Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а




Государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.

Сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.

Происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а

Сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.

Происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а

4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):

поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.

Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.

Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.

Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т.д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.

Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,

5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):

аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть

6. Государство, как аппарат насилия (марксизм):

государство – это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.

Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а

сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.

С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.

 

Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т.д. позиций.

Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле

происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни, потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления – повсеместность и обязательность.

 

Основные термины

 

ВЛАСТЬ – способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института.

ОБЩЕСТВО – система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА – задача общества по обеспечению той или иной жизненно важной социальной потребности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества система учреждений, организаций и отдельных групп людей.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.


39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.

Политическая система общества – это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также элементов политического сознания и политической культуры какого-либо общества.

Политическая система общества, таким образом, включает в себя:

1. Совокупность объединений и организаций с политическими функциями, то есть: государство как таковое, политические партии, профсоюзы, общественно-политические организации и движения, церковь и т.д.

2. Политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы.

3. Политические нормы и традиции, регулирующие законодательно и конвенциально (по условиям соглашений) политическую жизнь страны.

4. Политическое сознание, отражающее идеологические установки и целевые устремления различных политических сил и социальных единиц.

5. Политическую деятельность, охватывающую, как действия политических объединений, так и деятельность конкретных людей.

Политическая система призвана обеспечивать самые различные социальные функции, главной из которых являетсяосуществление политической власти.

ПОЛИТИЧЕСК АЯ ВЛАСТЬэто способность определенных политических сил осуществлять руководящее влияние на жизнь общества.

Политическая власть имеет несколько уровней своей реализации:

1. Власть отдельных политических объединений, то есть власть политических партий, общественно-политических организаций и движений.

Это наиболее зримый и реальный уровень политической власти, который консолидирует волю определенных социальных групп, слоев или классов. Реализуется через руководящие органы и исполнительные структуры политических объединений.

2. Коалиционный уровень власти. В политических коалициях преследуются совместные властные устремления и решаются общие политические цели нескольких союзнических политических объединений.

При создании политических коалиций для достижения совместных целей создаются различные временные или постоянные коалиционные органы принятия и исполнения решений (например, круглые столы, советы, парламентские объединения и фракции и т.д.).

3. Общеполитический уровень власти. Данный уровень власти представляет собой результаты политического консенсуса всех самых различных политических сил и реализуется через общеполитические координационно-руководящие органы (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты и т. п.).

 

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе связана с государственной властью. Цели, которые ставит политическая власть, полноценно можно решать только через государственную власть, потому что только государственная власть обладает средствами принуждения для подчинения населения политической воле.

Поэтому государственная власть является основным объектом политической борьбы и основной целью любой политической силы. Любая политическая сила состоятельна настолько, насколько она хочет получить, может удержать и способна реализовать государственную власть.

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. ГОСУДАРСТВО – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

У разных народов государства возникали по-разному, но в итоге, рано или поздно, государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любого народа. Это обусловлено следующими причинами:

1. Государство является разумной альтернативой хаосу столкновений между различными индивидами, социальными группами, слоями и классами. В этом смысле государство выражает общенародные интересы и предотвращает безостановочное самоуничтожение человеческого общества в социальных и частных конфликтах.

2. Помимо функции предотвращения конфликтов, государство несет функцию организационного союза людей, объединившихся для совместного проживания. Предельное выражение эта функция получает в категории гражданства, которую получает индивид, принимая условия государственного союза, после чего государство обеспечивает ему личную безопасность, политические, экономические, социальные и другие свободы, охрану семьи и собственности, защищает от вторжения извне и т.д.

3. Наряду с различными преимуществами государственного союза для отдельного индивида, государство также решает задачу цивилизованной политической борьбы политических объединений и обеспечивает для этого справедливые правила игры.

4. По правилам политической борьбы государство играет роль гаранта мирной смены государственной власти от одной политической силы к другой.

5. После прихода к власти одной из политических сил государство является арбитром всех форм политических, экономических, этнических, профессиональных и других конфликтов, которые происходят в политической системе.

6. Государство разрабатывает, внедряет, финансирует и контролирует перспективные программы развития, берет на себя общесоциальные проблемы и расходы на оборону, обеспечивает правопорядок в обществе, ликвидирует последствия стихийных бедствий, эпидемий, катастроф и т.д.

7. Государство выступает от имени народа в мировом политическом сообществе.

Признаками государства являются:

1. Государственный механизм власти, располагающий специальным аппаратом управления и принуждения;

2. Территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (право производить суд);

3. Собственная система права – совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается государственными органами.

В идеале государство должно служить человеку, ибо человек – это высшая из всех мировых ценностей. Для этого государство должно быть демократическим, то есть должно обеспечивать и защищать права и свободы граждан, налаживать справедливый порядок общественной жизни, обеспечивать контроль народа за работой государственных органов и осуществлять свою деятельность на основе закона и права.

Демократический порядок в государстве может обеспечиваться воздействием на политику со стороны гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность общественных сил, влияющих на политические процессы автономно от государства.

Гражданское общество может брать на себя всё больше и больше политических функций из состава тех, которые изначально берет на себя государство, потому что гражданское общество исторически постоянно совершенствуется и укрепляется.

Гражданское обществом может полностью взять на себя такие функции, как разработка политических программ и выбор политического курса. Остальные политические функции также должны осуществляться с участием гражданского общества, потому что государственный чиновник, как представитель особого сословия, с одной стороны, далек от насущных проблем народа, а, с другой стороны, склонен противодействовать социальным процессам, которые выводили бы членов общества из-под его власти. Поэтому вопросы экономики, войны и мира, социальные, национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т. д. должны быть делом всего общества, а не только верховной власти.

 

Основные термины

 

ВЛАСТЬ – способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСК АЯ – способность определенных политических сил осуществлять руководящее влияние на жизнь общества.

ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность общественных сил, влияющих на политические процессы автономно от государства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также элементов политического сознания и политической культуры какого-либо общества.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

ПРАВО – это юридические законы и система общеобязательных социальных норм, охраняемых и обеспечиваемых силой государства.


40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии.
Революционная ситуация и политический кризис в обществе.

Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.

Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом законе перехода количественных изменений в качественные, который (переход) происходит скачком.

В переложении на социальное бытие исторический материализм видит действие этого закона в том, что эволюционное развитие общества на каком-то этапе должно совершать революционное по характеру, быстрое изменение всех своих сторон, и называет это «социальной революцией».

Таким образом, социальная революция означает резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом, в ходе которых происходит отрицание старого порядка новым порядком.

Социальная революция – это сложный процесс отрицания, в котором:

– уничтожается всё отжившее в обществе;

– сохраняется преемственность между новым и старым состояниями общества;

– появляются элементы, которых не было в старом, отрицаемом состоянии общества.

Социальная революция, таким образом, как и любое отрицание, это есть разрешение какого-то противоречия.

В социальной революции разрешается не какое-то, а основное противоречие любой общественной системы – противоречие между её производительными силами и производственными отношениями.

На определенной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Когда, в результате этого противоречия, производственные отношения превращаются в оковы для стремящихся развиваться производительных сил, наступает эпоха социальной революции, которая, решая основное противоречие, меняет, прежде всего, экономические основы общества, то есть меняет базис общественно-экономической формации.

С изменением экономической основы общества, то есть с изменением базиса, более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке общественно-экономической формации.

В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворота материального производства, и переворота идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной, философской и в иных сферах жизни, где люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение.

Если рассматривать ход человеческой истории, то социальные революции – это важнейшие этапы общественного развития, которые не только отделяют одну общественно-экономическую формацию от другой, но и сохраняют преемственность исторического движения. Без социальной революции не было бы исторического движения, поскольку ни одна общественно экономическая формация без нее не смогла бы занять место предшествующей формации.

Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сути естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, социальные революции являются законом истории, ее «локомотивами» и обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, в следующем порядке:

– первобытнообщинный строй;

– рабовладельческий строй;

– феодальный строй;

– капитализм;

– коммунизм.

Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы.

Эта повторяемость обнаруживается в том, что коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями данного общества. Поэтому социальная революция протекает в форме классовой борьбы и вообще, социальная революция – это есть высший этап развития классовой борьбы, дошедший до наибольшего ожесточения.

В ходе социальной революции решается вопрос о власти, и, следовательно, социальная революция свидетельствует, прежде всего, о политическом кризисе данного общественного строя, поскольку политическая устойчивость любого общества выражается в устойчивости его власти.

Именно политический кризис общества, если он переходит в кризис власти и сопровождается экономическим и социальным кризисом, свидетельствует о возникновении революционной ситуации в обществе, то есть о возникновении условий, формирующих возможность социальной революции.

Кратко революционную ситуацию можно назвать общенациональным кризисом, который, по разработкам Ленина, характеризуется следующими главными признаками:

1. Невозможность для господствующих классов сохранять в неизменном виде свое господство. То есть – «верхи больше не могут», хоть и хотят, жить по старому.

2. Обострение выше обычной степени нужды и бедствий угнетенных классов. То есть – «низы больше не хотят» жить по старому, потому что не могут.

3. Значительное повышение активности масс, приводящее их к самостоятельному историческому выступлению.

Для победы социальной революции недостаточно только наличия революционной ситуации. Необходимо также, чтобы к этим объективным предпосылкам социальной революции присоединились субъективные предпосылки:

способность масс к смелой, самоотверженной борьбе и

– наличие опытной революционной партии, осуществляющей правильное стратегическое и тактическое руководство борьбой масс.

Основные термины

 

БАЗИС ( марксизм ) – совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.

КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА – непримиримое столкновение классов.

КОММУНИЗМ (в марксизме) – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.

НАДСТРОЙКА (марксизм) совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – определенный, исторически сложившийся тип общества, основанный на том или ином способе производства.

ОТРИЦАНИЕ ( диалектика ) – переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС – состояние общегосударственного конфликта, сопровождающееся бессилием власти осуществлять руководство обществом.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т.д., и людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения людей в процессе производства.

ПРОТИВОРЕЧИЕ – момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ – общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.

РЕВОЛЮЦИЯ – полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.

СКАЧОК – процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.


41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь.
Структура общественного сознания и его основные формы.
Обыденное и теоретическое сознание.

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, посколькуявляется синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

Таким образом,

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.

Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.

Таким образом, диалектикавзаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

 

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯэто различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д.Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

3. Нравственное сознание. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т.д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

4. Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с таким, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

7. Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание являетсяодним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

8. Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д.

Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ:

1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественно-научные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

 

Основные термины

 

 

АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

ИНДИВИД – отдельный человек.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – нечто отдельное, своеобразно неповторимое.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т.д.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории и социально-экономические потребности общества.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.