Возрождение религиозно-культовой культуры

4. Программа Российского фонда культуры, «Малые города России»

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.