КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 14. Ролевое поведение личности и социальные установки
План: 1. Основы изменения поведения. Нарушения структуры личности 2. Социальная установка. 3. Ролевое поведение и установка. Личность характеризуют такие понятия, как мотивация, эмоциональный склад, характер, социальные нормы и установки, нравственные и моральные качества. Все эти понятия можно сгруппировать в блоки: блок моральных норм и духовных ценностей, блок интеллектуальных и творческих способностей и блок свойств характера. Структура психической жизни личности очень сложна, разнообразна и многогранна, все перечисленные выше компоненты, входящие в структуру личности, взаимосвязаны. Каждый человек постоянно меняется и развивается, и вместе с ним меняется и структура личности, в основе своей достаточно устойчивая. Личность каждого человека может быть им управляема, ведь человек — это саморегулируемая система. При управлении своей личностью человек может переключать психическую деятельность, ускорять ее или замедлять, усиливать или ослаблять активность, координировать движения, согласовывать побуждения, планировать заранее свои действия. Для этого индивиду необходимо согласовывать между собой информацию, получаемую из внешнего мира, с собственными намерениями, проявлять некоторые вегдевые усилия. Нарушения эмоциональной сферы проявляются в болезненных переживаниях, переменчивости эмоциональных состояний: • гигютсмия — упадок настроения, выраженный в снижении общей активности, безразличии, напряжении; • депрессия — мрачное настроение, сопровождающееся двигательной заторможенностью, замедлением ассоциативного процесса; • дистемия — хроническое подавленное настроение, выраженное в потере сна, снижении самооценки, чувстве безысходности;
• гипертемия — устойчивое эмоциональное возбуждение, характеризующееся ощущением сильного душевного подъема, повышенной двигательной активности; • паратемия — неадекватный аффект, т.е. действие, результат которого количественно и качественно не соответствует вызвавшей его причине; • эмоциональная мобильность — быстрая и частая смена настроения; • эмоциональная ригидность — замедленные эмоциональные реакции; • биполярное аффективное расстройство — эпизодическая повторяемость настроения, чередование мании и депрессии; • циклотемия — менее выраженное состояние хронической нестабильности настроения с проявлениями легкой депрессии. Тревожные расстройства характеризуются смутным эмоциональным состоянием, наличием предчувствий, беспокойства. Различают тревогу, страх, панику. Все они взаимосвязаны, могут сопровождать или сменять друг друга. Эти расстройства возникают вследствие согласованного воздействия на человека трех групп факторов. I. Генетический фактор — особенность функционирования эмоциональной сферы индивида, который под психологическим и социальным воздействием в ходе его развития становится более устойчивым. При нарушении развития наблюдается изменение функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции, отвечающей за интеллектуальное и сознательное разнообразие. Существуют следующие уровни базальной системы эмоциональной регуляции: • уровень полевой реактивности (оценка необходимой дистанции с объектом восприятия); • уровень стереотипов поведения (эмоциональная оценка качеств воспринимаемого объекта с точки зрения его соответствия актуальной потребности); • уровень экспансии (эмоциональная оценка препятствий на пути удовлетворения потребности);
• уровень эмоционального контроля (эмоциональная оценка взаимодействия с другими людьми). 2. Органический фактор. Оказывает воздействие на человека еще в перинатальный период, при травмах черепа и инфекциях.. 3. Социальные и психосоциальные факторы — неблагоприятные семейные условия, жестокое обращение, насилие, неправильное воспитание. В процессе развития человека сопровождают также такие типичные расстройства, как утомление и стресс. Утомление — физиологическое состояние организма человека, которое возникает по окончании работы и выражается во временном снижении трудоспособности. При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиваться переутомление, когда ночной отдых не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность. Стресс — эмоциональное состояние, являющееся ответной реакцией на различные внешние воздействия. Различают следующие виды стрессов: физиологический, психологический, информационный. Факторы, способствующие появлению стресса, могут быть связаны как с профессиональной деятельностью человека, так и с его личной жизнью.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |