Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратификационный профиль




(графическое изображение положения статусов на четырех шкалах стратификации)

Различные социологи приводят разные основания при объяснении вертикального расслоения общества. Наиболее известны два подхода к объяснению социальной стратификации (социального неравенства) – функционализм и теория конфликта.

Теория функционализма исходит из того, что социальное неравенство является необходимым свойством всякой нормально развивающейся социальной системы. Уже Э. Дюркгейм в работе «О разделении труда» (1893) обосновывает мысль, что в каждом обществе конкретным видам деятельности отдается наибольшее предпочтение, что закладывает иерархическое строение общества. Все функции общества располагаются в

иерархическом порядке. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия социальных слоев, выполняющих эти социальные функции.

Развивая взгляды Э. Дюркгейма, К. Дэвис и У. Мур (США) обосновывают точку зрения, что неравенство в вознаграждении за труд и статусное распределение базируется на функциональной значимости статусов: «Социальное неравенство является тем бессознательно развиваемым средством, при помощи которого общество сознательно обеспечивает занятие наиболее важных постов квалифицированными индивидами». Таким образом, с точки зрения функционализма, ни одно общество не может обойтись без классового расслоения, так как неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения задач размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Делается вывод, что социальное неравенство полезно для общества, так как система социальной стратификации способствует заполнению всех статусов, которые образуют данную социальную структуру.

Социальный порядок обеспечивается распределением индивидов по социальным статусам в соответствии с их вкладом в достижение совокупных общественных целей. При этом общество должно постоянно стимулировать людей к выполнению определенных социальных ролей. Во всех обществах существуют разные виды деятельности, одни из которых наиболее важны (для развития общества) и требуют больших способностей и талантов (религия, управление, технология), другие – также важны (для функционирования общества), но не требуют особых знаний, способностей и талантов (труд шахтеров и т.д.). Мотивация осуществляется в основном двумя способами – мобилизацией индивидов на достижение привлекательного социального статуса (в конкурентной системе) и мотивацией на исполнение должностных обязанностей (в неконкурентной системе).

Таким образом, теория функционализма рассматривает социальное неравенство как важнейший способ выживания общества. Однако многие социологи подвергают ее критике. Так, место человека в обществе часто определяется не его талантами и способностями, а его происхождением.

Многие ответственные должности в науке, образовании и т.д., то есть в ведущих областях современной общественной жизни, оплачиваются не на высоком уровне. Этим самым критики функционализма отмечают явный субъективизм данной теории: общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия (все функции одинаково важны для социального организма), а структурно-функциональный анализ выделяет некоторые из них в качестве важнейших (не ясно, на каком основании).

Представители теории конфликта фокусируют внимание на различии (противоположности) интересов больших социальных групп (классов). Конфликтологическая теория социальной стратификации наиболее подробно изложена в трудах К. Маркса. Марксизм выводит социальное неравенство из существования частной собственности на основные средства производства, неравного распределения материальных благ, поэтому в марксизме под социальной стратификацией понимается классовое разделение общества (то есть в марксизме классовое разделение – это и есть социальная стратификация).

Представители конфликтологической теории стратификации обосновывают точку зрения, что социальное расслоение существует исключительно из-за того, что одним социальным группам выгодно обладать определенной властью над другими социальными группами.

Общество рассматривается как арена борьбы, где индивиды и социальные группы борются за получение или перераспределение различных привилегий, власти, престижа и т.п. С точки зрения этой теории, для каждого исторического периода характерен свой тип экономических отношений, а значит, конкретный механизм закрепления экономического и политического господства одних групп населения над другими.

Если функционалисты видят в первую очередь общие интересы членов общества, то представители конфликтологии фокусируют свое внимание на их различии. Отсюда достоинства и недостатки данного подхода. С одной стороны, данная теория фиксирует действительную связь между богатством и властью (экономически господствующий класс, как правило, является одновременно и политически господствующим классом), с другой – излишне обедняет реальную картину развития и функционирования общества, рассматривая ее исключительно в терминах классовой борьбы.

Конфликтологический подход реализуется в социологии в различных вариантах. Например, пытаясь преодолеть некоторые недостатки марксистской методологии, М. Вебер выводит социальное неравенство не только из экономического неравенства, а из соединения трех факторов – богатства (что в основном учитывает марксизм), престижа профессии и власти. Таким образом, М. Вебер принимает точку зрения К. Маркса на классы, однако перечисляет больше различных факторов, детерминирующих образование классов.

Социальную стратификацию часто отождествляют с социальным неравенством, то есть дифференциацией населения на высшие и низшие слои, богатых и бедных, управляющих и управляемых. Однако социальную стратификацию нельзя отождествлять с социальным неравенством (например, в первобытном обществе нет социального неравенства, но социальная структура – в виде половозрастного, кровнородственного, тотемного и прочего деления общества – существует).

Социальное неравенство в социологии понимается как неравномерное распределение социокультурных благ и ценностей в зависимости от социального статуса индивида или социальных групп. Социальное неравенство предполагает неодинаковый доступ людей к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Наиболее распространенный способ измерения неравенства – это сравнение самого высокого и самого низкого уровня доходов в данном обществе. П.А.Сорокин, сравнивая различные исторические эпохи, получил следующие данные: в средневековой Германии подобное соотношение равнялось 1000/1, а в средневековой Англии – 600/1. Кроме этого, социальное неравенство может выражаться в расовой, религиозной, гендерной, национальной и иных формах.

Природа социального неравенства одна и та же: неравный доступ различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам. Однако формы проявления социального неравенства в истории общества были разные. В доклассовых обществах, где социальная структура отождествляется с родством и браком,

социальное неравенство отсутствует. В доиндустриальных обществах (рабовладение и феодализм) – социальная структура отличается следующими признаками:

1) резкой социальной дифференциацией (касты, сословия, классы);

2) большим социальным неравенством (например, в XVIII в. в России по «Табели о рангах» лишь первые пять чинов имели право на отчество, остальные были просто «Ваньками»);

3) жестким разделением страт (перейти из сословия в сословие было практически невозможно).

В индустриальном обществе касты, сословия и даже классы постепенно изживаются, появляется горизонтальная и вертикальная мобильность населения, государство все больше начинает заботиться о социальных правах населения (так называемое социальное государство).

Таким образом, можно отметить, что общая эволюционная линия развития социальной структуры состоит в следующем. На ранних этапах развития общества социальная структура сводится к межличностным отношениям, поэтому нет государства, нет необходимости во внешнем принуждении, праве и т.п. Устойчивость связей поддерживается общественным мнением. В дальнейшем (по мере роста населения, разделения труда и социальной стратификации) устойчивость общественных отношений уже не может поддерживаться только системой межличностных взаимосвязей. Поэтому появляются и становятся главными стабилизирующими факторами различные социальные структуры и социальные институты. В современном обществе уже нет жесткого социально-классового разделения, общество характеризуется достаточно ярко выраженным равенством возможностей.

Стабильность любого общества, устойчивость его социальной структуры связана с профилем социальной стратификации, то есть зависит от удельного веса среднего слоя и той роли, которую он играет в данном обществе. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше средний класс, тем больше он влияет на формирование фундаментальных ценностей общества, придает устойчивость государству. Чрезмерное вытягивание (вверх) профиля социальной стратификации приводит к социальным катаклизмам, революциям, бунтам, насилию, хаосу, что ставит общество на грань развала и тормозит его развитие. Схематично такое общество можно представить в виде треугольника с вытянутой вершиной и узким основанием. Утолщение профиля стратификации, то есть уменьшение разрыва между доходами богатых и бедных и увеличение среднего класса, – улучшает состояние дел в стране и усиливает стабильность в стране. Схематично это можно представить в виде треугольника с широким основанием или ромба, поставленного на ребро.

Социальное неравенство вызывает социальный протест и противоборство. Вся история классовой структуры общества сопровождается идеологической и политической борьбой за социальное равенство. Эгалитаризм (фр. – равенство) – это идейно-теоретическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения материальных и социокультурных ценностей. Проявления эгалитаризма можно обнаружить в общественных движениях Древней Греции и Рима, в тексте Библии. Идеи эгалитаризма нашли свою поддержку у якобинцев во время Великой французской революции, у большевиков в России на рубеже XIX и XX вв., у лидеров национально-освободительных движений в странах третьего мира – в XX в. Эгалитаризм можно отнести к радикальному идейно-политическому движению.

В среде идеологов и политиков Западной Европы социальное равенство понимается иначе, чем в эгалитаризме, а именно – как равенство возможностей. Это равенство возможностей рассматривается как предоставление государством всем людям равных стартовых возможностей и юридическое равенство граждан. При этом признается необходимость и даже полезность природного и социального неравенства людей. Считается, что такое неравенство стимулирует людей к активности в различных областях общественной жизни.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытое общество, а последний тип – открытое. В закрытом обществе социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены или ограничены. В открытом обществе перемещения из одной страты в другую не ограничены.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей (полное бесправие рабов и крайняя степень неравенства рабов и рабовладельцев). Рабство возникло в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме. В ряде регионов (например, в США) рабство существовало до XIX в. Системы насильственного рабского труда были нестабильными, так как высокая производительность достигалась только за счет постоянного надсмотра и использования методов наказания. Системы рабского труда развалились вследствие борьбы против них, а также потому, что рабство было экономически неэффективно.

Каста – социальная страта, членом которой человек является по рождению. Главное место в данном обществе отводится приписываемому (унаследованному) статусу. Кастовый строй характерен для Индии, так как освящен индусской религией. Критерием выделения каст является профессиональная специализация. Членам каст разрешается заниматься только определенным родом занятий. Нормы поведения, поступки членов каждой касты определяются сводом предписаний и запретов (дхармой). Кроме того, каждой касте был предписан характер жилища, пищи, тип одежды. Эти условности превращали касту в замкнутый социальный организм, не меняющийся в течение столетий.

Сословие – социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству. Для сословной системы характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий различных страт. Так, в феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV вв., население подразделялось на сословия. Общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри сословий. Каждое сословие, как правило, выполняло особые социальные функции (например, государственной службой могли заниматься только дворяне).

Рабство, касты и сословия – это социальные страты традиционного (доиндустриального) общества. Общим для них является то, что место человека в обществе определяется не зависящими от человека факторами – религией, законом, обычаем. Каждый индивид навсегда оставался заложником своей социальной страты. Известна поговорка: «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин». Промышленная революция XVIII-XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя.

Класс – главный элемент социальной стратификации капитализма. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и сословий. В отличие от иных типов страт, классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении или на обычаях. Классовые системы более подвижны, чем другие системы стратификации, а границы между классами не бывают строго очерченными. Социальная мобильность в классовых системах гораздо проще, чем в других типах. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами (в доклассовых обществах важными являются внеэкономические факторы).

В современных обществах принято выделять следующие классы:

· высший класс – те, кто владеет (или прямо контролирует) производственными ресурсами; богатые, крупные промышленники, верхушка руководства;

· средний класс, включающий большинство «белых воротничков» и профессионалов;

· рабочий класс – «синие воротнички», или занятые ручным трудом.

В некоторых индустриальных странах, таких как Франция или Япония, существует так называемый четвертый класс – это крестьянство (люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства) – также до недавнего времени очень важный. В странах третьего мира крестьяне обычно составляют самый большой класс.

Высший класс – это относительно небольшое количество индивидов и их семей, которые владеют значительной собственностью. Это примерно 1% населения такой страны, как Великобритания (1980-е гг.). Это в основном владельцы и совладельцы больших компаний. Огромная собственность позволяет им выходить на верхние уровни власти, поэтому члены высшего класса непропорционально по сравнению с другими классами представлены в высших эшелонах власти. Стенуорт и Гидденс обнаружили, что в Англии в период с 1850 г. по 1970 г. представители высшего класса составляли 66% среди руководителей крупных компаний.

Средний класс – это представители целого ряда профессий и занятий, которые включают в себя собственников небольшого бизнеса, владельцев частных магазинов и маленьких фермерских хозяйств. Большинство населения современной Англии попадает в этот класс. Верхний эшелон среднего класса состоит в основном из менеджеров и профессионалов. Низший эшелон включает конторский персонал, учителей, медсестер, продавцов и т.д. Средний класс находится в ситуации «двойной перегородки» (своеобразное маргинальное состояние): с одной стороны, испытывает влияние сверху, с другой – давление снизу. Поэтому среди представителей данного класса очень большой разброс политических предпочтений.

Рабочий класс – это члены общества, которые заняты физическим трудом. Рабочий класс также как и средний разделен. Высший рабочий класс (квалифицированные рабочие, «рабочая аристократия») имеет самый высокий доход, лучшие условия труда и гарантии работы. Низший рабочий класс занят полу- и неквалифицированным трудом, что дает маленький доход и небольшую гарантию занятости. Главная демаркационная линия в рабочем классе однако пролегает по этническому признаку: между этническим большинством и непривилегированным иноэтническим меньшинством. Среди негров и представителей азиатских стран в Англии непропорционально много представителей низшего слоя рабочего класса. Во многих европейских странах рабочие-мигранты представляют большую часть этого слоя (алжирцы во Франции, турки в Германии).

В современной социологии доля высшего класса определяется в 5-7% населения данной страны, среднего – 60-80%, а низшего класса – 13-35%. В настоящее время средний класс в США составляет около 60% всего населения. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая – 55%-60%. На социальной лестнице средний класс размещается между элитой («верхами») и рабочими (или социальными «низами»). Увеличение роли среднего класса в обществе объясняется вполне объективными причинами. В США и других развитых странах в 20 веке происходит сокращение ручного труда и расширение машинного как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян (крестьяне составляют в США лишь 5%). Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Список новых профессий обогащается не за счет малоквалифицированных, как прежде, а за счёт высококвалифицированных, наукоемких специальностей, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс. В обществе средний класс выполняет специфическую функцию – это стабилизатор общества. Образно эту особую роль среднего класса можно уподобить функции позвоночника в организме, благодаря которому последний сохраняет равновесие и устойчивость. Средний класс состоит из тех, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса – бедных и богатых – и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение, и наоборот. Менеджеры составляют костяк среднего класса в рыночном обществе. Средний класс – уникальное явление в мировой истории, он появился лишь в XX в.

В Америке на протяжении почти 50-ти лет проводятся регулярные социологические опросы, в ходе которых американцев просят отнести себя к одному из классов. Это дает количественную картину распределения населения по классам. Как ни странно, но эта картина устойчива на протяжении десятилетий. Так, в 1947 г. и в 1987 г. относили себя к высшему классу 3% и 4% американцев соответственно; к среднему – 43% и 47%; к рабочему – 51% и 43%; к низшему – 1% и 5%.

Большинство людей (в соответствии с общепринятой оценкой престижа той или иной профессии – как это обыкновенно бывает сегодня, или статуса того или иного слоя – как это было в недалеком прошлом) могут достаточно четко отнести себя к определенной социальной группе. Так, согласно исследованиям Пристли, 29 англичан из 30 точно знают, к какому классу себя отнести, при этом 54% причисляют себя к рабочему классу, 30% - к среднему классу, 7% - к нижесреднему классу, 2% - к верхнесреднему классу. В США примерно такой расклад: 3-4% американцев относят себя к высшему классу, 43-47% - к среднему классу, 43-51% - к рабочему классу, 1-5% - к низшему классу.

Разные социологи предлагают разные типологии классов. В одной типологии семь, в другой шесть, в третьей пять и т.д. социальных страт (или классов). У.Л. Уорнер (1898-1970) – американский социолог, разработал свою концепцию классов. С тех пор прошло более полувека. Сегодня эта концепция пополнилась еще одним слоем и в окончательном

виде представляет семипунктовую шкалу.

 

Современное классовое общество

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.