Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие как первичное звено экономики




Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования

КУРС ЛЕКЦИЙ

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика фирмы

ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по направлению 080100.62 «Экономика»

 

Обнинск 2009

АННОТАЦИЯ КУРСА

«Экономика организаций (предприятий)» является одной из первых профилирующих дисциплин в системе подготовки экономиста по направлению 521600 «Экономика».

Экономика предприятия как учебная дисциплина в системе подготовки экономистов-менеджеров связана с дисциплинами учебного плана:

Ø в теоретико-методологическом направлении с «Философией», «Экономической теорией», «Экономикой отрасли»;

Ø в направлении, обеспечивающем изучение количественных форм экономических явлений и процессов, со «Статистикой», «Бухгалтерским учетом», «Финансами и кредитом»;

Ø в направлении, обеспечивающем связь и взаимосвязь экономических процессов внутри предприятия, с «Маркетингом», «Менеджментом».

Указанные связи дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» дают студенту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности экономиста.

Учебно-методический комплекс подготовлен к.э.н. Ю.Н. Аброськиной по блоку общепрофессиональных дисциплин учебного плана направления «Экономика» (бакалавриат).

Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план и программу дисциплины, вопросы и задания для закрепления материала, вопросы для подготовки к экзаменам, список рекомендуемой литературы, курс лекций, задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов, контрольные тесты глоссарий.

 

 

 

Предприятие как субъект хозяйствования. Создание предприятия. Трудовые ресурсы предприятия. Основные фонды предприятия. Оборотные средства предприятия. Материальные ресурсы и эффективность их использования. Оплата труда на предприятии. Издержки и себестоимость продукции. Специализация и кооперирование производства. Система планирования деятельности предприятия. Качество и сертификация продукции. Конкурентоспособность продукции. Прибыль и рентабельность.

 

 

 

Предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция), а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания.

Предприятия существуют в различных экономических системах. Можно выделить основные признаки, характеризующие предприятия, и как зависящие, так и независящие от особенностей той или иной системы (табл. 1.1).

Существенными признаками, объединяющими предприятие в единое целое, выступают также единая территория, общее вспомогательное хозяйство и т.п.

Являясь субъектом хозяйствования, предприятие выступает как юридическое лицо, поскольку имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету, несет ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом в суде.

Каждое предприятие производит продукцию, реализует товары, оказывает услуги, осуществляет определенную деятельность для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли наиболее эффективным способом. В этом состоит его главная цель.

В то же время существует целый спектр целей предприятия, которые лежат в русле достижения его главной цели. Они могут быть дифференцированы по степени важности. К таким целям относятся:

· максимизация объема выпуска продукции, работ, услуг;

· обеспечение конкурентоспособности продукции на основе использования достижений научно-технического прогресса;

· устойчивость и стабильность функционирования;

· удержание позиций на рынке (завоевание новых рынков) и обеспечение высокой эффективности производства;

· достижение комплексности производства и др.

Каждая из перечисленных целей является также и средством достижения основной цели предприятия. Выбор предприятием целей деятельности зависит от разнообразных факторов, характеризующих, с одной стороны, обеспеченность предприятия собственными ресурсами, а с другой – внешнюю среду и рыночную ситуацию.

В зависимости от направленности воздействия на экономическую систему предприятия факторы подразделяются на позитивные и негативные.

Кроме того, в зависимости от места возникновения факторы классифицируются на внутренние, которые в свою очередь можно разделить на объективные (их воздействие не зависит от субъекта управления), субъективные (например, связанные с особенностями и личностью руководителя, ценовой политикой предприятия и др.) и внешние (например, связанные с инфляционными процессами, деятельностью государства, изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка и др.).

Классифицировать факторы необходимо для того, чтобы все наиболее значимые были системно учтены при разработке и реализации стратегии и тактики развития предприятия.

Задача указывает в общих чертах на направление реализации конкретной цели. Исходя из этого можно выделить следующие задачи создания и функционирования предприятия:

· разработка технико-технологической, организационной и коммерческой политики, позволяющей учитывать конъюнктуру рынка и обеспечивать адаптивность к внешней экономической среде;

· обоснование варианта реализации выбранной политики для воздействия на рынок в нужном направлении;

· максимально возможное удовлетворение спроса покупателей;

· увеличение рынка сбыта;

· создание условий для аккумулирования достаточных денежных средств для самоокупаемости и самофинансирования;

· насыщение рынка высококачественными товарами и услугами;

· содействие повышению культурного уровня и моральному оздоровлению общества;

· создание условий для реализации творческого потенциала своих сотрудников и т.д.

Предприятие – первичный и самостоятельный элемент экономической системы.

Первичным звеном экономики предприятие является потому, что при всем многообразии целей его создания, видов деятельности именно в рамках предприятия происходит непосредственная связь работника со средствами производства и предметами труда, что обеспечивает создание продукции.

Предприятие является самостоятельным звеном экономической системы, так как действует на основе использования принадлежащего ему обособленного имущества. Оно от своего имени вступает в договорные отношения и принимает на себя соответствующие обязательства.

Характеристика предприятия предполагает определение основных черт, выделяющих его как самостоятельный субъект рыночных отношений. Такими чертами являются:

· производственно-техническое единство, отражающее общность производства, капитала, технологии;

· организационное единство, выражающееся в наличии единственного руководства, плана;

· экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых и технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

В настоящее время часто отождествляют понятия «предприятие» и «фирма», что недопустимо. Под фирмой понимается торговая марка, используемая при заключении договоров, позволяющая индивидуализировать предприятие, отличить его от других субъектов хозяйствования, производящих однородную продукцию.

Когда речь идет о предприятии, чаще всего имеют в виду производственное или промышленное предприятие, что является довольно узким подходом. Предприятия можно классифицировать по разным признакам или параметрам (табл. 1.2).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.