Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проводимых в ходе структурной реформы




Оценка эффективности преобразований,

Реформа и кризис

Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте продолжала реализовываться в кризисный для мировой и российской экономики период. Руководством ОАО «РЖД» была предложена антикризисная программа, главные пункты которой президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин озвучил в статье «Десять шагов эффективности» (опубликована в журнале «Эксперт» 31 августа 2009 г. Правительством РФ было принято решение о продолжении реформирования отрасли еще на пять лет, до 2015 г., обозначив, так называемый, четвертый этап реформы.

Этот этап обнаруживает обратную сторону реформы – из структуры ОАО «РЖД» выделены наиболее маржинально доходные сегменты, оставив, таким образом, только регулируемый сегмент (инфраструктура и локомотивы). Поскольку в РФ реализуется модель регулирования «затраты плюс», то размер прибыли, который может заработать компания на инфраструктуре строго ограничен. Это означает, что ОАО «РЖД» превращается в чисто инфраструктурную компанию, финансируемую государством, что должно изменить целевое состояние отрасли в целом. С другой стороны, ОАО «РЖД» может стать транспортно-логистической компанией: к услуге перевозки добавляя большой набор услуг из конкурентного сектора экономики с высокой добавленной стоимостью.

 

12 лет реализации структурной реформы железнодорожной отрасли обеспечили плавный переход отрасли к функционированию в условиях рынка. Уже очевидны структурные изменения: разделены монопольный и конкурентные виды бизнеса, появились стимулы к росту качества и снижению себестоимости услуг. Обеспечено снижение реальной транспортной составляющей в цене продукции (вагонных ставок) и доли расходов населения на железнодорожный транспорт (табл. 2.1).

Однако до настоящего времени в отрасли не созданы долгосрочные, нормативно закрепленные механизмы финансирования инфраструктуры, железнодорожный транспорт продолжает функционирование в условиях системного недофинансирования. Реформа железнодорожного транспорта не завершена. В течение последующих лет предстоит решение следующих объективных задач, стоящих перед отраслью:

1. Формирование устойчивой экономической модели функционирования и развития отрасли (включая модель тарифообразования и тарифного регулирования).

Таблица 2.1

Показатели изменения железнодорожной отрасли в процессе реформы

 

Показатель            
Грузооборот ж/д транспорта общего пользования, млрд. т-км. нетто 1801,6 1858,1 2116,2 2011,3 2127,8 2222,4
Пассажирооборот ж/д транспорта, млрд. пасс-км 150,9 170,9 175,9 138,9 139,8 144,6
Доля грузооборота ж/д транспорта в общем грузообороте РФ, % 39,5 39,7 42,8 42,3 43,3 44,5
Доля пассажирооборота ж/д транспорта в общем пассажирообороте РФ, % 32,2 36,8 39,1 32,7 31,5 30,6
Отношение расходов на перевозки грузов ж.д.транспортом к ВВП РФ 3,2% 2,8% 2,3% 2,3% 2,1% 2,1%
Расходы на железнодорожные пассажирские перевозки в конечных расходах домохозяйств в РФ 1,02% 1,04% 0,81% 0,74% 0,61% 0,54%
Доля расходов на ж/д транспорт в расходах населения на транспорт 11,67% 10,62% 7,42% 6,66% 5,66% 5,07%
Протяженность линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, км            
Протяженность ж/д путей общего пользования с просроченным сроком ремонта, % от развернутой длины 11,7 12,8   16,2   17,5
Доля ОАО «РЖД» в инвестициях на развитие сухопутного транспорта в РФ 40,7% 41,3% 37,8% 27,6% 23,0% 21,2%

 

2. Решение проблемы устойчивой и безубыточной работы пассажирских компаний, урегулирование инвестиционных механизмов в пассажирском сегменте рынка.

3. Формирование сбалансированных правил на рынке услуг железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок.

4. Определение границ естественно-монопольной сферы деятельности на железнодорожном транспорте. Оценка возможности и целесообразности дальнейшего развития конкуренции в сфере перевозочной деятельности. Дерегулирование конкурентных сегментов рынка и обеспечение равных условий для развития конкуренции.

5. Вопрос о целевом состоянии ОАО «РЖД» остается открытым. Соответственно, в зависимости от того, это будет казенное предприятие, владеющее исключительно инфраструктурой, или акционерное общество – транспортно-логистическая компания, будет выстроена его целевая функция, миссия и стратегия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.