Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пневматических шин




ТЕХНОЛОГИЯ

Ю. Н. Никитин

 

 

 

Учебное пособие

 

Омск-2014

 

 

УДК 678-036(075.8)

ББК 24.7я73

К 90

Рецензенты:

 

И. В. Мозговой, д-р техн. наук, профессор,

профессор кафедры нефтехимических технологий и оборудования

ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»;

Вад. И. Суриков, канд. физ.-мат. наук, профессор,

профессор кафедры физики ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет».

 

Никитин Ю.Н.

Технология пневматических шин: учеб. пособие. Омск: Изд-во филиала ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского» в г. Омске, 2014.-176с.

 

 

В первой главе учебного пособия «Технология пневматических шин» даны краткие сведения о конструкциях и рабочих характеристиках шин различного назначения, а также требования к резинам, каучукам и другим материалам для их производства. Во второй главе пособия изложены особенности основных технологических процессов производства полуфабрикатов для автомобильных шин в дополнение к единой технологии производства резиновых изделий. Особое внимание уделено современному аппаратурному оформлению процесссов приготовления резиновых смесей, профилирования протекторной ленты, обработки и раскроя кордных тканей и изготовления деталей покрышки. Третья глава посвящена сборке и вулканизации покрышек, технологии ездовых камер и велосипедных шин, восстановительному ремонту шин и переработке отходов шинного производства.

Учебное пособие предназначено для будущих инженеров-технологов специальности 240502 – «Технология переработки пластических масс и эластомеров», а также для бакалавров направления подготовки 240100.62 – «Химическая технология», профиль «Технология и переработка полимеров».

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Введение 6

Глава 1. Краткие сведения о пневматических шинах и требования

к материалам для их производства 8

1.1. Конструкции пневматических шин 8

1.2. Рабочие характеристики шин 15

1.3. Краткое описание шин различного назначения 19

1.4 Требования к шинным резинам, типовые рецепты

резиновых смесей и методы их испытания 30

1.5. Материалы для изготовления шин 44

Контрольные вопросы к главе 1 56

Глава 2. Изготовление полуфабрикатов для шин 57

2.1. Приемка, складирование, хранение и предварительная

подготовка материалов 57

2.2. Приготовление резиновых смесей 65

2.3. Профилирование протекторных заготовок

и других деталей покрышек 75

2.4. Обработка и раскрой корда 84

2.5. Изготовление деталей покрышек 102

Контрольные вопросы к главе 2 108

Глава 3. Технологические процессы производства и восстановления

шин и утилизации отходов 109

3.1. Сборка покрышек 109

3.2. Формование, вулканизация и контроль качества покрышек 127

3.3. Технологический процесс производства ездовых камер 143

3.4. Технологии производства велосипедных шин 151

3.5. Технологии восстановления шин и использование отходов 163

Контрольные вопросы к главе 3 175

Библиографический список 176

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея пневматической шины родилась в 1845 году, когда Р.В. Томсон предложил использовать принцип сжатого воздуха, заключённого в эластичную оболочку, для смягчения толчков и ударов при движении. Датой рождения технологии резины считают 1850 год, когда известный европейцам с XV века натуральный каучук (НК), через 11 лет после открытия процесса его вулканизации серой (1839г), нашел применение в качестве первого природного эластомера при изготовлении галош, шин для велосипедов и других изделий. Технология пневматических шин получила особенно бурное развитие с появлением первого автомобиля (1895г), превратившись к 1900г в крупнейшую самостоятельную область потребления НК. В то время ещё не знали о полимерах, растворы НК относили к коллоидам, а их высокую вязкость объясняли ассоциацией малых молекул в крупные частицы за счет сил межмолекулярного притяжения (теория ассоциатов). Только в 1920году, после 10 лет исследований, Г. Штаудингер усомнился в теории ассоциатов, а к 1935г создал теорию цепных молекул и ввел термин «макромолекула». Кун изучил свойства макромолекул, а Гут, Джеймс и Флори развили научные представления о газовой природе упругости эластомеров (каучуков). К 50-м годам XX века сложилась наука о полимерах, положившая начало многочисленным исследо-ваниям взаимосвязи структуры вулканизационных сеток со свойствами резин.

Первые композиционные пневматические шины на основе НК состояли из протектора и каркаса, вулканизацию их ускоряли большими количествами оксидов металлов (цинка, реже свинца), а с 1906г - добавками анилина, тиокарбанилида или гексаметилентетрамина. Открытие явления усиления НК одни источники (Доннэ Дж.) относят к 1892 году, другие (Аллигер Г, Сьетун И.) - к 1912 году, но применение первого усиливающего наполнителя - канального техуглерода началось с 20-х годов. В 30-х годах с появлением на рынке дифенилгуанидина и меркаптобензтиазола началось широкое применение органических ускорителей вулканизации и массовое внедрение синтетических каучуков, а введением стеариновой кислоты снизили количество оксида цинка. С 1943 года в США началось внедрение печного техуглерода, а с 50-х годов - стереорегулярных каучуков. Из достижений XX века открытие явления усиления эластомеров техуглеродом было выдающимся, превратившим резину в уникальный конструкционный материал, который и обеспечил мировой технический прогресс не только в автомобилестроении, но и во всех других сферах человеческой деятельности, включая успехи в космосе.

В 60-е годы углеродная технология пневматических шин в конкуренции с бессерными способами вулканизации (Гиллер А., Теламон К., Догадкин Б.А. и др.) отстояла серу в качестве главного сшивающего агента, уступив алкилфенолоформальдегидным смолам лишь в рецептуре диафрагм на основе бутилкаучука для форматоров-вулканизаторов. В 80-е годы серьезную угрозу углеродной технологии шин создало на Западе мощное движение «зеленых» в защиту среды обитания человека от выхлопных газов автомобиля и продуктов износа шин, поскольку техуглерод признали опасным для здоровья человека канцерогенсодержащим материалом. В ответ на требования «зелёных» разработан органосилановый вариант технологии шин, предусматривавший полную замену активного печного техуглерода на коллоидную кремнекислоту, однако внедрён он был лишь частично – только на Западе, только в протекторе легковой шины и с сохранением 25% техуглерода. В углеродном варианте технологии техуглерод усиливает вулканизацию каучука, локализуя этот процесс в коллоидных углеродо-каучуковых частицах, что повышает функциональность и прочность узлов пространственной сетки резины. В органосилановом варианте кремнекислота становится основным усиливающим наполнителем резины, а техуглерод улучшает её диспергирование. Россия не внедрила и остановила дальнейшее продвижение этого вариагта на Восток и увеличила объёмы производства техуглерода по технологии, экологически опасной для человека, что позволило западным фирмам за счет этого ещё больше сократить его производство. Выгодно ли это России – покажет будущее.

Композиционные шины обоих вариантов углеродной технологии имеют свои плюсы и минусы и мало различаются между собой, уступая по показателям качества новым более экологичным и безопасным в эксплуатации полиуретановым литьевым шинам. Литьевые технологии позволяют получать шины любой окраски, подбираемые под цвет автомобиля, и не нуждаются в энергоёмких процессах смешения и вулканизации. Они практически готовы к внедрению, но это требует больших затрат. Поэтому оба варианта углеродной технологии шин пока продолжают успешно развиваться, и начало процесса их замены на литьевые технологии предсказать невозможно.

Новая концепция развития автомобильной промышленности России привела к увеличению выпуска автомобилей почти в три раза, что влечёт за собой рост поставок шин на их комплектацию. При этом доля устаревших автомобилей сократилась с 50 до 30%. Структурные изменения в ассортименте продукции выражаются в опережающем росте выпуска легковых шин, а в составе грузовых – легкогрузовых и крупногабаритных. С ростом грузоподъёмности и скоростей движения автомобилей растут требования автомобилестроителей к качеству шин, которые удовлетворяются путем перехода на выпуск шин радиальной, бескамерной и цельнометаллокордной конструкций. Это сопровождается повышением качества применяемых материалов и реконструкцией технологических процессов, которая проходит в условиях жесткой конкурентной борьбы за выживание на мировом рынке.

В последние годы происходят грандиозные качественные изменения отечественной технологии шин в направлении автоматизации технологических процессов и модернизации оборудования. С автоматизацией операций приёмки и складирования материалов, дозирования и подачи их в производство, с освоением подвесных толкающих конвейеров и герметичных пневмосистем транспорта, высотных стеллажных складов и складских штабеллеров резко сократилась доля ручного труда. С применением резиносмесителей большой единичной мощности и смесителей непрерывного действия, червячных машин холодного питания и их агрегатов, автоматизированных сборочных станков и многопозиционных вулканизаторов покрышек резко повысилось качество и прецизионность пневматических шин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.