Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 13. Личность в группе. Социальная идентичность




План

1. Фокус проблемы личности в социальной психологии

2. Социально-психологические качества личности

3. Социальная идентичность личности.

1. Две рассмотренные проблемы личности социализация и социальная установка - раскрывают как бы две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация. Теперь необходимо интегрировать эти две стороны и проанализировать реальное поведение личности в системе связей с другими людьми, принадлежащими прежде всего к той же самой группе. Без этого социально-психологический подход к изучению личности окажется незавершенным, ибо фокус этого подхода - рассмотрение личности в условиях совместной деятельности и общения. В.А. Петровский выделяет три возможных аспекта исследования личности, когда личность рассматривается: 1) как свойство, погруженное в пространство индивидуальной жизни субъекта; 2) как свойство, существующее в пространстве межиндивидуальных связей; 3) как свойство, находящееся за пределами интериндивидного пространства (т.е. как «погружение» в другого, «вклад» в другого, как «персонализация»).

Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Роль именно реальной, конкретной группы очень велика.

Исследование качеств личности имеет весьма солидную традицию как в общей, так и в социальной психологии. Начиная с перечисления различных качеств личности через описание их структуры, социальная психология пришла к выводу о необходимости понимания системы качеств личности. Но принципы построения такой системы до сих пор не вполне разработаны. В общем плане решение содержится, в частности, в работах А.Н. Леонтьева. Рассматривая саму личность как системное качество, он полагал, что такой подход должен диктовать психологии и новое измерение для исследования личности, «это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им?»

Принятие или непринятие личностью формы группового контроля зависит и от степени ее включенности в группу. Какой бы по уровню развития ни была группа, индивидуальная позиция каждой отдельной личности зависит от меры значимости для нее групповой деятельности. Если даже принять тезис о том, что в группах высокого уровня развития, т.е. коллективах, цель совместной деятельности принимается всеми членами как своя собственная, то это не снимает вопроса о мере принятия этой цели каждой личностью в отдельности, т.е. включенности личности в групповую жизнедеятельность. Этот же показатель определяет и меру принятия или отвержения такой формы группового контроля, как оценка качеств, необходимых в условиях совместной деятельности и общения.

2. Социально-психологические качества личности. При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу (Богданов, 1983), зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:

1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии.

2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности».

3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности - рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления.

Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга. Однако и в этой области существуют еще достаточно большие исследовательские резервы. Они, в частности, состоят в том, чтобы перевести на язык социальной психологии некоторые результаты изучения личности, полученные в общей психологии, соотнести с ними некоторые специальные механизмы перцептивного процесса.

3. Социальная идентичность личности. Анализ социально-психологических качеств личности необходим для того, чтобы более конкретно понять, каким образом личность «вписывается» в группу, осознает свою принадлежность к ней, иными словами, идентифициру­ется с группой. Проблема идентичности личности — одна из централь­ных проблем социальной психологии. Родоначальником постановки этой проблемы считают У. Джемса, который впервые упоминает о двух аспектах осмысления личностью своей самотождественности: личнос­тной и социальной. Если личностная идентичность— самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт инди­вида, то социальная идентичность — самоопределение в терминах отне­сения себя к определенной социальной группе.

Осознание личностью себя как принадлежащей группе — эмпири­ческий факт, многократно фиксируемый в обыденной жизни. В соци­альной психологии он выявляется с помощью особой методики — теста М. Куна и Т. Макпартленда, известного под названием «Тест 20 отве­тов», когда на вопрос «Кто Я?» человек дает двадцать ответов. Среди них устанавливается количество ответов, упоминающих группу принадлежности: я — студент, я — дочь, я — русская и т.п. Как установлено в ряде исследований, пропорция эта весьма велика (по сравнению с упоминанием личностных качеств), что свиде­тельствует о значимости для человека ощущать себя членом группы.

Большая заслуга в разработке проблемы идентичности принадле­жит, как уже отмечалось, Э. Эриксону, который показал, что формиро­вание идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. На определенных этапах этого процесса формируется именно социальная идентичность — оценка значимости своего бытия с точки зрения общества, осознания себя как элемента социального мира.

Наиболее полно проблема социальной идентичности разработана в двух современных концепциях: А. Тэшфела — «теория социальной иден­тичности» и Дж. Тернера — «теория самокатегоризации». Тэшфелу при­надлежит определение социальной идентичности: «Это та часть Я-кон-цепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социаль­ной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству». Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологически группу посредством категоризации себя с другими. В структуре социальной идентич­ности выделено три компонента: когнитивный (знание о моей принад­лежности к группе), ценностный (позитивная или негативная оценка группы), эмоциональный (принятие либо отвержение «своей» группы). Социальная идентичность личности позволяет человеку делить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих», и не случайно Тэшфел разрабатывал свою теорию в контексте изучения межгрупповых отно­шений. Понятно, что человек одновременно может быть членом многих групп («множественная идентичность»), и линия его поведения в каж­дой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Человеку всегда свой­ственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почему-либо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в дру­гую группу. Легко видеть, что это имеет огромное значение в практи­ческой жизни.

Позитивный или негативный образ своей группы формируется в за­висимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же этого зависят от типа общества, поскольку в нем по-разному оценива­ются различные социальные группы, в частности, по половому, нацио­нальному или религиозному признаку. Сама возможность перехода из одной группы в другую так­же обусловлена характером общественных отношений: в тоталитарных обществах человек в большей мере привязан к группе, в демократичес­ких существует больше возможностей для индивидуальной мобильнос­ти. Поэтому социальная идентичность личности есть один из механиз­мов, связывающих личность и общество.

Исследования последних лет выявили и еще один аспект социаль­ной идентичности, а именно ее временные аспекты (М. Синирелла). Речь идет о том, что потребность в позитивном образе своей группы застав­ляет человека анализировать не только свою принадлежность к опреде­ленной группе сегодня, но и оценивать предшествующие группы, к ко­торым он принадлежал. Что еще более важно — планировать свою буду­щую, так называемую возможную идентичность, т.е. определение группы (или групп), в которой я вижу себя в своей даль­нейшей жизни.

Разработка проблем социальной идентичности позволяет по-ново­му взглянуть на перспективы исследований личности в социальной пси­хологии. Традиционная постановка проблемы — личность и группа — требует преодоления как минимум двух ложных стереотипов.

Одним из них является молчаливое предположение, что анализиру­ется одна личность, даже если она рассмотрена внутри группы. Сама же группа при этом предстает как некоторая целостность, состав которой в данном контексте не уточняется: можно предположить, что другие чле­ны группы личностями, по-видимому, не являются. Здесь сразу же об­наруживается ряд трудностей. Разве в действительности одна личность взаимодействует с группой? Их может быть несколько, в пределе вся группа может состоять из личностей. Группа, состоящая из личностей, — это такая реальность, в которой качества, присущие одному из ее чле­нов, нельзя рассматривать чем-то принципиально отличающимся от качеств, присущих другим членам: все члены группы — личности и имен­но их взаимодействие дано как реальная жизнедеятельность группы. Проблема преобразуется, таким образом, из проблемы «личность в груп­пе» в проблему «личности в группе». Трудно переоценить практическую перспективу такого подхода, особенно при анализе таких обществен­ных процессов, как демократизация, развитие социальной справедли­вости и т.п.

Другая трудность, которую тоже необходимо преодолеть: рассмот­рение личности в контексте одной группы. Но исследования социаль­ной идентичности отчетливо показали необходимость рассмотрения системы групп, в которые включен человек и в которых он действует. Введенный в социальную психологию раздел «Психология межгруппо­вых отношений» описывает и эту сферу реальной жизнедеятельности групп. Но она принимается в расчет лишь при исследовании групп. Как только вопрос переносится в сферу изучения личности, социальная пси­хология утрачивает такое свое завоевание, как анализ межгрупповых отношений: личность вновь упорно «помещается» лишь в одну группу. Хотя проблема множественной идентичности, конечно, ставится, од­нако принцип исследования личности как функционирующей в систе­ме групп при этом остается не вполне реализованным.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.