Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевое развитие




Появление роли первично по отношению к «Я» (96).

Я.Л. Морено

Во всех своих рассуждениях, касающихся вопросов психологии развития, Морено исходит из феномена спонтанности. Он констатирует, что человек не просто«выброшен в бытие» как попало, а уже на эмбриональной стадии вступает в отношения с миром. Он изначально является действующим, то есть обладает поведением. Уже на самых ранних стадиях развития он взаимодействует с космосом. В любой момент существования человека его интеракции связаны как минимум с одной ролью.

Морено использует понятие "роль" во всех жизненных проявлениях. Он описывает роль как "форму функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты" (96). В дальнейшем мы рассмотрим человеческое развитие под углом зрения всеобъемлющей теории ролей Морено. Однако сначала для этого следует указать наиболее важные стадии развития человека. Ими являются:

эмбриональная стадия;

первая психическая вселенная, которая подразделяется на стадию переживания идентичности — бессознательной эмпатической интеракции ребенка с миром (матрица вселенской идентичности) — и на стадию переживания одного только вещно реального мира (матрица вселенской реальности);

вторая психическая вселенная — это стадия расщепления переживания на переживание (материальной) реальности и на переживание мира представлений;

третья психическая вселенная добавляется как стадия осознанной эмпатической интеракции с миром или космосом, способствующей переживанию интеграции.

Различные формы человеческого переживания в перечисленных стадиях связаны с ролями. Осознание этого факта оказалось причиной того, что в своих антропологических рассуждениях и практической психо- и социотерапевтической работе Морено стал преимущественно заниматься игнорируемым поныне феноменом роли. Так появилась диалектика спонтанности и роли в учении Морено. Согласно Морено, «роль — это единица консервированного поведения (role is the unit of conserved behaviour)» (96). Это определение означает, что роли состоят из множества отдельных способов реагирования и поведения (реакций), обнаруживающих более или менее устойчивую организацию. Если рассмотреть отдельные реакции, например жевательные движения в качестве основного элемента процесса принятия пищи, то следующие друг за другом элементы — смачи­вание пищи слюной, жевание, пробование ее на вкус, глота­ние, переживание удовольствия, нахваливание еды — пред­ставляют собой поведенческие цепи. Эти поведенческие це­пи конституируют в своей комбинации соматическую роль человека, принимающего пищу, и ее корреляты — психиче­скую роль человека, наслаждающегося едой, и социальную роль потребителя. Возможно, покажется необычным сво­дить воедино органические функции и реакции, такие, как, например, жевание, смачивание пищи слюной и глотание в роли человека, принимающего пищу. Однако, как показала гештальтпсихология, совокупность отдельных поведенче­ских актов является чем-то большим и чем-то иным по срав­нению с суммой отдельных реакций. Поэтому Морено впол­не обоснованно, использовав понятие соматической роли, создал феноменологическую категорию, позволяющую объ­единить в понятии «роль» функционально взаимосвязан­ные комплексные поведенческие акты и тем самым сделать их доступными как для антропологической теории, так и для практики.

В отличие от театральной роли, фиксирующей непов­торимую социокультурную или историческую роль и та­ким образом создающей жесткие «культурные консер­вы», пережитые человеком роли открыты для спонтан­ного и креативного действия. Ведь выученные или рефлекторно закрепленные реакции, то есть консервиро­ванное поведение, образуют основные элементы ролевого поведения, которые могут столь же бесконечно комбини­роваться и варьироваться, сколько бывает в жизни раз­личных ситуаций. Принимающий пищу или наслаждаю­щийся едой будет, например, вести себя по-разному в за­висимости от вида пищи и от окружения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.