Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и уровни развития способностей




 

В психологии принято различать два вида способностей.

1. Общие умственные способности.

2. Специальные способности.

Общие умственные способности – это индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, определяют успешность в выполнении одновременно многих видов деятельности (напр., интеллектуальные способности, развитая память, речь, тонкость и точность движений рук и т.д.).

Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой – либо области деятельности (математические способности, технические, литературно – лингвистические, художественно – творческие, спортивные). Специальные способности органически связаны с общими. Специальные способности опираются на задатки.

Развитие специальных процессов является сложным процессом. Каждая способность имеет свой путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и обрабатывается.

Доказано существование особых сензитивных периодов, в которые развитие специальных способностей происходит особо благоприятно. Например, для развития музыкальных и математических способностей – это период до 5 лет, лингвистические способности – ранний дошкольный возраст, артистических – старший дошкольный возраст.

Определённый уровень специальных способностей (математических, художественных и пр.) можно сформировать практически у любого здорового ребёнка.

По степени проявления выделяют следующие уровни способностей:

1. Репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью, то есть оказывает влияние на эффективность обучения.

2. Творческий – обеспечивает создание новых, оригинальных предметов материальной и духовной культуры, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс.

Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Учеными доказано, чем выше уровень развития способностей, тем выше их творческий потенциал. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, поддерживаются и развиваются дальше соответствующие способности. Способности – это активность человека, которая обогащает науку, искусство, культуру страны.

 

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

1. Одарённость – совокупность ряда способностей, обуславливающих особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условия.

Таких людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в достижении цели, неуёмная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Они проявляют громадное упорство в области своих интересов.

2. Талант – высокий уровень развития специальных способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности, проявляется в оригинальности и новизне подхода. Это сочетание способностей. Когда отдельная способность достигает высокого уровня, её нельзя считать талантом, если она не связана с другими способностями.

3. Гениальность - высший уровень развития способностей (общих, интеллектуальных, специальных), делающий человека выдающейся личностью в разнообразных сферах деятельности. О её наличии можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества и развитии культуры.

Главным в феномене гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил.

На сегодня гении (за 5тыс. лет) - это не более 400 человек (напр., М.В. Ломоносов – химик, астроном, математик, художник, литератор, языковед, знаток поэзии).

Биологи считают, что среди 15млрд клеток головного мозга работают лишь 3 – 5%, человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.