Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика развития и сплоченности детского коллектива




 

Диагностика сплоченности коллектива

 

Название методики Источник
1. Оценка СПК по А.Н. Лутошкину Настольная книга практического психолога. В 2кн. Кн. 2.: Работа со взрослыми: учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 383 с.: ил. С. 106-108
2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.179-180.

 

Методика «Определение психологического климата группы»

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива психолог может воспользоваться картой-схемой А. Н. Лутошкина. В ней в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до — 3).

Инструкция:

Следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

+3 — свойство, указанное слева, появляется в коллективе всегда;
+2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 — свойство появляется достаточно часто;

0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляется достаточно ясно или то и другое проявляется в одинаковой степени;

-1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
-2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
-3 — свойство проявляется всегда.

А         -1 -2 -3 В
В коллективе преобладает оптимистическое, деловое настроение.               Преобладает пессимистическое, неделовое настроение.
Во взаимоотношениях проявляется доброжелательное, дружеское отношение.               В отношениях проявляется конфликтность, агрессивность и антипатия.
Проявляется взаимопонимание, взаиморасположение между микрогруппами.               Группировки конфликтуют между собой.
Членами коллектива нравится проводить время вместе.               В коллективе проявляется отрицательное отношение к более тесному общению.
Человека в коллективе поддерживают.               Неудачи и успехи оставляют других равнодушными или могут вызывать зависть и т.д.
В коллективе преобладает одобрение и поддержка.               Замечания и критика носят характер явных или скрытых выпадов.
В коллективе сформировано коллективное мнение. Принято с уважением принимать позиции друг друга.               В коллективе каждый считает свое мнение главным. Нетерпеливо относится к точке зрения других.
В трудных ситуация происходит эмоциональное объединение коллектива, поддержка.               В трудной ситуации возникают ссоры, взаимные непонимания.
Общие достижение или неудачи переживаются всеми или многими как личные.               Достижения или неудачи не находят существенного отклика у его участников.
Отношение к новичкам доброжелательное.               К новичкам проявляют враждебность или равнодушие.
Коллектив охотно отвлекается на запросы организации.               Коллектив трудно организовать на совместное дело.
В коллективе наблюдается справедливое отношение, социальная защищенность.               Коллектив разделился на «привилегированных» и «пренебрегаемых».
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свою организацию.               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

Характеристика СПК

СПК устойчивый, благоприятный. 5.5 – макс

Проявляется удовлетворенность своей профессией, взаимоотношениями с коллегами. Затяжные конфликты маловероятны. Отсутствие скрытых группировок.

СПК благоприятный, неустойчивый. 4,6 – 5,4 включительно. Неустойчивость, обусловленная внутренними противоречиями. Это должно стать предметом для работы руководителя.

СПК среднего уровня. Проблемный. 3,8 – 4,5. В психологии коллектива существуют проблемы, как в сфере межличностных отношений, так и в деловой сфере. Это отражается на надежности, эффективности работы особенно в экстремальных ситуациях. Явные или скрытые группировки.

СПК неблагоприятный. 1 — 3,7. Большинство сотрудников неудовлетворенны содержанием своей деятельности, целями работы, отношениями.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

Участвую в большинстве видов деятельности (4).

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

Живу и существую отдельно от нее (1).

Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

Да, очень хотел бы перейти (1).

Скорее перешел бы, чем остался (2).

Не вижу никакой разницы (3).

Скорее всего остался бы в своей группе (4).

Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве классов (1).

Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю. (1)

Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю (1).

Уровни групповой сплоченности

15,1 баллов и выше – высокая;

11,6 – 15 балла – выше средней;

7- 11,5 – средняя;

4 – 6,9 – ниже средней;

4 и ниже – низкая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 8236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.