Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-планирование. Бизнес-план - это документ, отражающий в концентриро­ванной форме ключевые показатели деятельности предприятия в будущем




Бизнес-план - это документ, отражающий в концентриро­ванной форме ключевые показатели деятельности предприятия в будущем. В нем анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.

Бизнес-планирование основывается на следующих принципах:

единства (холизма), предполагающего интеграцию плано­вой деятельности в рамках вертикального единства подразделений и координацию плановой деятельности на уровне функциональ­ных подразделений и служб предприятия;

участия, предполагающего соучастие в плановой деятельно­сти всех работников предприятия, независимо от должностей и выполняемых ими функций;

непрерывности, обеспечивающей «скользящий характер пла­нирования»;

гибкости, способствующей составлению планов таким обра­зом, чтобы можно было вносить изменения в их содержание в со­ответствии с изменениями внешних и внутренних условий дея­тельности предприятия;

точности, заключающейся в том, что всякий план должен быть конкретизирован и детализирован в той степени, в какой по­зволяют внешние и внутренние условия его деятельности;

итеративности, состоящей в том, что бизнес-планирование должно носить творческий характер и предусматривать неодно­кратную проработку уже составленных разделов бизнес-плана;

многовариантности, определяющей возможность выбора наилучшего из альтернативных вариантов достижения постав­ленных целей.

Разработка бизнес-плана направлена на реализацию целей пред­приятия, которые определяют вид бизнес-плана (бизнес-план по реализации отдельных мероприятий, бизнес-план развития дейст­вующего предприятия, инвестиционный бизнес-план, бизнес-план финансового оздоровления предприятия, бизнес-план вновь созда­ваемого предприятия и др.). На предприятии иногда могут разраба­тываться несколько бизнес-планов.

Разработка бизнес-плана включает в себя взаимосвязанные этапы, выстроенные в определенной логической последовательности (рис. 10.1).

На первом этапе разработке бизнес-плана определяются цели него подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван решить бизнес-план конкретного предприятия. В настоящее время такими целями могут быть: достижение безубыточности деятельности; ввод в действие нового магазина, цеха; выпуск нового вида продукции; внедрение мероприятий по совершенствованию маркетинга и менеджмента и др.

Вторым этапом разработки бизнес-плана является анализ, оценка и прогнозирование собственных возможностей предприятия, то есть анализ текущих и прогнозных результатов функционирования самого предприятия; анализ и прогнозирование обеспеченности его деятельности материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами; анализ и прогнозирование текущих результатов дея­тельности основных конкурентов; анализ и прогнозирование рын­ков сбыта; анализ и прогнозирование возможных видов риска.

Третий этап включает характеристику планируемой предпри­ятием к выпуску продукции, работ, услуг. Целью этого этапа явля­ется оценка сильных и слабых сторон деятельности как самого предприятия, так и его основных конкурентов в сферах менедж­мента, производства, маркетинга, финансов, кадровой политики.

Четвертый этап состоит в исследовании рынков сбыта. Це­лью этого этапа является оценка рынков сбыта, уровня конкурен­ции, конкурентоспособности производимых товаров, работ, услуг. В результате проведенных на данном этапе исследований должно быть сформулировано обобщенное представление о рынках и кон­курентах.

Пятый этап предполагает разработку плана производства, который включает в себя прогноз объемов производства (реали­зации) продукции (товаров), работ, услуг с учетом заданий про­граммы социального и экономического развития предприятия и результатов анализа и прогнозирования его собственных воз­можностей, определение потребностей в основных фондах, в ис­ходном сырье, в оборудовании, в персонале по категориям работ­ников, в затратах на оплату труда, определение полной себестои­мости производимой продукции.

Шестой этап включает разработку ценовой политики пред­приятия, системы формирования спроса и стимулирования сбыта. Целью данного этапа является разработка маркетинговой страте­гии предприятия.

Седьмой этап предполагает выбор типа организационной струк­туры и оценку ее эффективности.

Восьмой этап предполагает описание возможных рисков, рас-Чет уровней рисков и разработку мероприятий по их снижению и Предупреждению.

Девятый этап состоит в прогнозировании финансовых пока­зателей предприятия. Данный этап включает в себя следующие разработки: прогноз доходов и расходов; сметы фондов; прогноз­ный баланс денежных средств; прогнозный баланс активов и пас­сивов; прогноз ключевых финансовых показателей.

Десятым, завершающим этапом разработки бизнес-плана яв­ляется составление резюме, которое представляет собой по сути краткое изложение бизнес-плана деятельности предприятия.

Приведем характеристику основных разделов бизнес-плана ин­вестиционного проекта.

1. «Резюме».

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заклю­чается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть биз­нес-плана. Целесообразно привести информацию о технологиче­ской новизне проекта (при наличии), его социальной значимости.

Раздел «Резюме» должен разрабатываться в конце написания бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблиц) -4-7 страниц.

2. «Характеристика предприятия и стратегия его развития».
В данном разделе даются описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.

При описании предприятия отражаются следующие вопросы: история создания; основные достижения и неудачи в деятельности предприятия; слабые и сильные места в производственно-хозяйст­венной деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства и т.д.); характеристика имеющихся основных производственных фондов и технологий; загрузка производственных мощностей; выпускаемая продукция; основные показатели финансово-хозяйст­венной деятельности предприятия за предшествующий период; доля социальной сферы в инфраструктуре предприятия.

При описании стратегии развития предприятия раскрываются следующие вопросы: главные цели и задачи перспективного стра­тегического развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных производст­венных фондов, внедрение новых и высоких технологий, импорто-замещение и т.д.); название проекта; актуальность и новизна пред­лагаемого проекта; стадии проработки основных этапов проекта (проведение НИОКР, разработка рабочей документации, внедре­ние международной системы качества, сертификация продукции, наличие инвесторов, контрактных и предконтрактных документов на поставку оборудования и т.д.); конкретные мероприятия по до­стижению заданных целей; обоснование собственных источников финансирования проекта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных фондов, акций и т.д.), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации; сведения о предоставленных предприятию государственных преференциях, которые необходи­мо будет компенсировать за счет прибыли проекта.

3. «Описание продукции (услуги)».

В данном разделе представляется информация о продукции, которую будет производить предприятие: область применения; ос­новные характеристики (потребительские, сбытовые и функцио­нальные); соответствие международным и национальным стан­дартам качества; контроль качества; требования к гарантийному и постгарантийному обслуживанию; наличие патентов, лицензий, сертификатов; новизна технических и технологических решений, потребительских свойств.

Приводится план мероприятий по усовершенствованию про­дукции с целью повышения ее конкурентоспособности, в котором Необходимо отразить следующие вопросы: крупные предполагае­мые проблемы в освоении продукции (услуги) и подходы к их реше­нию на стадии разработки изделий; обоснование предложений по разработке новых видов (модификаций) продукции, совершенствованию упаковки; обоснование предложений по разработке (приоб­ретению) прогрессивных технологических процессов, оборудова­ния; намерения и предложения по доведению качества продукции до международных требований и ее сертификации.

4. «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга».

В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.

Анализ рынков должен включать: общую характеристику рын­ков, на которых планируется сбыт товаров (услуг) предприятия, оценку их размера; долю предприятия на разных рынках; динамику развития рынка и прогноз тенденций изменения его в будущем; ос­новные факторы, влияющие на изменение рынка; основные требо­вания потребителей к продукции (услуге); оценка возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции -технический уровень, цена, уровень качества; технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий и степень их влияния на рынок данной продукции (услуги); преимущества пред­приятия перед конкурентами.

Для продукции, которую планируется реализовывать на внеш­них рынках, при прогнозировании цены учитываются льготы, пре­доставляемые законодательством, а также ограничения и требова­ния, выдвигаемые страной-импортером.

В отдельной таблице приводится перечень имеющихся кон­трактных и предконтрактных документов о приобретении продук­ции с указанием сроков их действия, объемов и названий фирм-по­требителей, а также излагаются основные требования заказчиков, предъявляемые к качеству товара.

Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражаются: стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего, продви­жение на новые рынки и т.д.); расчет и обоснование цены с учетом соответствующего законодательства и политики регулирования цен на государственном уровне, а также сегмента рынка; обосно­вание правильности выбора стратегии ценообразования (сравне­ние с ценой конкурентов, а также свойств продукции - новизны, качества и т.д.); тактика реализации продукции на конкретном сег­менте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы и т.д.); политика послепродаж­ного обслуживания (предприятием на месте, ремонтными мас­терскими, сервисными центрами и т.д.) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности; оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе; обоснование затрат на маркетинг и рекламу; план мероприятий по продвижению продукции на рынки, включая ос­новные этапы реализации; прогнозируемые цены на продукцию.

5. «Производственный план».

Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета). Данный раздел должен состоять из следующих подразделов: программа производства и реализации продукции; производственные мощности (здания, сооружения, технологии, оборудование); материально-техническое обеспече­ние; стоимость (издержки) производства и сбыта продукции.

Программа производства и реализации продукции составля­ется на основании проведенных маркетинговых исследований и оформляется отдельно в виде таблицы, приведенной в рекомен­дациях по разработке бизнес-планов [5, с. 23-30].

Содержание подраздела «Производственные мощности» зави­сит от того, объектом инвестирования является действующее пред­приятие или вновь создаваемое.

Если предприятие действующее, то приводятся:

• анализ соответствия существующих производственных мощ­ностей объемам производственной программы;

• обоснование потребности в дополнительных производствен­ных мощностях на год и перспективу, способ их создания (строи­тельство, покупка, аренда);

• обоснование объема средств, необходимых для подготовки производства;

• оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых производственных площадей инженерными коммуникациями;

• перечень и обоснование требуемого оборудования и техно­логий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а так­же требуемого объема производства и потребительских характе­ристик товара;

• обоснование выбора поставщиков оборудования, основан­ное на сравнительных технических характеристиках оборудова­ния ведущих производителей и условиях его поставки, условиях послепродажного обслуживания, гарантий и цены;

• информация о наличии контрактных и предконтрактных до­говоров на поставку оборудования и проведении (намерении про­ведения) тендера, об условиях и сроках поставки, монтажа и на­ладки оборудования;

• экологическая оценка проекта - анализ воздействия будуще­го производства на окружающую среду, объемы отходов, предпо­лагаемые места их удаления и переработки.

В случае нового строительства обосновывается выбор кон­кретного места реализации проекта с учетом географического по­ложения, существующей социально-экономической и инженер­но-коммуникационной инфраструктуры (трудовые ресурсы, доро­ги, инженерные коммуникации, связь, энергоносители), наличия строительно-монтажных мощностей, жилья и т.п., а также приво­дятся возможные альтернативные варианты в пределах страны, ре­гиона, населенного пункта.

В подразделе «Материально-техническое обеспечение произ­водства» излагаются перспективы обеспечения проекта требуемыми сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами.

В этом подразделе приводятся: перечень наиболее значимых для предприятия поставщиков сырьевых ресурсов; периодичность приобретения основных видов сырья и материалов (ежемесячно, сезонно, хаотично и т.д., соответствие качественным характери­стикам); требования поставщиков к форме оплаты (предоплата, бартер и т.д.); расчет потребности в сырьевых ресурсах; обоснова­ние схемы материально-технического обеспечения (виды транс­порта, средства погрузки, разгрузки и складирования, оптимизация затрат на транспортировку ресурсов); обоснование и расчет потребности в теплоэнергетических ресурсах, их экономии по срав­нению с действующей технологией; риски ресурсного обеспечения.

В подразделе «Стоимость (издержки) производства и сбыта продукции» даются обоснования по каждой статье издержек про­изводства (заработной плате, амортизации, общепроизводствен­ным и общехозяйственным расходам), прогнозируются их измене­ния в перспективе.

В обязательном порядке производится расчет амортизацион­ных отчислений.

6. «Организационный план».

В данном разделе в соответствии с основными этапами реали­зации проекта дается комплексное обоснование организацион­ных мер и мероприятий. Центральное место отводится обоснова­нию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. При этом указыва­ются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать дан­ный проект, определяется необходимая квалификация и числен­ность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе и т.п.

7. «План реализации проекта».

Календарный график реализации проекта представляет собой план согласованных во времени мероприятий, начиная от приня­тия инвестиционного решения и подготовительных работ до про­мышленного производства и погашения задолженностей перед за­емщиками. Рекомендуется его разрабатывать в виде временной диаграммы или сетевого графика. В ходе проработки проекта рас­сматриваются альтернативные варианты графика реализации про­екта и принимается для работы наилучший из них с учетом опти­мального сочетания финансовых и временных критериев. При раз­работке данного графика указываются перечень работ и потреб­ность в финансовых ресурсах для осуществления каждой из них.

8. «Инвестиционный план».

Инвестиционные издержки определяются как сумма основного капитала (капитальные затраты) и чистого оборотного капитала. При этом основной капитал представляет собой ресурсы, требуе­мые для сооружения и оснащения предприятия, а чистый оборот­ный капитал соответствует ресурсам, необходимым для полной или частичной его эксплуатации. В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду издержек. Об­щие инвестиционные затраты по проекту отражаются в виде спе­циальной таблицы.

При планировании инвестиционных издержек отдельно рас­считывается потребность в первоначальном оборотном капитале, учитываются изменения, которые могут возникнуть во время экс­плуатации предприятия.

Также приводятся сводные данные по источникам финансиро­вания проекта (собственных, заемных и государственных средств, прямых инвестиций и т.д.). По источникам собственных средств даются обоснования, подкрепленные расчетами. Представляется справка о намерениях (решениях) коммерческих банков, потенци­альных инвесторов и т.д. по вложению средств в реализацию про­екта (при наличии таких решений или намерений).

В случае, если проект требует дополнительной государственной поддержки, указываются запрашиваемые меры такой поддержки.

При потребности в конвертации национальной валюты в сво­бодно конвертируемую приводится схема конвертации.

Осуществляется расчет погашения долговых обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам, бюджетным ссудам, а также приводится сводный график.

9. «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности».

К основным аспектам прогнозирования финансово-хозяйст­венной деятельности производства (предприятия) относятся: рас­чет чистой прибыли от реализации продукции; расчет потока де­нежных средств; проектно-балансовая ведомость.

В случае реализации проекта на действующем предприятии прогнозирование денежных потоков выполняется в двух вариантах: до реализации проекта и при его осуществлении. При таком подходе учитываются предполагаемые изменения выручки, при­были и затрат.

Для проектов, реализация которых не оказывает влияния на действующее производство, применяется метод прогнозирова­ния денежных потоков для данного проекта без оценки дейст­вующего производства. Объектом анализа являются лишь те из­менения, которые вызваны принятием или отклонением проекта (концепция прироста). При этом рассматривается не номиналь­ное значение экономических показателей проекта, а только раз­ность между новым значением и существующим до принятия проекта.

Также приводится расчет чистой прибыли от реализации про­дукции. Отражаются ежегодно образующаяся прибыль или убыт­ки. Для анализа безубыточности выделяются переменные и посто­янные издержки. В распределении прибыли показывается объем прибыли, который используется на погашение долгосрочной за­долженности, рефинансирование, поддержание социальной сфе­ры и т.д.

Прогнозирование потока денежных средств производится ис­ходя из притоков денежных средств от операционной (производст­венной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия и их оттоков по годам реализации проекта. Распределение во времени потока средств (поступления от продаж, долгосрочные и краткосрочные ссуды и т.д.) должно быть синхронизировано с рас­ходами (оттоком средств), связанными с инвестициями, эксплуатацией предприятия и финансовыми обязательствами. При этом не допускается как излишек финансовых накоплений (неиспользуе­мых, но требующих уплаты процентов), так и дефицит финансо­вых средств. Поток денежных средств оформляется в виде специ­альной таблицы.

Проектно-балансовая ведомость содержит основные статьи, такие как стоимость основных фондов и текущих активов (запасов сырья и материалов, счетов к получению, незавершенного произ­водства и готовой продукции), а также акционерного капитала (собственного), долгосрочных и краткосрочных обязательств, ко­торые требуются для бесперебойной работы предприятия.

10. «Показатели эффективности проекта».

Цель данного раздела - оценка эффективности проекта и наи­более вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реа­лизации. Приводится классификация и оценка рисков по месту их возникновения (производственные, инвестиционные, инфляцион­ные, организационные, коммерческие и т.д.), а также намечаются меры по их снижению или предотвращению. С целью выявления и снижения риска вложений должен проводиться анализ устойчиво­сти (чувствительности) проекта в отношении его параметров и внешних факторов. В обязательном порядке проводится много­факторный анализ чувствительности проекта к изменениям вход­ных показателей (цены, объема производства, переменных и по­стоянных издержек, а также их статей, условий финансирования и т.д.). С учетом инфляционных процессов определяются четкие границы, когда возможна реализация проекта и при каких услови­ях успех маловероятен.

11. «Юридический план».

В юридическом плане описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются основные юридиче­ские аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности.

12. «Информация о разработчике бизнес-плана».

В данном разделе дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводят­ся следующие данные по созданию, функционированию и разви­тию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана: исто­рия и год создания; основные виды деятельности; опыт работы в данной сфере услуг; основные достижения и неудачи, перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым орга­низация разрабатывала бизнес-планы; перечень основных видов деятельности, по которым оказаны услуги (выполнены расчеты) в рамках данного инвестиционного проекта.

13. «Приложения».

Этоне регламентируемый по объему раздел, в который вклю­чаются все дополняющие основные разделы материалы (специфи­кации, техническое описание сертификата, патента, результаты маркетинговых исследований и т.д.), а также данные о руководи­теле предприятия (инвестиционного проекта), инвесторах, экспер­тах, консультантах проекта, рекламных материалах и пр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.