Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные особенности памяти человека




Виды памяти.

Лекция.

Память можно разделить на несколько видов.

I. По объекту запоминания, память бывает:

1. Обзорная – она фиксирует средства и результаты действий образов восприятия, образного мышленья, воображения, т.е. все виды образов.

2. Эйдетическая – особая форма образной памяти, она отличается фотографичностью (точностью запоминания).

3. Двигательная – это запоминание собственных движений. Овладение навыками ходьбы, бега, езды на велосипеде и т.д.

4. Эмоциональная – это память на чувства, эмоции и переживания.

5. Словесно - логическая – это память на сохранение мыслей, выраженных словами. Именно мысли, а не самих слов. Этот вид памяти фиксирует средства, способы и результаты логического мышления.

Например: при воспоминании расхода, мы вспоминаем сам смысл, а не «картинку», т.е. кто, как где нам это рассказывали.

Все эти виды памяти тесно связаны между собой, и почти никогда не «работают» изолированно.

II. По длительности сохранения память бывает:

1. Кратковременная – процент отношения небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов или явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек оказывается неспособным что-либо вспомнить.

Например: Переводчик точно сохраняет в памяти фразу, пока её переводит. При переходе к новой фразе, он забывает предыдущего.

Деятельность осуществляется по принципу: воспринял-воспроизвёл-забыл.

2. Долговременная – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний. Это глубинная память, память – хранения. Вспомнить что-либо виденное когда-то, или слышанное – это значит перевести из долговременной памяти на уровень кратковременной.

3. Оперативная – запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения определенной операции (Например: решение задачи).

Все рассмотренные виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная взаимосвязаны и играют определённую роль в жизни и деятельности человека.

III. По степени волевой регуляции память делится на:

1. Непроизвольную – это память, не требующая постановки цели, напряжения и волевого усилия со стороны человека. Запоминание происходит само на себе.

2. Произвольную – это память, требующая волевого усилия, напряжения со стороны человека.

 

 

Каждый человек обладает своими специфическими особенностями памяти, которые в психологии называются - индивидуальными.

Индивидуальные особенности памяти человека напрямую связаны с индивидуальными особенностями личности.

Индивидуальные особенности памяти личности характеризуются:

1) скоростью запоминания;

2) прочностью сохранения;

3) лёгкостью воспроизведения.

В зависимости от сочетания этих особенностей выделяют четыре типа памяти человека:

1 тип: наиболее продуктивный тип памяти быстро запоминаю → медленно забываю;

2 тип: быстро запоминаю → быстро забываю;

3 тип: медленно запоминаю → медленно забываю;

4 тип: медленно запоминаю → быстро забываю, это самый непродуктивный тип.

В зависимости от ведущего анализатора, от степени его развития выделяют следующие типы памяти:

1. Зрительный – наилучшее запоминание идёт зрительным путём.

2. Слуховой – наилучшее запоминание идёт через слух.

3. Двигательный – наилучшее запоминание идёт, когда включено движение.

4. Смешанный – это развиты два анализатора: один ведущий, другой подкрепляющий.

Возможны такие сочетания:

· зрительно-слуховой;

· зрительно-двигательный;

· слухо-зрительный;

· слухо-двигательный.

Каждый человек должен знать свой тип памяти и использовать его в процессе обучения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.