Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Памятка на «черный» день




Мои лучшие черты Мои способности и таланты Мои достижения на каждый день
     
     
     

 

Задания для повторения

1. Охарактеризуйте известные на сегодняшний день подходы к пониманию термина «толерантность».

2. Каковы критерии толерантности?

3.В чем заключаются задачи воспитания толерантности и что необходимо для создания толерантной среды в обществе и в сфере образования?

4. Выпишите в тетрадь принципы педагогической толерантности. Проанализируйте их, объясните их смысл и значение.

5.Как реализуется в работе по воспитанию толерантности прнип культуросообразности?

6. Чем характеризуется толерантный класс?

7. Какие ключевые компетенции должны быть сформированы у ученика в результаты работы по воспитанию толерантности?

8. Какие социальные факторы и как оказывают влияние на формирование толерантного сознания у ученика?

9. Создайте социально-психологический портрет учителя как носителя толерантного сознания.

10. Охарактеризуйте толерантную и интолерантную личность.

11. Какова цель тренинга толерантности?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Апробируйте предлагаемый ниже тренинг в своей группе. Поделитесь впечатлениями

Упражнение 1. «Черты толерантной личности»

Цели: закрепить полученные знания школьников о чертах толерантной личности; дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности.

Инструкция: сначала поставьте знак «+» напротив тех трех черт (они написаны на доске), которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Знак «–» – напротив трех черт, которые у вас наименее выражены, и знак «*» – напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Затем ведущий работает с перечнем черт толерантной личности, написанным на доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил «*» первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Составим «Портрет толерантной личности»

Деление людей на толерантных и интолерантных – условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.

Склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же черты толерантной личности?

Работа в группах.

Задача каждой группы состоит в том, чтобы создать словесный портрет толерантной личности, выделив её характерные черты.

Примерные черты толерантной личности:

1. Расположенность к другим.

2. Снисходительность.

3. Терпение.

4. Чувство юмора.

5. Чуткость.

6. Доверие.

7. Альтруизм.

8. Терпимость к различиям.

9. Умение владеть собой.

10. Доброжелательность.

11. Умение не осуждать других.

12. Гуманизм.

13. Умение слушать.

14. Любознательность.

15. Способность к сопереживанию.

 

А. Каждый участник оценивает собственную толерантность: выделяет знаком + 5 черт, которые у него наиболее выражены.

В. Каждый участник определяет знаком + 5 черт, которые наиболее выражены у толерантной личности.

Подведение итогов: на доске выписываются черты, которые совпали у трёх групп участников дискуссии. Данные черты будут являться ядром толерантной личности с точки зрения данного коллектива.

Теперь необходимо сравнить свои + (А) с чертами толерантной личности + (В).

Таким образом, участники определяют насколько они толерантны.

Сейчас будет несложно составить портрет интолерантной личности: необходимо назвать слова противоположные по значению выписанным на доске словам, характеризующим черты толерантной личности.

Развитие личности имеет два пути: толерантный и интолерантный.

Каков будет результат развития личности по этим двум путям?

Работа в группах.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими»

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

 

Толерантный путьИнтолерантный путь

созидающий разрушающий

личность и мир в целом

Школа – один из основных социальных институтов, призванных воспитывать личность.

Подведение итогов работы:

Ответьте на вопрос, который мы обозначили как проблему «В чём преимущество толерантного выпускника?»

Современный выпускник должен уметь максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые он попадает после окончания школы и в дальнейшей жизни.

Толерантному ученику это проще, так как он обладает способностью позитивной коммуникации, а это определяет его успешность.

2. Воспользуйтесь Приложением к данному семинарскому занятию. Составьте «Программу воспитания толерантной личности».

3. Воспользуйтесь Приложением № 2 к данному занятию. Составьте тезисный конспект «Проблема толерантности в психологии и педагогике».

4. Проанализируйте «Памятку классному руководителю по формированию толерантности». На основе данной Памятки составьте свою, или отредактируйте предлагаемую (что-то добавьте, что-то удалите).

Памятка классному руководителю по формированию толерантности

Создайте в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

§ помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

§ позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы;

§ способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии, уважению потребностей других детей;

§ формирует условия, в которых дети могут работать и играть, успешно взаимодействуя;

§ способствует признанию достоинств и различий;

§ дает детям возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимания других;

§ создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.

Моделируйте позитивное поведение, которому вы хотите научить детей:

§ позитивная самооценка, эмпатия и толерантность;

§ конструктивное отношение к конфликтам и конструктивное взаимодействие;

§ умение слушать;

§ коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения;

§ решение проблем.

Учите, укрепляйте, поощряйте:

§ развитие навыков социального взаимодействия;

§ позитивную самооценку;

§ развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Организуйте специально такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между сверстниками, оказание взаимной помощи, включение меры по формированию соответствующих навыков и отношений.

Список литературы

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания //Образование в современной школе. - 2002. -4. -С. 35

2. Асмолов А. «Толерантность как средство профилактики политического экстремизма»(Президентская программа)

3. Асмолов А. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России.— М.,1998

4. Бети Э. Рафрдон «Толерантность – дорога к миру»

5. Битянова М., Вачкова И. Встреча со вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников // Первое сентября. - 2002. -74. -С. 6; Управление школой. - 2002. -39. -С. 9

6. Битянова М., Вачкова И. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для учащихся 3-4 кл. // Школьный психолог. - 2002. -35. -С. 8; Здоровье детей

7. Битянова М., Вачкова И. Волшебный кристалл: Игра на развитие толерантности для учащихся 6 кл. // Управление школой. - 2002. -9. -С. 7

8. Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования// Педагогика.,1999, № 2.С.5

9. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История "Первое сентября". -2002. -20. -С. 13

10. Васильев А. "Терпимость - трудная добродетель": Разработка урока обществознания в 8-10 классах //Учитель года. - 2002. -3. -С. 56

11. Вовк Л. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. -2003. -3. -С. 51

12. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности //Библиотека в школе. -2002. -3. -С. 10

13. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. -33. -С. 29; 34. -С. 24

14. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. -40. -С. 7

15. Генике Е.А, Трифонова Е.А. «Школа толерантности» Учитель-ученик.

16. Геращенко И. Принцип неопределенности в образовании// Высшее образование в России.1999, № 1., с.32

17. Григорьев Д. Педагогическая поддержка культурной толерантности старшеклассников //История "Первое сентября". -2002. -7. -С. 11

18. Громова О. Трудное слово "толерантность": Оно обозначает еще более сложное понятие "терпимость" // Библиотека в школе. -2001. -3. -С. 2

19. Декларация Международной конференции по культуре ненасилия (г. Москва).

20. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. -С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6

21. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -15. -С. 6

22. Керр С. И время за нас не ответит: ("терроризм" и "толерантность") // Первое сентября. -2001. -64. -С. 1

23. Кинкулькин А. О толерантности в курсе обществоведения //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. -8. -С. 21

24. Кленицкая И. Четыре разговора о толерантности //История "Первое сентября". -2002. -7. -С. 8 21. -С. 2

25. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности //Образование в современной школе. - 2003. -7. -С. 13

26. Конвенция о правах ребенка.

27. Курганова М. От нетерпимости к толерантности //Граждановедение. - 2003. -47. - С. 2 2001. -9. -С. 91;2002. -18. -С. 11

28. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -2. -С. 104

29. Нетерпимость в России / Под ред. Г.Витковской, А.Малашенко.— М.,1999

30. Никитова Н. А. Урок толерантности // Начальная школа. - 2002. -21. -С. 1

31. Погодина А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа // История "Первое сентября". - 2002. -11. -С. 4

32. Рябова Е. Толерантность как норма жизни. Htpp://www.unesco.ru

33. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.—М., 2000.

34. Степанов П. Как воспитать толерантность //Народное образование. -

35. Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? //Народное образование. - 2001. -6. -С. 152

36. Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)"

37. Цветкова Т. Человеческое братство выше родства: Воспитание толерантности личности в процессе изучения литературы //Учитель года. -2003. -7. -С. 36

38. Шалин В. Образование и формирование культуры толерантности // История "Первое сентября". - 2002. -11. -С. 8

39. Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность //Прикладная психология. - 2000. -5. -С. 17

40. Щеголихина Н. Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений: Урок толерантности //История "Первое сентября". -2002. -11. -С. 2

41. Щуркова Н.Е.. Воспитание детей в школе.— М.,2002

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.