Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение, сопряженное с риском




Трудности подросткового возраста

Экспериментирование с различными установками и поведением, определение и переопределение себя, а та,кже постепенное удаление от родительского контроля являются характерными признаками подросткового возраста. Они служат важной и полезной цели — помогают преобразить ребенка во взрослого. Тем не менее те же тенденции могут сформировать крайне нездоровое поведение в ходе под-

Kurta/pajama (англ.) Мужская одежда в Северной Индии, состоящая из брюк и рубашки. — Примеч. перев.

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 541

росткового периода, такое как регулярное совершение поступков, сопряженных с риском, или, например, употребление веществ, вызывающих психическую зависимость. В этом разделе мы рассмотрим эти и другие аспекты «темной стороны» подросткового периода, а также некоторые причины данных явлений.

Многие подростки продолжают заниматься сексом без предохранения, нередко с множеством партнеров и с результатами, простирающимися от нежелательной беременности до угрожающих жизни заболеваний, как отмечалось в предыдущей главе. Значительное число молодежи также злоупотребляет веществами, вызывающими психическую зависимость. Кроме того, подростки известны как безрассудные водители и склонны к другим опасным действиям. Насилие, часто связанное с бандами, также остается на вызывающем тревогу уровне.

Естественно, что некоторые подростки более склонны к таким рискованным поступкам, чем другие. Часто с возрастом они расширяют сферу рискованного поведения (Jessor, 1992). У другой части тинэйджеров свойственный подростковому возрасту прирост энергии и интеллектуального любопытства находит свое применение в различных видах деятельности, например в спорте. В целом, независимо от направления, их деятельность носит конструктивную, а не потенциально деструктивную форму. Например, многие тинэйджеры участвуют в социальной деятельности, занимаются очисткой окружающей среды, помогают строить дома для бедных семей, работают с больными детьми. Важно помнить, что лишь меньшая часть подростков вовлекается в деструктивное, связанное с риском поведение.

Подростки вовлекаются в рискованное поведение по ряду причин. Они могут столкнуться с проблемами, так как не понимают того риска, на который идут. Иногда они обладают недостаточным количеством информации; получаемые от взрослых предостережения часто игнорируются ими либо не оказывают должного эффекта. Многие исследователи полагают, что подростки, совершающие рискованные поступки, недооценивают вероятность плохого исхода; другими словами, они видят себя неуязвимыми. Они думают в основном об ожидаемых преимуществах рискованного поведения, таких, как высокий статус среди их сверстников. Это объяснение согласуется с концепцией Элкинда о персональном мифе (глава 11), согласно которому подростки верят, что не получат ран, болезней или не забеременеют в результате своего поведения (Buis & Thompson, 1989).

Итоги более чем двадцатилетних исследований подросткового поведения, связанного с риском, указывают на множественные причины подобных действий (рис. 12.1). Факторы, провоцирующие подобное поведение, можно разделить на пять областей: биология/генетика, социальная среда, воспринимаемое окружение, личность и текущее поведение. Эти области взаимодействуют друг с другом, заставляя подростков свершать поступки, связанные с риском, или вести рискованный стиль жизни в целом. Необходимо подчеркнуть, что свой вклад вносят как наследственные факторы, так и факторы окружения. Например, у ребенка с семейной историей алкоголизма или употребления наркотиков может быть предрасположенность к подобному поведению. Он постоянно сталкивается со скудостью окружения и девиантными ролевыми моделями, а в результате существует большая вероятность проявления им связанного с наркотиками поведения, чем ребенком, который не знаком по опыту ни с одной из этих областей.

Рис. 12.1. Концептуальная структура поведения подростков, сопряженного с риском. Источник: Risk behavior in adolescence: A psychological framework for understanding and action (p. 27) by Richard Jessor, 1992, in Adolescents at risk: medical and social perspectives, edited by D. F. Rogers and E. Ginzberg.

Перепечатана с разрешения Ричарда Джессора (Richard Jessor)

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 543

Как родители могут предотвратить вовлечение детей в опасную деятельность? Многие семьи взаимодействуют со школами, поддерживают контакты с социальными работниками и учителями, если у их детей появляются подобные проблемы, и принимают меры для предотвращения употребления наркотиков и проявления прочего деструктивного поведения у себя дома. Некоторые родители переводят детей в более безопасное окружение, такое как частные школы, чтобы избежать воздействия негативного соседства или групп сверстников (Jessor, 1993). В целом, если у подростков развито самоуважение, чувство компетентности и ощущение принадлежности к стабильной семье и социальной системе, они реже вовлекаются в рискованное поведение (Jessor, 1993, Quadrel et al, 1993). Тем не менее не существует совершенно безопасного окружения, и нет детей, полностью неуязвимых перед деструктивными силами, повсеместно существующими в нашем обществе. В оставшейся части этого раздела мы рассмотрим некоторые из этих сил подробнее, начиная, возможно, с наиболее разрушительной из всех сил —наркотиков.

Злоупотребление веществами, вызывающими зависимость1

Повсеместно распространенным рискованным поведением в подростковом возрасте и ранней взрослости является употребление и, следовательно, злоупотребление алкоголем и другими веществами, вызывающими зависимость. В США даже медикаменты, использование которых законно для взрослых, не являются законными для большинства подростков. Из всех законных и незаконных веществ, вызывающих зависимость, которые широко распространены в этой стране, никотин (сигареты) и алкоголь (пиво, вино или крепкие спиртные напитки) имеют наивысший потенциал для злоупотреблений. Они легкодоступны и недороги, а многие взрослые выступают как модели для их употребления. Закрывая глаза на воздействие этих веществ и вопреки существующей пропаганде против их употребления, многие подростки воспринимают курение и употребление алкоголя как «безобидные» привычки, которые делают их похожими на взрослых. Марихуана, кокаин, амфетаминовые стимуляторы, героин и галлюциногены, такие как диэтил-амид лизергиновой кислоты (ЛСД), широко доступны в городах и на окраинах, а также в удаленных местностях. Из-за недостатка денег некоторые подростки (и младшие дети) прибегают также к вдыханию летучих химических веществ, таких как клеи и даже бензин.

Как описано в главе 1, Национальный обзор состояния семей по проблеме злоупотребления препаратами (The National Hhousehold Survey on Drug AbuseNHSDA), проводимый ежегодно Управлением служб помощи при злоупотреблении веществами и служб психического здоровья (The Substance Abuse and Mental Health Services Administration — SAMSHA), содержит оценку распространенности употребления и злоупотребления психоактивными веществами гражданами страны в возрасте от 12 лет. Хотя большинство экспертов согласны, что в обзоре представлены заниженные данные, однако с его помощью мы можем представить

Drug (англ.) — «вещества, применяемые для лечения и профилактики болезней», а также «вещества, часто запрещенные и иногда вызывающие зависимость, которые создают изменения в восприятии и поведении и принимаются с этой целью» (Microsoft Encarta. Encyclopedia Deluxe. 2001). Кроме того, к drugs относятся алкоголь, никотин и наркотики. Поэтому перевести drug словом «наркотик» некорректно, так как в нашей терминологии термин «наркотик» имеет более узкое значение. — Примеч. перев.

544 Часть III. Подростковый возраст

1985 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 19

Года

Рис. 12.2. Незаконное употребление в настоящий период времени веществ, вызывающих зависимость, по возрастным группам, в 1985 и 1991-1999 годах. Употребление препаратов в настоящее время означает по меньшей мере однократное употребление в течение месяца, предшествовавшего интервью. Источник: SAMSHA, 1997,

общую тенденцию употребления таких веществ в течение ряда лет, как показано на рис. 12.2. В дополнение к вызывающей тревогу информации о высоком проценте индивидов в возрасте от 12 до 17 лет и от 18 до 25 лет, употребляющих психоактивные вещества, обращает на себя внимание рост случаев незаконного применения препаратов, вызывающих зависимость, в этих возрастных группах в начале 1990-х годов. Этот прирост в дальнейшем стабилизировался в возрастной группе от 12 до 17 лет. Однако во второй половине 1990-х годов продолжался рост употребления веществ, вызывающих зависимость, молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет. Таблица 12.3 содержит описание тенденций применения такого рода веществ в возрастной группе от 12 до 17 лет в зависимости от типа вещества.

Таблица 12.3 Процент подростков в возрасте от 12 до 17 лет, сообщивших об употреблении в настоящее время алкоголя и других веществ, вызывающих зависимость,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.