Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения и закрепления материала




Воспитатели и воспитанники — основы взаимоотношений. Профессиограмма классного руководителя

Профессиональная культура педагога - классного руководителя. Роль и место классного руководителя в школе

Классный руководитель в современной школе

Из истории института классных руководителей.

План лекции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Соколов В. С. Газотурбинные установки. – М.: Высш. Шк., 1986. – 151 с.

2. Иванов В. Л., Леонтьев А. И. и др. Теплообменные аппараты и системы охлаждения газотурбинных и комбинированных установок. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. – 592 с.

3. Поршаков Б. П. Газотурбинные установки для транспорта газа и бурения скважин. – М.: Недра, 1982. – 183 с.

4. Ревзин Б. С. Газоперекачивающие агрегаты с газотурбинным приводом. – Екатеринбург ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. – 269 с.

5. Латыков Р. Ш. Вопросы рациональной эксплуатации газотурбинных установок. – Уфа: УГНТУ, 2000. – 100с.

6. Степанов О. А., Яблонский Ю. П. Нагнетатели и тепловые двигатели. Учебное пособие. Часть 3. – Тюмень, 2002. – 83 с.

7. Карангин. В. П. Газотурбинные установки. Методические указания к практическим занятиям. – Омск, 2004. – 18 с.

8. Степанов О. А., Кабес Е. Н. Термодинамический расчет ГТУ. Методические указания для выполнения курсового проектирования. – Тюмень: Ротапринт ТГНГУ, 1995. – 24 с.

 

1. Из истории института классных руководителей.

2. Классный руководитель в современной школе.

3. Профессиональная культура педагога- классного руководителя. Роль и место классного руководителя в школе.

4. Воспитатели и воспитанники — основы взаимоотношений. Профессиограмма классного руководителя.

Официально утверждение института классного наставничества в России произошло только в 70-х гг.XIX века. Однако, люди, профессионально занимавшиеся воспитанием, существовали и до этого. В дворянских семьях и семьях людей из состоятельных кругов детей воспитывали «дядьки» и «няньки», затем появились гуверенеры и гувернантки, в учебных заведениях обязанности по воспитанию учащихся возлагались на самих учителей.

В начале XIX века, согласно «Уставу учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 г., учителя, помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием – на основе изучения «свойств и нравов» детей, гуманистического подхода к ребенку. «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». Вместе с тем не осталась без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании». Из других функций учителя как воспитателя можно выделить еще приучение к учтивости правдивости, чести. Основным средством воспитательной работы служил личный пример педагога.

В период правления Николая I воспитанию уделяется особое внимание, поскольку «одно обучение не есть воспитание и даже вредно для возделывания нравственности». Причиной подобного положения веще явилось восстание декабристов и последующие изменения в общественной жизни.

Ориентация русской школы на прусскую, распространение педагогической системы И.Ф. Гербарта, определили основную цель воспитания того времени: формирование преданного, верного верноподанного гражданина.

Отсюда и требование к учителям в Уставе гимназий и училищ 1828 г.: воздействовать на «юные души воспитанников, служа для них примером благонравия, трудолюбия, ревностного исполнения долга и строгого соблюдения правил чести». В то же время в Уставе говорилось о необходимости изучения каждого учащегося с целью подбора к нему «приличнейших» средств воспитания, чтобы оно было «истинно действительным и полезным».

Однако некоторые положения остались только на бумаге. Например, учитель должен был быть снисходительным, «особливо к слабостям, недостатку способностей и к неумышленным поступкам: не всякая неисправность, даже не всякая вина заслуживает строгого взыскания»

Однако воспитанием в средних учебных заведениях в этот период кроме учителей занимались и надзиратели, хотя и не имели официального статуса. Их основной задачей было наблюдение за дисциплиной и порядком, а также бдительный надзор за воспитанниками; ведение жур­нала, где отмечались успехи, проступки, склонности, черты характера учащихся; они должны были занимать детей в свобод­ное время чтением и так далее.

Официально институт классных наставников был утвержден в 1871 г. В Уставе 1871 г. используется понятие «классный наставник в гимназиях и прогимназиях». Назначались они из числа преподавателей, которые вместе с тем проводили и учебные занятия.

Круг обязанностей классных наставников был очень ши­рок: поддержание порядка на уроках; контроль за посещени­ем, наличием учебных пособий; ведение школьной документации; наблюдение за развитием учащихся и его изучение; знание их способностей, прилежания, успехов; проведение ежемесячных совещаний учителями, работающими в классе; составление письменного отчета. Классный наставник должен был также воспитывать у учащихся чувство уважения к закону и его исполнителям, преданность государю и Отечест­ву. Особое внимание уделялось укреплению и развитию рели­гиозного чувства. Однако на практике деятельность классных наставников ограничивалась только наблюдением за порядком и дисцип­линой.

Следует отметить и тот факт, что эта должность была непре­стижной. Несмотря на то что директором гимназии мог стать только человек, работавший классным наставником, за испол­нение данных функций он получая всего 160 рублей в год, тог­да как зарплата старшего учителя достигала 2,5 тысячи рублей в год. Кроме того, поскольку акцент в гимназиях был сделан на обучение, у классных наставников, учебная нагрузка которым не снижалась, почти не было времени на организацию и осу­ществление воспитательной работы.

В конце Х1Х-начале XX в., в связи с изменениями в общест­ве, усиливается интерес к личности ребенка, его интересам и потребностям. Однако функции классных наставников оста­лись, по сути дела, теми же, что и по Уставу.1871 г. Важней­шей задачей по-прежнему считалась организация учебного про­цесса (дисциплина на уроке, посещаемость, организация дополнительных занятий, заданий и др.).

Серьезное внимание должно было уделяться нравственному и патриотическому воспитанию учащихся в духе христианской морали (православия) и верности царю и Отечеству.

В начале XX в. начинается целенаправленная организация внеклассной работы, досуга учащихся, проводятся дополни­тельные занятия по различным предметам, литературные ве­чера, гимнастические кружки и др.

В 1913-1914 гг. появляются новые формы организации вне­классной работы: кружки по языкам, нумизматике, рисованию, лепке, музыке; постановка спектаклей; литературно-музыкаль­ные, танцевальные вечера, выставки, экскурсии.

Контролируя проведение досуга учениками, классный ру­ководитель при этом не являлся его организатором и участ­ником.

Классный руководитель в советской школе

После 1917 г. начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспи­тание учащихся на основе коммунистической идеологии. Од­нако Далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах вос­питательной работе внимания практически не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к клас­сам (группам) для организации воспитательной работы, опре­делялись конкретными нуждами школы и носили преимущест­венно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный на­ставник воспитательной работой не занимался.

В 1923 г. классное наставничество было официально ликви­дировано и сделана ставка на ученическое самоуправление. Од­нако желаемые результаты не были достигнуты, более того -ученические организации в середине 20-х гг. находились в со­стоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта орга­низаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления.

Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся — первичным школьным кол­лективам. В круг обязанностей групповодов входили организа­ция самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно-воспитательного процесса, изучение уча­щихся, условий их жизни, работа с родителями.

В 30-х гг. в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, инди­видуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.

В 1934 г. выходят Устав и Положение о единой трудовой школе, где отмечается, что обязанности по организации учеб­но-воспитательного процесса в первичных коллективах шко­лы — классах — возлагаются на классного руководителя.

Процесс послевоенного развития системы народного обра­зования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы ото­шла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В 1947 г. было утверждено новое Положение о классном ру­ководителе, которое полнее и четче определило его цели и функ­ции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчетности.

Негативное влияние на школу 40-50-х гг. оказал характер­ный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 г.» являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.

В круг обязанностей классного руководителя входили и ра­бота с пионерской и комсомольской организациями, изучение школьниками «Правил для учащихся», контроль за их посе­щаемостью и успеваемостью, надзор за дисциплиной и поведе­нием и так далее. Рекомендовалось заниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически не велось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересах отдельной личности, а для создания рабо­тоспособного классного коллектива.

В дальнейшем круг обязанностей классного руководителя мало изменился. Создание детского коллектива и идеологичес­кое воздействие на учащихся остаются ведущими направлени­ями в его деятельности (см., например, Положение о классном руководителе 1971 г.).

Большую роль в научно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие «Классный руководи­тель» (под редакцией Н.И. Болдырева), вышедшее нескольки­ми изданиями в 50-хгг.

Следует отметить, что в массовой школе конца 70-начала 80-х гг. отчетливо просматривалась тенденция к механическо­му увеличению круга обязанностей классного руководителя. Предполагалось, что чем больше направлений воспитательной работы будет им организовываться и контролироваться, тем ус­пешнее пойдет воспитание учащихся.

Многофункциональность деятельности классного руководи­теля в определенном смысле была вызвана идеей общественно­го воспитания, занимавшей ведущее положение в советской педагогической науке. Хотя в ряде случаев это было продикто­вано и конкретными условиями, локальными особенностями и ограниченностью культурных возможностей в непосредствен­ном окружении школы (по книге: Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И.Рожкова.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2011.-280с.)

 

 

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает де­тям в решении возникающих проблем.

В отличие от школы 70—80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них (в нашем исследовании — 85%) понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребен­ка. Отсюда следуют и изменения системы работы.

Все более приоритетной становится индивидуальная ра­бота с детьми, затрагивающая основы физического и психи­ческого развития каждого ребенка (в нашем исследовании это отметил 41% классных руководителей). Происходит смеще­ние акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь вни­мание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса (53% ответов), созданию положительного психологи­ческого климата в классе (82%), развитию детского самоупра­вления (65%), созданию условий, позволяющих каждому ре­бенку раскрыть себя в отношениях с окружающими (92%), включению учащихся в систему реальных социальных отно­шений (79%).

Анализ практических аспектов позволяет выделить четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями.

Пер­вый тип — социальные задачи: защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных свя­зей, взаимодействие с семьей и различными институтами вос­питания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности (92% ответов).

Второй тип можно обозначить как задачи диагностические (88% ответов). Чтобы правильно организовать систему воспи­тательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные харак­теристики. Задача педагога при этом — определить ту меру зна­ний о ребенке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики (22% ответов).

Третья категория может быть названа воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребенка на критерии доб­ра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизнен­ных обстоятельствах (83% ответов).

Четвертая группа — задачи процессуального характера (65% ответов). К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.

Классные руководители, принявшие участие в нашем ис­следовании в ярославском и костромском регионах, говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуж­дения детей и взрослых, а также того, что большинство дет­ских внешкольных учреждений стали платными, и для мно­гих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.

Возникший вакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классного руководителя. Причем внимания тре­буют не только малыши и подростки, но и старшие школьни­ки, стоящие на пороге самостоятельной жизни (по книге: Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/Под ред. М.И.Рожкова.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2011.-280с.).

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

В воспитательной деятельности важным считается внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.

Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?

В последнее время отношение к обучению у учащихся изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - серьезная проблема на сегодняшний день.

Поэтому деятельность классного руководителя в современной школе актуальна, так как школьники нуждаются в коррекции поведения, нуждаются во влечении в процесс обучения. Для самоактуализации личности растущего человека классному руководителю необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться». Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения и т.д.[1]

Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность классного руководителя ориентирована на выпуск успешного ученика.

Деятельность классного руководителя – особая область, требующая специфических знаний, умений и качеств.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса. По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»[2].

Классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

- духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;

- защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

- организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

- организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

- координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников;

- создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:

1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;

2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;

3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;

4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;

5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;

6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

Функции и содержание работы классного руководителя:

1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:

- изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;

- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;

- анализ и оценка уровня воспитанности;

- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;

2. Прогностическая:

- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;

- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;

- прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;

- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).

3. Организационно-координирующая:

- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;

- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;

- организация взаимодействия с семьями учащихся;

- помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами;

- стимулирование творческой, инновационной деятельности, как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;

- координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников различного профиля;

- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.

4. Коммуникативная:

- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;

- построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т.д.;

- помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль. Однако опытные классные руководители прекрасно понимают, что «спектакль одного актера» хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с классом.

Воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречие, пагубно сказываясь на развитии личности воспитанника. Взаимодействие учителей, преподающих в классе, с классным руководителем позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю – освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания».

Современные цели и задачи модерни­зации российского образования требуют от педагога личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию школь­ников. Для этого необходимо внести из­менения в содержание и методы подготов­ки и переподготовки педагогов с учетом положений Конвенции ООН и других до­кументов о правах ребенка. Государствен­ная политика в области образования тре­бует от педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми.[3]

«Слова учат, а примеры влекут» – гласит народная мудрость. Глубокий психологический смысл и педагогическое значение заключаются в словах Б. Шоу: «Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как с ней себя держат». «Держать себя» – значит – «вести себя». Поведение педагога становится фактором, определяющим результативность его профессиональной деятельности.

Р. Бернс справедливо заметил, что «поведение учителя в классе является продолжением его поведения вне стен школы, поскольку отношение к обучению и учащимся в принципе отражает его подход вообще к людям и различным жизненным ситуациям»[4]. Однако поведение педагога детерминировано и его профессиональной деятельностью, ее смыслами и ценностями.

Поведение педагога, как объективация его личностно-профессионального сознания, характеризуется, прежде всего, совокупностью социокультурных и др. ролей, коммуникативной направленностью, педагогический тактом, способами принятия профессиональных решений, методами разрешения конфликтных ситуаций, компетентностью.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от его мастерства. Оно не приходит само собой, а является результатом упорной и повседневной работы воспитателей по повышению педагогической квалификации, по расширению политического и культурного кругозора.

Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Даже А.С. Макаренко говорил: «Ребят увлекает в воспитателе уверенное и чёткое знание, умение, золотые руки, немногословие, постоянная готовность к работе».

Важный показатель педагогического мастерства – это наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется умение организовать класс, сплотить его в дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением учащихся и помочь формированию у них нравственных черт личности. А.С.Макаренко считал, что «умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Важный показатель педагогического мастерства – это поиск новых путей подходов к детям, умение воздействовать на них. Эффективность воспитательного воздействия на учащихся во многом зависит от установления правильного контакта с классом. Дело это нелёгкое. Сразу найти общий язык и контакт с классом трудно. К тому же для этого необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны конфликтные ситуации. Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности.

Критерии эффективности работы классного руководителя.

Деятельность классного руководителя представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются:

установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;

разработка форм, методов и приемов деятельности;

реализация намеченных планов;

анализ результатов деятельности;

коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.

Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками, с социально-психологической службой образовательного учреждения.

1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей.

2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.

3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе.

4. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.

5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.

6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей.

Для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:

· учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников;

· определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса;

· детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе;

· разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей;

· определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе;

· организовать дифференциацию обучения;

· воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда;

· разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей;

· своевременно информировать родителей об успеваемости их детей;

· проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.

Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».[5] Это высказывание К.Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя. Педагог – это практический психолог. Чтобы успешно работать, он постоянно изучает воспитанников.

Изучение учащихся требует знания психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и методами педагогического исследования. В отличие от педагогов-теоретиков классный руководитель изучает своих воспитанников в чисто практических целях: лучше знать, чтобы лучше воспитывать.

Для получения объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и других свойствах школьника классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает школьника в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения; изучает школьника целостно, во всех его проявлениях; изучая, воспитывает – воспитывая, изучает.

Программа изучения личности школьника включает в себя, прежде всего ознакомление с условиями его жизни в семье: каков состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и т.д. Классного руководителя интересует также здоровье родителей, возможность наследственной предрасположенности детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.

Другим важным вопросам является отношение школьника к окружающим – родителям, учителям, товарищам по классу и другим. Следует отметить, насколько он уважителен, вежлив или груб, склонен идеализировать людей или критиковать их, требователен больше к себе или к людям, с кем и как дружит, открыт или скрытен, склонен властвовать или подчиняться.

Необходимо установить его отношение к учению и труду: добросовестно или недобросовестно учится, какие предметы любит, насколько систематически учится, помогает ли товарищам по классу лучше учиться, как развита самостоятельность и др., как относится к физическому труду, какой труд предпочитает, трудолюбив или ленив; как относится к инструментам и материалам, насколько бережлив и аккуратен в труде.

Успешность учения во многом зависит от дарований и способностей школьника. Поэтому важно определить, какими способностями он обладает, какой у него тип мышления и памяти; наблюдателен ли он, быстро или медленно усваивает учебный материал, обладает ли фантазией и остроумием; чем интересуется во внеурочное время, как проводит свой досуг.

Особый вопрос для изучения школьника – его отношение к общественной работе: какие поручения и как выполняет, как развиты инициатива, ответственность, чувство долга.

Профессор К.К. Платонов рекомендует классному руководителю в процессе изучения учащихся выделить две группы свойств и качеств личности:

Особенности общих свойств и качеств личности – направленность личности, ее моральные качества, характер, темперамент и способности;

Особенности отдельных психических процессов – особенности восприятия и внимания, психомоторные особенности, особенности мышления, памяти, эмоционально-волевые особенности. Изучение направленности ученика даст ответ на вопрос: «Чего он хочет?»; изучение его способностей – на вопрос: «Что он может?»; изучение характера – на вопрос: «Кто он есть?».

Изучение учащихся не самоцель. Оно дает возможность классному руководителю прогнозировать развитие школьника, предвидеть и предупреждать его трудности в учении, создавать для его развития наиболее благоприятные условия. В знании особенностей психического развития школьника нуждаются учителя, обучающие его, и родители.

Классный руководитель изучает также коллектив своего класса, характеристикой которого обычно открывается план работы. Основными показателями воспитанности и зрелости коллектива являются организованность, сплоченность, наличие здорового общественного мнения, гуманность внутриколлективных отношений.

Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.

Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.

Типология классных руководителей

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов: клас­сный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель-социальный организатор и поддерживающий классный руководитель.

Что же эти типы из себя представляют?

Классный руководитель-организатор

Основной интерес такого классного руководителя – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу.
Развитие классного коллектива как субъекта, активной силы воспитания, как известно, возможно только в процессе совместной деятельности школьников. Классный руководитель в этом случае стремится строить внеклассную жизнь таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят.

Основная забота классного руководителя-организатора – это создание условий для взаимодействия, сплочения ребят: работа с органами самоуправления; создание коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций.
Классный руководитель-организатор опирается, прежде всего, на знание интересов и склонностей ребят, их увлеченность тем или иным видом занятий. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды деятельности. Выбор направления зависит от интересов и потребностей учеников, личностных особенностей классного руководителя, возможностей и традиций школы. Классный руководитель-организатор обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд). Классный руководитель-организатор использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят.
А самое главное – организатором может быть тот учитель, который способен заражать своей деятельной энергией других, который умеет творить, придумывать и учить этому детей в различных формах деятельности.

Классный руководитель-психолог

Основная забота такого классного руководителя – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении.
Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. По мнению В.Р. Ясницкой, это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе.

С точки зрения подростка удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей отражается во «внутренних» вопросах:
● как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне?
● образует ли класс некую общность («мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности?
● как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом?

Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.

Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности школьников и ее результатах, а на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях.

Необходимые педагогические умения классного психолога – это коммуникативные умения: способность понимать других, воспринимать и адекватно истолковывать состояние другого человека; умение устанавливать психологический контакт, умение работать с отношениями детей.
Чтобы успешно осуществлять свои задачи, классный руководитель-психолог прежде всего старается понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.

Основными формами организации общения и совместной деятельности классного руководителя-психолога являются формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.

Классный руководитель – социальный организатор

Целью деятельности классного руководителя – социального организатора является развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой учитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А.Н. Тубельский.

Содержание деятельности классного руководителя – социального организатора заключается:

· в создании условий для участия школьников в интересной для них общественно полезной деятельности;

· в поощрении инициатив школьников по проведению социально одобряемых и личностно значимых дел;

· в привлечении школьников к проектированию и руководству социальными программами и акциями.

Одной из эффективных технологий формирования опыта активной социальной деятельности, как известно, является социальное проектирование – созидательная деятельность на благо местного сообщества, решение конкретных социальных проблем школы и микрорайона.

Участвуя в социальных проектах, ребята собирают информацию о насущных проблемах города, поселка, села; проводят опросы жителей; знакомятся и налаживают деловые контакты с людьми разных возрастов, имеющими отношение к разрабатываемому проекту. На основе информации, используя приобретенные контакты и знакомства, школьники разрабатывают собственный вариант решения той или иной социальной проблемы. В результате складывается определенный план действий, который необходимо реализовать.
Такой вид деятельности помогает школьникам ощутить причастность к любым происходящим событиям, развивает желание помочь людям, пробуждает гражданские чувства, формирует активную социальную позицию.
Результатом деятельности классного руководителя – социального организатора является сформированность класса как социально ориентированной группы.

Качества такого класса проявляются:

· в степени включенности школьников в подготовку и участие в общественно полезной деятельности;

· в степени овладения ими способами организации данной деятельности;

· в изменении мотивации деятельности школьников в сторону позитивного социального опыта;

· в вовлеченности учеников в разрешение тех вопросов и проблем, которые необходимо решать в окружающей жизни.

Проектный тип работы сложен. Педагогу – социальному организатору необходимы хорошие навыки построения групповой работы, создания атмосферы сотрудничества, знания из многих предметных и практических областей, владение технологией социального проектирования как педагогического средства.

Поддерживающий классный руководитель

Основные задачи поддерживающего классного руководителя: обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка; поддержка школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав.

Чтобы идти этим путем, классный руководитель должен изучать и понимать индивидуальные проблемы, особенности развития и становления каждого ребенка. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и с другими категориями ребят, которые с точки зрения поддерживающего классного руководителя требуют специального внимания, содействия и «сопровождения».

Основная цель классного руководителя поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. При этом он акцентирует представление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса.

Педагог поддерживающего типа учит школьника видеть свои собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения своих желаний, стремлений, возможностей, побуждает к принятию ответственности за свои действия. Это не означает, что поддерживающий классный руководитель не работает с классом, с коллективом. Но класс, коллектив он воспринимает, прежде всего, как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоузнавания, самоопределения, самореализации конкретных школьников.

В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы такой педагог видит развитие «Я» у ребенка, проявление способности школьника разрешать свои проблемы, брать ответственность за них на себя.

Обновление деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС

В настоящее время школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. То есть в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.

Можно говорить пока еще о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут найти себя, что может привести к негативным социальным последствиям.

Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

Школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

«Воспитание является одним из важных компонентов образования в интересах человека, общества, государства» – именно так сегодня расставлены приоритеты в системе образования.

Решение проблем воспитания во многом связано с государственной политикой и с ресурсной базой. Но ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель, т.к. именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и т.д.) для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Известно, что учителя никогда не снимали с себя ответственности за воспитание обучающихся. Вывод проблем воспитания на государственный уровень, разработка и реализация ПНПО сделали этот процесс более целенаправленным, значимым, системным. Нормативные документы МОН РФ, как никогда, четко определяют цели и задачи, формы работы, критерии оценки осуществления функций классного руководителя в современных условиях. Значимость вопросов воспитания возрастает и благодаря тому вниманию, которое Правительство РФ уделяет подрастающему поколению. Оно выступает инициатором многих мероприятий, имеющих воспитательное значение: поощрение талантливой молодежи в различных видах деятельности, вовлечение ее в спортивные и культурно-массовые мероприятия, расширение сферы занятости подростков и молодежи за счет строительства и открытия духовных, культурных и спортивных сооружений, разработка профилактических программ.

Эти и другие факторы приводят к обновлению деятельности классного руководителя. В какой бы роли ни выступал классный руководитель - учителя, психолога, исследователя, - он остается главным воспитателем класса: все виды осуществляемой им деятельности должны носить воспитательный характер и дополнять, обогащать его ведущую деятельность - воспитательную.

В последнее десятилетие воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствие с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества.

Важное звено в модернизации воспитательной практики - обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Каким должен быть современный классный руководитель? Носителем каких ценностей и целевых установок он призван стать? Что следует изменить в содержании его работы?

Анализ деятельности классного руководителя с классным коллективом в воспитательной системе позволяет выделить ряд условий эффективности этой деятельности, связанных с личностными характеристиками педагога-воспитателя. Это развитие профессионально значимых качеств (креативность, педагогический оптимизм, эмпатия, самосознание классного руководителя как воспитателя, его способность и готовность к коллективной педагогической деятельности). Само содержание профессиональной деятельности педагога как воспитателя заставляет его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога с коллективом класса в условиях воспитательной системы, обеспечивая успешность педагогической деятельности, с одной стороны, актуализируются воспитательной системой, а с другой стороны, сама воспитательная система способствует их формированию и развитию, тем самым обеспечивая развитие личности самого педагога, способствуя становлению его профессионального мастерства.

Осознание классным руководителем себя как воспитателя - одно из условий его эффективной деятельности с коллективом класса. Классный руководитель выступает как активный участник процесса совместной педагогической деятельности, что способствует формированию и развитию профессионального самосознания, побуждая педагога к анализу своей деятельности в рамках всей системы, всего педагогического коллектива, осознанию своей роли в воспитательном коллективе школы, сравнению себя, своей деятельности, ее результатов с коллегами, включая педагогов, в совместный с детьми анализ коллективных дел.

Вывод: классный руководитель - главный человеческий фактор школы в деле воспитания, «конечная инстанция» всех усилий педагогического коллектива, ибо он имеет самый тесный, непосредственный и частый контакт с ребенком. Главная задача классного руководителя - воспитание ученика.

Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда детям предъявляются ценности человеческой жизни, и дети проживают отношение к ним, духовно обогащаясь.

Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение, игра.

Венчает эту пирамиду ценностей сам человек. Когда школьники говорят о классном руководителе: «Нам повезло», они подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям повезло - у них хороший классный руководитель». Таким образом, современный педагог, классный руководитель, воспитатель должен совершенствоваться, обновляться в соответствии с новыми требованиями, с универсальными учебными действиями. Жизнь требует этого.

 

«Сплав трех личностных качеств: интерес к жизни, интерес к культуре, интерес к человеку создает мощную мотивационную основу для профессиональной деятельности классного руководителя»

Щуркова Н.Е.

В педагогической концепции развития культуры классного руководителя как воспитателя детей учитываются личностно-ориентированные, культурно - базисные, фундаментально-ценностные, мировоззренческие и нравственные категории. Осознание и принятие данных категорий детьми, подростками и юношеством являются одним из средств прогрессивных культурных традиций, преемственности поколений, что помогает обновлять процесс воспитания, развивающего личность школьника во внеклассной, внешкольной познавательной, художественно-эстетической, историко-краеведческой, спортивно-трудовой деятельности. Педагогический процесс, в который непосредственно включен классный руководитель, соотносится с самовоспитанием учащихся, развитием их культуры, сознания и поведения, ценностных, эстетических, нравственных ценностных ориентации, самоопределением в выборе профессии, жизненно важных целей.

Педагог, классный руководитель, исходя из принципов гуманного отношения к ребенку, заинтересован в его развитии, включении его в сферу развития общей культуры в процессе совместной деятельности, где функция организатора жизнедеятельности школьника, направленная на оказание помощи ребенку в решении его проблем и саморазвитии, становится ведущей. Проведенные анкетирование, диалоги, дискуссии помогают выявлять представления о мировоззренческом смысле и духовно-нравственных ценностях человеческой культуры как в педагогической, так и ученической среде. Отсутствие личностно-ориентированного взаимодействия между классным руководителем и школьником, основанного на сотрудничестве, сотворчестве, как главного мотива деятельности педагога, является основной причиной трудностей в деле воспитания молодежи. Классный руководитель должен понимать, что осуществляет свою деятельность в сфере бытия ребенка, а поэтому ему необходимо действовать максимально корректно, обладать чувством эмпатии.

Построение интерактивных связей между педагогом и учеником предполагает такое взаимодействие, при котором классный руководитель реализует свои профессиональные цели, а ребенок - свои, связанные с развитием индивидуальной культуры.

На основе результатов анализа позиционного самоопределения классных руководителей в педагогической профессии, теоретической и методической подготовленности, развития их личностно-творческого потенциала было определено практическое значение понятия педагогической культуры классного руководителя.

Педагогическая культура - явление, характеризующееся как культура взаимодействия, обеспечивающая трансляцию и усвоение достижений общей культуры. Она рассматривается в отношении классного руководства на личностном уровне - как педагогическая культура профессионала-педагога.

Поэтому развитие педагогической культуры классного руководителя современной школы зависит от качества творческого сотрудничества педагога и школьника, основанного на идеях гуманистического воспитания, освоении им педагогических методик, форм работы, совершенствовании личностных качеств, стремлении к профессиональному самосовершенствованию, взаимодействии с представителями взрослого сообщества, заинтересованного в успешном развитии ребенка в контексте культурной парадигмы современного общества.

Понятие «культура» отличается многогранностью и сложностью. «Культура (в рамках такого синкретического представления) - это сумма духовных достижений и памяти человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества); совокупность общественных смыслов, знаков и символов; система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, повседневно культурно организованные виды деятельности); способ жизни и жизнедеятельности, а также их контекст; совокупность материальных и духовных ценностей; плотность опыта: достижения личности, приобщаемые ею и приобщающие ее к сумме общечеловеческих достижений» (Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 34-37). Существует более 250 определений понятия «культура». Это результат реального многообразия проявлений культуры: ее внедренности фактически во все проявления социальной жизни, ее контекстности, многомерности и полисистемности, а значит, и высокой степени значимости для социума.

Т.И. Ойзерман считал, что «культура в полном объеме присущего ей содержания - это культура труда, управления, культура научного исследования, образования, воспитания, художественной культуры, культуры поведения, досуга, физической культуры, культура чувств, мышления, политической культуры (Международный форум философов: мировоззренческий спор// Вопросы философии. 1984. №5. С. 31-47, С. 32)

По определению Л.П. Буевой, «культура включает в себя исторически-конкретную совокупность знаково-символических систем, аккумулирующих опыт бытия в виде способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей способов и критериев оценки, нормативов, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт собственно духовной деятельности в общественном и личном менталитете. Наконец, это техника и технология всех форм духовно-практической деятельности человека в мире, форм коммуникаций, взаимодействий и общения» (Буева Л.П. Культура и образование. Проблема взаимодействия // Культура и культурология образования (материалы круглого стола)//Вопросы философии, 1997. С. 13-14).

В истории образования проблема помощи (заботы, поддержки, защиты как синонимических терминов) ребенка со стороны взрослого (воспитателя, классного руководителя, родителя) в той или иной мере затрагивалась И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Я. Корчаком и другими; защищенность ребенка в воспитательном коллективе отстаивали А.С. Макаренко, И.П. Иванов и другие известные педагоги.

При изучении истории педагогики с позиции гуманистических идей становится ясным, что помощь ребенку и защита его педагогом рассматривается как важная задача деятельности воспитателя - классного руководителя, а также:

1) как основа педагогической деятельности и профессиональной культуры учителя-воспитателя (принцип, позиция);

2) как основа взаимодействия учителя и ученика;

3) как условие развития личности ребенка;

4) как педагогический метод.

Я.А. Коменский понимал деятельность педагога как желание и готовность услужить ребенку. В своей дидактической системе он заявлял о необходимости гуманного, мягкого и любовного отношения к детям, оказании помощи ребенку в его развитии.

И.Г. Песталоцци, известный как один из великих подвижников дела воспитания униженных, как «отец сирот», создатель подлинно народной школы, основывает свою педагогическую систему на добром отношении, заботе о воспитаннике. Он говорит не просто о заботе, а природосообразной заботе, с которой мать или воспитатель охраняет ребенка. Педагог в качестве примера природосообразной заботливости рассказывает о жене стекольщика, приютившей мальчика-бедняка и вырастившей его настоящим мужчиной в соответствии с его природой, хорошо владеющим ремеслом, обладающего добрым сердцем, уверенного в себе (Песталоцци И.Г. Лебединая песня. - М., 1981. - Т.2. - С. 380-381). По его мнению, природосообразная заботливость направлена на развитие в человеке любви и веры путем взращивания в воспитаннике «самозаботы», «самопомощи», «самозащиты» (там же, С.381). «Такая забота не способна раздражать его чувственности, она может удовлетворить его физические потребности. Эта природосообразная заботливость, хотя она и живет в матери в виде инстинкта, все же находится в гармонии с запросами ее ума и сердца» (там же, С. 217). Идея природосообразной заботы имела огромное влияние на развитие педагогической мысли ХІХ-ХХ веков. В высказываниях выдающихся российских педагогов: Каптерева П.Ф., Лесгафта П.Ф., Острогорского А.Н., Пирогова Н.И., Толстого Л.Н., Ушинского К.Д., в инструкциях учебных заведений, в Уставах гимназий и прогимназий говорится о необходимости заботиться о развитии ребенка в соответствии с его природой.

Л.Н. Толстой в своих «Дневниках Яснополянской школы» говорит о заботливом отношении к ребенку как основы в деятельности воспитателя.

В работе Я. Корчака красной нитью проходит идея заботы и защиты ребенка как главной обязанности педагога, как основы педагогической позиции в становлении «хорошего педагога».

«Я должен его (ребенка) только растить, беречь, заслонять, ограждать от несправедливости, укрыть пока не подрастет... Я отвечаю за сегодняшний день моего воспитанника, мне не дано право влиять - вторгаться в его будущую судьбу... Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания писанного закона и его грозных параграфов - дать ребенку все солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуги или вины, достоинств или пороков» (Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1990. - С. 272-273).

Принцип «защиты ребенка» в работах Я. Корчака, как интенция его бытия по отношению к слабому, определяет содержание практического опыта концепции великого педагога.

Таким образом, педагогическая защита ребенка, забота о нем рассматривалась как основа педагогической деятельности: педагогический принцип, природное качество воспитателя, как главная обязанность педагога, как ответственное, детерминированное отношение педагога к своей профессии (позиция, ценность), что является неотъемлемой частью педагогической культуры.

Историко-педагогический анализ деятельности классных руководителей пок




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 6123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.272 сек.