Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Независимость и взаимозависимость




Задачи развития подросткового возраста

Каждый период жизни влечет за собой различные проблемы и трудности, связанные с развитием, которые требуют новых умений и ответов. Большинство ученых согласны с тем, что подростки должны столкнуться с двумя основными задачами:

1) достижение автономии и независимости от родителей (в разных культурах это происходит в разной форме).

2) формирование идентичности, означающее творческое и независимое Я, гармонично соединяющее различные элементы данной личности.

В западных странах традиционно подростковый возраст рассматривается как период «бури и натиска», драматического переворота в эмоциях и поведении. Происхождение этого термина связано с немецким литературным движением

524 Часть III. Подростковый возраст

Вопреки распространенному мнению, подростковый возраст не обязательно влечет за собой конфронтацию с родителями

конца XVIII — начала XIX века {Sturm und Drang). Его использовала Анна Фрейд1 для обозначения эмоционального состояния, которое, как она полагала, характерно для подросткового возраста. Она зашла столь далеко, что утверждала: «Быть нормальным в подростковом возрасте — само по себе значит быть ненормальным» (1958, р. 275). А. Фрейд, другие фрейдисты и, впоследствии, неофрейдисты доказывали, что начало биологического созревания подростка и усиливающиеся сексуальные драйвы вызывают конфликты со сверстниками, с родителями.

Сталкиваются ли, как правило, подростки с неприятностями? Некоторые, несомненно, да. Однако мы знаем, что у большинства из них период созревания проходит достаточно спокойно. В основном они хорошо адаптированы и не имеют серьезных внутренних конфликтов, а также проблем с родителями и сверстниками. Лишь 10-20% подростков страдают от психологических нарушений, а это соответствует данным, характерным для взрослого населения в целом (Powers et al., 1989).

Согласно господствующей точке зрения, подростки прибегают к конфликту и бунтарству как к средству достижения автономии и независимости от родителей. С середины 1960-х годов средства массовой информации уделяли большое внимание проблеме «разрыва поколений» и бурным конфликтам между родителями и детьми. Истории на эту тему интересны и полны драматизма, однако существуют лишь ограниченные данные исследований, подтверждающие их. Большинство работ в этой области показывает, что степень конфликта между подростками и их семьями была значительно преувеличена.

Хотя в раннем подростковом возрасте эмоциональная дистанция между ти-нэйджерами и их родителями в целом увеличивается (Steinberg, 1988), это совсем не обязательно приводит к бунту или отвержению родительских ценностей. Да-ниель Оффер и его коллеги (Offer, Ostrov, Howland & Atkinson, 1998) в своем исследовании 6 тысяч подростков в 10 различных странах — Австралии, Бангладеш, Венгрии, Израиле, Италии, Японии, Тайване, Турции, Соединенных Штатах и бывшей Западной Германии — использовали вопросник, направленный на изучение их восприятия отношений в своей семье. Они обнаружили, что в любой

1 Впервые термин «буря и натиск» использован С. Холлом в 1904 году. — Примеч. перев.

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 525

 

стране подавляющее большинство молодежи хорошо ладили с родителями и положительно оценивали семейные отношения. Лишь небольшой процент подростков выразил согласие с приведенными ниже негативными утверждениями.

Моим родителям стыдно за меня (7%).

Я уже давно недоволен своими родителями (9%).

Я очень часто чувствую, что моя мать ведет себя неправильно (9%).

Я очень часто чувствую, что мой отец ведет себя неправильно (9%).

В будущем я разочарую своих родителей (11%).

Ответы респондентов в разных странах несколько отличались, что подчеркивает важность культурного контекста в подростковом развитии. Например, о наиболее позитивных семейных отношениях сообщила молодежь Израиля, возможно, в связи с особым вниманием к семье в традиционной еврейской культуре. В целом данные Оффера полностью противоречат точке зрения Фрейд на неизбежность конфликта, происходящего из биологических драйвов и изменений.

Необходимо пересмотреть определения автономии, подчеркивающие свободу от влияния родителей. При рассмотрении независимости нужно принять во внимание продолжающееся влияние родителей во время подросткового возраста и после его завершения. Джон Хилл (John Hill, 1987) предложил интересный подход к проблеме поиска независимости подростками. Он пришел к выводу, что автономию можно определить через феномен саморегуляции. Независимость подразумевает принятие собственных оценок и регулирование своего поведения, что можно определить одной фразой: «Думай сам за себя». Многие подростки учатся именно этому. Они заново переоценивают правила, ценности и ограничения, с которыми имели дело в детском возрасте дома и в школе. Иногда они сталкиваются со значительным сопротивлением родителей, которое может привести к конфликту. Тем не менее чаще всего родители вместе с ними стараются справиться с этой проблемой, уменьшая зоны конфликта, помогая им развивать независимое мышление и саморегуляцию поведения (Hill, 1987).

Несомненно, переход во взрослость совершается постепенно. Он требует одновременно независимости и взаимозависимости. Взаимную зависимость можно определить как взаимосвязь. Социальные отношения взаимозависимы; таковыми, например, являются отношения на работе. Предприниматели зависят от того, что производят их рабочие; рабочие зависят от того, насколько успешно предприниматели руководят предприятием. Таким образом, взаимозависимость влечет за собой долгосрочные обязательства и пристройку людей друг к другу (Gulligan, 1987).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.