КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические уроки политической модернизации
1. Термин «модернизация» применительно к политической 2. Модернизация не есть «копирование» западных политических ценностей. Ее ошибочно рассматривать как процесс «догоняющего» развития индустриальных (постиндустриальных) стран. 3. Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ и государств к новому качеству политического бытия. Переход к «политическому модерну», к реальной демократии — актуальная задача для каждой страны. 4. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, историко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и политической культуры конкретного общества, иными факторами. Главное противоречие со временной модернизации — закономерный конфликт между утвердившимися «нормами политической культуры» в западном мире и национальными ценностями и традициям «переходных», менее развитых, традиционных государств. 5. Модернизация в каждой конкретной стране — длительный исторический этап последовательных преобразований в области политических отношений, политической культуры и политической деятельности. Модернизацию нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт других стран.Нарушение этого правила оборачивается противодействием реформационной политике со стороны граждан, массовым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений Французский ученый и общественный деятель Алексис де Токвиль сформулировал важный вывод об опасности «форсирования» политического развития. Он отмечал, что «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Исторические факты. Переход от традиционных (абсолютистско-олигархических) систем к демократии занял в Великобритании, странах Северной Европы несколько столетий. Переход Франции к демократической политической системе начатый революцией 1789 г., продолжался до 80-х гг. XX в. За эти два столетия Франция пережила революции, диктатуры, охлократии, смену монархических форм правления республиканскими и наоборот. Эти годы ушли на то, чтобы подготовить к демократии социально-классовую структуру, национальный характер, преобразовать обычаи и традиции, сформировать демократическую политическую культуру.
6. Политическая модернизация далеко не всегда приводит к бесповоротному утверждению демократических норм и принципов власти. Она характеризуется повышенной конфликтностью социально-политических процессов. Противоборство субъектов политики может повлечь острые кризисы, попятное политическое развитие общества и облегчить узурпацию власти реакционными силами. Исторические факты. Муссолини, лидер фашистского движения в Италии, получив пост премьер-министра в 1922 г., прервал процесс либеральных реформ. В стране на многие годы утвердилась фашистская диктатура. Был взят курс на итальянское господство в районе Средиземного моря и экспансию в Африке. Правительство подписало соглашение о политическом сотрудничестве с гитлеровским режимом. Италия вместе с Германией вступила в войну против СССР и других стран. В условиях мирового экономического кризиса 1929-33 гг. резко активизировалась Национал-социалистическая партия Германии, щедро финансируемая противниками демократии. В стране установилась фашистская диктатура - власть наиболее реакционных, шовинистических субъектов монополистического капитала. В арсенале этой власти ключевую роль играли такие средства, как террор, шпионаж, провокации, милитаризация экономики, вооруженная борьба за мировое господство.
В 1939 г. потерпели поражение республиканцы в Испании. Утвердилась диктатура генерала Франко. Франкисты объявили недействительными все законодательные акты республики, выступили на стороне Германии и Италии в захватнической войне. Автократические тенденции сегодня проявляются и в политическом развитии бывших советских республик. Главное противоречие модернизации в них - между демократическими целями преобразований и традиционализмом, реальным и должным уровнем политической культуры, доверием граждан властным структурам и низкой эффективностью социального управления. В политологической литературе выделяют три типа модернизации: «первичную», «вторичную», «глобальную». «Первичная модернизация» (Западная Европа, США, Канада) охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав. «Вторичная модернизация» — демократические преобразования «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и другие страны мира). Она обусловлена неравномерностью экономического и политического развития стран, их культурно-национальными особенностями. Эта модернизация осуществляется болезненно, противоречиво, носит циклический, непоследовательный характер и недостаточно эффективна по своим результатам. «Глобальная модернизация» — процесс качественного совершенствования всех современных обществ, их политических систем. Надо полагать, что в будущем человечество придет к единой, универсальной для всех стран модели постиндустриализма и гуманного политического бытия. Это будет принципиально новый культурно-исторический тип организации политической жизни. Будем надеяться, что политические отношения в каждой стране и мировом сообществе в целом приобретут более гармоничный и цивилизованный характер. Размышляя о конце истории с ее войнами, непримиримыми идеологическими, политическими и экономическими противоречиями, американский политолог Ф. Фукояма имел в виду и благотворные последствия «глобальной модеонизации».
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |