Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РК




Основные вопросы:

1. Основные формы регулирования ВЭД

2. Принципы и методы регулирования ВЭД

3. Казахстанская модель государственного регулирования ВЭД

В связи с диверсификацией внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан стало актуальным более полное освещение форм и методов проведения заграничных операций, привлечения инвестиций, кредитов, осуществления валютных операций, описания рисков в ВЭД и другие вопросы коммерческих операций с заграницей.

В статистических изданиях приводятся данные о взаимоотношениях Казахстана со странами дальнего и ближнего зарубежья, хотя эти термины отражают не дальность географических границ, а скорее близость экономических отношений.

Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов Республики Казахстан регулируется государственными органами, министерствами и ведомствами, однако главным субъектом внешнеэкономических отношений является само предприятие (банк, фирма, компания), которое непосредственно ра­ботает с зарубежным партнером.

Осуществление отдельных видов коммерческой деятельности производится лишь на основании лицензии, выдаваемой уполномоченными на то государственными органами. Коммерческими предприятиями передача объектов интеллектуальной собственности также осуществляется на основании лицензион­ного соглашения, по которому передаются права владения и пользования собственностью.

Основой для проведения любых коммерческих зарубежных операций на микроуровне является договор между предприятиями в разных странах, при этом участниками договора могут быть 2 и более партнера. Во внешнеэкономической деятельно­сти наиболее распространены экспортно-импортные операции и в данном пособии, главным образом, будут освещены вопросы их осуществления.

В коммерческом соглашении необходимо предусмотреть максимум различных возможностей возникновения рисков и путей их ликвидации или уменьшения, так как цитата «незнание закона не освобождает от ответственности» применима и во внешнеэкономической деятельности.

Заключению договора предшествуют встречи, изучение партнеров, которое осуществляется легальным путем, на основании официальных данных в печати, пресс-релизах, справоч­никах и из других разрешенных источников, а также из бесед и информации, полученной от конкурентов, от сыскных и детективных агентств, в приватных встречах деловых людей.

После всех исследований и анализа ситуации на рынке, после выбора круга партнеров и товарных групп начинается самый ответственный момент - составление внешнеторгового договора купли-продажи в соответствии с действующей в международной практике правовой основой.

Задачей бухгалтерского учета во внешнеторговых отношениях является правильное отражение операций в учете и отчетности, а также анализ проведенных сделок для планирования деятельности в будущем периоде и принятия решений по совершенным операциям. Ведение бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Республики Казахстан основано на принципах и положениях Национальных Стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, Типовом плане счетов бухгалтерского учета, Законе Республики Казахстан «О бухгалтерском учете», Законе «О налогах и обязательных платежах в бюджет» и других нормативных документах.

Помимо вопросов составления отчетности предприятий Республики Казахстан, необходимо изучать формы отчетности зарубежных фирм, из которых можно почерпнуть информацию об их деятельности, контактах и контрагентах, доходности, рентабельности, надежности, кредитоспособности и других аспектах.

В целом по Республике Казахстан Национальным банком РК составляется платежный баланс, показатели которого отражают деятельность всех хозяйствующих структур на внешнеэкономическом рынке и раскрывают международную инвестиционную позицию страны.

Рассмотрение роли и значения учета во внешнеэкономической деятельности дает представление о многообразии форм осуществления зарубежной коммерческой деятельности, в связи с чем, предпринимателям необходимо рассматривать данные вопросы в соответствии с существующими международными нормами, правилами и обычаями, регламентирующими деятельность субъектов внешнеэкономических отношений.

Можно выделить основные направления внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Казахстан:

● экспортно-импортные операции;

● совместное предпринимательство в сферах производства, финансов, внешней торговле, сфере услуг;

● инвестиционная деятельность, в рамках привлечения иностранных инвестиций в экономику;

● операции с иностранной валютой и т.д.

В осуществлении ВЭД существенную роль играют контрактные условия, важнейшими из которых являются базисные условия поставки ИНКОТЕРМС, валютно-финансовые условия и место платежа, форма оплаты, учет форс-мажорных обстоятельств, которые помогают во многих случаях избегать рисков или преуменьшать их воздействие на коммерческий процесс для предпринимателей, которые желают предусмотреть все негативные последствия деятельности на иностранных рынках.

Исследование новых рынков должно начинаться всесторонним изучением:

●потенциальных возможностей предприятий иностранного государства,их отчетности и других показателей деятельности на внутренних и внешних рынках;

●проблем, возникающих в результате недостаточной подготовки к коммерческим отношениям в иностранных регионах;

●полного маркетингового исследования товаров, контрагентов, условий, законодательства, обычаев, привычек деловых кругов другой страны.

Первым шагом при осуществлении коммерческих операций должно стать тщательное маркетинговое исследование рынка, причем за период не менее 1 года, так как потребности участников рынка меняются непредсказуемо.

Следующий важный шаг - выбор потенциального иностранного партнера. Данная задача в настоящее время облегчается наличием представительств, сети дистрибьюторов, брокерских и дилерских фирм, однако при определении своей ниши на рынке, необходимо провести широкое исследование всех предложений и нельзя довольствоваться только имеющимися в наличии предложениями.

Большую помощь при этом могут оказать информационные институты, располагающие данными о потенциальных контрагентах - зарубежных фирмах, например, тематические справочники, библиотечные фонды, сеть Интернет, другие информационные данные, а также публикуемые отчетные данные крупных зарубежных фирм. Средства массовой информации, специализирующиеся на рекламе или располагающиеся достоверной информацией о поставщиках-экспортерах, также с согласия своих клиентов, чьи данные они имеют, могли бы выпускать каталоги с предложениями на срок не менее 2-х лет.

Также при выборе зарубежного партнера необходимо точно знать форму собственности и лицо (или группу лиц), отвечающее по требованиям в случае нарушения условий договора или ликвидации фирмы. Большое значение при этом имеет опубликование отчетности предприятий, так как это положительно ха­рактеризует фирму, повышает к ней доверие и показывает наличие средств на освещение своей деятельности в виде красочных каталогов и сборников с иллюстрациями.

Потенциальные партнеры имеют возможность проанализировать данные финансовой отчетности, определить имидж фирмы-партнера, финансовое состояние, ликвидность, рентабельность, платежеспособность или кредитоспособность в зависимости от будущих контактов как импортера или экспортера, т.к. предприятие может выступать в данных двух ипостасях.

Немаловажно также знание страны будущего партнера, так как существуют различные риски, вызываемые положением в стране, менталитетом, существующими законами и обычаями, отличными от международных норм права, экономическими санкциями со стороны международных экономических организаций и союзов и другие негативные факторы.

В последнее время получили развитие наукоемкие производства, торговля услугами и посредничество, использование которых дает возможность вывести на качественно новый уровень диверсификацию рынка страны. Приведенная в пособии характеристика посреднических операций не может охватить все виды и разновидности рынка услуг и посредничества, потому что с возникновением определенного спроса незамедлительно находится предложение услуг, товаров, труда и других элементов рынка.

Для выгодного ведения внешнеэкономической деятельности на макро- и микроуровнях необходимо производить: расчет экономической эффективности экспорта и импорта в масштабе всего государства и по отдельному предприятию на основе данных предыдущих лет для планирования будущей деятельности; рас­чет эффективности использования заемных средств из внешних источников; расчет использования новых методов управления и производства.

Начальным этапом, предваряющим заключение договора, является трактация сделки (т.е. предварительные переговоры), а также направляется оферта (предложение) с конкретными данными, необходимыми для заключения договора.

Оферент, направивший оферту, после акцепта потенциального партнера считается связанным с акцептантом, давшим согласие на сотрудничество. При этом различают твердую и свободную оферту, которые различаются по форме предложения. При твердой оферте предложение направляется конкретному поку­пателю, а свободная - это публичная оферта, направляемая не­определенному кругу потенциальных клиентов (партнеров).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.