Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Классификация методов психологического исследования (А.Р




Классификация методов психологического исследования (А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, П. Пирьов, С.Л. Рубинштейн).

Лекция.

Каждая наука имеет свой предмет исследования и использует при этом определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений и процессов.

«Метод - путь научного познания, это способ, посредством которого познается предмет науки». Метод включает в себя приемы и средства, с помощью которых оказывается возможным получить достоверные данные об обследуемом объекте. Система методов обледенена наличием частной методологии науки, о которой мы говорили на предыдущих занятиях.

Методы психологии должны отвечать следующим требованиям:

-они должны исходить из принципа детерминации, отражать специфику предмета исследования;

-должны быть объективными, т.е. должны объединять внешние и внутренние проявления психики, исходя из природы психического;

-должны быть адекватными проблематике, поэтому должны быть стандартизированы;

-рассмотрение исследуемого процесса или явления должно проводится с учетом генетического (эволюционного) принципа, т.е. с учетом индивидуальных различий.

В настоящее время нет общепризнанной классификации методов исследования, и это в значительной степени связано с неоднозначной трактовкой самого термина «метод».

Например, А.Р. Лурия классифицировал три основные метода психологического исследования: метод структурного анализа, экспериментально-генетический метод и экспериментально-патологический метод. Кроме того, им выделены методы количественной и качественной оценки психических процессов и измерения уровня из развития (тесты).

Большая работа по научной систематизации методов психологического исследования была проведена Б.Г. Ананьевым, предложившим развернутую многоплановую классификацию. Им выделено четыре основные группы методов.

--- 1 гр. Методы проведения психологического исследования.

1. Организационный.

2. Лонгитюдиональный.

3. Комплексный.

 

--- 2 гр. Эмпирические методы:

1. Обсервационные.

2. Экспериментальные.

3. Психодиагностические.

4. Методы приемов анализов процессов продуктов деятельности.

5. Контент-анализ.

6. Биографические методы.

 

--- 3 гр. Приемы обработка данных:

1. Количественный и качественный анализ.

2. Прием группировки.

3. Классификация.

 

--- 4 гр. Интерпретационный метод.

1. Метод типологии.

2. Психология профессии.

 

Известный отечественный психолог П. Пирьов в своей классификации выделил шесть основных групп методов.

 

--- 1 гр. Методы наблюдения.

1. Объективное наблюдение.

2. Самонаблюдение.

 

--- 2 гр. Экспериментальная.

1. Лабораторный.

2. Естественный.

3. Психолого-педагогический эксперимент.

 

--- 3 гр. Методы моделирования психологии.

1. Математическое моделирование.

2. Физическое моделирование.

3. Схематическое моделирование.

4. Кибернетическое моделирование.

 

--- 4 гр. Психологические характеристики (различные варианты интерпретации первичных психологических данных) - практические рекомендации, прогноз развития ситуаций.

 

--- 5 гр. Вспомогательные методы.

1. Математической статистики.

2. Экспертных оценок.

3. Анализа продуктов деятельности.

--- 6 гр. Специальные методы.

1. Генетический метод.

2. Филогенетические метод.

3. Биографический.

4. Сравнительный.

5. Патопсихологический.

 

Мы познакомимся с наиболее простой классификацией методов психологического исследования, разработанной классиком отечественной психологии С.Л. Рубинштейном. Он выделял две основные группы методов исследования: основные методы и вспомогательные.

К основным методам исследования психологии относятся: наблюдение и эксперимент. К вспомогательным методам - изучение (анализ) продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, генетический метод, беседа, интервью.

Для более подробного знакомства с методами психологических исследований мы сегодня попробуем поработать коллективно по методике взаимообмена заданиями. (Объяснение работы по МВЗ).

 

Задание к карточке № 1. 1.Проработать и законспектировать из учебника основной метод психологического исследования – наблюдение 2.Рассказать изученный материал одному из студентов. 3.Прослушать и законспектировать у себя в тетради материал, изученный партнером по взаимообучению. 4. Поменяться карточками и рассказать новый материал другому студенту.     Наблюдение – это … Виды наблюдения: 1. 2. Основные задачи наблюдения: 1. 2. Особенности наблюдения: 1. 2. 3. 4. Требования к наблюдению: (сформулировать самостоятельно). Недостатки и достоинства наблюдения: …  

 

 

Задание к карточке № 2. 1.Проработать и законспектировать из учебника основной метод психологического исследования –эксперимент. 2.Рассказать изученный материал одному из студентов. 3.Прослушать и законспектировать у себя в тетради материал, изученный партнером по взаимообучению. 4. Поменяться карточками и рассказать новый материал другому студенту.     Эксперимент – это... Виды эксперимента: 1. 2. 3. 4. 5. Основные качества эксперимента: 1. 2. 3. 4. Требования к эксперименту: (сформулировать самостоятельно).  

 

Задание к карточке № 3. 1.Проработать и законспектировать из учебника вспомогательный метод психологического исследования – тест. 2.Рассказать изученный материал одному из студентов. 3.Прослушать и законспектировать у себя в тетради материал, изученный партнером по взаимообучению. 4. Поменяться карточками и рассказать новый материал другому студенту.     Тест – это … Виды тестов: 1. 2. 3. 4. Требования к тестам: (сформулировать самостоятельно).

 

Задание к карточке № 4. 1.Проработать и законспектировать из учебника вспомогательные методы психологического исследования – анализ продуктов деятельности и анкетирование. 2.Рассказать изученный материал одному из студентов. 3.Прослушать и законспектировать у себя в тетради материал, изученный партнером по взаимообучению. 4. Поменяться карточками и рассказать новый материал другому студенту.     Анализ продуктов деятельности – это … Способ проведения: … (сформулировать самостоятельно).   Анкетирование – это … Способ проведения: … (сформулировать самостоятельно).  

 

Задание к карточке № 5. 1.Проработать и законспектировать из учебника вспомогательный метод психологического исследования – беседа и интервью. 2.Рассказать изученный материал одному из студентов. 3.Прослушать и законспектировать у себя в тетради материал, изученный партнером по взаимообучению. 4. Поменяться карточками и рассказать новый материал другому студенту.     Беседа – это … Виды бесед: 1. 2. 3. 4. Требования к проведению беседы (или интервью): (сформулировать самостоятельно).

 

ТЕМА 6(а). «Методологические и теоретические основы психологии»

(2 часа).

 

Тип урока: практический (проверка знаний).

Цель: выявить степень усвоения учебного материала.

 

Задачи:

1. Проверить уровень усвоения теоретических знаний студентов по пройденным темам.

2. Развивать умение применять полученные теоретические знания при выполнении эвристических заданий.

3. Воспитывать интерес к изучению учебного предмета.

 

Оборудование: карточки с проверочной работой, рабочие тетради студентов для практических и самостоятельных работ.

Литература: конспекты лекций студентов; психологические словари (студентов).

Структура урока:

 

I часть: постановка цели и задач урока; пояснение по выполнению проверочной работы.

 

II часть: самостоятельное работа студентов по выполнению проверочной работы.

 

III часть: подведение итога урока по вопросам:

 

-Какие задания вызвали самые большие затруднения? Почему?

-Какие задания показались самыми простыми?

-Как вы относитесь к такой форме проведения проверочной работы?

 

 

Д./з.: работа со словарем.

 

 

ТЕМА 7. «Понятие психики. Теории психического отражения» (2 часа).

Тип урока: лекционный (сообщение новых знаний).

Цель: способствовать формированию научного диалектико-материалистического познания объективной реальности.

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с миром психических явлений, изучаемых психологией. Дать общее понятие о теориях психического отражения: психофизического параллелизма, теории механического тождества и теории единства.

2. Развивать умение конспектировать лекционный материал, отбирая самое важное и главное.

3. Воспитывать познавательный интерес к изучению психологии.

 

Оборудование: наглядные таблицы, карточки с письменным опросом в двух вариантах по количеству студентов.

 

Литература: Л.Д.Столяренко. Психология. Стр.4-5.

А.В.Петровский. Психология. Стр.3-22.

В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Стр.12-13; 34-35; 38-39; 42-43.

И.В.Дубровина. Психология. Стр.8-10.

 

Структура урока:

 

I часть: фронтальный письменный опрос.

 

II часть: лекция по плану:

 

1. Общее понятие о психике, развитие психики в филогенезе.

2. Теории психического отражения.

3. Мир психических явлений, изучаемый психологией.

III часть: рефлексия: -Что нового и полезного для себя я получил на уроке?

 

 

Д./з.: лекционный материал, работа со словарем.

 

ТЕМА 7. «Понятие психики. Теории психического отражения» (2 часа).

 

Вопросы:

1.Общее понятие о психике, развитие психики в филогенезе.

2. Теории психического отражения.

3. Мир психических явлений, изучаемый психологией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 3370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.