Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограниченность теории Пиаже




Не получилось ли так, что эксперименты Пиаже поставили детей, находящихся на дооперациональной стадии, в невыгодное положение, недооценив их когнитивные способности? Исследования показывают, что в некоторых отношениях определенно да. Например, хотя дети в дооперациональный период действительно склонны к эгоцентризму и полностью поглощены своим собственным взглядом на вещи, в некоторых ситуациях они могут принять точку зрения другого. Когда задачи, предлагавшиеся в экспериментах Пиаже, излагаются таким образом, что в них появляется смысл для ребенка, они становятся абсолютно понятными даже для детей с дооперациональным мышлением (Donaldson, 1978); и наоборот, запутанный характер многих вопросов может сбить с толку даже взрослых (Winer, Craig & Weinbaum, 1992). Например, в одной классической серии исследований детей, находящихся на дооперациональной стадии и не способных решить задачу Пиаже «Горы», спрашивали, где непослушный мальчик может спрятаться так, чтобы его не видел полицейский. Хотя ни один из участвовавших в эксперименте детей на самом деле никогда не прятался от полиции, они все играли в прятки и поэтому им не составило труда встать на позицию «непослушного мальчика». Даже 3-летние дети успешно справлялись с этой задачей (Hughes, Donaldson, 1979). Дошкольники также лучше справляются с принятием позиции другого в контексте понимания их чувств и намерений, чем считал Пиаже (Lillard, Currenton, 1999).

Кроме того, многочисленные исследования показали, что дети с дооперациональным мышлением, по меньшей мере иногда, обращают внимание больше чем на одно измерение в один момент времени. Они могут осознать также факт преоб-

340 Часть II. Детство

Эти дети выучили ритуалы, связанные с празднованием дня рождения, в процессе направляемого участия

разования, а не просто замечают начальное и конечное состояние, демонстрируя, таким образом, элементы понимания сохранения. Просто это не является их доминирующими моделями мышления (Siegler, Ellis, 1996). Подобным образом, Ракель Жельман с коллегами продемонстрировали, что дети в дооперациональный период на самом деле успешнее оперируют числами, чем считал Пиаже (Gelman, Gallistel, 1986). Например, дошкольники демонстрируют два важных типа действия с числами: умение оперировать с числами-абстракциями я рассуждать с использованием чисел. Операции с абстрактными числами относятся к когнитивным процессам, посредством которых можно прийти к заключению о числе образующих множество однотипных объектов. Например, 3-летний ребенок мог бы сосчитать количество штук печенья на столе и получить число «четыре». Умение рассуждать с использованием чисел относится к когнитивным процессам, посредством которых определяется правильный способ действия с множеством однотипных объектов (включая различные преобразования) (Flavell et al., 1993). Так, ребенок может сообразить, что единственный способ увеличить количество каких-то предметов — это добавить к ним еще один такой же предмет. Просто расположить их на большем расстоянии друг от друга будет ошибочным преобразованием. Эти два вида умений развиваются у ребенка различными темпами. Дети научаются производить сложение, вычитание, умножение и деление лишь после того, как они усваивают элементы рассуждения с использованием чисел (Becker, 1993), но, судя по заключению Артура Баруди (Baroody, 2000), дети 3-5 лет демонстрируют неплохое развитие ряда до математических способностей и понятий, что совершенно противоречит идеям Пиаже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.