Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы задач поиска в Интернет




Одной из актуальных задач современного читателя, работающего с электронным документами в Интернете, является поиск нужного документа. Несмотря на обилие поисковых систем, иногда найти то, что действительно требуется, бывает очень сложно.А ведь быстрый поиск нужного почти наполовину определяет успешность выполнения учебного или познавательного задания.

В данном параграфе постараемся разобраться, как сделать поиск электронного документа эффективным.

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь надо разобраться: для чего мы хотим найти некую информацию. В общем виде возможны 3 варианта: чтобы иметь представление (быть в курсе последних событий, подходов, взглядов и пр.), чтобы знать (получить конкретные знания, выполнить работу и т.д.), чтобы научиться чему-то (решить конкретную практическую задачу, сформировать навык и пр.).

Далее в зависимости от цели поиска определяем: где искать.

Возможные варианты поиска отражены на рис.18.

 

Рис. 18. Варианты поиска электронных документов в зависимости от задачи

 

Рассмотрим часто встречающиеся учебные задачи студентов по психолого-педагогическим дисциплинам и способы их решения с привлечением электронных документов:

1. Найти ответ на конкретный вопрос (требующий воспроизведения знаний и требующий применения творческого подхода).

2. Выписать определение термина.

3. Выполнить контрольную работу (конкретное практическое задание или обзор научных подходов).

4. Подготовить ИНТЕРЕСНОЕ оригинальное воспитательное или учебное мероприятие.

5. Составить список литературы для контрольной, реферата, курсовой, дипломной работы.

6. Подготовить реферат, курсовую, дипломную работу

 

1-я задача: найти ответ на конкретный вопрос (требующий воспроизведения знаний и требующий применения творческого подхода)

Для решения этой задачи возможны 2 подхода: самостоятельный поиск (через введение ключевых слов в поисковые системы и просмотр соответствующих Интернет-страниц) и использование виртуальных справочных служб библиотек или иных сайтов (просмотр архивов вопросов и ответов, введение своих вопросов и получение готовых ответов). Подробно информация о виртуальных справочных службах представлена на стр. 61-62.

 

2-я задача: выписать определение термина

Решение это задачи эффективно при использовании сайтов словарей, справочников, энциклопедий. Для определения терминов по педагогике и психологии полезными будут сайты, представленные в таблице 11.

Таблица 11

Полезные сайты справочной информации по педагогике и психологии

 

Адрес Название портала (сайта) Недостатки Достоинства
http://psylist.net/slova/psy/?id_slovar=4267 Все словари Мало ссылок на авторов, мало статей Удобный поиск
http://www.vseslova.com/pedagog Все слова Долго грузится Большие статьи
http://ru.wikipedia.org/wiki Википедия   Нет уверенности в достоверности и полноте статьи Много разнообразной информации, ссылки на другие источники
http://glossary.ru Глоссарий.ру - Представлены синонимичные термины, любопытная систематизированная карта терминов, в том числе связанных между собой
http://krugosvet.ru/taxonomy/term/34 Энциклопедия Кругосвет Неудобная навигация, краткие термины, слишком много персоналий Большие подробные статьи, ссылки на источники
http://mirslovarei.com Мир словарей Очень небольшой подбор статей -
http://sbiblio.com/biblio Российский гуманитарный Интернет-университет - Формирует библиографические списки из базы, дает всевозможные статьи из разных словарей
http://psi.webzone.ru Психологический словарь Мало относящиеся к термину иллюстрации Очень кратко
http://psychology.net.ru/articles/content/dictionary.html Мир Психологии Очень краткие статьи Долго грузится Есть ссылки на некоторых авторов
http://www.otrok.ru/teach/enc/index.html Педагогическая энциклопедия Не очень хорошая оцифровка Большие статьи, ссылки на источники (не осень новые)
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=22160 Словарь педагогического обихода Pdf, неудобно искать, краткие статьи -
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=28673 Словарь терминов по общей и социальной педагогике Pdf, неудобно искать, краткие статьи -
http://dic.academic.ru Академик Статьи короткие Дает статьи из многих словарей

 

3-я задача: выполнить контрольную работу (конкретное практическое задание или обзор научных подходов)

Можно использовать виртуальные справочные службы (подробнее см. стр. 61-62).

Можно обратиться к «коллективному разуму» на всевозможные форумы, просматривая архивы или задавая свои темы, вопросы.

Для получения общей картины (обзор научных подходов) по интересующему вопросу рекомендуется через поисковые системы искать тематические сайты, созданные как профессионалами, так и любителями.

Нередко на сайтах электронных периодических изданий публикуются добротные исторические и предметные обзорные статьи маститых ученых или аспирантов (докторантов, научных сотрудников).

Весьма оригинальным и нередко эффективным подходом можно считать использование поиска через Интерент в разделе «картинки». Часто там помимо «мусора» отражаются схемы, таблицы, рисунки, которые при беглом просмотре позволяют определить дальнейшие направления поиска. Важное условие – в поиске надо задавать словосочетание, состоящее не больше, чем из 4-х слов.

 

4-я задача: подготовить ИНТЕРЕСНОЕ оригинальное воспитательное или учебное мероприятие

Можно использовать готовые разработки уроков, воспитательных дел, этических бесед и т.д. Для работников системы образования существуют бесплатные сервисы, которые содержат интересные тематические подборки статей, разработки уроков и внеклассных мероприятий и пр. Наибольшего внимания заслуживают ресурсы:

ü Фестиваль педагогических идей (сервис газеты «Первое сентября» (http://festival.1september.ru/),

ü Тольяттинский портал учителям начальной школы (http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php),

ü сайт образовательной системы «Школа 2100» (http://www.school2100.ru/pedagogam/vdru),

ü сайт «В помощь – учителю» (http://school-ppt.3dn.ru),

ü «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru).

Можно использовать Youtube.com для сбора оригинальных видеоидей, для этого в строке поиска следует сформулировать ключевое слово или словосочетание и просмотреть видео.

 

5-я задача: составить список литературы для контрольной, реферата, курсовой, дипломной работы.

Первый шаг, о котором забывают многие студенты, – спросить у преподавателя, давшего задание, посоветовать авторов или источники по теме.

Чтение 1-3-х книг из предложенных облегчает решение задачи составления списка литературы или поиска других источников. Изучение всего одной книги дает общее представление о том, что еще читать, и способно сформировать представление о круге чтения, авторов по теме. Рассмотрим вариант, когда студент знает основных авторов (см. рис.19).

 

 

Рис. 19. Алгоритм поиска литературы по теме (при условии знания ведущих авторов, выделения ключевых слов, достаточного времени)

 

Данный способ очень надежный, но очень трудоемкий и совершенно неприемлемый для читателей, слабо подготовленных к самостоятельной читательской деятельности, имеющих маленькую подготовку по подготовку по предмету.

Михнова И.Б. [1] отмечает, что в последние годы многие библиотеки предоставляют услуги по выполнению разных запросов пользователей, появились так называемые виртуальные справочные службы. Ответ «виртуального библиотекаря» может выдаваться через:

А) электронную почту;

Б) заполнение сетевой формы на сайте библиотеки;

В) чаты (обеспечивается режим живого общения);

Г) видеоконференции

Д) голосовой Интернет

Виртуальные справочные службы различаются между собой тем, какую информацию используют для ответа читателю. Часть их них использует поиск информации из сети Интернет. Другие - через библиографические списки. Обычно они бесплатны, но требуют регистрации.

Внешне работа таких служб выглядит так: пользователь задает вопрос – любой или только относящийся к библиографии. В течение одного дня на соответствующей странице появляется ответ. Можно просматривать архив вопросов и имеющихся на них ответов. В большинстве случаев предлагается 2 уровня: «гость» (может просматривать архив) и «пользователь» (может просматривать архив и задавать свои вопросы). Имеются ограничения на количество заданных вопросов от одного пользователя, большие списки литературы (более 10-ти готовятся за деньги) и т.д.

Интересные и значимые порталы и сайты, имеющие виртуальные справочные службы или аналогичные сервисы:

Российская национальная библиотека (http://library.ru/help) – помогает подобрать необходимые книги для темы реферата, курсовой, диплома;

Портал «Грамота» (www.gramota.ru) – связан с ответами на вопросы, касающиеся русского языка (произношение, склонение, ударение, правописание и т.д.).

Далее предложен перечень сервисов, аналогичных Российской национальной библиотеки:

http://korunb.nlr.ru/query_form.php

http://library.tversu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63&Itemid=81

http://biblioteka.r52.ru/question

http://www.igpu.ru/biblioteka/virtualnaya%20spravka

http://www.tagillib.e-tagil.ru/res_and_serv/virt_spravka/?PAGEN_1=7

http://www.ol-cbs.ru/component/faq/questions/17.html

http://new.vsgao.com/resursi/biblioteka/virtualnaya%20spravka

 

Многие сайты и крупные развлекательно-информационные порталы привлекают своих пользователей услугой «Вопрос-ответ» (yandex.ru, google.ru, mail.ru и т.д). Иногда там встречаются толковые ответы, но чаще сервис используется для развлечения, шуток, злословия.

Если возникает проблема правильного оформления списка литературы, то здесь может помочь Национальный информационно-библиотечный центр «Либнет» (www.nilc.ru), где представлены методические материалы, позволяющие создать библиографическую запись на любой вид документа.

 

6-я задача: подготовить реферат, курсовую, дипломную работу

Для решения этой задачи необходимо уточнить список литературы, ключевые термины, составить представление о ведущих теориях, взглядах, точках зрения, подходах, а для этого решить все задачи, которые рассмотрены выше.

ë НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ пользоваться сайтами готовых рефератов, контрольных, так как в них, во-первых, они подвергают соблазну взять готовое и ничего не читать самому. Во-вторых, в них часто содержатся фактически ошибки, искажения теорий известных авторов. В-третьих, некоторые преподаватели и кафедры допускают работу к защите только после проведения ее через программу «Антиплагиат». Все готовые работы есть в базе этой системы, и ваше «произведение» просто не будет допущено к защите.

Список основной литературы:

1. Михнова И.Б. Поручи поиск человеку: виртуальные справочные службы в современных библиотеках. М., 2005

2. Панкова Е.В. Интернет в библиотечной работе: технологии и методы исследования. Лекции 5-8. М., 2009

3. Панкова Е. В. Электронное библиографическое пособие. М., 2008

 

Список дополнительной литературы:

1. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание читателей в электронной среде // Электронные документы: создание и использование в публичной библиотеке. СПб., 2007

2. Матвеева И. Наше общее пространство [Электронный ресурс] / И. Матвеева // Библиотека в школе. – 2005. – № 12. – Режим доступа: http://lib.1september.ru/2005/12/3.htm

 

Задания для самостоятельной работы

 

ì Задание 1. Найдите в Интернет текстовые файлы (книги или статьи), различающиеся по способу оплаты.

ñ Задание 2. К какому виду по способу оплаты относятся текстовые файлы с сайта В.В. Кудрявцева: генерируемые, сводные, смешанные?

ñ Задание 3. Выйдите на сервер учебно-методического обеспечения Тверского государственного университета. Какую информацию он предоставляет?

ù Задание 4. Проведите сравнительный анализ электронных ресурсов Флогистон (www.flogiston.ru) и Куб(http://www.koob.ru): количество предоставляемых текстов, удобство поиска, содержательность, скорость загрузки, нагрузка лишней информацией и рекламой.

ì Задание 5. Пользуясь сайтом библиотеки Гуманитарного Интернет-университета (http://sbiblio.com/biblio), определите, есть ли у них текст статьи Л.С. Выготского «Педагогическая психология»?

ñ Задание 6. Воспользуйтесь любой виртуальной справочной службой, чтобы найти ответ на вопрос: какую литературу следует прочитать по темам - «Влияние разных игрушек на развитие ребенка-дошкольника», «Влияние шума на организм человека» или свою интересующую тему.

ù Задание 7. Сравните ресурсы для системы образования: Фестиваль педагогических идей ((http://festival.1september.ru/) и Тольяттинский портал учителям начальной школы (http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php): количество предоставляемых текстов, удобство поиска, содержательность, скорость загрузки, нагрузка лишней информацией и рекламой.

 

· Вопросы для самопроверки:

1. Какие виды электронных документов можно встретить в Интернет?

2. Какие выводы для себя вы можете сделать, если поисковая система предлагает вам документы в разных форматах: html, doc, txt, pdf, djvu?

3. Какие достоинства и недостатки Вы можете назвать у текстовых файлов, находящихся в свободном доступе?

4. Чем различаются электронные периодические издания? Какие виды можно выделить?

5. Какие типы задач поиска в Интернет Вы можете назвать?

6. Какие Интернет-ресурсы следует просмотреть в первую очередь, чтобы решить задачу «иметь представление»?

7. Какие Интернет-ресурсы следует просмотреть в первую очередь, чтобы решить задачу «получение точной конкретной информации»?

8. Какие Интернет-ресурсы следует просмотреть в первую очередь, чтобы решить задачу «научиться чему-то конкретному»?

9. Какие сайты справочной информации по педагогике и психологии вы знаете?

10. Что такое виртуальная справочная служба? Какие запросы она выполняет?

11. Почему не рекомендуется пользоваться сайтами готовых рефератов, контрольных при подготовке рефератов, курсовых и пр.?


Заключение

«Чтение для ума – то же,

что физические упражнения для тела»

Джозеф Аддисон

 

Ценной традиций отечественной системы образования является использование разработанной методики формирования читательской деятельности обучаемого. Наиболее целостно такая методика разработана для начальной школы, поскольку эта ступень обучения закладывает основы учебной деятельности. В отечественной методике, педагогике и психологии (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кудина Г.Н., Ладыженская Т.А., Новлянская З.Н., Матвеева Е.И. и др.) принято выделять 3 группы технологий работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. Некоторые авторы (Иванова В.П.) говорят от 4-х стратегиях работы с текстом: 1) диалог, 2) компрессия (сжатие) текста, 3) стратегия моделирования, 4) стратегия систематизации. Приемы использования указанных технологий рассмотрены в настоящем пособии.

Компетентностный подход современной системы образования абсолютно на всех ступенях обучения (от начальной школы до вуза и послевузовского образования) открывает возможность для решения острой задачи формирования ряда общекультурных компетенций.

Одной из наиболее слабо сформированной и требующей много времени и сил обучаемого является компетенция, которая, например, в федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования звучит так: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1).

Именно умение работать с текстом, владеть разными технологиями и приемами интерпретации является показателем сформированности данной компетенции, которые следует проверять и формировать по четко выделенным признакам. Опыт работы автора настоящего пособия по разным педагогическим и психологическим дисциплинам позволяет представить ориентировочные показатели ее сформированности для входного и итогового контроля по дисциплине. Очевидно, для студентов вуза эти показатели являются необходимым минимумом. Итак, для входного контроля ими станут:

· на уровне знаний:

v знание отличительных признаков сайтов рефератов и первоисточников;

v понимание большей информационной значимости сайтов первоисточников.

 

· на уровне умений:

v оформление предложенных данных (числовых или текста) в виде таблицы (диаграммы, гистограммы);

v запись и представление схематично основной мысли предложенного научного текста;

v конспект.

· на уровне владения:

v оформление библиографической карточки на предложенный источник информации;

v поиск слова в словаре.

 

Для итогового уровня после изучения дисциплины минимальными показателями сформированности общекультурной компетенции ОК-1 очевидно станут:

· на уровне знаний:

v перечисление от 2-х до 5-ти периодических изданий, отражающих основные проблемы изучаемой дисциплины (бумажных и электронных);

v перечисление основных терминов, усвоенных в ходе изучения дисциплины;

v перечисление от 5 до 8 фамилий ведущих ученых-авторов, публикации которых отражают основные проблемы изучаемой дисциплины, указание основных 1-3-х публикаций каждого автора.

· на уровне умений:

v постановка «толстых» и «тонких» вопросов по конспекту;

v построение предложений с пропущенными словами по прочитанному тексту;

v сравнение информации, полученной из разных источников;

v выбор и построение иерархии из предложенных источников информации по дисциплине (по надежности сведений, по новизне и пр.);

v формулировка собственных выводов по проблеме с опорой на собственные записи;

v пробы собственных сил в разных научных и научно-популярных жанрах.

· на уровне владения:

v использование в устных и письменных ответах термины (перечень терминов необходимых для усвоения, преподавателю следует определить, исходя из содержания ООП).

Автор выражает надежду на то, что данное пособие станет для преподавателей и студентов полезной методической разработкой, которая позволит эффективно оперировать профессиональной и учебной текстовой информацией в современном мире Большого Информационного Хаоса.


 

Приложение 1 Мерлин В. С.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕМПЕРАМЕНТА
    (Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3—18) http://www.psychology.ru/library/p002.stm

 

Несмотря на то, что темперамент — один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строгого определения понятия "темперамент". В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту очень различные особенности <...>

Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще Бэн (1866) считал темпераменты "ненужной традицией старой и нелепой выдумки". А. Ф. Лазурский (1917), соглашаясь с Бэном, утверждал, что "учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век".

Итак, при разработке теории темперамента мы не можем исходить из какого-либо определенного понятия, обоснованного всеми предшествующими исследованиями. Понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психических особенностей <...>

Наша исходная точка зрения заключается в следующем. Так как психика—свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента—это их обусловленность свойствами нервной системы.

Об индивидуальных свойствах нервной системы мы можем судить только по индивидуальным особенностям нервной деятельности. В настоящее время в физиологии наиболее глубоко разработанной теорией нервной деятельности является теория условных рефлексов. В ней показателями свойств нервной системы служат индивидуальные особенности различных фазических условных рефлексов, т. е. сравнительно кратковременных реакций в ответ на раздражитель. Определенные комбинации этих свойств у И. П. Павлова характеризуют общий тип нервной системы. Естественно поэтому, что при настоящем уровне наших знаний, если какие-либо индивидуальные психические свойства коррелируют с индивидуальными особенностями фазических условных рефлексов, то это один из надежных отличительных признаков свойств темперамента.

Это, однако, не значит, что психические свойства, коррелирующие с какими-либо другими индивидуальными особенностями нервной деятельности, не относятся к свойствам темперамента. Уже в работах нашей лаборатории было обнаружено, что некоторые индивидуальные психические свойства коррелируют не только с индивидуальными особенностями фазических условных рефлексов, но и с индивидуальными особенностями условных функциональных состояний, или, иначе, условных тонических рефлексов. В такого рода особенностях тоже проявляются индивидуальные свойства нервной системы, и потому коррелирующие с ними психические свойства тоже являются свойствами темперамента. Если бы в будущем обнаружилось, что, помимо условных рефлексов, имеются и другие индивидуальные особенности нервной деятельности, в которых проявляются свойства нервной системы, допустим, особенности биоэлектрической деятельности, то мы вправе были бы отнести к свойствам темперамента те психические свойства, которые с ними коррелируют.

Точно так же в результате физиологических исследований может значительно измениться первоначальное павловское представление как об основных свойствах нервной системы, так и о комбинации этих свойств, характеризующих общий тип нервной системы. Факты, установленные в лабораториях П. С. Купалова и Б. М. Теплова, уже сейчас требуют таких изменений. Однако принципиальное значение указанного основного отличительного признака темперамента при этом нисколько не изменяется. Другими словами, конкретное содержание этого признака целиком определяется уровнем наших знаний о физиологии нервной деятельности.

Логично предположить, что свойства нервной системы, как и свойства любой другой физиологической системы, зависят от свойств организма в целом. Поэтому и свойства темперамента в конечном счете зависят от свойств организма в целом. Но эта зависимость имеет более косвенный и опосредствованный характер, тогда как зависимость темперамента от свойств нервной системы—прямая и непосредственная <... >

Однако обусловленность общим типом нервной системы сама по себе взятая, не может быть отличительным признаком темперамента С материалистической точки зрения не существует вообще таких психических явлений, состояний и деятельностей, которые не зависели бы от работы коры больших полушарий, а следовательно, не существует таких психических свойств, которые не зависели бы от физиологических свойств коры больших полушарий, т. е от общего типа нервной системы <...>

Специфические отличия свойств темперамента можно видеть лишь в характере этой нервно-физиологической обусловленности Свойства темперамента, по-видимому, более непосредственно и более однозначно зависят от общего типа нервной системы, чем какие-либо другие индивидуальные психические особенности. Выражается это в том, что темперамент зависит только от общего типа нервной системы При этом от определенного общего типа нервной системы зависит определенный и только один тип темперамента

Между тем динамические черты интересов, черты характера и другие свойства личности зависят не только от типа нервной системы, но и от других физиологических условий, например функционального состояния нервной системы, системы условно-рефлекторных связей, различных физиологических механизмов и т п

Таким образом, однозначная зависимость темперамента от типа нервной системы имеет очень важное эвристическое значение в психологическом исследовании <... >

Общий тип нервной системы, по Павлову,—это конституциональный тип. Хотя свойства общего типа и изменяются прижизненно, но (как обусловленные конституционально) изменяются очень медленно и лишь в ограниченных пределах Поэтому к свойствам темперамента мы вправе отнести такие психические свойства, которые сохраняются на протяжении длительного отрезка жизни и изменяются лишь медленно и постепенно <...>

Хотя конституциональная обусловленность общего типа нервной системы является основной существенной причиной устойчивости и постоянства темперамента, она не может служить отличительным признаком темперамента <...>

Общим типом нервной системы обусловлен не только темперамент, но и пороги ощущений (Небылицын), формальные особенности мотивации, черты характера. Разница между свойствами темперамента и другими индивидуальными психическими особенностями может заключаться только в том, как на основе таких взаимосвязей антенатальных условий и условий жизни и деятельности складывается та или иная группа индивидуальных психических особенностей. Но этот вопрос может быть решен только в результате конкретного исследования <...>

В новейшее время делались неоднократные попытки относить индивидуальную особенность к свойствам темперамента на основе корреляции с конституциональными признаками организма, это вовсе не обозначало бы, что эти свойства обусловлены только конституционально. Антенатальные условия могут в той или иной степени влиять также и на те психические свойства, которые возникают лишь при наличии определенных условий развития и воспитания, придавая этим свойствам специфическое, индивидуальное своеобразие.

Таким образом, конституциональная обусловленность общим типом нервной системы не может служить отличительным признаком свойств темперамента.

Так как общим типом нервной системы обусловлены не только свойства темперамента, но и другие индивидуальные психические особенности, отличительные признаки темперамента должны быть не только нервно-физиологическими, но и психологическими. Эти признаки должны быть функциональными. Нужно, чтобы свойства темперамента выполняли такую же функцию в психической деятельности, какую выполняют свойства общего типа нервной системы в физиологической деятельности мозга.

Общий тип нервной системы играет регулирующую роль в высшей нервной деятельности. От свойств общего типа зависит динамика всех условно-рефлекторных процессов. Поэтому и свойства темперамента, поскольку они обусловлены общим типом нервной системы, должны играть такую же регулирующую роль в психической деятельности. От них должна зависеть динамика всех психических процессов Какие индивидуальные и психические свойства выполняют такую функцию? Прежде всего, это индивидуальные особенности эмоций и воли.

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли Поэтому в конечном счете они определяются соотношением эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение (красис) и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они. <...>

Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь достаточно устойчивые и постоянные индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, сохраняющиеся на протяжении длительного отрезка жизни Что касается индивидуальных особенностей в динамике протекания эмоционально волевых процессов, то есть некоторые данные, показывающие, что они впервые проявляются в раннем детстве и сохраняются на протяжении длительного периода жизни. Следовательно, их мы вправе отнести к свойствам темперамента. Точно так же и некоторые эмоциональные состояния типа настроения и аффективного гона, как например бодрое и тревожное настроение, впервые наблюдаются в раннем детстве и сохраняются на протяжении длительного периода жизни.

Однако определенное содержание чувств, как, допустим, надежда, или оптимистическое или пессимистическое настроение, или доброта и злобность и т. п., очень гибко изменяется в процессе восприятия в зависимости от мотивов деятельности. Точно так же индивидуальные особенности в направлении волевой деятельности, в содержании целей и мотивов сравнительно быстро и гибко изменяются в зависимости от объективной ситуации и объективных условий жизни и деятельности. Поэтому мы не вправе отнести их к особенностям темперамента.

Индивидуальные особенности эмоционально-волевых процессов, характеризующие темперамент, вопреки традиции, идущей от Канта, нельзя сводить только к скорости и силе эмоционально-волевых процессов. Круг этих особенностей должен быть значительно расширен в соответствии с основными свойствами общего типа высшей нервной деятельности.

В соответствии со свойствами возбудимости нервной системы мы должны различать нс только эмоциональную возбудимость, но и возбудимость усилия воли. Она определяется степенью значимости и длительностью тех раздражителей, которые необходимы для возникновения волевого усилия. При этом в соответствии с основными направлениями волевой деятельности мы можем различать возбудимость воли, направленной на вызов действия, и возбудимость воли, направленной на торможение действия.

В соответствии с силой нервных процессов мы должны различать не только силу эмоций и чувств, но и интенсивность волевого усилия. Она определяется интенсивностью действий, регулируемого усилием воли. И здесь мы также можем различать интенсивность усилия воли, направленного на вызов и на задержку действия.

Кроме того, к числу особенностей динамики эмоциональных и волевых процессов мы можем отнести устойчивость эмоций или волевого усилия или их изменчивость и неустойчивость, плавность или резкость их изменения <...>

Но динамика психической деятельности определяется не только индивидуальными особенностями эмоционально-волевой сферы. Некоторые интеллектуальные особенности тоже играют существенную роль в такой регуляции. Таковы, например, возбудимость и сила ощущений, сосредоточенность, устойчивость, отвлекаемость и переключение внимания, скорость запечатления и легкость мобилизации образов памяти (скорость воспроизведения), быстрота и гибкость ассоциативных процессов. Все эти особенности интеллектуальной сферы не только характеризуют течение собственно интеллектуальных процессов, но и в большей степени влияют на всю динамику психической деятельности. Поэтому на тех же основаниях мы вправе отнести их к свойствам темперамента <...>

Одна и та же особенность в общей динамике психической деятельности может быть присуща людям совершенно различного темперамента, но при этом она приобретает совершенно различную психологическую характеристику, так как зависит от различного соотношения свойств темперамента. Так, например, порывистость свойственна людям различного темперамента, но у одних она связана с относительно малой по сравнению с эмоциональной возбудимостью—возбудимостью усилия воли, направленного на торможение, а у других она связана с относительно большей силой эмоций (страстностью) по сравнению с силой воли, направленной на торможение.

Таким образом, отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение (красис), характеризующее тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику.

Итак, мы имеем необходимые основания для того, чтобы отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые: 1) регулируют динамику психической деятельности в целом; 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3) имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь перечисленными признаками, мы можем с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

Что отличает свойства темперамента от мотивов и отношений личности и черт характера?

Динамика психической деятельности зависит не только от темперамента, но и от мотивов, отношений личности и черт характера. Так, например, сдержанность человека может объясняться мотивом долга, отношением человека к труду, дисциплинированностью. Однако, в отличие от темперамента, мотивы, отношения и черты характера обусловливают определенные особенности динамики лишь в определенных типических обстоятельствах. Сдержанность, обусловленная перечисленными выше свойствами личности, проявляется лишь в ситуации трудовой деятельности по выполнению задания, имеющего общественное значение. Между тем свойства темперамента обусловливают определенные особенности динамики в различных ситуациях, не имеющих какого-либо типического сходства по содержанию. Сдержанность как свойство темперамента может проявиться и в трудовой, и в игровой ситуации, и при наличии, и при отсутствии каких-либо нравственно-правовых норм, требующих сдержанности.

Типическое объективное содержание ситуаций, в которых протекает деятельность человека, полностью определяется объективными условиями и изменяется в зависимости от них. Поэтому, в отличие от свойств темперамента, мотивы отношения личности и черты характера могут и не сохраниться на протяжении длительного отрезка жизни.

Свойства темперамента не только определяют динамику психической деятельности в целом, но и характеризуют динамику какого-либо одного или нескольких психических процессов в отдельности. Например, эмоциональная возбудимость, сила и устойчивость эмоций характеризуют динамику эмоциональных процессов. Интроверсия и экстраверсия характеризуют динамику не только эмоциональных, но и интеллектуальных процессов. А мотивы, отношения и черты характера, хотя точно так же обусловливают динамику психической деятельности в целом, характеризуют не динамические свойства отдельных психических процессов, но поведение человека в целом в определенной ситуации. Тем самым они характеризуют отношение к определенной типической ситуации.

Чем отличается темперамент от способностей? Способности, так же как и темперамент, характеризуются целостным единством взаимообусловленных качественных особенностей отдельных психических процессов; восприятия, памяти, мышления. Среди этих особенностей существенное значение имеют и особенности, характеризующие динамику психической деятельности. Но при характеристике способностей эти особенности всегда рассматриваются лишь в отношении продуктивности, успешности деятельности. Оценка продуктивности, успешности деятельности — необходимый, основной момент при выделении любой индивидуальной особенности как элемента способностей. Между тем при характеристике темперамента индивидуальные психические особенности рассматриваются вне всякой связи с продуктивностью деятельности. Оценка значения какой-либо особенности для успешности деятельности совершенно несущественна для выделения ее в качестве свойства темперамента. Из сказанного вместе с тем вытекает, что некоторые особенности в динамике психических процессов могут рассматриваться в двояком аспекте: и как свойства темперамента, и как способности.

По сравнению с отношениями личности, чертами характера и способностями особенности динамики психической деятельности представляются как формальные потому, что при одних и тех же динамических качествах, например эмоциональной возбудимости или устойчивости эмоции, возможны очень различная направленность личности, различные черты характера, различные специальные и общие способности.


Приложение 2 Леви-Брюлль Л. Первобытное мышление
    Леви-Брюлль Л. Первобытное мышление / Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140 http://sbiblio.com/biblio/archive/levi_pervmyshl/

"Первобытное мышление" является выражением, которым очень часто пользуются с некоторого времени. Быть может, небесполезно будет напомнить здесь в нескольких словах, что я разумею под "первобытным мышлением".

Выражение "первобытное" является чисто условным термином, который не должен быть понимаем в буквальном смысле. Первобытными мы называем такие народности, как австралийцы, фиджийцы, туземцы Андаманских островов и т. д. Когда белые вошли в соприкосновение с этими народностями, те не знали еще металлов, и их цивилизация напоминала общественный строй каменного века. Отсюда и взялось название первобытных народов, которое им было дано. Эта "первобытность", однако, весьма относительна. О первобытном человеке в строгом смысле слова мы ровно ничего не знаем. Поэтому следует иметь в виду, что мы продолжаем пользоваться словом "первобытный" потому, что оно уже вошло в употребление, что оно удобно и что его трудно заменить.

Как бы там ни было, уместно будет предостеречь читателей против недоразумений, которые часто возникают несмотря на мои разъяснения. Выражение "пралогическое" переводят термином "алогическое" как бы для того, чтобы показать, что первобытное мышление является нелогическим, т. е. неспособно осознавать, судить и рассуждать подобно тому, как это делаем мы. Очень легко доказать обратное. Первобытные люди весьма часто дают доказательства своей поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий, они очень часто обнаруживают дар изобретательности и поразительного мастерства в своих произведениях искусства, они говорят на языках, подчас очень сложных, имеющих порой столь же тонкий синтаксис, как и наши собственные языки, а в миссионерских школах индейские дети учатся так же хорошо и так же быстро, как и дети белых. Кто может закрывать глаза на столь очевидные факты?

Однако другие факты, не менее поразительные, показывают, что в огромном количестве случаев первобытное мышление отличается от нашего. Оно совершенно иначе ориентировано. Там, где мы ищем вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим, пралогическим.

Отсюда вовсе не следует, однако, что подобная мыслительная структура встречается только у первобытных людей. Можно, с полным правом утверждать обратное, и что касается меня, то я всегда имел это в виду. Не существует двух форм мышления у {2} человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, - быть может, всегда - в одном и том же сознании.

Представления, называемые коллективными, если их определять только в общих чертах, не углубляя вопроса об их сущности, могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение; они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношениях своих объектов. Они не зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять путем рассмотрения индивида как такового.

Изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в низших обществах сможет, несомненно, пролить некоторый свет на генезис наших категорий и наших логических принципов. Точно исследовать, каковы руководящие принципы первобытного мышления, - вот та проблема, которая служит объектом настоящего труда. Без работ моих предшественников - антропологов и этнографов разных стран, в особенности без указаний, полученных мной из работ французской социологической школы, я бы никак не мог надеяться на разрешение этого вопроса или хотя бы даже на правильную его постановку.

Очень много помогли мне те, достаточно многочисленные в наши дни, психологи, которые вслед за Рибо стараются показать и выявить значение эмоциональных и моторных элементов в психической жизни вообще, вплоть до интеллектуальной деятельности в точном смысле слова. "Логика чувствований" Рибо (1905), "Психология эмоционального мышления" проф. Генриха Майера (1908) (ограничимся указанием этих двух трудов) разрушили те слишком узкие рамки, в которые под влиянием формальной логики традиционная психология пыталась заключить жизнь мысли.

Безусловно, существуют черты, общие всем человеческим обществам: в этих обществах существует язык, в них передаются от поколения к поколению традиции, в них существуют учреждения более или менее устойчивого характера; следовательно, высшие умственные функции в этих обществах не могут не иметь повсюду некоторую общую основу. Но, допустив это, все же приходится признать, что человеческие общества могут иметь структуры, глубоко различные между собой, а следовательно, и соответствующие различия в высших умственных функциях. Следует, значит, наперед отказаться от сведения умственных операций к единому типу и от объяснения всех коллективных представлений одним и тем же логическим и психологическим механизмом.

То, что я пытаюсь сделать, это предварительное исследование самых общих законов, которым подчинены коллективные представления в малокультурных обществах, особенно в самых низших из тех, которые нам известны. Я попытаюсь построить если не тип, то, по крайней мере, сводку свойств, общих группе близких между собой типов, и определить таким образом, существенные черты мышления, свойственного низшим обществам. {3} Для того чтобы лучше выявить эти черты, я буду сравнивать это мышление с нашим, т. е. с мышлением обществ, вышедших из средиземноморской цивилизации, в которой развивались рационалистическая философия и положительная наука. Существенные различия между этими двумя типами резче всего бросаются в глаза, поэтому мы меньше рискуем упустить их. Для исследования мышления первобытных людей, которое является новым делом, нужна была бы, может быть, и новая терминология. Во всяком случае, необходимо будет, по крайней мере, специфицировать тот новый смысл, который должно приобрести известное количество общепринятых выражений в применении их к объекту, отличному от того объекта, который они обозначали раньше. Так, например, обстоит дело с термином "коллективные представления".

В общепринятом психологическом языке, который разделяет факты на эмоциональные, моторные (волевые) и интеллектуальные, "представление" отнесено к последней категории. Под представлением разумеют факт познания, поскольку сознание наше просто имеет образ или идею какого-нибудь объекта. Совсем не так следует разуметь коллективные представления первобытных людей. Деятельность их сознания является слишком мало дифференцированной для того, чтобы можно было в нем самостоятельно рассматривать идеи или образы объектов, независимо от чувств, от эмоций, страстей, которые вызывают эти идеи и образы или вызываются ими. Чтобы сохранить этот термин, нам следует изменить его значение. Под этой формой деятельности сознания следует разуметь у первобытных, людей не интеллектуальный или познавательный феномен в его чистом или почти чистом виде, но гораздо более сложное явление, в котором то, что собственно считается у нас "представлением", смешано еще с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашено и пропитано ими. Не будучи чистыми представлениями в точном смысле слова, они обозначают или, вернее, предполагают, что первобытный человек в данный момент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, что связано с каким-нибудь действием, исходящим от него или воздействующим на него. Действие это является то влиянием, то силой, то таинственной мощью, смотря по объекту и по обстановке, но действие это неизменно признается реальностью и составляет один из элементов представления о предмете.

Для того, чтобы обозначить одним словом это общее свойство коллективных представлений, которые занимают столь значительное место в психической деятельности низших обществ, я позволю себе сказать, что эта психическая деятельность является мистической. За неимением лучшего я буду употреблять этот термин не в силу его связи с религиозным мистицизмом наших обществ, который является чем-то в достаточной мере иным, а потому, что в самом узком смысле термин "мистический" подходит к вере в силы, влияния, действия, неприметные, неощутимые для чувств, но тем не менее реальные.

Другими словами, реальность, среди которой живут и действуют первобытные люди, сама является мистической. Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не являются в {4} коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам. Почти все то, что мы в них видим, ускользает от их внимания или безразлично для них. Зато, однако, они в них видят многое, о чем мы и не догадываемся. Например, для "первобытного" человека, который принадлежит к тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, наделен определенным влиянием на членов своего тотема, класса или подкласса, определенными обязательствами в отношении их, определенными мистическими отношениями с другими тотемами и т. д. Так, у гуичолов "птицы, полет которых могуч, например, сокол и орел, видят и слышат все: они обладают мистическими силами, присущими перьям их крыльев и хвоста... эти перья, надетые шаманом, делают его способным видеть и слышать все то, что происходит на земле и под землей, лечить больных, преображать покойников, низводить солнце с небес и т. д.".

А если мы возьмем человеческое тело? Каждый орган его, как об этом свидетельствуют столь распространенные каннибальские обряды, а также церемонии человеческих жертвоприношений (в Мексике, например), имеет свое мистическое значение. Сердцу, печени, почке, глазам, жиру, костному мозгу и т. д. приписывается определенное магическое влияние.

Для первобытного сознания нет чисто физического факта в том смысле, какой мы придаем этому слову. Текучая вода, дующий ветер, падающий дождь, любое явление природы, звук, цвет никогда не воспринимаются так, как они воспринимаются нами, т. е. как более или менее сложные движения, находящиеся в определенном отношении с другими системами предшествующих и последующих движений. Перемещение материальных масс улавливается, конечно, их органами чувств, как и нашими, знакомые предметы распознаются по предшествующему опыту, короче говоря, весь психофизиологический процесс восприятия происходит у них так же, как и у нас. Первобытные люди смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы. Можно сказать, что их перцепции состоят из ядра, окруженного более или менее толстым слоем представлений социального происхождения. Но и это сравнение было бы неточным и довольно грубым. Дело в том, что первобытный человек даже не подозревает возможности подобного различения ядра и облекающего его слоя представлений, у него сложное представление является еще недифференцированным.

Общеизвестен факт, что первобытные люди и даже члены уже достаточно развившихся обществ, сохранившие более или менее первобытный образ мышления, считают пластические изображения существ, писанные красками, гравированные или изваянные, столь же реальными, как и изображаемые существа. "У китайцев, - пишет де-Гроот, - ассоциирование изображений с существами превращается в настоящее отождествление. Нарисованное или скульптурное изображение, более или менее похожее на свой оригинал, является аlter еgо (вторым "я") живой реальности, обиталищем души оригинала, больше того, это - сама реальность". В Северной Америке мандалы верили, что портреты заимствовали у своих оригиналов часть их жизненного начала. "Я знаю, - говорил один из мандалов, - что этот человек уложил в свою книгу много наших бизонов, я знаю это, ибо я был при том, когда он это делал, с тех пор у нас нет больше бизонов для питания". {5} Если первобытные люди воспринимают изображение иначе, чем мы, то это потому, что они иначе, чем мы, воспринимают оригинал. Мы схватываем в оригинале объективные реальные черты, и только эти черты: например, форму, рост, размеры тела, цвет глаз, выражение физиономии и т. д. Для первобытного человека изображение живого существа представляет смешение признаков, называемых нами объективными, и мистических свойств. Изображение так же живет, так же может быть благодатным или страшным, как и воспроизводимое и сходное с ним существо, которое замещается изображением.

Первобытные люди рассматривают свои имена как нечто конкретное, реальное и часто священное. Вот несколько свидетельств из большого количества имеющихся в нашем распоряжении. "Индеец рассматривает свое имя не как простой ярлык, но как отдельную часть своей личности, как нечто вроде своих глаз или зубов. Он верит, что от злонамеренного употребления его именем он так же верно будет страдать, как и от раны, нанесенной какой-нибудь части его тела. Это верование встречается у разных племен от Атлантического до Тихого океана". На побережье Западной Африки "существуют верования в реальную и физическую связь между человеком и его именем: можно ранить человека, пользуясь его именем... Настоящее имя царя является тайным...".

Первобытный человек не меньше, чем о своем имени или изображении, беспокоится о своей тени. Если бы он потерял свою тень, то он счел бы себя безвозвратно потерянным. Всякое посягательство на его тень означает посягательство на него самого. Фольклор всех стран дает множество фактов подобного рода. У туземцев Фиджи считается смертельной обидой наступить на чью-нибудь тень. В Западной Африке "убийства" иногда совершаются путем вонзания ножа или гвоздя в тень человека: преступник такого рода, пойманный с поличным, немедленно подвергается казни.

Кроме того, первобытные люди вполне сознательно придают столько же веры своим сновидениям, сколько и реальным восприятиям. Вместо того чтобы сказать, как это обыкновенно делается, что первобытные люди верят тому, что они воспринимают во сне, хотя это только сон, я скажу, что они верят сновидениям именно потому, что сновидения отнюдь не являются для них низшей и ошибочной формой восприятия. Напротив, это высшая форма: так как в ней роль материальных и осязаемых элементов является минимальной, то в ней общение с духами и невидимыми силами осуществляется наиболее непосредственно и полно.

Этим объясняется также то почтение и благоговение, которое питают к визионерам, ясновидящим, пророкам, а иногда даже к сумасшедшим. Им приписывается специальная способность общаться с невидимой реальностью. Все эти хорошо известные факты объясняются ориентацией коллективных представлений, которые придают мистический характер и действительности, среди которой "дикарь" живет, и восприятию "дикарем" этой действительности.

Для членов нашего общества, даже наименее культурных, рассказы о привидениях, духах и т. д. являются чем-то относящимся к области сверхъестественного: между этими видениями, волшебными проявлениями, с одной стороны, и фактами, познаваемыми в результате обычного восприятия и повседневного опыта, с другой стороны, существует четкая разграничительная линия. Для первобытного же человека, напротив, этой линии не существует. Суеверный, а часто также и религиозный человек нашего общества верит в две системы, в два мира реальностей одних - видимых, осязаемых, подчиненных неизбежным законам движения, и других - невидимых, неосязаемых, "духовных". Для первобытного мышления существует только один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие, следовательно, мистичным является и всякое восприятие.

Если коллективные представления первобытных людей отличаются от наших своим по существу мистическим характером, если их мышление, как я пытался показать, ориентировано иначе, чем наше, то мы должны допустить, что и сочетание представлений в сознании первобытного человека происходит по-иному, чем у нас. Мышление низших обществ не повинуется исключительно законам нашей логики, оно, быть может, подчинено законам, которые не целиком имеют логическую природу.

Очень часто наблюдатели имели возможность собрать такие рассуждения или, точнее говоря, такие сочетания представлений, которые казались им странными и необъяснимыми. Я приведу некоторые из них. "В Ландане засуха была однажды приписана специально тому обстоятельству, что миссионеры во время богослужения надевали особый головной убор. Миссионеры показали туземным вождям свой сад и обратили их внимание на то, что их собственные насаждения погибают от недостатка воды. Ничто, однако, не могло убедить туземцев, волнение которых не улеглось до тех пор, пока не полили обильные дожди".

В Новой Гвинее "в то время, когда я поселялся со своей женой у моту-моту, - говорит Эдельфельт, - свирепствовала по всему побережью эпидемия плеврита... Нас, естественно, обвинили, меня и жену, в том, что мы привезли с собой посланца смерти, и стали требовать громкими криками, чтобы мы, а вместе с нами и учителя полинезийской школы были подвергнуты смертной казни... Следовало, однако, указать непосредственную причину эпидемии. Сначала обвинили бывшего у меня несчастного барана: пришлось его убить, чтобы успокоить туземцев. Эпидемия не переставала косить людей, и в конце концов проклятия и обвинения туземцев оказались направленными на большой портрет королевы Виктории, который был прибит к стене нашей столовой".

В Танне (Новые Гибриды) туземец, проходя по дороге, видит, как на него с дерева падает змея: пусть он назавтра или на следующей неделе узнает, что сын его умер в Квинсленде, и уж он обязательно свяжет эти два факта.

Такие же ассоциации мы находим и в Северной Америке. "Однажды вечером, когда мы беседовали о животных страны, я, желая показать туземцам, что у нас, во Франции, водятся зайцы и кролики, при помощи теней моих пальцев изобразил против света на стене фигуры этих животных. По чистой случайности туземцы назавтра наловили рыбы больше обыкновенного: они решили, что причиной богатого улова были именно те фигурки, которые я им показывал". В Новой Гвинее "туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми руками, ломает себе голову над тем, каким способом обнаружить человека, околдовавшего его оружие или сети. Он поднимает глаза и видит как раз туземца из соседнего и дружественного селения, направляющегося к кому-нибудь с визитом. Туземец обязательно подумает, что этот человек и, есть колдун, и при первом удобном случае он внезапно нападет на него и убьет".

Общепринятое объяснение всех этих фактов сводится к следующему: мы имеем здесь неправильное применение первобытными людьми закона причинности, они смешивают предшествующее обстоятельство с причиной. Это просто частный случай весьма распространенной ошибки в рассуждении, которой присвоено название софизма Роst hос, егgо ргорtег hос (после этого, значит, вследствие этого).

Несомненно, первобытные люди так же, как и цивилизованные, или, может быть, больше склонны совершать данную ошибку в рассуждении. Однако в тех фактах, которые я привел и которые являются образцами весьма многочисленного разряда фактов, заключается нечто иное, чем наивное применение принципа причинности. Не только непосредственное предшествование во времени побуждает связывать какое-нибудь явление с другим. Уловленная или замеченная последовательность явлений может внушить ассоциирование их: самая ассоциация, однако, заключается в мистической связи между предшествующим и последующим, которую представляет себе первобытный человек и в которой он убежден, как только он себе ее представил. Последовательность во времени является элементом этой ассоциации. Но элемент этот не всегда обязателен и никогда недостаточен. Если бы дело обстояло иначе, то как объяснить, что сплошь да рядом самая постоянная, самая очевидная последовательность явлений ускользает от внимания первобытных людей? Например, "я-луо не ассоциируют дневного света с сиянием солнца: они рассматривают их, как две совершенно самостоятельных вещи, и спрашивают, что делается с дневным светом ночью". С другой стороны, туземцы часто твердо верят в такую последовательность, которая никогда не оправдывается на деле. Опыт не в состоянии ни разуверить их, ни научить чему-нибудь. В бесконечном количестве случаев мышление первобытных людей, как мы видели выше, непроницаемо для опыта.

Мистические отношения, которые так часто улавливаются в отношениях между существами и предметами первобытным сознанием, имеют одну общую основу. Все они в разной форме и разной степени предполагают наличие "партиципации" (сопричастности) между существами или предметами, ассоциированными коллективным представлением. Вот почему, за неимением лучшего термина, я назову "законом партиципации" характерный принцип "первобытного" мышления, который управляет ассоциацией и связями представлений в первобытном сознании. Было бы трудно дать сейчас же отвлеченную формулировку этого закона. Все же за отсутствием удовлетворительной формулы можно попытаться дать приближенное определение. Я сказал бы, что в коллективных представлениях первобытного мышления предметы, существа, явления могут быть непостижимым для нас образом, одновременно и самими собой, и чем-то иным. Не менее непостижимым образом они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая пребывать в них.

Другими словами, для первобытного мышления противоположность между единицей и множеством, между тождественным и другим и т.д. не диктует обязательного отрицания одного из указанных терминов при утверждении противоположного, и наоборот. Эта противоположность имеет для первобытного сознания лишь второстепенный интерес. Часто она скрадывается перед мистической общностью бытия тех существ, которые нельзя отождествлять, не впадая в нелепость. Так, например, "трумаи (племя северной Бразилии) говорят, что они - водяные животные. Бороро (соседнее племя) хвастают, что они - красные арара (попугаи)". Это вовсе не значит, что только после смерти они превращаются в арара или что арара являются превращенными в бороро и поэтому достойны соответствующего обращения. Нет, дело обстоит совершенно иначе. "Бороро, - говорит фон-ден-Штейнен, который никак не хотел поверить этой нелепице, но который должен был уступить перед их настойчивыми утверждениями, - бороро совершенно спокойно говорят, что они уже сейчас являются настоящими арара, как если бы гусеница заявила, что она бабочка". Фон-ден-Штейнен считает непостижимым, как они могут считать себя одновременно человеческими существами и птицами с красным оперением. Однако для мышления, подчиненного "закону партиципации", в этом нет никакой трудности. Все общества и союзы тотемического характера обладают коллективными представлениями подобного рода, предполагающими подобное тождество между членами тотемической группы и их тотемом.

С динамической точки зрения возникновение существ и явлений того или иного события представляет собой результат мистического действия, которое при определенных мистических условиях передается от одного предмета или существа к другому в форме соприкосновения, переноса, симпатии, действия на расстоянии и т. д. В огромном числе обществ низшего типа изобилия дичи, рыбы или плодов, правильная смена времен года, периодичность дождей - все это связывается с выполнением известных церемоний определенными людьми, обладающими специальной мистической благодатью. То, что мы называем естественной причинной зависимостью между событиями и явлениями, либо вовсе не улавливается первобытным сознанием, либо имеет для него минимальное значение. Первое место в его сознании, а часто и все его сознание занимают различные виды мистической партиципации. <…>

 

Внимание: текст не закончен. Здесь не хватает 2-х абзацев, которые находятся на стр. 46 и содержат пропуски.

Чтобы прочитать текст целиком, Вам необходимо либо выполнить задание 2 (стр. 46), либо перейти по ссылке на соответствующую Интернет-страницу, либо взять хрестоматию.


 

Приложение 3 Страница, на которую не спешите заглядывать (с ответами и подсказками)
   

1. Стр. 46. задание 3:

1- первобытных, 2- логического, 3 – противоречия, 4- безразличием, 5- интеллектуальной, 6- эмоциональные


 

Приложение 4 Выготский Л.С.Педагогическая психология
  Выготский Л.С.Педагогическая психология/Под ред В.В. Дывыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 36 – 38 (Глава III. Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека. Поведение животного и поведение человека)

 

Для современного естествознания не состав




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.