Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В групповую психотерапию Я. Л. Морено




I. ВВЕДЕНИЕ

Я.Л. МОРЕНО О КНИГЕ

Подобно отцу семейства, основатель научного направ­ления, прожив долгую жизнь, в течение которой он пере­давал ученикам свое видение мира, вдруг непосредствен­но сталкивается с ними. Теперь он должен принять их ви­дение мира. Причинит ли эта встреча ему боль или будет приятной, зависит от того, в какой степени ему удалось передать молодому поколению свое мировоззрение и на­сколько оно релевантно для него. Книга Грете Лейтц как раз и представляет собой подобный опыт — к счастью, приятный. Она разделена на главы, в которых автор из­лагает технические аспекты моей теории, дает объяснение ее антропологических корней, рассматривает три ветви социо­метрической системы, известные как групповая психотера­пия, социометрия и психодрама, и также говорит о значе­нии этих трех направлений для будущего человечества.

Замысел такой книги и его осуществление — задача непростая, и д-р Лейтц подходит к ней, имея хорошую практическую подготовку. Она работала вместе со мной над переводом моей книги «Who Shall Survive?», которая в 1954 году появилась на немецком языке под названием «Основы социометрии, пути к переустройству общества». Кроме того, д-р Лейтц в течение многих лет теоретически и практически применяла социометрические и психодра­матические методы в различных областях, и сейчас она внесла существенный вклад в литературу по этой теме, написав этот учебник по психодраме, озаглавленный «Психодрама: теория и практика», который является на­иболее ясным и доступным изложением моей работы в классическом ее понимании.

В своей книге д-р Лейтц демонстрирует фундамен­тальное знание моего метода как в философском, так и в практическом отношении, а ее манера изложения являет­ся тем, что приносит наибольшее удовольствие.

Бикон, Нью-Йорк, август 1973.

И чтобы это, наконец, выска­зать раз навсегда, — человек игра­ет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он быва­ет вполне человеком лишь тогда, когда играет (115).

Фридрих Шиллер

\Ф.Шиллер. Письма об эстетическом воспитании человека (перевод Э. Радлова). — Собр. соч. в семи томах, т.6 - М, «Художественная литература», 1957, с. 302. — Прим. ред.\

Подлинно терапевтические ме­роприятия должны быть направле­ны на человечество в целом (91).

Я.Л. Морено

Терапевтические устремления Я.Л. Морено со вре­мен первой мировой войны относятся к человечеству в целом. Уже в своих ранних трудах он отстаивает мнение, что самочувствие индивида, равно как и здо­ровье всех людей, все больше будет определяться в будущем судьбой человечества, а судьба человечества все больше будет зависеть от креативных и деструк­тивных интеракций отдельных людей в группах и различных групп между собой. Учитывая посредни­ческую роль групп, занимающих промежуточное по­ложение между индивидом и человечеством, вначале 30-х годов Морено выдвинул требование о необходи­мости развития групповой терапии. При этом он по­нимает под группой конкретную, реальную часть че­ловечества. Морено констатирует:

«Человечествоэто социальное и органическое единство. Наука о человечестве должна начинаться с различения человечества и человеческих сооб­ществ. Человечество включает в себя все когда-либо существовавшие человеческие сообщества; но только в последнее время оно стало осознаваться нами как самостоятельная система, как историче­ски сложившийся и доступный для понимания факт» (91).

«Человечество в целом развивается по определенным законам» (там же).

Истинная групповая терапия предполагает поэтому познание этих законов путем социометрического иссле­дования глубинных социоэмоциональных структур групп. Она вскрывает не зависящие от формальных по­верхностных структур социального агрегата — напри­мер, группы работников предприятия — эмоциональ­ные связи индивидов и отчетливо показывает, что от­дельные члены социального агрегата как в своем инди­видуальном развитии, так и в актуальном психическом состоянии испытывают на себе влияние этих эмоцио­нальных структур. С другой стороны, социометриче­ские исследования многочисленных групп выявили за­висимость сплоченности, креативности и самого суще­ствования социального агрегата от входящих в него ин­дивидов, их межчеловеческих отношений и интеракций, которые в свою очередь раскрываются в психодраме. Поэтому терапевтический метод Морено замыслен в ви­де триадической системы, включающей в себя группо­вую психотерапию, социометрию и психодраму. Инди­вид и общество исследуются, рассматриваются и под­вергаются, терапии под углом зрения этой триадической системы в их двустороннем взаимодействии, причем не только терапевтом, но и сами по себе.

Групповая психотерапия Морено представляет собой метод, основанный на действии, цель которого состоит в активизации и самоактивизации у отдельного члена группы чувства ответственности за себя как индивида и за группу как целое. В рамках этого метода ответст­венность рассматривается не просто как вопрос знания, а как призыв к действию. По этой причине групповая психотерапия активно вмешивается в закостенелые структуры и пытается пробудить у оказавшихся в их плену людей стремление к спонтанности и новой креа­тивности. Таким образом, целью групповой терапии Морено является креативная революция. Морено пишет: «Завоевания XIX и XX веков должны быть до­полнены: если занятие бессознательным в XIX веке привело к появлению психоанализа и глубинной психо­логии, то задача подходящего к концу XX века состо­ит в том, чтобы привлечь внимание к вершинам кре­ативных возможностей человека, без развития кото­рых дальнейшее существование человека оказывается под вопросом» (91).

Это было сказано в то время, когда из-за распрост­ранения психоанализа в его первоначальной форме, с одной стороны, и марксизма, с другой, между индиви­дом и массами образовалась казавшаяся едва ли пре­одолимой пропасть. Первым представив на суд обще­ственности предложение о развитии групповой психоте­рапии — в то время для находящихся в лагере бежен­цев — и начав с 1932 года целенаправленно заниматься групповой психотерапией с психическими больными, Морено стал таким образом пионером в этой области. По поводу мореновской социометрии французский со­циолог Ж. Лапассад пишет следующее: «Социометри­ческая рево-люция — это не просто революция в малых группах и посредством малых групп, это прежде всего социальное преобразование. Это постоянная революция внутри революции социальной. Она выражает стремле­ние людей избавиться от бюрократических обществ. А это значит, что ей присущ социальный размах, приво­дящий к кардинальным преобразованиям, ниспроверга­ющий старые структуры и способствующий обретению вновь социальными группами своей творческой сущно­сти. Именно поэтому социометрия является техникой социального преобразования» (63).

Любой поступок (действие) является выражением индивида, исполняющего ту или иную роль. Этот факт побудил реалиста Морено к разработке теории ролей и к следующему высказыванию относительно «Я»: «Не­посредственно осязаемыми аспектами того, что назы­вается «Я», являются роли, в которых оно действу­ет» (96). В своих ролях человек вступает в отношения с другими людьми и миром, самоактуализируется и ме­няет мир. Действуя в ролях, он формирует и изменяет условия, отчасти определяющие и оказывающие влия­ние на его сущность и поступки. Заслуга Морено состоит в том, что уже в начале нашего столетия он сумел понять огромное значение этой жизненной взаимосвязи между индивидом и группой как для индивидуального развития человека, так и для развития социального аг­регата. В том же году на общем годовом собрании Аме­риканской психиатрической ассоциации он обнародовал принципы групповой психотерапии, дополненные затем новыми научными фактами, которые были им установ­лены:

1. Фундаментальный принцип групповой психотера­пии состоит в том, что каждый индивида не только терапевтможет воздействовать на дру­гого индивида в качестве терапевтического агента, любая группав качестве терапевтического аген­та на другую группу (85).

2.«Групповая психотерапия является психотерапев­тическим методом, стремящимся к наиболее оп­тимальной группировке членов. Этот метод со­действует, если это необходимо, перегруппировке членов, приводя в соответствие констелляцию группы со спонтанными мотивами и симпатиями ее членов» (85).

3.«Групповая психотерапияэто терапия не только отдельного индивида, оказавшегося из-за трудно­стей адаптации и интеграции в центре внимания, но и всей группы и всех индивидов, которые с ним связаны» (86).

4. «Целью групповой психотерапии является: а) содей­ствие интеграции индивида в противовес неконтро­лируемым силам, которые его окружают: это до­стигается благодаря изучению индивидомнапри­мер, с помощью социометрического анализаэтого непосредственного окружения; б) содействие интег­рации группы. Такое сближение сторониндивида и группыспособствует их взаимной интеграции. Основополагающим правилом является «спонтанная и свободная интеракция» между пациентами, а также между пациентами и терапевтами» (86).

Однако терапевтические представления Морено от­нюдь не ограничиваются лишь индивидами малых групп. С момента появления в 1933 году его классиче­ского труда по социометрии «Who shall survive?» (не­мецкое издание: «Основы социометрии», 1954 и 1967, Западногерманское издательство Кёльн/Опладен) они относились уже «ко всему человечеству и к путям пе­реустройства общества». Таким образом, его устремле­ния всегда носили общественный характер, что в пер­вой половине и еще в середине нашего века давало по­вод иным критикам снисходительно посмеиваться над Морено как над запоздалым или плохо интегрирован­ным в современность пророком. Однако насколько точ­но уже тогда Морено предвосхитил потребности нашего времени, доказывает помимо прочего так называемое «новое самопонимание» клиентов психотерапии, о ко­тором психоаналитик Х.Э. Рихтер (114) в своей книге «Группа» пишет: «Они (пациенты) осознают себя прежде всего членами социальной общности, а потому связывают свой психический недуг непосредственно со структурой и динамикой этой социальной общности....Естественно, это новое самопонимание существенно меняет и представления о лечебных возможностях». Примечательно то, что упомянутое новое самопонима­ние и новые ожидания от лечения выражаются моло­дыми людьми — как правило, не знакомыми со сфор­мулированными Морено принципами социометрически обоснованной групповой психотерапии — спонтанно. Изменившиеся представления о лечебных возможностях характеризуют мореновское мышление и творчество второго десятилетия XX столетия. Впервые они обнаружились в его рассуждениях о «встрече», спонтанности и роли человека в созидательном процессе развития космоса. \Употребляемое Морено слово «Begegnung» переводится как «встреча». Однако в немецком языке оно имеет более широкий смысл, подразумевая собой встречу как таковую, борьбу, соприкосновение и противоборство мнений, обращение, отношение и т.д. — Прим. перев.\ В дальнейшем эти представления стали при­чиной начавшейся уже тогда полемики Морено с пред­ставлениями о терапии, присущими психоанализу. Ос­новная критика Морено касалась «психоаналитической ситуации», которая, по его словам, «такова, что допускает анализ, но исключает действие... Пациент пассивно располагался на кушетке, аналитик садился позади него, чтобы его не видеть и избежать интер­акции... Ситуация была герметически закрытой... Вполне логично, что вашей проблемой стало изгнание жизни из врачебного кабинета и «бой с тенью» вместо терапевтического процесса» (96). Поэтому Морено ви­дел задачу в создании «антитезы психоанализу», то есть в разработке более жизненной, более приближен­ной к реальности терапевтической теории и практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.