Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как право Европейского Союза регулирует вопросы охраны товарных знаков?




 

Со времени перехода к массовому производству предприниматели стали использовать для выделения своей продукции из массы товаров, поступающих на рынок, особые запоминающиеся обозначения, индивидуализирующие товар и его производителя. Товарный знак выполняет идентификационную, информационную и рекламную функции и играет важную роль в развитии мировой экономики, особенно в отраслях, ориентированных на широкие слои населения. В условиях общества массового потребления принято говорить даже о "брендовом сознании", определяющем психологию покупателя. Решающим в выборе товара или услуги становится проставленное на них производителем обозначение (англ. brand), которое, в случае его правовой охраны, именуется товарным знаком (англ. trade mark, франц. marque).

В государствах - членах ЕС специальное законодательство о товарных знаках начало складываться еще с середины XIX в. В 1883 г. положения об этом виде промышленной собственности были включены в Парижскую конвенцию. Важнейшим источником международного права по товарным знакам остается Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. в редакции Мадридского протокола 1989 г., к которому в 2001 г. присоединились государства - члены Европейского Союза. Договор о товарных знаках*(149), подготовленный в рамках ВОИС, до сих пор не вступил в силу.

Регламент о товарном знаке Сообщества*(150) был принят в 1993 г. и позднее дополнен специальным регламентом об имплементации, содержащим технические нормы, а также регламентами, устанавливающими пошлины за регистрацию и процедуру рассмотрения споров в Апелляционной палате. Решения Апелляционной палаты могут быть обжалованы в Трибунале первой инстанции и далее в Суде ЕС.

Система товарного знака Сообщества была сформирована к началу 1996 г. В г. Аликанте (Испания) было учреждено Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке*(151). Оно принимает заявки, проводит регистрацию и ведет реестр товарных знаков Сообщества. Выгоды от учреждения общего товарного знака ЕС для хозяйствующих субъектов очевидны - в результате одной процедуры предприниматель получает правовую защиту обозначения своих товаров или услуг в 27 государствах ЕС. Основная сложность действия товарного знака Сообщества связана с тем, что он не отменяет действия национальных товарных знаков. Более того, Регламент 1993 г. устанавливает безусловную преимущественную юридическую силу обозначения, зарегистрированного на национальном уровне.

В конце 2008 г. была принята Директива Совета о сближении законодательств государств-членов о товарных знаках*(152). Директива признала целесообразным ограничиться гармонизацией законодательства государств-членов только по вопросам, оказывающим непосредственное влияние на развитие внутреннего рынка ЕС.

Главная задача, на решение которой направлены положения Директивы, заключается в установлении близких к идентичным норм во всех государствах-членах относительно условий регистрации и продолжения использования зарегистрированного товарного знака. Директива содержит перечень оснований, которые исключают регистрацию нового товарного знака, а также дают право требовать отмены действующей регистрации.

Кроме исчерпывающего минимального перечня оснований, которые должны присутствовать во всех законодательствах, установлен факультативный перечень дополнительных оснований для отказа в регистрации товарного знака или ее отмены, введение которых оставлено на усмотрение государств-членов. Такие основания могут вытекать из национальных особенностей данного государства, правовой охраны иных объектов исключительных прав, положений, имеющих характер lex specialis (например, законодательства о защите прав потребителей), и др.

Директива 2008 г. не установила общего для ЕС приоритета по дате подачи заявки на регистрацию в первом из государств-членов. Поданная в одном государстве-члене заявка на регистрацию определенного обозначения имеет последствия только для данного государства. Заявителям должно быть отказано в регистрации позднейших заявок на обозначения, сходные до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком. В Директиве также закреплено единообразное регулирование прав и правомочий владельца товарного знака, а также их ограничений. Предоставление третьему лицу права использовать охраняемый товарный знак осуществляется путем предоставления лицензии. В случае нарушения установленных в Директиве положений лицензионного соглашения (о сроке, территории, круге товаров и услуг, на которые распространяется лицензия) у лицензиата возникают перед лицензиаром не только обязательства из их соглашения, но и обязательства из закона (в первую очередь по прекращению незаконного использования товарного знака).

Товарный знак предоставляет лицу, которое им владеет, право требовать от всякого третьего лица прекращения неразрешенного использования. Однако случается, что владелец товарного знака в действительности никак не использует его в течение длительного времени. Для снижения общего количества товарных знаков, охраняемых на территории Европейского Союза, и борьбы с описанными "спящими" товарными знаками Директива Совета предусмотрела ряд мер.

Директива о товарных знаках 2008 г. устанавливает, что ее нормы в полной мере соответствуют положениям Парижской конвенции и не затрагивают обязательств государств, вытекающих из Парижской конвенции. В случае если коллизия норм все же возникнет, она должна быть разрешена согласованными действиями государств-членов в соответствии с процедурой п. 2 ст. 307 ДЕС. Было также принято решение разработать наднациональный механизм охраны прав на товарный знак, которые должны признаваться в силу единовременной регистрации в едином ведомстве и действовать на всей территории Европейского Союза.

Товарному знаку подобен еще один вид промышленной собственности - наименование места происхождения товара*(153). Защиту географическим обозначениям и местам происхождения сельскохозяйственных товаров и продуктов питания*(154) предоставляет специальный регламент, принятый Советом в 1992 г. В соответствии с ним географические наименования, свидетельствующие об определенном регионе изготовления продукта, который придает продукту специфику, защищаются на территории всего Европейского Союза после включения их в регистр посредством издания отдельного регламента. Этот регламент поддержан также и практикой Суда ЕС.

 

144. Что представляет собой авторское право Европейского Союза?

 

Правовое регулирование авторского и смежных с ним прав в Европейском Союзе направлено на обеспечение высокого уровня охраны этих прав, поскольку они являются правовой основой для защиты результатов творческой деятельности. Эффективная правовая регламентация авторского и смежных прав гарантирует развитие творческого потенциала и интересов авторов, способствует инновационному развитию общества, улучшает конкурентоспособность экономики ЕС. Сближение законодательств государств-членов в данной области также способствует реализации принципов внутреннего рынка и его развитию.

Основы регулирования отношений в сфере авторского права, оказавшие большое влияние на его формирование в Европейском Союзе и внутригосударственное регулирование таких отношений в государствах-членах, закреплены во Всемирной конвенции об авторском праве*(155) и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1967 г. Главным источником регулирования смежных прав является Международная конвенция "Об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций", подписанная в Риме в 1961 г.

Важные положения правового регулирования авторского права содержатся и в Соглашении об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Во вступившем в силу с 1 января 1995 г. Соглашении о Европейском экономическом пространстве содержится обязанность государств - членов Европейского Союза, а также Исландии, Норвегии и Лихтенштейна по ратификации основополагающих договоров в области авторского права.

Первые шаги по унификации и гармонизации законодательства в области авторского права в Европейском Союзе были предприняты в 1988 г., когда Европейская комиссия опубликовала "Зеленую книгу по авторскому праву и развитию технологии". В ЕС приняты и имплементированы в национальное законодательство несколько директив, посвященных вопросам охраны авторских и смежных прав*(156). Целью этого законотворчества является не только урегулирование противоречий, но и создание авторского права Европейского Союза. Особую роль в правовом регулировании вопросов авторского права приобрел Суд ЕС, поскольку большинство принятых директив базируется на его решениях.

Усилия Европейского Союза по сближению национального законодательства в области авторского права и смежных прав не только содействуют созданию внутреннего рынка, но и обеспечивают защиту авторских и смежных прав, которая хотя и по-прежнему основана на принципах Бернской конвенции, но представляет собой более высокий уровень правовой охраны литературной и художественной собственности. Гармонизация норм авторского права создает климат, способствующий развитию творческого потенциала. Она укрепляет европейское единство в гуманитарной сфере и содействует формированию европейской идентичности.

Авторское право Европейского Союза начало формироваться на основе директив Совета с конца 1980-х годов и быстро развивается. Так, в 2001 г. были изданы Директива о действии авторского права в информационном обществе, а также Директива о праве автора на вознаграждение при перепродаже произведения искусства*(157). Последняя содержит обязанность государств-членов предусмотреть в своем законодательстве выплату минимальных гарантированных платежей - роялти - в пользу автора при каждой перепродаже оригинала его произведения (за исключением сделок непредпринимательского характера между физическими лицами).

Роялти, минимальный размер которых установлен на уровне 2-4% от цены произведения, должен уплачивать продавец оригинала произведения в пользу автора и его наследников. По общему правилу Директива распространяется только на граждан Европейского Союза, но государства-члены вправе предоставить аналогичные права иностранцам в соответствии с режимом взаимности. Таким образом, чтобы авторы произведений искусства из России могли рассчитывать на получение минимальных гарантированных роялти при каждой перепродаже их произведений на территории ЕС, нормы, равнозначные положениям Директивы, должны быть закреплены в российском законодательстве.

 

145. Как осуществляется правовое регулирование компьютерных программ и баз данных в качестве объектов авторского права?

 

Директива Совета о правовой охране компьютерных программ от 14 мая 1991 г.*(158) - первый документ в этой новой области авторского права. Она ставила своей основной целью достижение согласия по ключевому вопросу: при каких условиях произведение может считаться объектом защиты. Кроме того, принятие этого нормативного акта было направлено на обеспечение большей охраны прав авторов программ от их незаконного копирования.

Главный принцип, заложенный в Директиве, состоит в том, что компьютерная программа должна рассматриваться как объект авторского права в соответствии с Бернской конвенцией. Согласно Директиве объектом охраны является компьютерная программа, выраженная в любой форме, включая ее подготовительные и проектные материалы. При этом авторским правом не охраняются идеи и принципы, лежащие в основе любого элемента компьютерной программы, включая те, которые составляют основу ее интерфейса.

Автором компьютерной программы по общему правилу признается физическое или юридическое лицо, ее создавшее. Имущественными правами на программу, созданную в рамках исполнения наемным работником своих обязанностей, обладает его работодатель, если иного не установлено в трудовом договоре между ними. Более подробные нормы определения авторства должны предусматриваться национальным законодательством.

К основным исключительным правам автора компьютерной программы Директива относит права на воспроизведение, перевод, адаптацию, изменение и распространение. На совершение указанных действий третьими лицами требуется особое разрешение (лицензия) автора, за исключением отдельных случаев, предусмотренных Директивой, например для устранения ошибок в копии программы, законно используемой лицом.

Директива устанавливает, что государства-члены должны предусмотреть адекватные меры ответственности в отношении лица, владеющего, а также совершающего любое действие по распространению копии компьютерной программы, если лицо знает или имеет основание полагать, что программа является контрафактной копией. Всякая контрафактная копия компьютерной программы подлежит конфискации в соответствии с законодательством соответствующего государства-члена.

Необходимость правовой охраны новых объектов исключительных прав объясняет появление на свет в 1996 г. еще одной Директивы ЕС - о правовой охране баз данных*(159). Имеющая большое значение для развития правового регулирования информационного общества, эта Директива закрепляет права авторов разного рода информационных хранилищ - баз данных, зафиксированных как в электронном виде, в том числе с доступом через сети общего пользования, так и на бумажном носителе. Под базой данных (БД) понимается "собрание независимых произведений, данных или иных материалов, упорядоченных систематически или методологически, доступное в индивидуальном порядке электронным или иным путем".

Отнесение БД к объектам авторского права означает их правовую охрану в силу самого факта создания, без требования какой-либо государственной регистрации прав. Единственным критерием для отнесения БД к объектам исключительных прав является ее создание интеллектом автора в качестве самостоятельного произведения благодаря особому отбору данных и их компоновке. В отношении БД применимы авторское право Европейского Союза, а также специальные нормы Директивы, так называемые права sui generis. В отношении БД установлен 15-летний срок действия исключительных прав, однако каждое существенное изменение БД влечет начало течения нового срока правовой охраны.

 

146. Как осуществляется унификация сроков охраны авторского и смежных прав в ЕС?

 

Важным решением, послужившим основанием для принятия Директивы 2006/116/EC о согласовании сроков защиты авторских и смежных прав*(160), явилось решение Суда ЕС по делу "EMI v. Electrola". В решении по этому делу Суд высказал принципиальную точку зрения: объект авторского права, не обремененный лицензией владельца авторских прав, может свободно распространяться в другом государстве-члене только по истечении периода его правовой охраны в государстве распространения.

До издания Директивы о сроках в национальных законодательствах государств-членов устанавливались различные сроки действия авторского права. Директива же предусмотрела унификацию таких сроков защиты, установив, что произведение пользуется правовой охраной на протяжении жизни автора и в течение 70 лет после его смерти*(161). Срок действия авторского права начинает течь одновременно во всех государствах-членах, с 1 января года, следующего за датой создания (обнародования) произведения.

В случае соавторства начало течения 70-летнего срока защиты авторских прав исчисляется со дня смерти последнего из соавторов. Произведения, написанные под псевдонимом (когда настоящий автор действительно неизвестен) или анонимно, защищены в течение 70 лет с момента, когда произведение впервые было опубликовано на законных основаниях.

Отдельно урегулированы Директивой сроки защиты кинематографических и аудиовизуальных произведений. Такие сроки истекают через 70 лет после смерти последнего из соавторов произведения. К соавторам аудиовизуального произведения Директивой о сроках отнесены главный режиссер, автор сценария, автор диалогов, а также композитор оригинальных музыкальных произведений.

Директива также установила 50-летний срок правовой охраны смежных прав, который начинается с момента публикации произведения: его исполнения, либо сообщения о записи, либо передачи в эфир или по кабелю. В 2001 г. это положение было дополнено в связи с развитием новых средств коммуникации: публикацией произведения считается любое его сообщение публике, в частности размещение в сети общего пользования.

Для российских авторов важным является положение Директивы, установившее, что в отношении произведения, происходящего из третьей страны, срок правовой охраны, предоставленной в определенном государстве-члене, истекает одновременно со сроком охраны в стране происхождения произведения, но не может превышать максимального срока, установленного в Директиве.

 

147. Как действует авторское право в информационном обществе?

 

В 1995 г. Европейская комиссия опубликовала "Зеленую книгу", в которой была рассмотрена возможность законодательного регулирования на уровне ЕС вопросов авторского и смежных прав в условиях новой социально-экономической реальности - информационного общества. В результате широкой дискуссии был выдвинут проект Директивы о гармонизации определенных аспектов действия авторского и смежных прав в информационном обществе*(162), утвержденной в мае 2001 г. Основная задача регулирования авторского права в контексте информационного общества заключается в поиске баланса между правами и законными интересами авторов произведений и свободой доступа неограниченного круга пользователей к этим произведениям через сети общего пользования. С развитием новых средств связи, в первую очередь сети Интернет, появились новые способы использования объектов авторского права, которые не могли быть учтены в прежнем законодательстве. Доступ к произведениям литературы и искусства стал как никогда простым, одновременно на порядок возросли возможности незаконного использования произведений и пиратства.

Принятие этой Директивы было необходимо также в связи с тем, что в рамках ВОИС в декабре 1996 г. были приняты два новых международных договора - Договор об авторских правах (WIPO Copyright Treaty) и Договор о выступлениях и фонограммах (WIPO Performances and Phonograms Treaty). В марте 2000 г. Европейское сообщество стало участником обоих договоров*(163), а их положения были включены в Директиву. Комиссия получила право представлять интересы государств-членов в дальнейших переговорах.

К основополагающим положениям Директивы (ст. 2) относится четкое определение круга лиц, исключительные права которых подлежат правовой охране, а также круга объектов таких прав:

- авторы: в отношении оригинала и копий произведений;

- исполнители: в отношении записи исполнений;

- производители фонограмм: в отношении фонограмм;

- производители первой записи фильмов: в отношении оригинала и копий фильмов;

- вещательные организации: в отношении передач.

Права автора, закрепляемые Директивой, состоят в исключительном праве разрешать или запрещать любое сообщение неограниченному числу лиц оригинала или копий произведения. К понятию публикации произведения, и это новелла Директивы, относится само предоставление доступа публики к произведению, даже если место и время обращения к произведению пользователь определяет сам. Очевидно, что описанный случай охватывает размещение литературного или художественного произведения на страницах Интернета или другой сети общего пользования. Аналогичным образом определены и смежные права.

Автору принадлежит также исключительное право на первое обнародование произведения (ст. 4 Директивы). Данное право может считаться исчерпанным только при продаже или ином переходе собственности на произведение на территории ЕС. Таким образом подтверждается территориальный характер прав интеллектуальной собственности, но в качестве территории действия авторского права рассматривается не отдельное государство, а Европейский Союз в целом.

Сформулировав в общем виде исключительные права авторов и субъектов смежных прав, Директива (ст. 5) закрепила длинный (около 20 случаев) перечень исключений, которые могут вводиться в законодательство государств-членов. Общий принцип действия таких исключений определяется так называемым тестом на экономический эффект: использование произведения без санкции правообладателя не должно наносить существенного ущерба его исключительным правам и никак не может служить источником дополнительной прибыли.

Интерес представляют ограничения, дополнительно накладываемые на признанные ранее способы свободного использования произведений. Так, право делать копии с произведений для личного некоммерческого использования физическими лицами обусловлено выплатой справедливой компенсации владельцу исключительных прав. Директива установила также ряд обязанностей государств-членов в отношении борьбы с несанкционированным использованием литературных и художественных произведений. Производство контрафактной (поддельной) продукции и пиратство представляют важнейшую проблему в области интеллектуальной собственности, нанося миллиардные убытки экономике и сокращая количество рабочих мест. Для координации мер борьбы с преступлениями в данной сфере на уровне Европейского Союза Комиссия в 1998 г. представила "Зеленую книгу", а в 2000 г. - План действий на ближайшую и среднесрочную перспективу. Некоторые из этих мер уже реализованы с принятием в 2004 г. Директивы о соблюдении прав интеллектуальной собственности, распространяющей действие и на обладателей промышленной собственности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.