Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Туризм и наука




Классификация, виды и формы туризма

 

Классификация туризма представляет собой выделение внутрен­не однородных критериев туристической деятельности по принятым ос­нованиям. Наиболее распространенная классификация – деле­ние туризма на типы, категории, виды и формы. Вид туризма – результат его классификации по различным основаниям. Тип туризма определяет­ся национальной принадлежностью туристов. Сочетание различных типов туризма формирует его категории. Формы туризма – вариант классификации туризма, основным признаком которой считается принцип организации, т.е. выделяются организационные формы ту­ризма.

ЮНВТО предложила классификацию туризма по следующим типам: внутренний, въездной (активный) и выездной (пассивный). Основной критерий классификации – пересечение государственных границ. Туризм внутренний – путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней; туризм выездной –путешествия лиц, постоян­но проживающих в Беларуси, в другую страну, а туризм въездной – пу­тешествия по Беларуси лиц, проживающих постоянно в других стра­нах. Эти типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя категории туризма.

Категории туризма включают международный, национальный и туризм в пределах страны. С точки зрения приведенной классифи­кации по типам к национальному туризму относится внутренний и выездной, к международному – въездной и выездной. Туризмом в пределах страны занимаются как граждане данной страны, так и при­езжающие из других стран и регионов. При этом остающиеся на ночь посетители считаются туристами, однодневные – экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные сред­ства размещения.

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку.


Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, профессор Н.И.Кабушкин (БГЭУ, г.Минск) выделяетшесть видов туризма в системе его управления:

туризм с целью отдыха: кратковременный или продолжительный отдых с целью физического или психологического восстановления организма. К этой группе относится и курортный отдых, при ко­тором для лечения или восстановления сил используются природ­ные свойства климата, почвы и морской воды;

туризм с целью изучения культуры: ориентирован на познание чужой культуры и подразделяетсяна познавательный и паломниче­ский. Познавательный туризм – посещение исторических, культур­ных или географических достопримечательностей. Туристы, путе­шествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Цель паломнического туризма – места, имеющие особое рели­гиозное значение;

общественный туризм: поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм, отличающийся тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Это про­исходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы;

спортивный туризм: поездки для активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях;

экономический туризм: поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, яр­марок и т.д.;

конгрессный (политический) туризм: подразделяется на дипломатический, для участия в конгрессах, а также связанный с политическими событиями и мероприятиями.

В основу классификации туризма по видам часто используют цели путешествия.

По целям различают следующие виды туризма:

рекреационный туризм: самый распространенный вид туризма, который осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстанов­ления физических, психических и эмоциональных сил и отличается большим разнообразием проявлений. Он может включать зрелищные и культурно-развлекательные программы, занятия по интересам, за­нятия спортом, посещение спортивных мероприятий, чемпионатов, олимпиад и т.д.;

лечебный туризм: определяется потребностью человека в диагностических, профилактических и лечебных услугах, которые могут предоставляться как на курортах с использованием природных ле­чебных факторов, так и в специализированных клиниках и медицин­ских центрах с применением самого современного оборудования и новейших медицинских технологий. Это приводит к выделению двух основных форм лечебного туризма – клинического и курортного;

познавательный туризм: удовлетворение любознательности и других познавательных интересов. Это ознаком­ление с природными и культурно-историческими ресурсами страны или региона, музеями, театрами, особенностями жизни и традиция­ми местного населения. Такой вид туризма основан на предоставле­нии туристам разнообразной экскурсионной программы и в ряде слу­чаев может комбинироваться с рекреационным туризмом;

деловой туризм; временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах, симпо­зиумах, но без получения доходов в местах командировки. В число деловых туристов входят участники различных мероприятий – фо­румов, конгрессов, ярмарок, выставок, производственных семинаров, совещаний и т.д. К деловым туристам относятся и водители грузо­вых автомобилей, коммерческие агенты, руководители туристических групп, выполняющие свои профессиональные обязанности за преде­лами места постоянного проживания.

Деловой туризм неоднороден по своему содержанию. Выделяют три его основных направлениябизнес-поездки (бизнес-туризм), конгрессно-выставочный туризм и инсентив-туризм (туризм по приглашению);

религиозный туризм: основан на религиозных потребностях представителей различных конфессий и подразумевает поездки по святым местам с познавательными или научными целями. Вместе с тем религиозный туризм следует отличать от паломнического, ко­торый требует участия в нем только верующих людей и в обязатель­ном порядке следования всем элементам религиозного культа. Па­ломничество часто связывается с проведением крупных религиозных праздников и мероприятий;

этнический туризм: основан на посещении туристами мест свое­го рождения, проживания родственников и близких. Например, выделяют:

- этнокультурный туризм – поездки, организуемые в места проживания малочисленных народов, не имеющих своего национального государственного или административного образования;

- туризм соотечественников – туристические поездки соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, в т.ч. по линии род­ственных связей, которые призваны сохранять родственные узы, спо­собствовать культивированию родного языка, приобщению к своим национальным ценностям, взаимопониманию и сотрудничеству;

- ностальгический туризм – поездки к месту рождения, юности, прошлого проживания, к местам своего происхождения;

транзитный туризм: в соответствии с рекомендациями ЮНВТО охватывает категорию «прочие цели» поездок. Транзит можно классифицировать в качестве цели посещения только с точки зрения въездного туризма. Существуют две основные разновидности транзитного туризма. Первая относится к авиапассажирам, в юридическом смысле не въезжающим в страну, в которой они меняют перевозчика, но по традиции считаются ее посетителями. Вторая относится к лицам, путешествующим через третью страну к месту назначения или домой. Если соответствующая поездка туристическая, то эти лица классифицируются как посетители данной страны;

образовательный туризм: поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам. В настоящее вре­мя образовательный туризм представляет достаточно перспективный и быстро развивающийся сегмент туристического рынка;

шоп-туризм: ЮНВТО выделяет его в качестве отдельного вида туризма и представляет как поездки в определенные регионы и стра­ны с целью приобретения различных товаров (часто местного произ­водства и по льготным ценам), либо для собственного потребления, либо для их перепродажи в своей стране. Типичные примеры шоп-туризма – известные «шуб-туры» в Грецию, туры в Турцию и ОАЭ с целью приобретения одежды, обуви, косметических товаров;

спортивный туризм: поездки туристов-индивидуалов или организованных групп туристов с целью занятий спортом или посеще­ния крупных спортивных мероприятий – соревнований, чемпиона­тов, олимпиад. Как правило, спортивный туризм предполагает, что потенциальными потребителями подобного рода услуг будут непрофессиональные спортсмены, поручающие организацию таких путешествий специализированным туристическим предприятиям, клубам или организациям. Путешествия профессиональных спортсменов следует относить к самодеятельному туризму.

Следовательно, спортивный туризм может реализовываться в двух основных формах.

Активная форма спортивного туризма пред­полагает непосредственное участие туриста в спортивных мероприяти­ях, походах, соревнованиях.

Пассивная форма, выделение и отнесение которой к спортивному туризму поддерживают не все специалисты, предполагает участие туристов в спортивных мероприятиях в качестве зрителей и болельщиков (в том числе фанаты).

экологический туризм: один из наиболее динамично развивающихся секторов туристической отрасли. Его годовой рост оценивается от 10–20 до 30% в год, а доля в доходах от международного туризма достигает 10–15%.

Экотуризм есть пу­тешествие с ответственностью перед окружающей средой по относи­тельно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает мягкое воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономи­ческое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности.

агротуризм (сельский туризм): большинство авторов определяют его как одну из основных форм экологического туризма. Вместе с тем это направление представляет значительный сегмент туристического рынка и имеет право на определенную самостоятельность. К агротуризму следует относить поездки отдельных туристов и организованных групп с целью отдыха в естественных или специально оборудованных сельских поселениях и комплексах, приобщения к сельскому образу жизни, познания местных традиций, обычаев, системы ведения хозяйства и природопользования.

приключенческий и экстремальный туризм: два достаточно близких направления туристической деятельности.

Приключенческий туризм – специфический вид отдыха. Его обязательные условия: по­сещение экзотических мест и занятие необычными видами деятель­ности (сплавы по рекам, дайвинг, сафари и т.д.). Элементами приклю­ченческого туризма можно считать и путешествия на необычных видах транспорта – собачьих упряжках, слонах, воздушных шарах, верблюдах.

Экстремальный туризм можно считать одной из крайних форм приключенческого туризма, но он зачастую организуется туристами самостоятельно и сопряжен с серьезным риском для здоровья и жизни туристов.


При определении места путешествия выделяют два направления туризма: специализированный и альтернативный туризм.

Термин «специализированный туризм» используется для обозначения туристов, покупающих специализированный тур и выезжающих с целью изучения специфических особенностей того или иного места, для приобретения личного опыта, сдачи спортивных нормати­вов, активного отдыха и т.п. В этом виде туризма особое внимание уделяется широкому диапазону вопросов, связанных с изучением культуры, природы места посещения, а также с профессиональными и различного вида спортивно-туристическими интересами путешествен­ников, с обязательным соблюдением правил безопасности. Это самодеятельный и спортивный туризм. В международной практике различают следующие виды специализированного туризма: приключенческий, экологический, этнический (ностальгический), деревенский, фермерский, спортивный, детско-юношеский и др.

В последнее время в связи с развитием информацион­ных сетей получает распространение альтернативный туризм, где в качестве организатора путешествий выступает не туроператор, а сам турист, путешественник, использующий рекламные материалы испол­нителей отдельных туристических услуг и заказывающий эти услуги са­мостоятельно, с помощью информационных сетей.

В зависимости от способа организации выделяют организованный и неорганизованный туризм. Ряд специалистов добавляют еще и третий вид туризма – самодеятельный. Но провести грань между самодеятельным и неорганизованным туризмом на первый взгляд достаточно сложно.

Организованный туризм подразумевает группо­вые или индивидуальные путешествия по предварительно разрабо­танным туристическим программам и маршрутам, организуемые туристиче­скими предприятиями. Туристы приобретают туры по заранее согласованным условиям и предварительной оплате.

Неорганизованный туризм – путешествия отдельных туристов или их групп без участия организации-посредни­ка, туристического клуба или секции. Туристы организуют свое путеше­ствие сами и на месте оплачивают все необходимые туристические услу­ги. Этот вид туризма крайне популярен. В Европе на него приходится до 75% всех туристических путешествий.

Особое направление – самодеятельный туризм. Это путеше­ствия с использованием активных способов передвижения, органи­зуемые туристами самостоятельно, но под руководством опытного ин­структора. Именно инструктор и активный характер перемещения позволяют разграничить неорганизованный и самодеятельный ту­ризм. К самодеятельному туризму относятся более частные его на­правления: пешеходный, водный, горный, лыжный, спелеотуризм, автотуризм, велотуризм, конный, мототуризм. Самодеятельный ту­ризм реализуется в нескольких формах. Наиболее популярные – ту­ристические походы, экспедиции в малоизученные и притягательные районы, туристические слеты и туристско-спортивные соревнования.

Важно также классифицировать туризм по основным источни­кам его финансирования. Исходя из этого критерия выделяют туризм коммерческий и социальный.

Коммерческий туризм во главу угла ставит получение туристическими предприятиями прибыли – основного источника для расши­рения и развития бизнеса. Этот вид туризма изначально ориенти­рован на потребителей с высоким и средним уровнем доходов, способных полностью оплачивать туристические расходы.

Социальный туризм можно определить как социальный туристический продукт, удовлетворяющий познавательные интересы, духовные или иные потребности людей, включая оздоровление, восстановле­ние сил, за счет разных источников финансирования, в том числе из средств, выделяемых государством на социальные нужды. В нашей стране развитие социального туризма призвано сделать более доступным отдых для наименее обеспеченных слоев населения: молодежи, пенсионеров, школьников, ветеранов войны и труда, инвалидов.

Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что они относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов, организационной форме, длитель­ности пребывания в путешествии, возрасту, транспортным средствам, времени года или сезону.

Виды туриз­ма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма – по внешним причинам и воздействи­ям, что очень важно для туристической теории и практики.

Формы туризма, выделяемые по количеству участников: индивидуальная, групповая и семейная.

Формы туризма в зависимости от происхождения туристов: внутренняя и международная.

Формы туризма в зависимости от его организации (организационные формы): паушальный (предоставление комплек­са услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур – стандартизированный, предварительно организованный ком­плекс туристических услуг. Индивидуальный тур организуется по про­грамме, составленной самим туристом.

формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важная классификация форм туризма. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; 3–5; 6–8; 9–11; 12 и более часов. Путешествия с но­чевкой можно классифицировать следующим образом: 1–3 ночи; 4–7 ночей; 8–28; 29–91; 92–365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные, однодневные, а также кратковременный туризм.

Транзитный туризм – остановки туристов по пути следования к ме­сту назначения. Однодневный туризм – туры продолжительностью в световой день, они не предполагают остановки на ночлег. Очень важная форма непродолжительного туризма – кратковременная, включающая деловой туризм и поездки на выходные дни.

Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15–24 лет); относительно молодые, экономичес­ки активные люди в возрасте 25–44 лет; экономически активные люди среднего возраста (45–64), путешествующие, как правило, без детей; пенсионеры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости от транспортных средств. Здесь различаются: авиационный, автобусный, железнодорожный, автомобильный, морской и речной.

Формы туризма в зависимости от времени года: з имний и лет­ний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает ко­лебания спроса на туристические услуги в течение года. Время, в кото­рое совершается максимальное количество поездок, называется туристическим сезоном, период спада путешествий – межсезоньем. Ту­ристические сезоны в разных регионах могут не совпадать. Следователь­но, выделяют три основные формы туризма – сезонный, межсезон­ный и круглогодичный туризм. В таблице 1.1 представлены основные критерии классификации туризма.

 

Таблица 1.1 – Основные критерии классификации туризма

Критерий Вид туризма
Число участников путешествия Индивидуальный, групповой, семейный
Регион отдыха Национальный, международный
Рынок Внутренний, иностранный
Способ организации Неорганизованный, организованный, самодеятельный (квалификационный)
Цели   Релаксационный (отдых), реабилитационный (санатор­ный), рекреационный. Или: отдых и ре­креация, лечебный, деловой (бизнес-поездки, конгрессный, инсентив-туризм), образовательный, религиозный (паломнический и познавательный), этнический, тран­зитный (по мнению ЮНВТО, сюда входят прочие цели поездок), шоп-туризм, ностальгический
Возраст Детский, молодежный, среднего возраста, третьего воз­раста, четвертого возраста
Способ передвижения Автомобильный, автобусный, водный (круизный), пешеходный, железнодорожный, авиационный, велосипедный, верховой
Род основной деятельности Деловой, познавательный, спортивный, экологический, конгрессный, приключенческий, экстремальный, сельский (агротуризм) и др.
Основные используемые природные ресурсы Горный, морской, лесной, речной, купально-пляжный, лечебный
Характер территории Континентальный, приморский, островной
Источник финансирования Коммерческий, социальный
Способ размещения туристов Гостиничного типа, негостиничного типа
Дальность поездки Ближний, дальний
Продолжительность путешествия Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный
Интенсивность туристических потоков Сезонный, круглогодичный (постоянный)

Туризм как наука – явление достаточно новое. Процесс формирования туристической науки начался всего 8–10 лет назад. Туристическая наука, переживающая свое становление, пока не имеет сформировавшегося научного аппарата иопирается на широкий спектр отраслевых знаний. В последние годы в туристической науке определились новые направления. Особенно важен опыт синтеза туристики как системной науки, имеющей собственный объект исследования – индустрию туризма, предмет исследования – рекреацию и субъект исследования – туриста. Не так давно стали появляться специальные отраслевые туристические дисциплиныэкономика туризма, рекреацион­ная география, экология туризма, биосфера и туризм, педагогика и психология туризма, менеджмент туризма, безопасность туризма, информационные технологии в туризме, рекреалогия, физическая рекреация, феноменология туризма и др. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов попытались определить связи туризма с важнейшими науками и выделить основные направления туристической теории и практики, возникшие на основе таких связей:

туризм и география, на основе взаимодействия которых сформировались география туризма, рекреационная география, туристическое страноведение, туристическое регионоведение, региональный туризм;

туризм и экономика, на основе чего возникло новое направле­ние – экономика туризма. Связи туризма и экономики в силу наибо­лее частой трактовки туризма как экономического феномена счита­ются наиболее тесными;

туризм и философия, взаимодействуя между собой, привели к возникновению таких направлений, как философия туризма, феноменология туризма и путешествий, философия гостеприимства и т.д.;

туризм и социология порождают появление ряда направлений – социология туризма, социальный туризм, социальная природа и значимость туризма;

туризм и информатика, техника, технология, взаимосвязи которых формируют важнейшие научные и практические направления: информационные технологии в туризме, техника и технология туризма;

туризм и экология, на стыке которых формируется несколько научных направлений, наиболее важные из них: туристическое природопользование, экология туризма, экологический туризм, экологическая безопасность в туризме и др.;

туризм и право – туризм, как и любые другие отрасли сферы сервиса, требует особого правового регулирования. сформировалось целое направление туристической теории и практики, туристическое право, туристическое законодательств;

туризм и психология, так как психология туристического потребления и психология туристического предложения определяют во многом характер и направления развития всего туристического бизнеса. психо­логия туризма – наиболее перспективное научно-прикладное направ­ление, получившее толчок к развитию только в последние годы;

туризм и медицина, связи подобного рода в последнее время приобрели свою значимость, так как вопросам медицины уделяется большое внимание в туристической практике. медицина в том или ином виде представлена в туристическом праве, туристическом страховании, туристичес­ких формальностях, безопасности туризма, медицинском обеспечениие туризма.

В самом упрощенном варианте существуют четыре точки зрения на туризм как явление современного мира:

туризм как отрасль экономики – совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности;

туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господству­ет туроператор, который из продукции различных отраслей и фор­мирует туристический продукт;

туризм как самостоятельный вид экономической деятельности. т.е. деятельности по обслуживанию туристов. Туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм как деятельность во время отдыха –точка зрения самих туристов. В ее основу лег факт существования наряду с коммерчес­ким туризмом – социального туризма, направленного на доступный всем слоям населения страны отдых.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под термином «туризм»?

2. Какие характерные черты присущи туризму?

3. Как широко трактовалось понятие «туризм» к концу ХХ века в связи с интеграционными процессами?

4. Каковы причины существующего многообразия определений понятия «туризм»?

5. Из всех определений туризма выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное. Постарайтесь обосновать свой выбор.

6. В чем заключается сущность системного подхода к определению туризма?

7. Перечислите основные характеристики и критерии туризма.

8. Как трактуется понятие «туризм» в Законе Республики Беларусь «О туризме» в новой редакции?

9. При развитии индустрии туризма, какие предприятия и организации работают на туризм?

10. Назовите специфические свойства туристической деятельности.

11. Перечислите основные функции туризма и укажите примеры наиболее возможных вариантов их реализации.

12. Выявите и обоснуйте основные критерии, отличающие туризм от путешествия.

13. Каково экономическое и политическое значение туризма?

14. Приведите примеры негативного и позитивного воздействия туризма.

15. По каким признакам проводится классификация туризма?

16. Какие выделяют виды и категории туризма?

17. Кратко охарактеризуйте основные виды туризма, выделяемые на основе целей путешествия.

18. С какими сложностями сталкиваются специалисты при поиске ответа на вопрос: «Кто же такой турист»?

19. Чем характерно экономическое значение туризма?

20. В чем заключается социальное значение туризма?

21. Назовите функции социального воздействия туризма.

22. Что необходимо для полного удовлетворения запросов туристов?

23. Как влияет туризм на повышение уровня жизни населения?

24. В чем заключается экологическое значение туризма?

25. В чем заключается гуманитарное значение туризма?

26. Какие функции присущи туристическому отдыху?

27. Определите место туризма в системе научного знания.

28. Как вы думаете, почему к настоящему моменту не сложилось единого мнения по поводу названия и содержания науки о туризме?

29. Какие существуют альтернативные науки о туризме?

Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 4431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.