Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система клиентуры




Под «системой клиентуры» А.Пинкус и А.Минахан понимают все многообразие людей, обращающихся за помощью. Эта система включает в себя всех индивидов, все группы, семьи, организации, общины, обращающиеся за помощью и пользующиеся услугами проводника перемен. Важнейшим системным признаком клиентуры является наличие проводника перемен и соглашения, контракта, установленного между проводником перемен и системой клиентуры.

Проводник перемен — социальный работник, который работает с конкретным человеком и добивается перемен, изменений в его сознании, психологии, поведении и отношении к окружающему миру. Деятельность проводника перемен не ограничивается только индивидуальной направленностью, он может работать и с группой, и с общиной, и с организацией, а также работать совместно с представителями других профессий, в общей «команде».

Контракт — рабочее соглашение между сторонами относительно совместных усилий по обеспечению перемен.

Системный подход — это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процессе изменения и взаимодействия.

А.Пинкус и А.Минахан распространяют системный подход и на субъекта, имеющего особые нужды, рассматривая его как систему, идущую на контакт, или как систему, оказывающую сопротивление. В первом случае, пользуясь их терминологией, речь идет о «системе клиентуры», во втором — о «системе мишеней (или целей)».

Система клиентуры — это субъекты, которые обратились к социальному работнику с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. По мнению Пинкуса и Минахана, социальный работник, заключающий контракт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнерства.

Система мишеней (или целей) — это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она связана не только с субъектами, изменений которых желают они сами, их родственники и близкие люди. Субъектом, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.

«Система мишеней (целей)» и «система клиентов» составляют диалектическое единство, где одна система просит изменения на основе добровольного контракта, а другой требуется изменение на основании потребностей референтных групп. «Система мишеней (целей)» может стать «системой клиента» в том случае, если она будет стремиться реализовать свои потребности в изменении, обратившись за помощью и поддержкой.

Диалектическое единство этих систем проявляется также в том, что и для той, и для другой характерны как силы сопротивления, так и силы побуждения по обеспечению перемен. Силы сопротивления, характерные для данных систем: нежелание принимать чью-либо помощь; страх утраты собственных позиций; неверие в возможность перемен; нежелание тратить время; препятствия на пути к сотрудничеству; неуверенность. Силы побуждения: желание получить помощь; готовность добиваться соответствующего положения и ресурсов; вера в достижимость перемен; стремление преодолеть дискомфорт; реакция на угрозу потерять статус-кво; альтруизм.

Системный подход позволяет подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, необъединяемые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход, по мнению Пинкуса и Минахана, позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую неопределенность и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы10.

Таким образом, терапевтический процесс в социальной работе накладывает определенные ограничения на поддержку клиента, но, с другой стороны, он значительно шире, чем в других помогающих профессиях. Терапевтический процесс не ограничивается только методами взаимодействия, а включает в себя различные виды вмешательств (интервенций): информационные, экономические, правовые, медицинские, воспитательные, анимационные и др. В социальной работе более разнообразен спектр помощи; он значительно шире взаимоотношений между терапевтом и клиентом. Можно отметить большое количество агентств, деятельность которых связана с достаточно широким набором институциональных функций: адаптацией и реадаптацией, социализацией и коррекцией, защитой и распределением. Типология клиента в социальной работе имеет постоянную динамику, обусловленную социоэкономическими и психосоциальным факторами, и не связана только с запросами субъекта. Клиентом в социальной работе могут выступать индивид, семья и группа, сообщество в целом. Специфику подходов к клиенту в социальной работе можно свести к:

• психосоциальной обусловленности проблем;

• многофункциональности интервенций;

• разнообразию оказываемой помощи и имеющихся подходов;

• полисубъектности паттерна клиента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.