Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для обсуждения. 1. Теория познания в социальной работе




1. Теория познания в социальной работе.

2. Принципы научного мышления в социальной работе.

3. Логика познания и практика социальной работы.

4. Запрос клиента как познавательное пространство социальной работы.

5. Проблемы принципов в социальной работе.

6. Специфика знания в социальной работе.

7. Модернизм и современные подходы к социальной работе.

8. Сущность познания в социальной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. В поисках истины. (Материалы методологического семинара по категорийному аппарату социальной работы). — М., 1995.

2. Теория и методология социальной работы / Григорьев С.И. и др. — М.,1994.

3. Зайнышев И.Г. Структура теории социальной работы как науки / Ученые записки. — М.,1996. — № 1.

4. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д.Павленок. — М.,1997.

5. Семиотика. — М., 1983.

6. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I.

7. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. — М., 1994.

8. Эберхард К. Основы теории познания в социальной работе и социальной педагогике. — М., 1994.

9. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М.,1993.

10. ЯрскаяВ.Н. Философия социальной работы. — Саратов, 1994.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 УайгхедА.Н. Избранные работы по философий. — М.: Прогресс,1990. —С. 71.

2 Цит. по: Юнг/С. Феномен духа в искусстве и науке. — М.: Ренессанс, 1992. — С. 49.

3 Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М., 1994. — С. 249.

4 Там же.—С. 74.

5 Гроф С. За пределами мозга: Рождение, Смерть и Трансценденция в психотерапии. — М., 1992. — С.47.

6 См.: Соловьев А.В. Постмодернизм и социальная работа / Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии.— М., 1997. — С.269—271.

7 См.: Howe D. An Introduction to Social Work Theory. — London, 1978. — P. 49.

8 См.: напр., Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. — Новосибирск, 1996.

9 См.: Johnson Louise С. Social Work Practice. — Boston, 1989. — P. 51.

10 Siporin M. Introduction to social work practice. — London, 1972. — P.94.

11 См. Учебные планы и программы подготовки социальных работников (из зарубежного опыта)/Сост. И.М.Лавриненко, Г.Ф.Хоружий — М.: Институт молодежи, 1992.

12 ZastrowCh. Introduction to social work and social welfare. 1993. — R 58—59.

13 См.: Payn M. Modem Social Work Theory. — London,1991. — P.26.

14 См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 022100 — «Социальная работа» (третий уровень профессионального образования). — М., 1995.

15 См.: Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д.Павленок. — М., 1997.

16 См.: Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И.Холостовой. — М., 1998.

17 Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995.; Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф.Парслоу. — М., 1997; Barker R.L. The Social Work Dictionary. NASW,1988.

18 Малых В.Н. Экологический подход в социальной работе. — М., 1997.

19 См.: The Social Work experience. — N-Y., 1991.

20 NASW standards for social work in health care settings. — P. 3.

21 См.: Бурлак Г. Ю. Этические императивы в инновационном процессе формирования профессиональной культуры специалистов социальной сферы // Инновационные и компаративные исследования. — М., 1998.

22 См.: Эберхард К. Основы теории познания в социальной работе и социальной педагогике. — М., 1994. — С. 19—20.

Глава 4. Социальная политика и социальная работа

Ориентиры социальной политики как академической дисциплины в настоящее время достаточно сложно определить, поскольку она затрагивает достаточно большой круг тем и научных проблем. По мнению одних ученых, социальная политика — это междисциплинарная отрасль познания, которая включает в себя «исследование истории, политики, философии, социологии и экономики социальных служб»1. И потому основной контекст проблем эти ученые связывают с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в своей совокупности должны служить «народному здоровью». Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики. Однако размытость понятия «социальный» препятствует определению границ ее предметной области2.

Третья группа исследователей, как, например, профессор Маршалл, стоят, на позиции, согласно которой «социальная политика не является «техническим» термином с точным значением... его используют, чтобы указать на политику правительства в отношении действия, имеющего прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечением их службами или доходами. Центральное ядро, таким образом, состоит из социального страхования, национальной помощи, служб здоровья и благосостояния, политики жилищного строительства»3. Последний подход — это подход, при котором анализируются реальные, синхронические отношения и связи, инициируемые правительством по важнейшим сферам человеческой жизнедеятельности, и именно эти акции являются предметом научного осмысления.

При всей сложности определения социальной политики как научной дисциплины существует ряд тем и проблем, которые сформировали ее специфическое понятийное пространство. Проблемы, связанные с коллективным участием, перераспределением материальных благ и равенством, потреблением и планированием, общественной организацией и благосостоянием общества — вот те проблемы, которые позволяют наметить абрис предметного поля социальной политики. Учитывая эти важнейшие составляющие предметного поля социальной политики, Р.Титмус особо выделял изучение коллективных и индивидуальных потребностей в условиях общественной организации, когда система социальных служб выступала регулирующей силой, чья деятельность направлена на обеспечение благосостояния населения4. Таким образом, социальные службы — это тот механизм, где коллективные и индивидуальные потребности получают свое вещественное оформление и воплощение в системе персонализированных и индивидуализированных акций и программ. В зарубежной литературе по проблемам взаимосвязи социальной политики и социальной работы данный подход является основным при разработке концепций социальной работы макроуровня.

В отечественной научной литературе также сложилась определенная система анализа, когда явление рассматривается на нескольких уровнях, что выражается через понятия узкого и широкого подходов к его пониманию и интерпретации. И если социальная работа в узком понимании рассматривается в контексте индивидуальных и групповых нужд и проблем, то ее широкое понимание связывается с общественными процессами на уровне их организации и функционирования. В этом контексте, в контексте социальной политики, социальная работа выступает как процесс по сохранению и восстановлению человеческих ресурсов (человеческого капитала) в целях стабилизации и развития экономических, социальных, общественных отношений и связей.

Человеческий капитал принято связывать с навыками, умениями, знаниями и признаками, воплощенными в человеке и являющимися результатом образования и обучения, социализации и энкультурации. Широкое понимание социальной работы дает основание рассматривать подходы к благосостоянию как составную часть ее теоретических и практических проблем, а экономические и идеологические цели и задачи социальной политики — как макроконтекст профессиональной деятельности социальных работников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.