Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерролевой конфликт




Интерролевые конфликты возникают в том случае, если дивергируют, а иногда и исключают друг друга две или несколько ролей. Возможна такая ситуация, что мо­лодой человек обладает двумя талантами и интересами, например к музыке и к естествознанию, занятия которы­ми взаимно исключаются. При благоприятных условиях, таких, как хорошее здоровье (3), нормальные межчело­веческие отношения (МО), благоприятные внешние ус­ловия (ВУ) и внутренняя безопасность (ВБ), акциональный голод молодого человека может быть достаточ­но велик, чтобы на протяжении длительного времени по­зволять ему добиваться хороших результатов в обеих сферах. Но если на освоение программы по музыке и по естествознанию не хватает времени суток, то возникает интерролевой конфликт, который нарушает психическое равновесие вовлеченного в него человека.

Психодрамотерапию интерролевого конфликта целе­сообразнее всего начинать с исследования амбивалентно­сти клиента с помощью психодраматической техники мно­жественного дублирования. Молодой человек располага­ется на сцене, один дубль садится справа сзади него, дру­гой слева. Протагонист начинает рассуждать вслух о сво­ем интерролевом конфликте. Когда он делает паузу, один дубль выражает его склонность к естествознанию, другой — тягу клиента к музыке. После каждого приведенного дуб­лем аргумента, прежде чем другой дубль выскажется о противоположной роли и ее следствиях, дожидаются ре­акции протагониста. Сепаратное и однозначное формули­рование дублем аргументов в пользу каждой из конфлик­тующих ролей и их последствий нередко полностью дово­дит до сознания протагониста его эмоциональную амбива­лентность. Благодаря дублированию и четкому осмысле­нию при сепаратном переживании дивергирующих тен­денций может обнаружиться, что амбивалентность была всего лишь поверхностной. В таком случае, подобно стрелке манометра, позитивные реакции протагониста все чаще отклоняются в направлении аргументов одного дуб­ля, тогда как негативные реакции — в направлении аргу­ментов второго. Выражающееся таким образом решение сразу же приносит протагонисту облегчение, тем более что это решение возникло целиком в нем самом. Путем множественного дублирования стремятся не оказать влия­ние на протагониста, а только лишь помочь ему прояснить и осознать свои собственные внутренние стремления.

Дублирование может привести, однако, и к противо­положному результату. То, что раньше казалось нереши­тельностью, при затянувшемся множественном дублиро­вании может оказаться стойкой амбивалентностью. Про­тагонист соглашается с аргументами одного дубля столь же спонтанно, как и с аргументами другого, и в конце концов обнаруживает симптомы растущей психической подавленности, например чувство растерянности, состоя­ние головокружения или склонность к коллапсу.

Следует предостеречь от прерывания занятия в этой фазе! В таком случае психодраматическая терапия амби­валентности происходит в форме непосредственного про­игрывания клиентом конфликтных ролей, ибо действие, как показывает опыт, сразу же приносит облегчение. «Действовать целебнее, чем говорить!» Поскольку прота­гонисту предоставляется право самому решать, в какой из двух ролей он будет играть в первую очередь, он вынуж­ден хотя бы на мгновение преодолеть свою амбивалент­ность и решить для себя, какую роль или ситуацию он бу­дет изображать сначала. Игра должна показать, разре­шится ли амбивалентность фактически сразу, или же, скорее, следует стремиться не к выжидательному спокой­ствию, а к как можно более быстрому решению. Если вы­жидать нельзя, то благодаря инсценировке своих проек­ций будущего — например, каким бы протагонист хотел видеть себя на следующий год, через пять лет или десять — он становится способным более четко представить себе свои сокровенные желания и как следствие разрешить ак­туальный ролевой конфликт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.