Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-идеологическая ситуация в стране в период 53-85гг. 5 страница




3. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае:

а) невыполнения требований пунктов 1, 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона;

б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии;

в) отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона-

4. Заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным регистрирующим органом или соответствующим территориальным регистрирующим органом.

5. Не допускается ликвидация регионального отделения политической партии по решению суда со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) и до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 43. Обжалование решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения

1. Решение суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

2. Отмена решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных политической партией в связи с незаконным приостановлением ее деятельности, деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии либо незаконной ликвидацией политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения.

Статья 44. Реорганизация политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения

1. Реорганизация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии, принимаемому в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона и уставом политической партии.

2. Реорганизация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии осуществляется по решению съезда политической партии либо по решению органа политической партии. уполномоченного ее уставом. Региональное отделение политической партии не вправе самостоятельно принимать решение о своей реорганизации.

Статья 45. Последствия ликвидации и реорганизации политической партии

1. В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается:

а) на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии;

б) в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.

2. В случае реорганизации политической партии передача ее имущества осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации для реорганизации юридических лиц.

3. Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации или реорганизации влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации политической партии и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.

Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 46. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 33 и пункта 1 статьи 36. Статья 33 настоящего Федерального закона вступает в силу не позднее 1 января 2004 года. Пункт 1 статьи 36 настоящего Федерального закона вступает в силу через два года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации сохранявшие свою силу статьи 6 и 9 (в части положений, касающихся политических партий) Закона СССР "Об общественных объединениях" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, N42.CT.839).

Статья 47. Преобразование общероссийских политических общественных объединений и статус межрегиональных, региональных и местных политических общественных объединений

1. Общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе преобразовываться в политические партии в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение двух лет со дня его вступления в силу.

2. До истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, общероссийские политические общественные объединения вправе участвовать в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления в соответствии с избирательным законодательством.

3. До истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, политическая партия, созданная путем преобразования общероссийской политической общественной организации или общероссийского политического общественного движения, вправе принимать участие в выборах со дня государственной регистрации политической партии.

4. До внесения изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся порядка участия политических партий в выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, политические партии участвуют в указанных выборах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для общероссийских политических общественных объединений.

5. По истечении срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, общероссийское политическое общественное объединение, не преобразовавшееся в политическую партию, утрачивает статус политического общественного объединения и действует как общероссийская общественная организация или общероссийское общественное движение на основании устава, который применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

6. По истечении срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, межрегиональные, региональные и местные политические общественные объединения утрачивают статус политического общественного объединения и действуют соответственно как межрегиональные, региональные или местные общественные объединения на основании их уставов, которые применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 48. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Москва, Кремль Президент

11 июля 2001 года Российской Федерации

В.Путин

 

Программы почти российских политических партий мало известны населению и, по мнению экспертов, не слишком для него привлекательны – выше среднего по этому параметру эксперты оценили только КП РФ. Коммунистические идеи до сих пор популярны у части россиян. По финансовым ресурсам далеко впереди всех Единая Россия. Немного «беднее» выглядят Яблоко и СПС. Затем идет ЛДПР, выглядящая немного «богаче» КП РФ. Остальные политические партии выглядят на этом фоне почти нищими.

Информационная поддержка СМИ наиболее очевидна у Единой России. В основном, эксперты связывают ее с сильным «административным ресурсом» и финансовыми возможностями. На втором месте ЛДПР. Далее идут Яблоко и Союз правых сил, выигравшие от несостоявшегося объединения.

Оценка электоральной поддержки во многом совпадает с данными последних массовых социологических опросов. Впереди КП РФ, ей несколько уступает Единая Россия. Со значительным отрывом, на третьем месте идет ЛДПР. Отрыв идущего на четвертом месте Яблока от ЛДПР меньше, чем от идущего пятым СПС. В свою очередь, СПС ненамного опережает идущую на шестом месте Народную партию.

Так выглядит первая десятка политических партий. Не исключено, что уже в ближайшее время ее состав может измениться: на смену двум замыкающим партиям могут подняться активно работающие партии третьего эшелона. Скорее всего, будут и изменения внутри первой десятки, связанные с постоянно меняющимся «раскладом сил».

 

Тема 10. Многопартийность в современной Беларуси

 

Правовые основы формирования многопартийности в РБ.

В настоящее время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией РБ 94г. (с изм. и доп. 96г) (ст.4, 5,16, 33, 36); законом РБ «О политических партиях» 1994г. (с изм. и доп. 2001г.); законом РБ «Об общественных объединениях» 1994г. (с изм. и доп. 2001г.); законом РБ «О профессиональных союзах» 2000г.; законом РБ «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 2002г. и др. законодательными актами: постановлениями правительства, ведомственными нормативными актами Минюста. Конституция устанавливает свободу объединения в политические партии, устанавливает норму, что принадлежность к какой-либо партии не может служить основанием для ограничения прав и свобод. Органам государственной власти запрещено вмешательство во внутренние дела партий. Минюст осуществляет контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции, действующему законодательству и собственным уставам. Запрещены создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной, расовой и иной вражды. В январе 1999г. был издан Декрет президента №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профсоюзов, иных общественных объединений» (с изм. и доп. 2002г.), в соответствии с которым для создания политической партии уже необходимо не менее 1000 членов от большинства областей РБ. Одновременно Министерству юстиции во исполнение требований гл.4 ГК «Юридические лица» было поручено провести в 1999г. перерегистрацию политических партий, общественных объединений. Перерегистрации подлежало 2502 юридических лица, в т.ч. 27 политических партий. В 2001г. в закон «О политических партиях» были внесены изменения и дополнения, регулирующие деятельность политических партий в РБ, которые позволили:

- дать точное определение понятия политической партии;

- определить место политической партии в политической системе Беларуси, их права и условия деятельности;

- зафиксировать принципы взаимодействия политических партий и органов государственного управления;

- узаконить финансовые и материальные источники деятельности политических структур;

- обозначить основные аспекты участия партий в выборных кампаниях, в деятельности представительных и законодательных органов; регламентировать процедуру ликвидации политических партий.

Партии и движения коммунистической направленности в РБ.

В мае 1992 года, вскоре после временного приостановления деятельности КПБ, была создана Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). В период проведения в Беларуси ноябрьского 1996 года референдума она раскололась, и теперь в коммунистическом движении Беларуси наиболее известны Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Партия Коммунистов Белорусская (ПКБ), Белорусская социалистическая партия, Белорусская патриотическая партия. Все компартии принимали активное участие в выборах в Палату представителей. КПБ и ПКБ выступают против капитализации страны, считая, что она ведет к обеднению большинства населения РБ.

В результате, КПБ заняла позицию поддержки проводимого президентом политического курса страны, а Партия коммунистов белорусская (1-й секретарь С.Калякин) находится в конструктивной оппозиции, сомкнувшись по некоторым вопросам с другими партиями оппозиционного толка, и, несмотря на то, что все чаще называет себя партией демократического социализма, не отказывается от употребления в названии своей партии слова "коммунистов". ПКБ является партией федералистов, которая видит Беларусь в составе обновленной федерации, выступает за СНГ на обновленной основе. Основной формой государственного правления ПКБ считает парламентскую республику, выступает за ликвидацию института президента, считая Советы самой демократичной и эффективной формой государственной власти. В области аграрной политики – против превращения земли в предмет купли-продажи. В целом, можно сказать, что ПКБ – политическая партия, объединяющая на добровольных началах граждан РБ, приверженцев социалистической перспективы развития общества. Задача партии – подготовка необходимых политических, правовых и экономических условий преобразования общества. До 1996г. ПКБ имела разветвленную структуру (534 первичных организации), приток новых членов и свою молодежную организацию. После 96г. начали налаживаться контакты между ПКБ и демократическими партиями (в первую очередь БС-ДП «НГ»). Особенности партии: - пожилой возраст членов партии;

- крепкая партийная дисциплина;

- большой ресурс добровольных помощников.

КПБ - зарегистрирована 26 мая 1992г, председатель В.Чикин. Основной целью КПБ является установление общественного строя, при котором будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и обеспечено свободное развитие каждого, что является условием свободного развития всех, возвращение народу отнятых у него материальных, духовных и культурных ценностей, создание общества социальной справедливости. Партия выступает за обновление СССР и, в первую очередь, за создание союза с Россией, даже в виде единого государства. Выступает за стабильную, сильную власть, централизованное руководство, поддерживает президента в проведении реформ. Основной формой государственного устройства считает парламентскую республику, как и ПКБ является федералистической, против превращения земли в предмет купли-продажи.

Партия состоит в основном из ветеранов и чиновников среднего возраста. Активно принимает участие в выборах, имеет своих представителей в парламенте и местных исполнительных органах. Активно выступает в поддержку Президента. Особенности партии:

- пожилой возраст членов партии;

- наличие членов партии в исполнительной власти;

- конфронтация с ПКБ на выборах.

Партии РБ либерально-демократического направления.

К партиям левого центра относится Либерально-демократическая партия Беларуси (Л-ДПБ). ЛДПБ появилась в 1992г. как региональное отделение ЛДПР В.Жириновского. В феврале 1994г. зарегистрирована, насчитывала 3,5 тыс. членов, вступила в Народное движение Беларуси. Руководящим органом партии является Высший Совет, председатель С.В.Гайдукевич. В программе партии в качестве цели деятельности отмечено создание благоприятных условий для достойной и благополучной жизни каждого жителя Беларуси. Приоритетным является единение всех славянских народов и как первый шаг в этом направлении – объединение денежных систем Беларуси и России, т.е. экономический и политический союз государств. В качестве программных целей отмечается искоренение организованной преступности, жесткий контроль за соблюдением законов, прекращение конверсии военной промышленности, ориентация внешней политики на Юг. Партия признает человека высшей ценностью государства, приоритет прав человека над правами нации, выступает за равноправие всех людей, свободное развитие наций и национальных меньшинств. Считает необходимым создание различных условий для развития всех форм собственности, их взаимного дополнения. ЛДПБ исключает введение земли в рыночный оборот, является сторонницей политики президента РБ.

Либерально-консервативной по своему характеру является Объединенная гражданская партия (ОГП) (1995г.), возникшая в результате слияния Объединенной демократической партии (1991г.) и Гражданской партии (1994). Председатель А.В. Лебедько, почётный председатель С.А. Богданкевич. Основу составляют предприниматели и люди, которые отошли от БНФ в период 92-94гг. Особенностью партии является:

- выраженная национальная ориентация;

- крепкая солидарность и дисциплина;

- хороший интеллектуальный потенциал;

- относительно большой потенциал добровольных помощников.

Она выступает за суверенное белорусское демократическое государство с многопартийной пропорционально-мажоритарной избирательной системой, за равноправные партнерские отношения в мировом сообществе, за сохранение нейтралитета и неучастие в вооруженных конфликтах. В сфере экономики партия провозглашает радикальные экономические реформы, свободное предпринимательство, приватизацию, конкурентный рынок.

В Программе и Уставе этой партии - принятых в 1995 году - говорится о том, что ОГП является партией либерально-консервативного направления. На IV съезде ОГП, состоявшемся в феврале 1999 года, сформулирована задача превращения ОГП в народную партию.

К партиям, которые главным в своей деятельности считают обеспечение гражданам республики право на здоровое жизненное окружение надо отнести Белорусскую партию «зеленых», Белорусскую экологическую партию, Белорусскую партию «Зеленый мир».

Партии и движения национально-демократической направленности.

На правом фланге политического спектра РБ находятся БНФ, Белорусская национальная партия, Белорусский христианско-демократический союз, Белорусская крестьянская партия, Национально-демократическая партия Беларуси (Н-ДПБ). Возникновение и деятельность Белорусского народного фронта. 1 съезд БНФ.

В конце 1985г. в БГУ на филологическом факультете создается неформальный кружок молодых интеллектуалов с ярко выраженной национальной ориентацией под названием «Талака». Вскоре «Талака» устанавливает связи с научным сотрудником Академии наук БССР З.Позняком, между ними завязывается политическое сотрудничество. В июле 1988г. в Куропатах состоялся массовый митинг, где впервые прозвучали призывы организовать свой «Народный фронт в поддержку перестройки» по образцу уже созданного Народного фронта Эстонии. 19 октября 1988г. в Минске в Доме кино состоялось собрание интеллигенции, на котором было учреждено общество «Мартиролог Беларуси» и создан Оргкомитет БНФ. В него вошли З.Позняк и ряд видных представителей интеллигентской элиты – В.Быков, Олег Трусов, Михаил Ткачев. После создания Оргкомитета началось образование групп поддержки БНФ на предприятиях, в учреждениях, по месту жительства. В начале 1989г. были образованы областные, городские, районные Рады БНФ – координирующие органы соответствующих региональных организаций. На основе этой организации в 1988г. формируется демократическое общественно-политическое движение БНФ «Адраджэнне». Широкую известность Фронту принес митинг-реквием 30 октябре 1988г. в Куропатах, который был разогнан силами милиции, что вызвало протесты далеко за пределами Беларуси.

БНФ был первой массовой общественно-политической организацией, оппозиционной КПСС-КПБ. Белорусская партийная верхушка встретила его появление крайне агрессивно. Из-за противодействия властей учредительный съезд БНФ состоялся в июне 1989г. в Вильнюсе по приглашению литовского «Саюдиса». На съезде были приняты программа и устав, председателем избран З.Позняк. В 1-м разделе программы говорилось о суверенитете Беларуси, упоминалось право республики на выход из СССР. Во 2-м разделе о демократии и правах человека говорилось, что БНФ с момента возникновения одним из приоритетных направлений своей деятельности считал национальное и культурное возрождение, придерживался антикоммунистических позиций. В программе также было требование возвращения исторической символики государственности и белорусского языка. 19 июня 1991г. Минюст зарегистрировал БНФ.

Первоначально, по замыслам лидеров, БНФ должен был постепенно трансформироваться в христианско-демократическую партию. О предполагаемой христианизации БНФ в начале 90-х свидетельствуют контакты с Христианским интернационалом, сотрудничество с БХД. На 2 съезде, который состоялся в марте 1991г. было дано определение БНФ как широкого общественно-политического движения граждан, партий, организаций, выступающих за государственную независимость и национальное возрождение Беларуси.

Ш съезд БНФ. Принятие новой программы и устава.

Принятие новой программы БНФ «Адраджэнне» - один из главных итогов проходящего в Минске в мае 1993г. 3 съезда. На съезде с отчетным докладом выступил председатель БНФ З.Позняк. Он отметил, что с принятием новой программы в деятельности Фронта начинается 2-й этап, который сохраняет преемственность первого и в то же время ставит перед движением новые задачи, определяющие его место в современной Беларуси. Делегаты съезда избрали руководящие органы движения. Председателем БНФ был избран З.Позняк. В работе съезда принимали участие руководители оппозиционного движения Украины, Литвы, Польши, Молдовы. И еще одно важное событие произошло на съезде – составлен учредительный документ партии БНФ, который создал новую организацию парламентского типа, а 19 августе 1993г. Минюст зарегистрировал ее. Хотя движение БНФ и партия БНФ юридически разделены, в организационном отношении они единое целое. Целью партии является осуществление программы БНФ «Адраджэнне» и программного заявления «Свабода – Незалежнасць – Адраджэнне» путем участия в выборах и формирования органов государственной власти. В программе БНФ записано, что главная цель партии – это свобода, права человека и независимость Беларуси. Фронт стремится отражать интересы не отдельных социальных групп, а общества в целом. Политический идеал БНФ – свободное общество и правовое государство, демократический строй, который гарантирует права меньшинства. В программных документах приоритет отдается центристским позициям на основе плюрализма. Поэтому упор в политике делается на следующие ценности: белорусские историко-культурные традиции, морально-этические нормы, национальную идею и независимое государство. Особое внимание уделяется правам и свободам личности.

В программе изложены основные цели, задачи и принципы развития социальной рыночной экономики. Цель экономической реформы - создание современной и эффективной экономики, способной обеспечить достойную жизнь всем гражданам. Социальный раздел посвящен политическому устройству общества. БНФ выступает за парламентскую форму государственного правления и профессиональный парламент (сойм). В основе экономических отношений – право каждого человека владеть собственностью и распоряжаться ею. БНФ выступает за свободный рынок, фермерское и сельское хозяйство. Считает национально-культурное развитие неотъемлемым правом каждого народа. Выступает за возрождение белорусского языка и традиций, отвергает двуязычие. Во внешнеэкономической деятельности – за равноправные партнерские отношения с другими государствами. На 1997г. в партии насчитывалось около 5 тыс. человек. Наибольшую поддержку имела в столице и западных регионах республики.

Летом 1999г. в БНФ по вопросам дальнейшей стратегии и тактики разразился острый внутрипартийный кризис, который привел к расколу этой организации. В октябре 1999г. на 6 съезде партии был структурно и организационно оформлен раскол. Умеренную часть БНФ, которая пытается в своей политике учитывать сложившиеся политические реалии внутри страны, возглавил В.Вечерка. Они открыто не афишировали приверженности к какой–либо идеологии, кроме национальной. Но на практике они, как и прежде, были сторонниками консервативных ценностей. Часть членов БНФ под руководством З.Позняка образовала Консервативно-христианскую партию БНФ. Для достижения своих целей она избрала радикальные методы деятельности и открыто объявила своей идеологией консервативные и христианские ценности.

Причины поражения БНФ на парламентских выборах 1995г.

В 1995г. демократические партии Беларуси объединились в 2 предвыборных блока – либеральный и социал-демократический, БНФ продолжала именовать себя представителем не существующей на практике консервативной партии. В связи с усилением центристских тенденций в Беларуси, вынужденной эмиграцией З.Позняка, отходом в 1994-1995гг. от активной политической деятельности влиятельных лидеров партии, обострение противоречий внутри руководства БНФ ослабили силу и влияние БНФ. Об этом свидетельствовали итоги президентских выборов, на которых кандидат от БНФ З.Позняк не прошел во 2 тур. На парламентских выборах ни один кандидат от БНФ не был избран в Верховный Совет. «Советские» белорусы оказались сильнее национально-демократических сил и одержали победу. Поражение на выборах послужило для части руководства БНФ толчком для переосмысления общественно-политической ситуации в стране, роли БНФ в жизни и деятельности республики.

НДПБ выделилась из движения БНФ, зарегистрирована 25.06.91г., председатель – В.И.Науменко, руководящий орган – Высшая Рада. Создание, как отмечается в основных программных документах, национально-демократической партии РБ продиктовано интересами возрождения исторической памяти, языка и культуры, национального самосознания белорусов. Устав определяет НДПБ как самостоятельную, независимую общественно-политическую организацию, объединяющую единомышленников, которые борются за национальное возрождение, демократизацию, политическую, экономическую и культурную самостоятельность белорусского народа. НДПБ выражает интересы всех слоев общества и групп, поддерживает идеи национального возрождения. В соответствии с Уставом в партию принимаются лица, осознающие себя белорусами и владеющие белорусским языком. В экономической политике отдается предпочтение национальной экономике, ориентированной на Западную Европу. Сближение с Россией рассматривается как крах независимости Беларуси. Предусматривается выделение земли в частную собственность, введение национальной валюты (талера). НДПБ выступает за разделение властей, реконструкцию местных органов власти. Административно-территориальной единицей в перспективе видится повет. Считает, что РБ должна существовать в этнографических границах, включая Виленщину и Смоленщину. Во внешнеполитической деятельности разделяет концепцию БНФ на снижение энергетической и сырьевой зависимости от России, на укрепление статуса Беларуси как нейтрального государства, на вхождение в содружество европейских стран. Придерживается ориентации на создание Балтийско-Черноморского Союза, рассматривая его как альтернативу СНГ. НДПБ отвергает военные союзы с Россией, странами Среднеазиатского региона, Кавказа, Крыма.

НДПБ считает, что в результате распада СССР, РБ получила лишь формальную независимость. Социологические исследования свидетельствуют, что более стабильные позиции в обществе занимают левые и национально-демократические силы.

Партии и движения социал-демократической направленности.

В центре политического спектра находится Социал-демократическая партия Народного Согласия (Партия Народного Согласия). Члены партии считают, что вектор исторического развития Беларуси лежит в стороне от либерально-капиталистического пути. Партия заявила о своей склонности к социальной рыночной экономике по формуле: «рынок – насколько возможно, государственное регулирование – насколько необходимо». Основная цель партии – создание гуманного демократического общества, на основе многоукладной экономики, национальное и духовное возрождение.

Достаточно интересную идеологическую эволюцию проделала Белорусская социал-демократическая партия «Народная громада» (БСДП (НГ)). В первой программе, принятой на II съезде партии БСДГ (так тогда называлась БСДП (НГ)) в декабре 1992 года, говорилось о том, что среди функций, присущих социал-демократическим партиям, она должна выполнять и либеральную функцию, т.е. способствовать либерализации экономической жизни в стране. С осени 1993 года в деятельности наметился отход от тесного сотрудничества с БНФ. Партия принимала участие в работе Объединения демократических сил "Весна-94". В мае 1995 г., накануне парламентских выборов, новое руководство БСДГ во главе со Н.В. Статкевичем выступило инициатором создания Социал-демократического союза (СДС), в который, кроме БСДГ, вошли Партия Всебелорусского единства и согласия (ВЕС) и Партия народного согласия (ПНС). Летом 1996 г., после развала СДС, БСДГ объединилась с Партией народного согласия (ПНС), которая к тому времени придерживалась уже пропрезидентской позиции. После регистрации в Минюсте (январь 1997 г.) новая партия стала называться БСДП (НГ). Кроме сближения с ПНС, БСДГ пошла также на рабочие контакты с ПКБ. Эта политика привела к выходу из партии группы влиятельных её членов, группировавшихся вокруг О.А. Трусова, и образованию спустя некоторое время фактически новой партии - БСДГ во главе с С.С. Шушкевичем, стоящей на социал-либеральных позициях, которую её учредители рассматривали в качестве возрожденной БСГ.

В Беларуси среди социал-демократических партий есть партии, созданные на основе отраслевых профсоюзов. Это - Белорусская партия труда (зарегистрирована в феврале 1994 г., председатель А.И. Бухвостов). Руководство этой партии не скрывает своей тесной связи с Республиканским профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и опирается на него при проведении акций протеста. Второй подобной партией является Партия женщин "Надзея" (председатель В.Т. Полевикова, с 2002г. – В. Матусевич), созданная накануне парламентских выборов 1995 года на основе профсоюза работников просвещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.