Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы ролевого обучения




Морено поднимает вопрос о процессах ролевого обу­чения, полемизируя с концепцией «role-taking» Мида (74). В отличие от положений психоаналитиков и социальных психологов, привлекающих для объяснения фе­номена обучения ролям процессы идентификации или имитации, Морено рассматривает в качестве основного процесса обучения спонтанный интерес ребенка к той или иной ситуации (87). Испытывая чувство голода, младенец входит в роль принимающего пищу без каких-либо предшествовавших этому процессов идентификации или имитации. Действие в соматических ролях предше­ствует узнаванию, оно «первично по отношению к озна­комлению с ролью» (94). В процессе принятия пищи, выступающем в качестве процесса интеракции, ребенок ощущает теплоту и заботу матери. Повторное пережива­ние этого события приводит к появлению, как на сомати­ческом, так и на психическом уровнях, ролевых ожида­ний. Можно предположить, что психические роли изна­чально основываются на подобных интеракциональных процессах. «Роль представляет собой интерперсональный опыт, и для ее актуализации требуется, как пра­вило, два или более индивидов» (96).

Развертывающееся в соматических действиях ролевое поведение младенца и его психические корреляты созда­ют основу для новых процессов социального обучения, возникающих на последующей стадии развития. Ребенок наблюдает за ролями (role-perception или role-recognition), пробует их в игре (го1е-playing, imitation) и затем перенимает (role-taking). Предпосылкой процессов наблюдения и подражания является физическая и когни­тивная функциональная зрелость ребенка, которой он до­стигает лишь на стадии второй психической вселенной.

Таким образом, усвоение социальных ролей включает в себя различные компоненты: во-первых, интерес к ситу­ации, на которую ребенок обращает свое внимание; во-вторых, наблюдение за ситуацией и за проявляющимися в ней ролями, «ознакомление с ролью до ее проигрывания» (94) и, в-третьих, подражание в игре увиденным ролям.

Процесс подражания в самых простых его формах сводится к внешнему подражанию, то есть мимикрии. Ребенок в своем поведении отражает увиденные роли. Следовательно, в обучении имитации в раннем детском возрасте уже заключен процесс, который воспроизводит­ся в психодраме в качестве техники «зеркало».

Следующей ступенью в ролевом обучении, более вы­сокой по сравнению с отражением, является обмен роля­ми. Если отражение ограничивается воспроизведением внешнего поведения (overt behavior), то при обмене ро­лями человек воспринимает и изображает как внешнее поведение другого, так и его эмоциональное содержание (covert behavior). Тем самым обмен ролями способствует усвоению комплексных способов поведения вместе с его психосоциальными компонентами, такими, как чувства, установки, нормы и ценности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.