Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодрама, центрированная на группе




Центрированная на группе психодрама занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом и возникающими здесь и теперь общими про­блемами, вытекающими из этих отношений. Иногда «центрированной на группе» называют также психодра­му, не имеющую ведущего. Здесь данный термин будет все же относиться к тому виду психодрамы, которая за­нимается проблемами группы.

Пример: В фазе разогрева нового психодраматического занятия один из участников группы в напряженно-агрессивном тоне обращается к трем другим. Он требует от них большей скромности. Три подружив­шихся друг с другом члена группы — к тому же они живут в одной комнате — не имеют права предъявлять на психодраматических занятиях осо­бых претензий. Они и так уже замучили всю груп­пу своими предвзятыми мнениями. Для того, кто был уполномочен выступить от имени своих дру­зей, это обвинение явилось совершенно неожидан­ным. Он явно не осознавал той постепенно копив­шейся агрессии, которую его подгруппа вызывала у остальных членов группы. Его попытка оправ­даться вызывает у них лишь еще большее раздра­жение. В результате он и его друзья вынуждены от­биваться от массированного наступления двух дру­гих участников группы. Все остальные члены груп­пы находятся в напряжении. Похоже, что к центри­рованной на протагонисте или направленной на группу психодраме в данный момент не расположен никто. Также и о ролевой или ситуационной игре сейчас не может быть и речи. Тут прежде всего не­обходима психодраматическая проработка группо­вого конфликта. Поэтому ведущий психодрамы просит представителя от троих друзей и их главно­го обвинителя расположиться друг против друга на сцене и продолжить свою дискуссию. Спор разгора­ется еще сильнее, чем прежде. Сначала оба остав­шихся среди зрителей друга поддерживают своего представителя посредством дублирования, однако вскоре занимают место рядом на сцене и вместе с ним оказывают сопротивление нападающему. Меж­ду тем другие члены группы, дублируя вслед за критикующим, дают волю своей агрессии, направ­ленной против «групповщины». Теперь латентная поляризация между всей группой и подгруппой ста­новится явной. В апогее полемики ведущий психо­драмы устраивает обмен ролями между представи­телем от троих друзей и его противником. Ему са­мому удивительно, с какой остротой представитель друзей обвиняет теперь в противоположной роли «триумвират» развязных «групповщиков». Но и их обвинитель в противоположной роли весьма умело аргументирует и уличает большую группу в ревно­сти к гармоничному сообществу трех друзей. Один из членов группы, только что отвергший «группов­щиков», теперь, дублируя за друзей, говорит об их эмоциональной непосредственности по отношению к группе в целом, с которой друзья хотели бы жить в такой же гармонии, что и между собой. Друзья спонтанно полностью соглашаются с этим замечани­ем и приводят в его подтверждение свои аргументы. В результате многократного обмена ролями и дву­стороннего дублирования зрителями выступления играющих и их дублей становятся не такими резки­ми и возникает гораздо более дружественная атмо­сфера. Напряжение, похоже, спало. Теперь вроде бы можно перейти к обычной психодраматической работе.

Вдруг на сцене появляется женщина, которая упрекает всех четырех мужчин: «Мужчины в группе, по сути, монополизировали психодрамотерапию. Женщин к игре почти не допускают». Спонтанно несколько участниц группы в качестве дублей присоединяются к этой женщине. Наряду с проявившимся вначале напряжением между це­лой группой и подгруппой центрированная на группе психодрама вскрывает теперь социометри­ческое расщепление группы по половому призна­ку. Далее представительница женщин рассуждает о том, что женщины оказались обойденными не только в психодрамотерапии, еще гораздо хуже ведут себя мужчины в отделении клиники, где они умудряются добиться у медсестер неслыхан­ных по сравнению с пациентками привилегий. Приводятся примеры из повседневной жизни больничного отделения, психодраматическое разъяснение которых могло бы иметь большое значение для работы всей клиники. Поэтому в от­сутствие медперсонала и врача из отделения они не разбираются. К тому же истекло и время психодраматического занятия. Группа и ведущий до­говариваются о проведении в следующий раз психодрамы, центрированной на группе из боль­ничного отделения. Только после подобной центри­рованной на группе «терапии группы при помощи группы» может в дальнейшем осуществляться ин­дивидуальная терапия «в группе» и направленная на группу терапия «для группы».

Конфликт между полами в этом примере должен также рассматриваться как общественная проблема. Зачастую центрированная на группе психодрама плавно переходит в социодраму.

Если неблагоприятная групповая динамика проявля­ется в группе нечетко и если у членов группы нет непос­редственных возможностей для выражения социодинамики, то для выявления латентных конфликтов в группе может применяться импровизационная игра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.