Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности, источники и механизмы




Социализация личности - это процесс усвоения и активного воспроизведение индивидом общественно-исторического опыта накопленного человечеством, в ходе которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения и навыки.

Социализация процесс многогранный, в ходе которого человек усваивает нормы морали, культуру и традиции того общества, в котором живет и воспитывается.

Источниками социализации личности выступают: семья, близкое окружение, друзья, социальные институты, СМИ и общество в целом.

Социализация личности протекает при помощи пяти основных механизмов.

1. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения и взглядов, которые характерны для его близкого окружения: семьи, родственников, друзей и т.д. Это усвоение происходит как на сознательном, так и бессознательном уровнях с помощью запечатления, некритического восприятия стереотипов поведения.

2. Институционный механизм социализации действует в рамках взаимодействия человека с институтами общества: образовательные учреждения, производственные учреждения, СМИ и пр.

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или определенной профессии.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в рамках взаимодействия человека с высоко значимыми для него людьми (родителями, друзьями, учителями и др.). В рамках данного механизма идет процесс идентификации, т.е. сличение чего-либо с кого-либо. Именно этот процесс включает в себя полоролевую типизацию личности – усвоение индивидом психологии и подведения идентичного своему биологическому полу.

5. Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д. Рефлексия – механизм взаимопонимания. Т.е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. Это мысленный диалог человека с самим собой. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

 

Таким образом, социализация личности каждого человека осуществляется с помощью всех выше названных механизмов.

 

 

ТЕМА 14. «Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента» (2 часа).

Тип урока: КСО – работа в сменных группах (усвоение, обобщение, систематизация и применение знаний).

 

Цель: раскрыть индивидуально-типологические особенности человека.

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с теорией Гиппократа о типах темперамента; дать научные знания о психическом свойстве личности – темпераменте, его физиологической основе и проявлении.

2. Развивать все психические функции «САМО»: самообучение, самооценка, самоорганизация и др.

3. Воспитывать профессионально значимые качества личности будущего молодого специалиста: ответственность, объективность, тактичность и др.

Оборудование: алгоритмы по методике работы в сменных группах; разноцветные карточки с заданием (по кол-ву студентов); учебники «Психология» разных авторов (по 5 шт. на группу); психологические словари (5 шт.); цветовые указатели групп (5 шт.); алгоритмы работы с текстом учебника; демонстрационная таблица «Типы темперамента»; иллюстрации типов темперамента; наглядный раздаточный материал – опорные схемы (15 шт.); тестовые задания по теме «Темперамент» (по кол. учащихся).

 

Литература к теме: учебники «Психология» разных авторов (по 5 экз. каждого). Психологические словари (5 шт.)

 

 

Структура урока:

I часть: Вводная беседа с постановкой проблемы.

 

-Человек как личность и индивидуальность проявляется в деятельности, общении, взглядах и мнениях об окружающем мире и социуме, осознающий свое место в обществе, занимающийся определенным видом деятельности и наделенный присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

-Почему одни люди энергичны и эмоциональны, другие организованны и последовательны, третьи – медлительны и задумчивы, четвертые – безудержны и динамичны? В чем особенность, каждой из перечисленных категорий людей? Что это врожденная или приобретенная психическая особенность человека? В чем кроется секрет индивидуальности?

На все эти вопросы вы попытаетесь найти сегодня ответы.

II часть: Определение совместно с учащимися цели и задач урока.

Объяснение работы в сменных группах.

 

III часть: работа учащихся по методике СГ с использованием карточек с заданием и алгоритмами действий.

IV часть: закрепление, обобщение изученной темы – тестирование.

Д:/з.: материал учебного занятия.

 

Теории темперамента. 1. История возникновения теорий темперамента. 2. Представители разработанных концепций темперамента. 3. Основные идеи теорий темперамента.  
Научное обоснование темперамента. 1. Свойства процессов возбуждения и торможения. 2. Теория ВНД (по И.П. Павлову) как физиологическая основа темперамента. 3. Взаимосвязь типа ВНД и типа темперамента.  
Психологическая характеристика сангвинистического и флегматического типов темперамента. 1. Проявление типов темперамента в общении. 2. Темперамент и характер. 3. Темперамент и способности.  
Психологическая характеристика холерического и меланхолического типов темперамента. 1. Проявление типов темперамента в общении. 2. Темперамент и характер. 3. Темперамент и способности.
Индивидуальный стиль деятельности.   1. Зависимость стиля деятельности от типа темперамента. 2. Талант и тип темперамента.  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.