Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие материального производства 13 страница




художественно-конструкторских решений (произведения дизайна) в качестве промышленных образцов

Объекты, защищаемые в качестве промышленных образ­цов представлены в Международной классификации промыш­ленныхобразцов.

Международная классификация промышленных образцов принята в Российской Федерации в качестве единственной си­стемы классификации промышленных образцов и предназна­чена для использования при разработке и экспертизе произве­дений индустриального и графического дизайна.

Первая часть — классификационная схема—представля­ет собой перечень классов и подклассов с перечнями, уточня­ющими объем входящих в них наименований промышленных образцов.

Вторая часть — подклассы МКПО — это алфавитный перечень рубрик— наименование изделий, относящихся к каждому подклассу. При разработке русского текстасохра-нены цифровые коды рубрик, используемые для идентифи­кации рубрик при пересмотре и совершенствовании класси­фикации.

Третья часть МКПО представляет собой алфавитно-пред-метный указатель (АПУ) названий изделий с отнесением их:к соответствующему классу и подклассу. В издании на русском языке АПУ несколько видоизменен. Он предназначен для вы-


полненйя справочной функции для использования его как пу­теводителя по второй части МКПО —подклассов.

Исследования проводимые по данной теме показали, что экспертиза промышленных образцов при осуществлении классификации заявляемых в качестве промышленных образ­цов объектов руководствуется названием объекта.

Изделия классифицируются в соответствии с их названием и в соответствии с объектом, который они представляют.

Определяющим критерием для изучения названия заявляе­мых объектов в качестве промышленных образцов экспертиза руководствуется п. 3.3 «Правиласоставления, подачи и рас­смотрения заявки на промышленный образец», ВНИИПИ, Москва, 1995 г.

Название промышленного образца должно характеризо­вать его назначение. Название промышленного образца мало­известного или нового названия должно содержать указание на область его применения.

В практике экспертизы промышленных образцов были вы­явлены случаи, при которых возникали затруднения в опреде­лений класса МКПО. Одной из причин, вызывающих такую ситуацию является, возникновение новых, ранее не заявляе­мых объектов, или совмещение нескольких функциональных свойств в одном объекте.

Одним их таких объектов может быть рассмотрена, как пример, заявка на промышленный образец «Контейнер для ценностей», № 97500326 от 25.04.97 г. — относящаяся к про­изведениям индустриального дйзаййа.

Заявленный промышленный образец «Контейнер для цен­ностей» предназначен для хранения и транспортировки цен­ностей, преимущественно для банкнот и ценных бумаг и мо­жет быть использован в любой отрасли народного хозяйства, где производятся операции с ценными бумагами.

При проведении классификации заявленного художест­венно-конструкторского решения было установлено, что МКПО кл. 19-02 включает объекты «Конторские принадлеж­ности и приспособления» и содержит ящики с перегородками для монет (С0283). Однако проведенный информационный поиск по данному классу показал, что имеются аналоги, пред­назначенные для монет и не могут быть использованы для хра­нения банкнот. Известные аналоги не могут быть использова­ны потому назначению, какое имеет заявленный объект. Исходя из определения п. 3.3.4.2 «Правил...» «аналоги про­мышленного образца —- это известные из сведений, ставших общедоступными до даты его приоритета художественно-кон-


структорские решения, относящиеся к внешнему виду изде­лия того же назначения, что и заявленный промышленный об­разец, сходные с ним по существенным признакам», аналог кроме назначения должен иметь сходные с ним существенные

признаки.

Следующим этапом определения класса МКПО у экспер­тизы возник вопрос по определению аналога, имеющего сход­ные существенные признаки ^заявленным объектам.

На основании рекомендаций данных в МКПО шестая ре­дакция, классификацию следует проводить в соответствии с назначением заявленного объекта и дополнительно в соответ­ствии с объектом, который он представляет. Примером такого определения класса может служить заявленное художествен­но-конструкторское решение внешнего вида «Лотерейного билета», заявка № 97500363 от 21.05.1997 г. — произведения

графического дизайна.

При проведении классификации заявленного художест­венно-конструкторского решения «Лотерейный билет» было установлено, что третья часть МКП (АПУ) не содержит назва­ния лотерейный билет, что не позволяет определить соответ­ствующий ему класс и подкласс.

Лотерейный билет относится к области шоу развлечений и может быть использован как инструмент, позволяющий уча­ствовать в розыгрышах призов лотерейных играх. Таким обра­зом, по назначению данный объект может быть отнесен по МКПО кл. 21 «Игры, игрушки, палатки и спортивные товары, устройства и принадлежности для массовых развлечений»

(АО 107).

В настоящее время широкую популярность приобрели в шоу развлечениях разнообразные лотереи. При этом большую роль в привлечении массовости и интереса к такому роду раз­влечений служит их организация и проведение, чему способ­ствует, помимо других моментов, красочные и оформленные на должном дизайнерском уровне лотерейные билеты.

При проведении информационного поиска при рассмотре­нии заявки на промышленный образец «Кухонный комбайн» было выявлено, что МКПО (АПУ) не содержит такого назва­ния, что не. позволяет определить класс и подкласс объекта. Рекомендации по использованию МКПО при определении класса для изделий многоцелевого назначения так же не по­зволяют исключить ошибочного выбора класса. Согласно этим рекомендациям при классификации изделий многоцеле­вого использования следует относить ко всем классам и под­классам, соответствующим каждому из предусмотренных для


них назначений. АПУ не содержит наименования кухонный комбайн, а включает лишь изделия, которые являются его со­ставной частью. Например, мешалки (миксеры) электриче­ские, овощерезки электрические, приспособления для приго­товления йогурта электрические и т. п. Класс МКПО 7 «Предметы домашнего обихода» так же не содержит в своем перечне кухонный комбайн. Практика экспертизы показала, что кухонные комбайны могут быть включены как самостоя­тельный объект в перечень класса.

В процессе исследований по данной теме было установле­но, что МКПО включает объекты, как индустриального так и графического дизайна.

Произведения архитектуры — объект правовойохраны промышленных образцов

В практике правовой охраны промышленных образцов объектов охраны могут быть произведения архитектуры.

К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение^различных объектов среды обита­ния человека, создаваемые методом дизайнерского проекти­рования.

Правовая охрана промышленных образцов относится к сфере промышленной собственности.

Термин промышленная собственность в обиходе как пра­вило воспринимается как нечто вещественное, используемое в промышленных целях, например: оборудование, сырье, зда­ния, сооружения.

С правовой точки зрения, промышленная собствен­ность — это результат интеллектуальной деятельности.

На результаты интеллектуальной деятельности, получен­ные в результате дизайнерского проектирования, в том числе и на результаты архитекруного проектирования оформляются в установленном Патентным законом Российской Федерации заявки на промышленные образцы.

В соответствии с Международной классификацией про­мышленных образцов (МКПО) к объектам архитектурного проектирования в практике правовой охраны промышленных образцов относятся следующие объекты:

— здания, различные мосты, мостовые опоры;

— дачные домики, коттеджи, киоски, беседки;


7—1012

 

 


— различные сельскохозяйственные сооружения, напри­мер: амбары, хлева;

— гаражи, бензозаправочные станции;

— спортивные сооружения, например: бассейны;

— строительные материалы и детали и элементы строите­льных конструкций и сооружений, например: кирпичи, плиты, панели, колонны, столбы, оконные проемы.

Однако, следует иметь ввиду в соответствии со ст. 6 Па­тентного закона крупногабаритные объекты архитектуры, на­пример: промышленные, гидротехнические и другие стацио­нарные сооружения вынесены из правовой охраны промышленных образцов.

Примерами регистрации названных архитектурных произ­ведений являются: патент на промышленный образец № 45132, приоритет 19.03.97 «Павильон торговый» со следую­щим перечнем существенных признаков «Павильон торго­вый», характеризующийся:

— каркасно-панельной сборкой конструкцией объема (каркас — стальной сварной, панели — профилированный алюминиевый лист);

— наличием входной двери посередине лицевого фасада и симметрично с двух ее сторон широких окон, выполненных из двойных стеклопакетов;

— наличием двери для служебного входа со стороны зад­него фасада;

— наличием двух опор в виде колонн из стальной трубы, расположенных по краям павильона перед лицевым фасадом, соединяющих стальной каркас пола с каркасом крыши;

— козырьком, выступающим по всему периметру павиль­она, образующим фризовые доски, отличающийся:

— значительно большим остеклением передней плоско­сти фасада за счет увеличения площади окон и входной двери;

— выполнением входной двери двухстворчатой, распаш­ной с разной шириной дверец;

— выполнением тамбура с установкой дополнительной входной двери;

— формой козырька, образующего над входной дверью Л-образный силуэт, переходящего в двухскатную крышу, не превышающую длину полутора метров;

— наличием окна на лицевой боковой панели, имеющей Ширину, равную половине ширины лицевых окон;


— соотношением длины, ширины и высоты павильона;

— цветовой окраской: края фризовых досок по всему пе­риметру окрашены той же краской, что и края распашных две­рец входной двери, края, окон, опоры.

И заслуживает внимание рассмотрение следующего ар­хитектурного произведения, зарегистрированного в качест­ве промышленного образца Патент на промышленный обра­зец № 45134, приоритет 30.07.97 «Жилой дом "Терем" (три варианта)» со следующем перечнем существенных призна­ков.

«Жилой дом "Терем"», характеризующийся:

— общей схемой композиционного построения — жилой дом с мансардой;

— общей схемой планировки — построение конструкции линейного характера нескольких уровней;

— силуэтным решением жилого дома за счет прямоуголь­ной конфигурации доминирующего объема здания;

— наличием двухэтажного эркера;

— наличием лоджии; f

наличием оконных проемов двух типов (больших и ма­леньких);

—наличием дверей, отличающийся:

— общей схемой планировки — построение конструкции двух уровней;

— выполнением мансарды в виде двух разнодлинных асимметрично соединяющихся под прямым углом крыш ло­манного профиля;

— выполнением эркера в виде квадратной угловой башни;

— наличием у эркера индивидуальной двухскатной кры­ши;

— наличием окон на двух центральных гранях эркера;

— наличием входа по центру фасадной стороны дома;

— 1 "вариант характеризуется вышеуказанными признака­ми;

— 2 вариант характеризуется выполнением входа в дом через эркер;

— 3 вариант характеризуется решением эркера в форме усеченной призмы, наличием на мансарде лоджии с решетча­тым ограждением, наличием на первом этаже открытой терра­сы с решетчатым ограждением и входной лестницей, наличи­ем дополнительного входа в дом с террасы.

т 195


Приведенные примеры взяты из публикации в официаль­ном бюллетене Роспатента «Полезные модели. Промышлен­ные образцы», № 2, 1999.

Таким образом, регистрация архитектурных произведений в качестве промышленных образцов обеспечивает их призна­ние государственным органом с указанием их действительных авторов.

Промышленная собственность и произведения индустриального и графического дизайна

В практике правовой охраны промышленных образцов, осуществляемой на основе Патентного закона Российской Фе­дерации, объектом охраны, как уже указывалось, является ху­дожественно-конструкторское решение изделий, создаваемых методом дизайнерского проектирования.

В настоящее время дизайн вместе с человеком — проекти­ровщиком все настойчивее проникает в процесс формирова­ния и создания различных объектов социальной среды, среды обитания.

Промышленная собственность с одной стороны —это как бы вещественные объекты (здания, материалы, оборудование предприятий и т. д.), с другой стороны — это результат интел­лектуальной деятельности человека.

В результате дизайнерской деятельности создаются охра­носпособные художественно-конструкторские решения, за­щищенные охранными документами на разновидности про­мышленной собственности, в том числе на изобретения, полезную модель, промышленный образец и товарный знак.

Для дизайна основополагающим охранным документом является патент на промышленный образец.

В качестве промышленного образца охраняется художест­венно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия, а сам материальный объект.

В «Правилах составления, подачи и рассмотрение заявки на выдачу патента на промышленный образец» названы виды промышленных образцов, которые могут быть объемными, плоскостными или составлять их сочетания.

Объемное решение — это и есть объект индустриального дизайна. Плоскостные решения — это объект графического дизайна.

Объемные промышленные образцы как практический ре­зультат индустриального дизайна представляют собой компо-


зицию объемно — пространственной структуры, например, художественное-конструкторское решение, определяющее внешний вид грузового автомобиля, ткацкого станка, торгово­го павильона и т. д.

Объемные промышленные образцы как практический ре­зультат индустриального дизайна представляет собой компо­зицию объемно-пространственной структуры, например, ху­дожественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид грузового автомобиля, ткацкого станка, торгово­го павильона и т. д.

Плоскостные промышленные образцы как практический результат графического дизайна характеризуются линей­но-графическим соотношением элементов и фактически не обладают объемом, например, рисунок ткани, топографиче­ские карты, этикетки, рисованные полоски для упаковок кт. д.

В условиях патентоспособности промышленного образца названы такие показатели особенностей заявленных объектов в качестве промышленных образцов — эстетические и эргоно­мические особенности. Именно эти особенности формируют­ся в процессе художественного конструирования и дизайнер­ской деятельности. Степень присутствия в объекте эстетических и эргономических особенностей зависит от ха­рактеристики самого объекта. Эстетические и эргономиче­ские особенности изделия названные в условиях создающих новизну промышленного образца, а эстетические особенности обуславливают признание промышленного образца оригина­льным.

Термины эстетические и эргономические свойства изде­лия в свое время были определены в системе показателей ка­чества промышленной продукции.

Термин оригинальности являлся, да и сейчас в практике осуществления дизайнерской деятельности является показа­телем эстетических свойств и характеризует своеобразие при­знаков формообразования и является по сути оригинально­стью художественного (творческого) замысла.

То, что в статье 6 Патентного закона в условиях патентос­пособности выделено подтверждение промышленного образ­ца оригинальным и выделение этого признака из состава эсте­тических особенностей продиктовано необходимостью утвердить творческий характер эстетических особенностей изделия, неразрывную творческую связь с существенными признаками промышленного образца.

Значение оригинальности заключается в том, что новизна промышленного образца закладывается и характеризуется ин-


дивидуапьностью трактовок художественного образа изделия при творческом подходе к формообразованию объекта право­вой охраны промышленных образцов.

Эргономические особенности изделия рассматриваются только в определенных изделиях, которым применимы антро-метрические особенности человека, его двигательной актив­ности, возможности и особенности функционирования орга­нов чувств человека, влияние среды обитания.

Эргономические особенности таких изделий то же под­тверждают творческую связь с существенными признаками, но при определении новизны промышленного образца. Одна­ко, степень использования экспертных методов исследования эстетических и эргономических свойств при рассмотрении за­явки на промышленный образец сугубо индивидуальны в за­висимости от назначения и характеристики изделия художест­венно-конструкторское решение которого и рассматривается.

Общность подхода дизайнера — проектировщика к ди­зайн — проекту индустриального или графического дизайна обеспечивает в дальнейшем определенное соотношение пра­вовой охраны товарных знаков и правовой охраны промыш­ленного образца.

В настоящее время для некоторых объектов, например, для объемных: бутылки, флакона, упаковки для них, для различ­ных кондитерских, парфюмерных и химических изделий, для плоскостных (объектов графического дизайна, например, эти­кетки) представляется возможность регистрации одного и того же объекта в качестве промышленного образца и в каче­стве товарного знака.

Названные объекты, относящиеся к смежным видам пра­вовой охраны, если они рассматриваются в качестве товарно­го знака и в качестве промышленного образца проверяются в одном случае на сходство, в другом на новизну по примерно одинаковым признакам:

— общее зрительное впечатление композиции;

— вид шрифта, алфавит;

— графическое написание с учетом характера букв (печат­ные, письменные, строчные);

— расположение словесных и буквенных элементов по от­ношению друг к другу, к признаку, орнаменту.

Словесная форма выражения эстетических и эргономиче­ских особенностей внешнего вида изделия, в котором реализо­вано дизайнерское решение, позволяет оценивать и разъяс­нять эстетическую значимость регистрируемого решения в качестве промышленного образца, являющееся по сути интел-


лектуальной собственностью патентообладателя, ради кото­рой и испрашивается патент на промышленный образец.

Таким образом, по сравнению с правовой охраной товар­ных знаков правовая охрана промышленных образцов утверж­дает и закрепляет за автором дизайнерского решения, относя­щегося как к охране товарных знаков, так же и к охране промышленных образцов значение заявленного объекта как творческого результата для конкретной дизайнерской деяте­льности с позиции искусствоведения. При чем изложение сущности совокупности существенных признаков в перечне соответствует методическим аспектам технической эстетики и художественно-конструкторского проектирования.

При этом следует иметь ввиду, что регистрация объекта дизайнерского творчества в качестве товарного знака не обес­печивает авторство его исполнителю. Регистрация такого объ­екта в качестве промышленного образца закрепляет за испол­нителем его авторство.

Кроме того, согласно п. 14.6 (3) «правил составления, по­дачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» в решении о регистрации товарного зна­ка перечисляются неохраняемые элементы заявленного объ­екта.

Таким образом, можно констатировать, что многие при­сутствующие художественно-графические элементы заявлен­ных объектов изъяты из охраны. В случае рассмотрения тако­го объекта в качестве промышленного образца регистрация осуществляется в полном объеме с перечислением совокупно­сти существенных признаков заявленного объекта, отобра­жённых на иллюстративных материалах.


Приложение 1

Периодизация промышленного дизайна

Вторая половина XIX в.   Осознание проблемы эстетизации машинных форм  
• Всемирная Выставка, Лондон, 1851 г.  
• Д. Рескин, У. Моррис, Романтики-реакционеры: «Назад к ремесленному производству»   • Г. Земпер, Основы учения о причинах, определяющих характер формы изделия  
Начало XX в.   Первые практические шаги промышленного дизайна  
• От модерна к функционализму: степень красоты изделия определяется степенью соответствия его формы его функции  
• Германский Веркбунд(1907)  
• Повышение качества продукции за счет симбиоза индустрии, мастерства, искусства   • П. Берепс, Создание фирменного стиля концерна АЭГ (воспитание массового вкуса)  
20-е годы XX в.   Импульс развитию современного дизайна  
• Баухауз(1919—1933), художественно-промышленная школа нового типа   • ВХУТЕМАС (1920)— ВХУТЕИП(с1926), научно-исследовательская и учебная организация  
• В. Гропиус: «искусство и техника — новое единство» • Г. Майер, основы системного подхода.социально общественная направленность   • Художники -«производственники» • Конструктивизм • Супрематизм  
• Международная выставка декоративного искусства, Париж (1925г.)  
• Первые дизайнерские подразделения в США (У.'•Д. Тиг, Н. Бел Геддес, Р. Лоуи и др.)  

 


Приложение 1 (продолжение 1)

Периодизация промышленного дизайна

30-е годы XX в.   Становление днзайнсрской практики, обобщение теоретических концепций  
    • Коммерческий дизайн Америки:   • Англия:  
    «Самая важная цель дизайна — заставить звонить кассу, выбивающую чеки». «Дизайн является хорошим в той степени, в какой он способствует сбыту». Р. Лоуи, Г. Дрейфус и др. Рациональный стайлинг— основной принцип формообразования (   Государственная политика по вопросам искусства и промышленности Г. Рид, примат искусства: «В границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику» П. Певзнер, классическая книга «Пионеры современного дизайна» (американский вариант)  
50-е— 60-е годы   Дшаин — неотъемлемая часть производства  
• Практика в США   • Организация ИКСИД (1957)  
• Распространение опыта в Европе. Японии   • Организационные мероприятия внутри стран и международные связи (Советы, Дизайн-центры, выставки, конференции и пр.)  
• Система подготовки кадров (Ульмская школа—с 1953, ДР.)  
• Томас Мальдопадо(1922): системный подход к проектированию, социалыю-гуманистическая направленность   • Создание государственной системы дизайна (художественного конструирования)в СССР — см. приложение 2 •  

 


Приложение 1 (продолжение 2)

Периодизация промышленного дизайна.

70-е— начало 80-х годов   Новая концепция американского дизайна  
Проектирование не изделия или объекта, а эффекта,  
Конструкция и функция изделия «жестко» не определяют форму изделия базы, новые материалы и технологии)   Системный подход к проектированию в связи со сложностью объектов и взаимосвязей их элементов (акцент на научно-экспериментальные аспекты)  
• Особое внимание использованию данных эргономики как в объектах сложной техники, так и в изделиях культурного и безопасность.  
• Недостаточное внимание интуитивно-художественному  
Конец 80-х— 90-е годы   Смена рынка покупок «по необходимости» рынком «эмоциональных покупок»  
• Международная концепция создания изделий удобных, надежных, пленяющих воображение и приносящих наслаждение  
оригинальной формы и отделки (единичные образцы для выставок и рекламы)   Особое внимание рекламным кампаниям. «Превратим искусство в бизнес, а бизнес в искусство»  
• Исследования по выявлению эмоций потребителей не только при эксплуатации, но и мотиваций по выбору (с упором на подсознание)  
    • Государственная поддержка дизайна в постиндустриальных странах (программы Америки, Великобритании и др. стран)  

 


Приложение 2

Периодизация истории отечественного дизайна

20-е годы XX в.   • ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН • Художники-«производственники» (экспозиции выставок, работы для театра, графика, реклама, одежда, ткани) • Работы Б. И. Арватова (1896—1940) и других идеологов пролеткульта и производственного искусства  
30-е годы   • Инженерное конструирование с элементами дизайнерского подхода (авиация, железнодорожный и городской транспорт) • Московский метрополитен как объект комплексного архитектурно-дизайнерского проектирования  
50-с годы   • АХБ Наркомата транспортного машиностроения (10. Соловьев) • Дискуссия «может ли машина быть произведением прикладного искусства» в журнале «Декоративное искусство СССР» • Начало подготовки художников для промышленности в ЛВХПУ и МВХПУ (проф. И. Вакс, 3. Быков и др.)  
Начало— середина 60-х годов   • Создание государственной системы художественного конструирования (1962): ВНИИТЭ (10. Соловьев) и его филиалы, СХКБ, подразделения в промышленности; профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях и пр. • Осмысление теоретических проблем, техническая эстетика, как наука о художественном конструировании • Иж|)ормациЬнная, пропагандистская и организационная деятельность (бюллетень, выставки, конференции, семинары) • Разработка научно-методических материалов, проектная практика • Вхождение ВНИИТЭ в ИКСИД (1965) • Деятельность Учебно-экспериментальной студии Союза художников на Сенеже с 1963 (Е. Розенблюм, К. Кантор и др-) /  

 


Приложение 2 (продолжение 1)

Периодизация истории отечественного дизайна

Конец 60-х— середина 70-х годов   • Формирование теоретической базы художественного конструирования — «аксиоморфологнческой концепции» • Методическое обеспечение проектирования и экспертной оценки потребительского уровня продукции с экстраполяцией принципов оценки на процесс проектирования • Эргономические исследования и рекомендации по учету «человеческого фактора» при проектировании • Гуманистическая социальная ориентация художественного конструирования • Функционирование организационной структуры художественного конструирования в промышленности  
Конец 70-х— начало 80-х годов   ч Осознание недостатков функционализма в формообразовании промышленной продукции, переходящего в техницизм из-за преувеличения научно— экспериментального подхода, в том числе формального использования эргономики, пренебрежение к художественно-чувственным моментам в проектировании • «Оторванность» проектных работ студии художественного проектирования Союза художников от реальной производственной базы (технология, материалы, комплектующие элементы), преобладание бумажного проектирования оформления экспозиций музеев, выставок, средовых объектов  

 


Приложение 2 (продолжение 2)

Периодизация истории отечественного дизайна

80-е годы   • Обоснование теоретической концепции системного  
XX в.   проектирования, «системного дизайна»: проектирование  
    целостно-структурных объектов в совокупности  
    предметно-пространственных систем и совершающихся в  
    них процессов деятельности  
    • Разработка методики и средств дизайн-проектирования  
    (коллективный труд ЛВХПУ «Дизайн-.очерки теории  
    системного проектирования», 1983, труды ВНИИТЭ  
    «Методика художественного конструирования.  
    Дичайн-программа» и «Средства  
    дизайн-программирования» под ред. Л. Кузьмичева,  
    В. Сидоренко и Д. Щелкунова, 1987)  
    • Расширение сферы дизайн-проектирования, вузовская  
    подготовка по новым специальностям (архитекторы —  
    дизайнеры и др.)  
    • Учреждение Союза дизайнеров СССР (1987), Союзов  
    дизайнеров республик, крупных городов. Дизайн-студии  
    Союза как альтернатива государственным службам,  
    расширение международных связей, вовлечение в  
    творческий союз широкого круга «промышленников» и пр.  
Начало   • Изменение сфер деятельности дизайнеров, новые  
90-х   организационно-экономические условия их деятельности  
годов   • Отрицание социально-гуманистических приоритетов  
    дизайна  
    • «Развал» государственной системы дизайна  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.