Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы обучения дошкольников




II

Темы для самостоятельной исследовательской работы

Темы для рефератов

Тема 4. Научение в раннем возрасте

Тема 3. Особенности научения детей младенческого возраста

Тема 2. Сочетание разных форм научения

Тема 1. Начальный этап научения.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

1. Первые признаки научения у детей младенческого возраста.

2. Особое значение научения в первый год жизни ребенка.

3. Роль слова на начальном этапе научения.

1. Необходимость сочетания разных форм научения для ускоренного психологического и поведенческого развития ребенка.

2. Оптимальное сочетание разных видов научения.

1. Основные сферы научения у детей младенческого возраста.

2. Совершенствование двигательной активности и физическое развитие ребенка в течение первого года жизни.

3. Формирование предпосылок к активному речевому развитию.

4. Становление наглядно-действенного мышления.

 

1. Факторы, способствующие переходу ребенка от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

2. Начало сензитивного периода в развитии активной речи.

3. Способы стимулирования речевой активности ребенка полуторагодовалого-двухлетнего возраста.

4. Организация общения ребенка раннего возраста с окружающими людьми.

5. Развитие воображения и речевого мышления.

6. Развивающее значение детских игр. Требования, предъявляемые к игрушкам ребенка.

7. Проблема раннего двуязычия и ее решение в начальный период развития активной речи.

1. Особенности научения детей в младенческом возрасте.

2. Научение в раннем возрасте.

1. Средства ускоренного психического и поведенческого развития детей в раннем возрасте.

2. Пути и способы совершенствования речи и мышления ребенка раннего возраста.

Литература

I

Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.— М., 1964.

Сенсорное развитие в раннем возрасте (до года): 17—35.)

Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.—М., 1983.

/Развитие двигательной активности в раннем возрасте: 29—41.)

Hаттер М. Помощь трудным детям.—М., 1987.

/Младенчество и первый год жизни: 82—90. Ранний возраст (второй год жизни): 91-97.)

Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие.—- Минск, 1987.

(Развитие представлений на первом году жизни: 14— 24. Развитие представлений у детей в раннем возрасте: 24—43.)

Карлсон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет. Развитие во взаимодействии с окружающими людьми.— М., 1983.

(Понимание взрослыми и детьми друг друга. Познание детьми окружающего мира. Самопознание. Режим жизни и привыкание к новым условиям. Игры маленьких детей.).

Новоселова С. А. Развитие мышления в раннем возрасте.— М.,

1978.

Глава 18.

Краткое содержание

Совершенствование восприятия, памяти и мышления. Понятия сенсорного эталона и перцептивного действия. Развитие восприятия детей через усвоение сенсорных эталонов и формирование перцептивных действий. Значение восприятия для выявления художественно-изобразительных и конструкторско-технических способностей. Основные направления улучшения памяти дошкольника. Придание памяти произвольности, опосредствованного характера. Развитие средств запоминания. Запечатление в игре. Необходимость адекватной мотивации запоминания и воспроизведения материала у детей раннего дошкольного возраста. Повторение как признак начала произвольного запоминания. Совершенствование способов повторения материала. Пути развития средств запоминания. Выделение мнемической цели, постановка и решение мнемических задач. Значение развития мышления для совершенствования памяти. Основные этапы развития мышления как внутреннего плана Действий.

Обучение речи, чтению и письму. Пути развития речи в дошкольном возрасте. Приемы развития речи у ребенка, ее интеллектуализация. Роль детского словотворчества и эгоцентрической речи в вербальном развитии ребенка. Начало изучения иностранных языков. Дошкольный возраст как начало сензитивного периода в усвоении иностранного языка. Значение правильно поставленного ударения для обучения чтению словами и фразами. Графические и знаковые рисунки ребенка как предпосылки к развитию письма. Возможности и условия обучения письму на более раннем, 3-5-летнем возрасте. Важность адекватной мотивации обучения чтению и письму для успеха бучения. Роль игры в этом процессе. Условия успешного усвоения иностранных языков детьми дошкольного возраста.

Подготовка к учению в школе. Два основных фактора, определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе: личностно-мотивационный интеллектуально-познавательный. Структура мотивации, обеспечивающая готовность дошкольника к усвоению школьных знаний, умений и навыков. Роль познавательных интересов, потребности в самосовершенствовании, в общении, в достижении успехов, адекватной самооценки и оптимального уровня притязаний. Основные мотивационные (принятие и сохранение задачи, отношение к замечаниям и предлагаемой помощи) и структурные (строение деятельности) признаки готовности дошкольника к учебной деятельности. Функциональные признаки готовности: характер ориентировочной, исполнительской и контрольной учебной деятельности.

Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста. Трудности мотивационного характера, которые возникают при обучении детей, начиная с 4—5 летнего возраста. Необходимость порождения и поддержания у таких детей постоянного интереса к знаниям. Пути преодоления этих трудностей за счет ведения обучения в условиях особым образом организованных учебно-дидактических игр. Основные психолого-педагогические требования, предъявляемые к такого рода играм: непосредственный интерес к занятиям; предоставление детям возможности проявить свои способности; высокая оценка способностей детей и их достижений со стороны взрослых; включение ребенка в соревнование; возможность выигрыша в соревновании за счет приобретения новых знаний, умении и навыков; наличие простых источников получения знаний, умений и навыков, которыми ребенок может воспользоваться самостоятельно; стимулирование успеха за счет особого подчеркивания того, что он получен за приложенные усилия и старание. Основные требования, предъявляемые к индивидуальным играм детей; простота, доступность, конструктивный характер, получение новых знаний, формирование умений и навыков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.