Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 14. Ролевое поведение личности и социальные установки




 

План:

1. Основы изменения поведения. Нарушения структуры личности

2. Социальная установка.

3. Ролевое поведение и установка.

Личность характеризуют такие понятия, как мотивация, эмоциональный склад, характер, социальные нормы и установ­ки, нравственные и моральные качества. Все эти понятия мож­но сгруппировать в блоки: блок моральных норм и духовных ценностей, блок интеллектуальных и творческих способностей и блок свойств характера. Структура психической жизни лич­ности очень сложна, разнообразна и многогранна, все перечис­ленные выше компоненты, входящие в структуру личности, взаимосвязаны. Каждый человек постоянно меняется и разви­вается, и вместе с ним меняется и структура личности, в осно­ве своей достаточно устойчивая.

Личность каждого человека может быть им управляема, ведь человек — это саморегулируемая система. При управлении сво­ей личностью человек может переключать психическую дея­тельность, ускорять ее или замедлять, усиливать или ослаблять активность, координировать движения, согласовывать побуж­дения, планировать заранее свои действия. Для этого индиви­ду необходимо согласовывать между собой информацию, по­лучаемую из внешнего мира, с собственными намерениями, проявлять некоторые вегдевые усилия.

Нарушения эмоциональной сферы проявляются в болезнен­ных переживаниях, переменчивости эмоциональных состо­яний:

• гигютсмия — упадок настроения, выраженный в сниже­нии общей активности, безразличии, напряжении;

• депрессия — мрачное настроение, сопровождающееся двигательной заторможенностью, замедлением ассоциа­тивного процесса;

• дистемия — хроническое подавленное настроение, выра­женное в потере сна, снижении самооценки, чувстве бе­зысходности;

• гипертемия — устойчивое эмоциональное возбуждение, характеризующееся ощущением сильного душевного подъема, повышенной двигательной активности;

• паратемия — неадекватный аффект, т.е. действие, резуль­тат которого количественно и качественно не соответству­ет вызвавшей его причине;

• эмоциональная мобильность — быстрая и частая смена настроения;

• эмоциональная ригидность — замедленные эмоциональ­ные реакции;

• биполярное аффективное расстройство — эпизодическая повторяемость настроения, чередование мании и депрес­сии;

• циклотемия — менее выраженное состояние хронической нестабильности настроения с проявлениями легкой деп­рессии.

Тревожные расстройства характеризуются смутным эмоцио­нальным состоянием, наличием предчувствий, беспокойства. Различают тревогу, страх, панику. Все они взаимосвязаны, мо­гут сопровождать или сменять друг друга. Эти расстройства воз­никают вследствие согласованного воздействия на человека трех групп факторов.

I. Генетический фактор — особенность функционирования эмоциональной сферы индивида, который под психологи­ческим и социальным воздействием в ходе его развития ста­новится более устойчивым. При нарушении развития на­блюдается изменение функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции, отвечающей за интеллектуальное и сознательное разнообразие. Существу­ют следующие уровни базальной системы эмоциональной ре­гуляции:

• уровень полевой реактивности (оценка необходимой ди­станции с объектом восприятия);

• уровень стереотипов поведения (эмоциональная оценка качеств воспринимаемого объекта с точки зрения его со­ответствия актуальной потребности);

• уровень экспансии (эмоциональная оценка препятствий на пути удовлетворения потребности);

• уровень эмоционального контроля (эмоциональная оцен­ка взаимодействия с другими людьми).

2. Органический фактор. Оказывает воздействие на челове­ка еще в перинатальный период, при травмах черепа и инфек­циях..

3. Социальные и психосоциальные факторы — неблагопри­ятные семейные условия, жестокое обращение, насилие, не­правильное воспитание.

В процессе развития человека сопровождают также такие типичные расстройства, как утомление и стресс. Утомление — физиологическое состояние организма человека, которое воз­никает по окончании работы и выражается во временном сни­жении трудоспособности. При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиваться переутомление, когда ночной отдых не восстанав­ливает снизившуюся за день работоспособность.

Стресс — эмоциональное состояние, являющееся ответной реакцией на различные внешние воздействия. Различают сле­дующие виды стрессов: физиологический, психологический, информационный. Факторы, способствующие появлению стресса, могут быть связаны как с профессиональной деятель­ностью человека, так и с его личной жизнью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.