КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика и техника проведения экскурсии
Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Экскурсия ведется с помощью методических приемов, которые делятся на две группы – приемы показа и приемы рассказа. Однако в практике применяется еще более сложная классификация методических приемов: по назначению, времени и месту использования. Правильное использование методических приемов одно из основ профессионального мастерства экскурсовода и подразделяется на приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ) и приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии. Главная задача методических приемов показа – обеспечение правильного, эффективного наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. Показ – процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета. Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход ученым экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются. Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).
Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов. Показывать – значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность. Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками. Показ в экскурсии является суммой трех элементов: – самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей; – ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»; – показа под руководством экскурсовода. Задачи показа на экскурсии состоят в следующем: – показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами; – показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке); – показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину; – показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте; – показать объект таким, каким он был в период описываемого события. Условия для показа. Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий. В понятие условия показа входят: – правильно выбранные точки показа; – время, более выгодное для показа; возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы; – использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;
– умения и навыки экскурсовода; – подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов. Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии. Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга. Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов). Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи – даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп: – ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени – до наблюдения); – направляющие внимание экскурсантов на определенный объект; – рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения); – разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения); – выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка); – предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений. Методический прием рассказа – условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц. Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своем роде сочетанию слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает человек при наблюдении объектов и пояснениями экскурсовода. В оценке роли рассказа в экскурсии ученые – экскурсионисты всегда были единодушны, независимо от различия точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории и методики. Они считали, что рассказ: является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть пространным; нельзя допускать превращение экскурсии в лекцию.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: 1) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; 2) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи. В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам. Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как импровизацию, т. е. произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в момент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложении факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же значительным событием, которое только что произошло в жизни данного города, страны. Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность. Особенность рассказа состоит в том, что он носит характер монолога. В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог. При диалоге между экскурсоводом и экскурсантами возрастает активность восприятия материала. Некоторые беседы построены на вопросно-ответном приеме, при этом вопросы задаются как экскурсоводом, так и экскурсантами. Методика придает значение связи таких понятий, как содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа.
В экскурсионной практике широко используются определения в методических приемах рассказа. Различают реальные и номинальные определения. Реальные определения раскрывают существенные признаки предмета (объекта); номинальные определения – взамен описания какого-либо предмета (объекта) вводится термин (имя предмета), объясняются значение термина и его происхождение (например, «Публичная распродажа имущества, когда владельцем становится тот, кто предложил более высокую цену, называется аукционом», «Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь называется памятником».) При проведении экскурсии широко используются оба вида определений. В экскурсии используются две формы рассказа: – повествовательный рассказ, который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходили события; – реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места). Язык экскурсовода должен отвечать определенным критериям. Критерий ясности – доходчивость и доступность речи для аудитории. Критерий точности – соответствие содержания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскурсии. Критерий чистоты речи – логически оправданное использование экскурсоводом языковых средств. В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа: – зависимость рассказа от скорости передвижения группы. – подчиненность рассказа показу – использование в рассказе зрительных доказательств. – адресность рассказа. – конкретность экскурсионного рассказа. – утверждающий характер рассказа.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |