Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика и техника проведения экскурсии




 

Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Экскурсия ведется с помощью методических приемов, которые делятся на две группы – приемы показа и приемы рассказа.

Однако в практике применяется еще более сложная классификация методических приемов: по назначению, времени и месту использования. Правильное использование методических приемов одно из основ профессионального мастерства экскурсовода и подразделяется на приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ) и приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

Главная задача методических приемов показа – обеспечение правильного, эффективного наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. Показ процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма дей­ствий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлече­ния зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определен­ной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специ­альный термин введен в обиход ученым экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экс­курсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.

Демонстрация характеризуется как публичный показ, рас­считанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представ­ляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руко­водством квалифицированного специалиста. Показ предпола­гает анализ объектов, активную самостоятельную работу экс­курсантов. Показывать значит демонстрировать предметы, пояс­нять, делать понятным, доступным то, что видят перед со­бой экскурсанты, направлять их деятельность.

Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

– самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;

– ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;

– показа под руководством экскурсовода.

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

– показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

– показать объекты, которых уже нет (сохранились толь­ко на фотографии или рисунке);

– показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

– показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;

– показать объект таким, каким он был в период описы­ваемого события.

Условия для показа.

Эффектный показ экскурсионных объектов требует опре­деленных условий. В понятие условия показа входят:

– правильно выбранные точки показа;

– время, более выгодное для показа; возможность отвлечь внимание экскурсантов от объек­тов, далеких от темы;

– использование движения экскурсантов в качестве ме­тодического прие­ма при показе объектов;

– умения и навыки экскурсовода;

– подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии. Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точ­ку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний про­цесс, который объединяет:

а) активные действия руководи­теля (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов;

б) активную дея­тельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследова­ние объектов). Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсан­там разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи – даются в конце наблюдения с целью сообщить ме­тодику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разде­лить на несколько групп:

– ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени – до наблюдения);

– направляющие внимание экскурсантов на определенный объект;

– рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения);

– разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

– выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка);

– предлагающие сделать выводы на основе своих наблю­дений.

Методический прием рассказа – услов­но принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсо­вод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных истори­ческих лиц.

Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важ­ного дополнения к этому уникальному в своем роде сочета­нию слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает человек при наблюдении объектов и пояснениями экскурсовода. В оценке роли рассказа в экскурсии ученые – экскурсионисты всегда были единодушны, независимо от различия точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории и методики. Они считали, что рассказ: является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть про­странным; нельзя допускать превращение экскурсии в лек­цию.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи:

1) ком­ментирует, поясняет, дополняет увиденное;

2) реконстру­ирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсово­да, исполненный им с соблюдением требований устной пуб­личной речи и представляющий образец монологической речи. В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам.

Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как им­провизацию, т. е. произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в мо­мент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложении факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же зна­чительным событием, которое только что произошло в жиз­ни данного города, страны.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкрет­ность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Особенность рассказа состоит в том, что он носит харак­тер монолога. В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог. При диалоге между экскурсо­водом и экскурсантами возрастает активность восприятия материала. Некоторые беседы построены на вопросно-ответном приеме, при этом вопросы задаются как экскурсоводом, так и экскурсантами. Методика придает значение связи таких понятий, как содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа.

В экскурсионной практике широко используются определения в методических приемах рассказа. Различают реальные и номинальные оп­ределения. Реальные определения раскрывают существенные признаки предмета (объекта); номинальные определения – вза­мен описания какого-либо предмета (объекта) вводится термин (имя предмета), объясняются значение термина и его происхождение (например, «Публичная распродажа имущества, когда владельцем становится тот, кто предложил более высокую цену, называется аукционом», «Скульп­турное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь называется памятником».)

При проведении экскурсии широко используются оба ви­да определений.

В экскурсии используются две формы рассказа:

повествовательный рассказ, который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходи­ли события;

реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места).

Язык экскурсовода должен отвечать определенным кри­териям. Критерий ясности – доходчивость и доступность речи для аудитории. Критерий точности – соответствие со­держания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскур­сии. Критерий чистоты речи – логически оправданное ис­пользо­ва­ние экскурсоводом языковых средств.

В практике можно обнаружить шесть особенностей рас­сказа:

– зависимость рассказа от скорости передвижения группы.

– подчиненность рассказа показу

– использование в рассказе зрительных доказательств.

– адресность рассказа.

– конкретность экскурсионного рассказа.

– утверждающий характер рассказа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.